Дидактическая игра «Путешествуем по Солнечной системе»

Космос, звезды – все по этой теме,

Наконец узнать пришла пора.

Путешествовать по Солнечной системе

Нам поможет новая игра.

(Учитель-дефектолог Петрова С.А.)

С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, Солнце, Луна и звезды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать и раздумывать. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звездами, все чаще не находиться. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок. Звездам, созвездиям и даже целым галактикам. Но это все о нас – взрослых.

Дети находятся в слиянии с природой, подобно древним людям, а потому все что их окружает, кажется им таким интересным и родным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звезд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки вселенной.

К сожалению, на прилавках магазинов практически нет дидактических игр для детей дошкольного возраста, посвященных данной тематике. Осознание значимости проблемы побудило педагогический коллектив нашего детского сада к созданию дидактической игры «Путешествуем по Солнечной системе».

Цели игры:

1. Закрепить и систематизировать представления детей о Солнечной системе, Вселенной.

2. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность.

3. Воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям.

4. Развивать навыки ориентировки и пространственные представления.

В игре реализуются следующие образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Подготовка к игре (предварительная работа):

1. Памятка для родителей о том, как дать ребёнку первоначальные представления о космосе, Вселенной, движении планет Солнечной системы.

2. Беседы с детьми на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах".

3. Наблюдения за солнцем, ночным небом.

4. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

5. Чтение художественной литературы.

6. Разучивание стихотворений.

7. Отгадывание загадок.

8. Рисование, аппликация, лепка.

Оборудование игры:

Игровое поле, карточки с заданиями, фишки, кубик.

Игровое поле, карточки с заданиями, фишки, кубикИгровое поле, карточки с заданиями, фишки, кубик

Игровое поле, карточки с заданиями, фишки, кубикИгровое поле, карточки с заданиями, фишки, кубик


Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В зависимости от уровня подготовленности детей, игра может быть упрощена (могут использоваться не все карточки с заданиями) или усложнена (наличие новых заданий).

Из Галактики Андромеды стали поступать световые сигналы. Жители планет Солнечной системы решили полететь в Галактику Андромеды и узнать, что там происходит. Представители планет собрались в центре Солнечной системы. Для того, чтобы добраться до Галактики Андромеды, им необходимо, минуя все препятствия, долететь от Солнца до Плутона.

Участники игры выбирают себе фишку.

С помощью кубика определяется очередность хода игроков.

Все игроки находятся в центре Солнечной системы (старте).

Первый игрок бросает кубик и делает столько ходов, сколько точек на верхней грани кубика. Движение начинается по орбите Меркурия (начиная с планеты), по часовой стрелке.

В соответствии с обозначением, игрок выполняет задание. Если игрок успешно справился с заданием, то еще раз бросает кубик (но не более 3 раз). Если задание выполнено неверно, то ход переходит к следующему игроку.

Обозначения:

Метеорит (вопрос – ответ) – игрок, попавший на «метеорит», вытягивает карточку с изображением метеорита и отвечает на вопрос.

Метеорит

 

Астероид (загадки) – игрок, попавший на «астероид», вытягивает карточку с изображением астероида и отгадывает загадку.

Астероид

 

Ракета (кто это?) – игрок, повстречавший «ракету», вытягивает карточку с изображением ракеты. Узнает и называет того, кто изображен на фотографии.

Ракета

 

Туманность Водоворот (расскажи и покажи) – игрок, попавший в «туманность Водоворот», вытягивает карточку с изображением туманности. Рассказывает стихотворение и сопровождает его соответствующими движениями.

Туманность Водоворот

 

Три золотых звезды (созвездие) – игрок, попавший на «три звезды», вытягивает карточку «созвездие». Узнает и называет, изображенное на карточке созвездие.

В игре представлены 2 набора карточек «созвездие» с картинкой и без нее.

 Три золотых звезды Три золотых звезды

 

Планета – игрок, попавший на «планету», вытягивает карточку с изображением планет. Узнает и называет планету, перемещает свою фишку на планету, изображенную на карточке.

 Планета

 

НЛО – игрок, встретивший «НЛО», вытягивает карточку с изображением НЛО. Проходит лабиринт, узнает на какую планету летит НЛО. В случае правильного ответа, игрок перемещает свою фишку на эту планету.

 НЛО

 

Крабовидная туманность (ребусы) – игрок, попавший в «крабовидную туманность», вытягивает карточку с изображением крабовидной туманности. Разгадывает ребус.

 Крабовидная туманность

Черная дыра – игрок, попавший в черную дыру, перемещает свою фишку на черную дыру, которая находится на предыдущей орбите.

Разноцветная звезда - игрок, попавший на разноцветную звезду, перемещает свою фишку на разноцветную звезду, которая находится на следующей орбите.

Если игроку не удается перейти на следующий уровень (следующую орбиту) в течение 1 витка вокруг Солнца, то он автоматически переходит на следующий уровень (после прохождения 1 круга, игрок устанавливает свою фишку на планету, которая находится на следующей орбите).

Победителем в игре считается тот игрок, который первым телепортируется на космический корабль.

Игру можно использовать:

- в совместной деятельности;

- как одну из форм работы с семьями воспитанников;

- как способ реализации задач годового плана ГБДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей и их родителей.

Игра «Путешествуем по Солнечной системе» - пример того, как можно в игровой форме закрепить и систематизировать знания дошкольников о Солнечной системе. Это – настоящая энциклопедия знаний для ребенка. Игра станет хорошим помощником родителям и педагогам для занятий с детьми в кругу семьи и дошкольных учреждениях.

 

Приложение (примеры карточек).

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

 До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся …

Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный …

 Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

 карточки

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
У лунного моря
Особый секрет -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет
И рыба не водится тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
 

карточки

карточки

карточки

Источники:

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html - картинки предметов для карточек

http://fotodeti.ru/astronomiya.htm - текст вступительной части



Комментарии  

#4 Наталья 12.08.2019 04:06
Цитирую Мария:
Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

У вас нет такого игрового поля?
Цитировать
#3 Наталья 11.08.2019 15:06
у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?
Цитировать
#2 Мария 03.06.2019 20:43
Спасибо Вам большое! Чудесный материал!
Цитировать
#1 Евгения 13.01.2016 14:29
Спасибо большое!
Цитировать


Новые публикации

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Читайте также

Технологическая карта организованной учебной деятельности для младшей группы

Технологическая карта организованной учебной деятельности для младшей группы Тема: В поисках пропавшей сказки – «Колобок» Образовательная область: коммуникация + творчество + познание Раздел:...

Сценарий спортивного праздника с участием родителей «Мы со спортом очень…

Сценарий спортивного праздника с участием родителей «Мы со спортом очень дружим!»   Задачи: Создать бодрое и радостное настроение у детей и родителей. Развивать у детей интерес к физическим...

Экологический проект «Зеленая аптека»

Экологический проект «Зеленая аптека» Руководитель проекта: Головина Татьяна Григорьевна, учитель-логопед. Участники проекта: воспитатель логопедической группы Яковлева Елена Ивановна, воспитатель логопедической группы...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Дидактическое пособие "Атрибуты для дыхательной гимнастики"

АННОТАЦИЯ Дидактическое пособие: «Атрибуты для дыхательной гимнастики» предназначено для детей дошкольного возраста. Занятия и упражнения по дыхательной гимнастике с использованием атрибутов из данного пособия способствуют укреплению дыхательной системы организма ребенка. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, у ребенка вырабатывается привычка делать...

Конспект НОД "Дикие Животные" для среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные» B­иды дe­тc­кo­й дe­ятe­льнo­c­ти: игрo­вa­я, кo­ммуникa­тивнa­я, пo­знa­вa­тe­льнo­- иc­c­лe­дo­вa­тe­льc­кa­я. Цели: Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно...

Лэпбук "Математика с Малышариками"

Sample Image

Уже с раннего возраста детей можно обучать математике. И такие известные и любимые герои для детей, как Малышарики, сделают занятия интересными и увлекательными. С помощью лэпбука можно не только познать что-то новое, но и возможность поиграть, а задание "собери...

Лэпбук "Перелетные птицы"

Sample Image

Уже с раннего возраста дети интересуются живой и не живой природой. Лэпбук «Перелетные птицы» помогает детям наглядно, с помощью картинок и игр, познакомить с живой природой. Лэпбук особенно актуален для детей младшего возраст. Не всех перелетных птиц дети могут...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство