Подборка пальчиковых игр, используемых в непосредственно-образовательной деятельности по экологии
Пальчиковые игры, используемые в непосредственно-образовательной деятельности по экологии
Бабочка
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Плавные движения кистей и ладоней рук; пальцы раздвинуты.)
Божьи коровки
Божьей коровки папа идет
(всеми пальцами правой руки «прыгать по столу»),
Следом за папой мама идет (то же левой рукой),
За мамой следом детишки идут,
А вслед за ними малышки бредут
(то же обеими руками вместе).
Красные юбочки носят они
(поджать ладони, пальцы прижать друг к другу),
Юбочки с точками черненькими
(постучать указательными пальцами по столу).
Они на солнышко похожи,
Встречают дружно новый день
(руки поднять вверх и скрестить их, разводя пальцы врозь).
А если будет жарко им,
То спрячутся все вместе в тень
(спрятать пальчики обеих рук в кулачки).
Волк и зайчик
Волк – серьезный, грозный зверь.
С недовольной, злою миной,
Зайцу уши натрепал
И еще пообещал:
- То ли будет впереди, Ну, заяц, погоди!
(Дети изображают пальцами руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху, мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем.)
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Прыгнул вниз и прыгнул вверх
Зайчик скачет выше всех !
(Пальцы изображают зайца: указательный и средний пальцы подняты вверх, согнутый большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.)
Вороны
Птицы-вороны летели, летели
(дети машут руками)
И присели, посидели
(кладут руки на голову).
Да и снова полетели
(вновь машут руками),
На тропинку тихо сели
(кладут руки на стол).
Грибы
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(Дети по очереди загибают пальчики, большой пальчик остается не зажатым в кулачок.)
Дожди
Сколько знаю я дождей? –
Сосчитайте поскорей
(дети встряхивают кистями рук).
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем, дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом
(по очереди загибают пальчики).
Дождик
Капля раз.
Капля два.
Каплет медленно сперва.
Капли стали поспевать,
Капля каплю догонять
(дети соединяют пальчики, начиная с мизинчиков).
Зонтик над собой раскроем,
От дождя себя укроем
(раскрывают ладошки над головой).
Дождь, лей!
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождик, лей!
(Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз.)
Дождинки пляшут как живые:
- Пей, рожь, пей!
(Свободно стряхивают кистями рук.)
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх.)
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
( Снова поворачивают руки ладонями вниз.)
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит,
Он усами шевелит.
(Пальчики в кулачок; указательный и мизинец разведены в сторону, ребенок шевелит ими.)
Кап-кап-кап
Кап-кап-кап – звенит капель
(дети стучат пальчиком правой руки по раскрытой левой ладони).
Приближается апрель
(стучат пальчиком левой руки по правой ладони).
Коза и козленок
Идет коза рогатая.
Идет коза бодатая
(указательный палец и мизинец изображают рога).
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит
(пальцы соединены в щепотку, опущены вниз, покачиваются).
Колючий – не колючий
По команде «Колючий!» (или «Ежик!») дети расставляют пальцы в стороны, по команде «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок!») пальцы сжимают в кулак.
Кошка
А у кошки Мурки
Ушки на макушке,
Чтобы могла слышать
Мышь она в норушке.
(Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх и шевелить ими по ходу рассказывания потешки.)
Кормушка
Сколько птиц в кормушке нашей?
Мы сейчас вам всем расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Дятел в пестрых крылышках
(пальчиком по ладошке отбивают ритм).
Всем хватило зернышек
(сложив пальцы щепоткой, изображают кормление птиц).
Лес
Дом со всех сторон открыт
(ладони и пальцы прижаты друг к другу, дети раздвигают пальцы),
Он резною крышей крыт
(руки поднимают вверх, ладошки размыкают; кончики пальцев остаются прижатыми).
Летом-то зеленый дом
(ладони с разомкнутыми пальцами поворачивают от себя),
А зимой бело кругом
(плавно опускают руки на стол).
Лес
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дети по очереди смыкают большой палец с остальными на правой руке.)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
(Поднимают руки вверх, разомкнув пальцы.)
Наташу орешками,
Федю – сыроежками,
Оленьку – малиной,
Хулигана – хворостиной.
(По очереди смыкают большой палец с остальными на левой руке.)
Листья клена
Закружила осень
Рыжие метели
(дети вращают кистями рук),
Золотые листья
С кленов полетели
(плавно опускают руки на стол).
Лошадки
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за столом, руки на столе ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
Полет птиц
Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим; взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев. Все птицы летают по- разному: колибри – пальцы крылья двигаются быстро-быстро, почти трепещут; синица – взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка – плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях; орел – резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.
Птички
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
(Загибают по одному пальчику.)
Эта птичка – злой орлан.
(Машут сложенными крест на крест ладонями.)
Птички, птички по домам!
(Машут руками, как крыльями.)
Пчела
Домовитая хозяйка
Все летала над лужайкой,
Хлопотала над цветком –
Он поделится медком.
(Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным.)
Пчелы
Пчелы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят пчелы,
Если захотят.
(Выставить средний палец обеих рук, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.)
Растения.
Много всяких растений повсюду:
Возле речки,
На пруду, на поляне и в саду.
Утром весенним раскрывают они лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
(Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца – прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.)
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети складывают ладони лодочкой, двигают ими в разных направлениях.)
Солнышко
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
(Дети хлопают ладонями.)
Гори, гори ясно,
Чтоб не погасло.
(Сгибают и разгибают ладони.)
Побежал в саду ручей,
(Показывают волну.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Опускают руки вниз.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Солнышко и дождик
Солнышко на небе
Весело сияет,
Деток согревает.
(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап-кап, кап-кап,
Намочил дорожки.
(Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты не пугай.
(Грозят пальчиком.)
Ты нас дождик догоняй!
(Бегут врассыпную.)
Тучки, прочь!
Мы наши пальчики сцепили
(дети сцепляют пальцы в замок)
И вытянули ручки
(вытягивают руки вперед).
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки
(качают руками вверх-вниз).
Цветы
Наши нежные цветы
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Плавное распускание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол.)
Цветы
Наши красные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
(Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распускается, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)
Литература:
- Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
- Кастрыкина В. Н., Попова Г. П. Организация деятельности на прогулке: вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Машкова С. В. (и др.). Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2013
- Никитина Т. В. (и др.). Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Подгорных О. М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.
Читайте также |
---|
Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…
Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...
НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих…
НОД по музыкальному развитию в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Осенние листочки» Цель: Обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО
Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I «День знаний. Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...