Подборка пальчиковых игр, используемых в непосредственно-образовательной деятельности по экологии

Пальчиковые игры, используемые в непосредственно-образовательной деятельности по экологии

 

Бабочка

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Плавные движения кистей и ладоней рук; пальцы раздвинуты.)

Божьи коровки

Божьей коровки папа идет

(всеми пальцами правой руки «прыгать по столу»),

Следом за папой мама идет (то же левой рукой),

За мамой следом детишки идут,

А вслед за ними малышки бредут

(то же обеими руками вместе).

Красные юбочки носят они

(поджать ладони, пальцы прижать друг к другу),

Юбочки с точками черненькими

(постучать указательными пальцами по столу).

Они на солнышко похожи,

Встречают дружно новый день

(руки поднять вверх и скрестить их, разводя пальцы врозь).

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень

(спрятать пальчики обеих рук в кулачки).

Волк и зайчик

Волк – серьезный, грозный зверь.

С недовольной, злою миной,

Зайцу уши натрепал

И еще пообещал:

- То ли будет впереди, Ну, заяц, погоди!

(Дети изображают пальцами руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху, мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем.)

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Прыгнул вниз и прыгнул вверх

Зайчик скачет выше всех !

(Пальцы изображают зайца: указательный и средний пальцы подняты вверх, согнутый большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.)

Вороны

Птицы-вороны летели, летели

(дети машут руками)

И присели, посидели

(кладут руки на голову).

Да и снова полетели

(вновь машут руками),

На тропинку тихо сели

(кладут руки на стол).

Грибы

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Дети по очереди загибают пальчики, большой пальчик остается не зажатым в кулачок.)

Дожди

Сколько знаю я дождей? –

Сосчитайте поскорей

(дети встряхивают кистями рук).

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем, дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом

(по очереди загибают пальчики).

Дождик

Капля раз.

Капля два.

Каплет медленно сперва.

Капли стали поспевать,

Капля каплю догонять

(дети соединяют пальчики, начиная с мизинчиков).

Зонтик над собой раскроем,

От дождя себя укроем

(раскрывают ладошки над головой).

Дождь, лей!

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождик, лей!

(Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз.)

Дождинки пляшут как живые:

- Пей, рожь, пей!

(Свободно стряхивают кистями рук.)

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх.)

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

( Снова поворачивают руки ладонями вниз.)

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит,

Он усами шевелит.

(Пальчики в кулачок; указательный и мизинец разведены в сторону, ребенок шевелит ими.)

Кап-кап-кап

Кап-кап-кап – звенит капель

(дети стучат пальчиком правой руки по раскрытой левой ладони).

Приближается апрель

(стучат пальчиком левой руки по правой ладони).

Коза и козленок

Идет коза рогатая.

Идет коза бодатая

(указательный палец и мизинец изображают рога).

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит

(пальцы соединены в щепотку, опущены вниз, покачиваются).

Колючий – не колючий

По команде «Колючий!» (или «Ежик!») дети расставляют пальцы в стороны, по команде «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок!») пальцы сжимают в кулак.

Кошка

А у кошки Мурки

Ушки на макушке,

Чтобы могла слышать

Мышь она в норушке.

(Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх и шевелить ими по ходу рассказывания потешки.)

Кормушка

Сколько птиц в кормушке нашей?

Мы сейчас вам всем расскажем.    

Две синицы, воробей,       

Шесть щеглов и голубей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Дятел в пестрых крылышках

(пальчиком по ладошке отбивают ритм).

Всем хватило зернышек

(сложив пальцы щепоткой, изображают кормление птиц).

Лес

Дом со всех сторон открыт

(ладони и пальцы прижаты друг к другу, дети раздвигают пальцы),

Он резною крышей крыт

(руки поднимают вверх, ладошки размыкают; кончики пальцев остаются прижатыми).

Летом-то зеленый дом

(ладони с разомкнутыми пальцами поворачивают от себя),

А зимой бело кругом

(плавно опускают руки на стол).

Лес

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дети по очереди смыкают большой палец с остальными на правой руке.)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

(Поднимают руки вверх, разомкнув пальцы.)

Наташу орешками,

Федю – сыроежками,

Оленьку – малиной,

Хулигана – хворостиной.

(По очереди смыкают большой палец с остальными на левой руке.)

Листья клена

Закружила осень

Рыжие метели

(дети вращают кистями рук),

Золотые листья

С кленов полетели

(плавно опускают руки на стол).

Лошадки

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за столом, руки на столе ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

Полет птиц

Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим; взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев. Все птицы летают по- разному: колибри – пальцы крылья двигаются быстро-быстро, почти трепещут; синица – взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка – плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях; орел – резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.

Птички

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель.

(Загибают по одному пальчику.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными крест на крест ладонями.)

Птички, птички по домам!

(Машут руками, как крыльями.)

Пчела

Домовитая хозяйка

Все летала над лужайкой,

Хлопотала над цветком –

Он поделится медком.

(Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным.)

Пчелы

Пчелы любят сладкое,

К сладкому летят,

И укусят пчелы,

Если захотят.

(Выставить средний палец обеих рук, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.)

Растения.

Много всяких растений повсюду:

Возле речки,

На пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

(Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца – прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.)

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Дети складывают ладони лодочкой, двигают ими в разных направлениях.)

Солнышко

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

(Дети хлопают ладонями.)

Гори, гори ясно,

Чтоб не погасло.

(Сгибают и разгибают ладони.)

Побежал в саду ручей,

(Показывают волну.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Опускают руки вниз.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Солнышко и дождик

Солнышко на небе

Весело сияет,

Деток согревает.

(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)

Дождик понемножку

Намочил дорожки.

Кап-кап, кап-кап,

Намочил дорожки.

(Легко потряхивают кистями рук.)

Дождик, ты не пугай.

(Грозят пальчиком.)

Ты нас дождик догоняй!

(Бегут врассыпную.)

Тучки, прочь!

Мы наши пальчики сцепили

(дети сцепляют пальцы в замок)

И вытянули ручки

(вытягивают руки вперед).

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

(качают руками вверх-вниз).

Цветы

Наши нежные цветы

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Плавное распускание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол.)

Цветы

Наши красные цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распускается, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

 

Литература:

  1. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Кастрыкина В. Н., Попова Г. П. Организация деятельности на прогулке: вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Машкова С. В. (и др.). Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2013
  5. Никитина Т. В. (и др.). Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.
  6. Подгорных О. М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.




Новые публикации

Дидактическая игра «Ёжик и яблоки»

Дидактическая игра «Ёжик и яблоки» в группе второго раннего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Ёжик и яблоки» будет интересна детям 2-3 лет. Данная игра...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности «Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силён и красотой – Пояс гор...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего…

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями...

Читайте также

Открытое игровое занятие по сенсорике в первой младшей группе «Мишка…

Открытое игровое занятие по сенсорике в первой младшей группе «Мишка к нам в гости пришел»   Цель: - закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур; - закрепить действия соотношения...

Авторская подвижная игра «Веселые мячи»

Авторская подвижная игра «Веселые мячи»   Цель. Совершенствовать умение строиться в круг, ходить по кругу, проговаривая слова. Закрепить знания основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Развивать...

Сценарий проведения шахматного развлечения «Рождественский Звездный час»

Сценарий проведения шахматного развлечения «Рождественский Звездный час» (Для детей дошкольного и младшего школьного возраста)   Цели и задачи: Популяризация шахмат среди воспитанников младших групп Воскресной школы. Закрепить...


Комментарии





В блогах

Наши дети. Как поднять ребенку самооценку.

Не стоит ругать детей за неудачи в учебе. К далеко не всегда это признак лени-если маленькому человеку что-то не удаётся, в этом может быть и ваша вина. простите у ребёнка совета или помощи, поручайте несложную работу: убрать вещи, игрушки, помочь...

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе. Тема: «Мы - хозяева нашей природы» (с использованием…

Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие". Задачи:  Образовательные.  Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме; сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях; расширять представления...

НОД

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно - эстетическое», «физическое развитие», «социально - коммуникативное», «познавательное развитие». Цель: расширение представлений о зоопарке, как о части системы охраны животных. Задачи: Образовательные : способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, повадках; Развивающие:...

Консультация для родителей Подвижные игры дома

Подвижные игры дома Никто не говорит, что «веселые старты» или бадминтон в малогабаритной хрущевке – это хорошая идея. В основном, конечно, домашние подвижные игры – не про бег и прыжки, а про растяжку и «гуттаперчевые» способности Лидер в этой категории...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство