Интеллектуальная игра «Эрудит»

(конспект итогового мероприятия в рамках лексической темы «Конец зимы» для детей подготовительной к школе группы)

 

 

Образовательные задачи:

Образовательная область «Безопасность»:

Закреплять представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Закреплять представления о том, что следует одеваться по погоде.

Образовательная область «Познание»:

Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о времени года – зима.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Закреплять умение определять свойства снега.

Образовательная область «Коммуникация»:

Воспитывать культуру речевого общения: умение вести диалог.

Совершенствование навыка решения ребусов разных видов.

Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом (скрытым значением) слов через интерпретирование пословиц.

Упражнять в составлении предложений из деформированной фразы, с последующим составлением рассказа.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Образовательная область «Социализация»:

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других участников во время игры.

Воспитывать умение слушать и слышать собеседника.

Коррекционные задачи:

Развивать логическое мышление детей: умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать. Формировать целостное впечатление о происходящих действиях.

Развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, тонкую и общую моторики.

Оборудование: карточки (серебрится река, серебрится ручей), простые и цветные карандаши, листы с практическими заданиями (по количеству детей); аудиозапись «Вьюга»; дипломы и грамоты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и загадок, чтение рассказов и стихов, игра малой подвижности «Проводы зимы», пальчиковая гимнастика «Снежок».

Словарь: Предметы:зима, декабрь, январь, февраль, времена года, месяц, снегопад, снег, лёд, холод, снежинка, изморозь, бахрома, зимовье, заносы, хлопья снега, мороз, узоры (от мороза), пурга, метель, вьюга, иней, буран, стужа, сугроб, сосулька, льдинка, каток, полынья, прорубь (лунка), лов рыбы (подлёдный), кормушка, сено, наст, дымка, пороша, позёмка, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, снежки, забавы, следы, гололедица…

Признаки: пушистый, глубокий, мягкий, искристый, рассыпчатый, влажный, липкий, холодный, лёгкий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый (снег); твёрдый, гладкий, блестящий, скользкий, прозрачный, хрупкий (лёд); красивая, мерцающая (звёздочка-снежинка); морозный, снежный, зимний, суровый, лютый, вьюжный, студёный, зябкий (день); подлёдный (лов рыбы) …

Действия:  замерзать, дуть, выть, голодать, подкармливать, виться, кружиться (о снежинках), падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, заметать, завывать, лететь, подмораживать, кататься, топить, зябнуть, чистить, сгребать, скрипеть, сверкать, трещать, ехать, взбираться, морозить, блестеть, искриться, хрустеть, подтаивать, разрисовать (узорами) …

 

Ход занятия

Сегодняшнее мероприятие пройдёт в необычной форме. Я предлагаю вам побывать в роли участников интеллектуальной игры «Эрудит». У нас будет несколько заданий. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вы готовы?

Отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.

О какой царице говорится в загадке? (Зима.)

- А тройка скакунов – что это? (Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.)

Тема нашей игры “Зима”. Начинаем нашу игру с разминки.

 

Задание 1. «Вопрос – ответ»

Назовите характерные признаки зимы.

а) 1. Назовите 5 зимних видов спорта (хоккей, лыжи, коньки, санный спорт, фигурное катание).

2. Если сели на карниз, то растут все время вниз. (Сосульки).

3. Какой месяц приходит на смену декабрю? (Январь).

4. Где быстрее растает снег под березой или под яблоней? Почему? (под яблоней, ствол тёмный, а тёмное солнце быстрее нагревает).

5. Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит).

6. Какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка).

7. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст).

8. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки).

9. Дерево, у которого белый ствол? (Берёза).

10. Почему нельзя трогать птиц в гнездах? (Птицы бросают гнездо).

11. Какой самый страшный враг леса? (Пожар).

б) 12. Почему зимой на речках специально делают проруби?

(Чтобы не допустить замора рыбы.)

13. Что происходит с деревьями зимой? (замедляют свой рост).

14. Назови животных, сменивших окраску на зиму? (Белка, заяц).

15. О каком месяце говорят году начало зиме середина? (Январь).

16. Пингвин — это птица или животное. (Птица, т.к..имеет крылья).

17. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным).

18. Назови лиственные деревья.

19. Чем отличается сосна от тополя? (листьями).

20. К какому времени года относятся все эти слова: метель, снегопад, мороз? (К зиме).

21. Назови зимние забавы. (Игра в снежки, катание на санках, лыжах, с горки, лепка снеговика, …).

 

Задание 2. Отгадайте загадку и впишите ответ в квадраты. Рисунки подскажут. Какие буквы нужно вписать в квадраты

а) Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло!

задание

 

б) Запорошило дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

задание

 

Задание 3. «Доскажи словечко».

СЕРЕБРИТСЯ РЕКА, СЕРЕБРИТСЯ РУЧЕЙ

В поэзии С.Есенина много «серебряных» слов — серебрит, серебряные, серебром, ... Вставьте их на место пропущенных слов.

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно ...            Серебром. «Берёза».

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в ...         Серебре. «Черёмуха».

Ночь.

Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг ...     Серебрит. «Ночь».

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым ...            Серебром. «Берёза».

Ночь.

Вокруг тишина.

В природе всё спит.

Своим блеском луна

Всё вокруг ...      Серебрит. «Ночь».

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький ... ручей.

Серебряный. «Черёмуха».

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят ... росы.

Серебряные. «С добрым утром!»

... река. ... ручей. ... трава

Орошённых степей.      

Серебрится. «Ночь».

 

Пауза – игра малой подвижности «Проводы зимы»

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем зиму провожать.

Дети шагают на месте.

Что зима нам принесла?

Разводят руки в стороны.

Ветер, снег и холода.

Хлопают в ладоши.

От времени года зависит погода.

Поднимают вверх указательный палец, произносят слова с назидательной интонацией.

 

Задание 4. «Соедини точки по порядку».

Что у тебя получилось. Расскажи, что ты знаешь о ней.

 

а)

б)

 3  Задание

 

Задание 5. «Хорошо – плохо».

Назовите доказательства что зима – это плохо и зима – это хорошо.

зима – это плохо

зима – это хорошо

* холодно;

* морозно;

* голодно животным и птицам;

* одеваться надо тепло;

* гололедица;

* находиться в движении.

* катание на лыжах;

* катание на санках, коньках;

* катание с горки;

* лепка из снега;

* снег, снежинки, снегопад – красиво!

 

Пауза – пальчиковая гимнастика «Снежок»

 

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним

Встают, роняют воображаемый снежок.

И … сломаем.

Топают ногами.

 

Задание 6. «Помогите».

а) Помоги Мише добраться до ёлочки и развернуть подарок.

 Задание

 

б) Помоги Деду Морозу добраться до деревни.

Задание

 

Задание 7. «Подбери правильно определение».

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, холодная, красивая, блестящая, искрящаяся, …).

Лес зимой какой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный).

Снег зимой какой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжёлый, искристый, холодный, лёгкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).

Снежинки какие? (Ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, лёгкие, белые, …).

Зимний день какой? (Морозный, холодный, ясный, снежный, короткий и т.п.).

Зимняя ночь какая? (Длинная, морозная, ветренная, холодная, спокойная, снежная …).

 

Задание 8. «Составь текст из деформированных предложений».

 

а)                 Зимой

       2             3         1

Снежная, зима, наступила.

       2     4                  1               3

Укрыл, снег, землю, пушистый.

1       4                    3                2

На, узоры, красивые, окнах.

3                      2          1            4

Висят, деревьях, на, кормушки.

   3             1   2

Зёрна, птицы, клюют.

 

б)               Зимний лес

       2             1           3

Высокие, хороши, ели.

   3           1       4       2

Шапки, на, снега, ветках.

         3           1         2

Сугробы, кругом, пушистые.

1         3       2

У, зайка, куста.

1         3           2       4

В, уснула, дупле, белка.

   4           2           1     3       5

Села, макушку, на, елки, птица.

       2             1         4          3

Красивый, какой, зимой, лес!

И с последним заданием вы справились! Молодцы!

Подведём итог.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...

Читайте также

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»