Подборка речевых игр по лексическим темам

Растения

 

1. Назови правильно:

Новогоднее дерево.

Сушеный виноград.

Нераспустившийся цветок.

Сплетенные в кольцо цветы.

Из чего сделан Буратино?

Это растение обвивает все, что растет на его пути.

Плодами этого кустарника можно посвистеть.

Какое растение может нас обжечь?

Часть дерева, липнущая к телу в бане.

Часть дерева, находящаяся под землей.

 

2. Назови одним словом.

Помидор, огурец, капуста, картофель.

Апельсин, лимон, банан, груша.

Земляника, голубика, черника, костяника.

Смородина, вишня, крыжовник, облепиха.

Вороний глаз, волчье лыко, жимолость.

Липа, береза, дуб, клен.

Сосна, кедр, ель, пихта.

Астра, тюльпан, гладиолус, роза.

Ромашка, василек, одуванчик, колокольчик.

Герань, алоэ, фикус, кактус.

Маслята, опята, грузди, лисички.

Поганка, мухомор, ложные опята.

Петрушка, укроп, сельдерей.

Лебеда, осот, вьюнок.

Подорожник, зверобой, душица, мать – и – мачеха.

 

3. Знаешь ли ты, почему растению дано такое странное прозвище – мать-и-мачеха?

А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, это мать. А верхняя, наоборот, жесткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали: мать и мачеха. Какие лечебные свойства у мать – и – мачехи?

 

4. Прослушай перечень слов, постарайся его запомнить:

Мята

Душица

Полынь

Лебеда

Ландыш

Подснежник

Роса

Дождь

Иней

Снег

 

А теперь, как можно точнее, ответь на следующие вопросы:

- Сколько всего слов было произнесено?

- Есть ли в этой группе слов названия трав? Перечисли их.

- Есть ли в этой группе слов названия цветов? Перечисли их.

- Подумай, во сколько групп можно объединить эти слова. Назови каждую группу.

 

5. Назови растения, которые обладают определенными свойствами, признаками. Например: про какие растения можно сказать, что они сочные и съедобные – груша, яблоко, арбуз, апельсин и т.д.;

Зеленые и мягкие;

Гладкие и твердые;

Хрустящие и вкусные;

Сладкие и полезные;

Горькие и вредные;

Колючие и живые;

Душистые и яркие;

Кудрявые и высокие.

 

6. Послушай стихотворение:

А у наших у ворот

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочка на нем, не цветочка на нем,

А чулки и башмаки, словно яблоки!…

Вообрази чудо – дерево. Нарисуй его. Дай название. Расскажи, где оно растет? Чем плодоносит? Как за ним ухаживать?

 

Овощи Фрукты Ягоды

 

1. Ответь правильно.

- Овощ, который нужно тянуть из грядки всем семейством.

- Лакомая внутренняя часть капусты.

- Что находится в корзине у растения, которое всегда повернуто к солнцу?

- Жилище гороха.

- Сушеный абрикос.

- Колючий кустарник со съедобными ягодами.

- Апельсин больше похож на лимон или яблоко? Чем они похожи? Что у них разное?

- Сказка об овощах.

- Какая ягода может быть красной, черной или белой?

- Что крупнее: вишня или черешня?

 

2. Объедини слова в пары. Объясни признак группировки:

Груша, виноград, морковь, капуста;

Капуста, перец, репа, свекла;

Слива, яблоко, абрикос, груша;

Земляника, вишня, голубика, смородина;

Чеснок, сельдерей, петрушка, лук;

Кукуруза, пшеница, рожь, подсолнух;

Черника, клюква, рябина, малина;

Крыжовник, облепиха, вишня, черешня.

 

3. Подбери слово, для которого подходят следующие определения:

Кислый, горький, сладкий, соленый - …

Свежий, малосольный, маринованный - …

Томатный, сливовый, виноградный - …

Вишневое, сливовое, клубничное - …

Сушеные, моченые, свежие - …

Гречневая, овсяная, рисовая - …

Индийский, цейлонский, краснодарский - …

 

4. Представь, что у тебя есть апельсины, лимоны, груши. Разложи на шести блюдцах по два фрукта так, чтобы набор плодов на всех блюдцах был разным.

 

5. Послушай шуточное стихотворение Н.Кончаловской.            

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром он поливал,

На ночь их укрывал

И берег от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

«Ни в земле, ни в воде,

Никогда и нигде

Мы таких овощей не встречали!»

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

    

Объясни, как получились эти веселые слова: репуста, огурбузы, помидыни, редисвекла, чеслук, сельдерошек, моркофель, баклачки, спаржовник.

Попробуй нарисовать необыкновенные фрукты и овощи из стихотворения Н.Кончаловской, а лучше придумать самому и нарисовать эти чудо – овощи и чудо – фрукты.

 

Животный мир

 

1. Назови правильно

Царь зверей

Лошадь в тельняшке

Сумчатый попрыгун

Самое упрямое животное

Пчелиная стая

Чем питается паучок?

Кто ест комаров?

Как называется зверь, умеющий строить на реках плотины?

Делают ли запасы еды зайцы?

Кто является санитаром леса?

 

2. Назови одним словом, а лучше двумя.

Грач, скворец, ласточка, стриж.

Голубь, воробей, ворона, синица.

Снегирь, свиристель, зимородок.

Курица, утка, гусь, индейка.

Лещ, щука, окунь, судак.

Акула, скумбрия, камбала.

Лошадь, корова, свинья, собака.

Жираф, крокодил, бегемот, обезьяна.

Белка, заяц, лиса, волк.

Олень, тюлень, морж, белый медведь.

Стрекоза, комар, муха, кузнечик.

 

3. Раздели животных или птиц на две группы. Объясни признак группировки.

Петух, курица, гусь, гусыня.

Утенок, цыпленок, утка, курица.

Коза, баран, овца, козел.

Поросенок, собака, свинья, щенок.

Корова, медведь, лошадь, еж.

Носорог, крокодил, белый медведь, тюлень.

Олень, заяц, белка, лось.

Леопард, заяц, тигр, кролик.

Шимпанзе, бобр, мышь, мартышка.

Чайка, синица, лебедь, дятел.

Коршун, соловей, жаворонок, ястреб.

Скворец, воробей, ласточка, голубь.

Жаба, гадюка, лягушка, уж.

Оса, муха, пчела, муравей.

Журавль, лягушка, цапля, рыба.

 

4. Вспомни, кто где живет и постарайся правильно соединить слова правой колонки с левой.

Конюшня                               Волк

Курятник                               Медведь

Берлога                                  Белка

Нора                                      Муравей

Муравейник                          Свинья

Дупло                                    Курица

Скворечник                           Собака

Гнездо                                    Скворец

Конура                                  Мышь

Свинарник                             Корова

Коровник                               Ласточка

Логово                                   Лошадь

Почва                                     Пчела

Улей                                       Дождевой червь

 

5. Давай проверим, хорошо ли ты знаешь названия животных

Составь цепочку из 10 и более слов, обозначающих название животных, так, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой в последующем.

Например: бык – кролик – корова - …

Скажи, какие из перечисленных тобой животных являются героями русских (татарских) народных сказок?

 

 Домашние животные

 

1. Назови правильно.

Сушеная трава.

Любимое лакомство козы.

Дикий родственник свиньи.

Корова в детстве.

От каких животных получают молоко?

Сила этого животного определяет мощность двигателя.

Железная скоба, прибиваемая к конскому копыту.

Какие звери были бременскими музыкантами?

Как называется домашний родственник зайца?

Меняет ли шерстку кролик?

 

2. А сейчас сам придумай загадку, используя опору:

 

Что делает? Кто такой же?

Например: Скачет, но не кенгуру.

Ест сено, но не корова.

Перевозит грузы, но не верблюд.

Ржет, но не зебра.

Кто это?

 

3. Расскажи, какую пользу приносит человеку:

Корова - …

Овца - …

Пчела - …

Гусь - …

Курица - …

Как узнать по яйцу, не разбивая, вареное оно или сырое?

Как без воды сварить яйцо вкрутую?

 

4. Сравни, чем похожи и чем отличаются:

Собака -              волк;

Гусь -                  лебедь;

Лошадь -             зебра;

Свинья -              кабан;

Кролик -             заяц.

 

Птицы

 

1. Подумай и ответь.

Как можно сразу отличить птиц от других животных?

Белобокая птица.

Красногрудая птица.

Летающий барабанщик.

Какие птицы могут быть почтальонами?

Какая птица часы не имеет, время разумеет?

Как можно назвать птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.

Кто днем спит, а ночью летает, прохожих пугает?

Самая большая птица в мире?

Кто из воды сухим выходит?

 

2. Поясни, почему о птицах сложились такие поговорки:

Как с гуся вода.

Глухая тетеря.

Заладил, как дятел.

Забился, как сыч.

 

3. Вспомни, какая птица чем питается, а затем закончи предложение.

Синица – птица …

Снегирь – птица …

Ястреб – птица …

Слова для справок: хищная, насекомоядная, зерноядная.

 

4. Представь птицу. Подбери слово, характеризующее ее, из первой колонки. Ответь, почему ее так называют?

Неуклюжая                             Сова

Мудрая                                  Синица

Шустрая                                Индюк

Надутый                                Утка

Важная                                  Цапля

Длинноногая                         Павлин

Расфуфыренный                    Ворона

Сизый                                    Голубь

Голосистый                           Лебедь

Стройная                               Соловей

 

Мир предметов и веществ

 

1. Поверь или проверь.

Растительное масло делают из подсолнечника, сои, рапса и т.д.

Сахар – из свеклы и сахарного тростника.

Ситец – из хлопка.

Бумагу – из древесины.

Шпроты – из кильки.

Бензин – из нефти.

Белый хлеб – из пшеничной муки ( пшеницы).

Манную крупу – из пшеницы.

Шоколад – из какао – бобов и сахара.

Материалом для покрытия дорог является асфальт.

 

2. Подбери к названному слову подходящие по смыслу. Повторять слова нельзя. Постарайся уложиться за 1 минуту.

Например: волшебная палочка.

Трусливый - …                     острый - …

Теплое - …                           счастливый - …

Утренние - …                        дрессированная - …

Кедровые - …                       кипяченая - …

Золотое - …                          трудная - …

Круглое - …                          жирная - …

Колючий - …                         сладкая - …

Цветочные - …                      прозрачная - …

Голосистый - …                    звонкая - …

Пасмурный - …                     любимая - …

 

3. А сейчас задание посложнее. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами.

Про какие предметы можно сказать, что они :

Твердые и жидкие;

Холодные и газообразные;

Теплые и непрочные;

Прочные и вредные;

Сырые и сухие;

Твердые и мягкие;

Пушистые и колючие;

Широкие и удобные;

Душистые и жидкие;

Мокрые и подвижные;

Хрустящие и вкусные.

 

4. Постарайся объединить в своем воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом. (Например: даны слова «волосы» и «вода», почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем или волосы, которые моют?) Дай волю своему воображению.

Телевизор - шоколад;

Стакан - коридор;

Ноготь - журнал;

Паук - кресло;

Лупа - палец;

Сосулька - ножницы;

Картинка - лужа;

Котлета - песок;

Бегемот - пальто;

Мыло - яблоко.

 

5. Назови как можно больше различных способов применения названных предметов: соль, пластиковая бутылка, скалка, гвоздь, камушки, опилки…

Например: газета. Из газеты можно сложить веер, головной убор, подложить ее под неустойчивые предметы, сделать пробку для бутылки, занавесить окна, упаковать вещь, обернуть книгу …

 

6. Отгадай, что это?

Он пузатый, он не жирный,

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьется,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюется –

Уж от сор не уберечь…

 

Назови слова, помогающие найти отгадку. Какие бывают чайники ( по цвету, материалу, величине)?

Задай как можно больше вопросов про чайник.

Давай придумаем новый чайник:

- чтобы он не остывал (был как термос);

- чтобы он сам делал воду чистой и полезной;

- чтобы сам заваривал чай;

- чтобы пел смешные песенки и т.д.

 

Вещи вокруг нас

 

1. Назови, не ошибись.

Упаковка для писем.

Ящик с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.

Настольный светильник.

Средство для склеивания бумаг.

Средство для стирки белья.

Сумка для складывания походных принадлежностей.

Место для хранения скоропортящихся продуктов.

Чем точат карандаш?

Чем распиливают доски?

Чем копают землю?

 

2. Назови одним словом, а лучше – двумя.

Сапоги, валенки, унты.

Резиновые сапоги, галоши, боты.

Кроссовки, кеды, чешки.

Панама, косынка, кепка.

Меховая шапка, шапка – ушанка, шаль.

Трусы, майка, комбинация.

Шуба, пальто, плащ.

Чулки, носки, колготки.

Чашка, сахарница, блюдце.

Кастрюля, половник, чайник.

Тетрадь, ручка, пенал.

Стол, стул, шкаф.

Кресло, диван, кресло – кровать.

Мяч, кукла, погремушка.

Серьги, браслет, перстень.

Мотыга, лопата, лейка.

Пила, ножовка, рубанок.

Крем, помада, тушь.

Люстра, светильник, бра.

Пианино, скрипка, балалайка.

Пододеяльник, простынь, наволочка.

Утюг, пылесос, электромясорубка.

Йод, аспирин, микстура.

Колбаса, сосиски, сардельки.

Конфеты, мармелад, пирожное.

Молоко, кефир, сметана.

Хлеб, булка, сухари.

Чай, кофе, компот.

Мыло, сода, стиральный порошок.

 

3. Объясни, что произойдет с объектом, если исключить его составную часть? Как он будет называться?

Кружка без ручки – бокал;

Джемпер без рукавов - …

Футболка без рукавов - …

Туфли без каблуков - …

Тапочки без пяток - …

Кепка без козырька - …

Платье без подола - …

Брюки без штанин - …

Борщ без свеклы - …

Щи без бульона - …

Рыба без костей - …

Мясо без костей - …

Урюк без косточек - …

Трава без корней - …

Очки без дужек - …

Стул без спинки - …

Напиток без сиропа - …

Песня без слов - …

 

4. Отгадай загадку.

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

 

5. Назови, с каким предметом ассоциируются приведенные ниже слова:

Воспитатель - …                             мультфильм - …

Друг - …                                         сон - …

Занятие - …                                     утро - …

Игрушка - …                                  вечер - …

Каша - …                                        книга - …

Микстура - …                                 школа - …

 

А теперь постарайся вспомнить, к каким словам были подобраны названные тобою слова ( перечисляются слова – ассоциации).

 

Транспорт

 

1. Назови не ошибись.

Баранка, которую нельзя съесть.

Подземная железная дорога.

Почему на всех автомобилях есть тормоз?

Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль дороги опускается шлагбаум?

На какие части делится дорога?

Устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов при помощи световых сигналов.

Что означают сигналы светофора?

Сказочный герой, который любил кататься на печи.

Полосатая палочка в руках милиционера – регулировщика.

Кто управляет самолетом?

 

2. Ответь, знаешь ли такую машину?

Сверху большой винт, а в хвосте еще один маленький. Машина может летать, а умеет и висеть в воздухе: винты вертятся, жужжат, а машина ни с места – как привязанная.

 

3. Подумай и ответь, по какому признаку объединены эти транспорт-ные средства:

Трамвай, троллейбус, автобус;

Самолет, вертолет, аэробус;

Теплоход, метеор, катер;

Ауди, Мерседес, Хонда;

Трамвай, троллейбус, электропоезд;

КамАЗ, ЗИЛ, БелАЗ;

Самокат, велосипед, катамаран;

Танк, гусеничный трактор, экскаватор;

Комбайн, трактор, бензовоз.

 

4. Давай поиграем в игру «Найди родню».

Для этого рассмотрим «вертолет» с разных сторон, выявляя как можно больше его свойств и качеств. Найди объекты с такими же свойствами (функциями).

Вертолет и самолет – родня, так как оба летают;

Вертолет и вертушок - родня, так как оба … ;

Вертолет и стрекоза - родня, так как оба … ;

Вертолет и машина - родня, так как оба … ;

Вертолет и очки - родня, так как оба … ;

Вертолет и барабан - родня, так как оба … ;

Вертолет и рыба - родня, так как оба … ;

Вертолет и бант - родня, так как оба … ;

Вертолет и чертеж - родня, так как оба … ;

Вертолет и подкова - родня, так как оба … ;

Вертолет и парашют - родня, так как оба … ;

Вертолет и ветер - родня, так как оба … ;

 

5. Постарайся найти что – то хорошее в таких, на первый взгляд неприятных событиях:

Не заводится машина;

Потерялись ключи от автомобиля;

Кончился бензин на полпути;

Оштрафовали за превышение скорости;

На улице сильная гололедица;

С утра идет проливной дождь, поэтому поездка за город отменяется;

Отключили электроэнергию.

 

Родной край

 

1. Подумай и ответь.

Как называется столица России?

Как называется столица Республики Татарстан?

Перечисли пять улиц города, в котором ты живешь.

Какое животное изображено на гербе Республики Татарстан?

Кто такой Минтимер Шаймиев?

30 августа – что это за день?

Что празднуют 9 мая?

Как расшифровать слово ТРТ»?

Чье имя носит театр оперы и балета в городе Казани?

Кто такой Салих Сайдашев?

 

2. Правильно закрась государственный флаг Республики Татарстан.


3. Назови одним словом.

Москва, Новгород, Санкт-Петербург.

Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск.

Чистопольский, Высокогорский, Пестречинский.

Россия, Япония, Соединенные Штаты Америки.

Г.Тукай, М.Джалиль, Р.Миннуллин.

А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Некрасов.

Казанка, Волга, Свияга.

Лебяжье, Голубое, Кабан.

Черное, Балтийское, Азовское.

Марс, Меркурий, Венера.

 

4. Внимательно прослушай содержание татарского народного юмора. Приготовься ответить на вопрос.

Лев поймал лису и только хотел ее съесть, как она сказала:

- Не скаль зубы, беги пока здоров, я ведь царица зверей.

- Не говори глупостей. Всем известно, что я царь, - рявкнул лев.

- Если не веришь, идем со мной, - строго сказала лиса, - увидишь, кто из нас кто.

Пошли вместе. Все звери, которые попадались им навстречу, убегали от них прочь.

Лев в недоумении остановился. «Кто же из нас царь зверей?»

 

5. Назови авторов следующих произведений:

Родной язык - …;

Шурале - …;

Болтливая утка - …;

Хвосты - … ;

Умница - …;

Мы с Волги, из Казани - …;

Красная ромашка - …;

Камыр – батыр - …;

Сказка о козе и баране - …;

Три дочери - …

 

6. Вспомни содержание татарской народной сказки «Три дочери».

Скажи, на какую из дочерей похож(а) ты?

Как понимать выражение «быстрые, как ласточки»?

Подходят ли к сказке пословицы: «Добро век не забудется», «Трудно найти – легко потерять»?

В кого еще можно было превратить каждую из дочерей с помощью волшебной палочки?

Перечисли сказки, где рассказывается о матери и детях.

Запомни народную мудрость: «Кто мать свою забывает, того бог карает».

 

Ориентировка во времени

 

1. Назови, не ошибись.

Утром мы завтракаем, а в полдень - …?

Самое подходящее время суток для сна.

Перечисли дни недели в обратном порядке.

Сколько месяцев в году, перечисли их?

Сколько месяцев у лета?

Сколько недель в месяце?

В какое время суток можно наблюдать первые заморозки на почве?

Время года, когда просыпается природа.

Пришла без красок и кисти и перекрасила все листья. Кто она?

Когда начался новый год?

 

2. Постарайся понять связь между словами в паре и по аналогии назвать пропущенное слов:

День – ночь, утро - …;

День – солнце, ночь - …;

Лето – жара, зима - …;

Полдень – светло, полночь - …;

Январь – первый, май - …;

Январь – второй, май - …;

Утро – жаворонок, ночь - …

 

3. Назови одним словом.

Зима, весна, лето, осень.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Суббота, воскресенье.

Утро, день, вечер, ночь.

Январь, февраль, март, декабрь.

Секунда, минута, час.

 

Использованная литература:

1. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Академия развития, 2006,79с.

2. Косинова Е.М. Развитие речи. Природа. М., олма-пресс,2003.-63с.

3. Нефедова Е.А. , Узорова О.В. Готовимся к школе, М,:Аквариум,1997, 400с.

4. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. СПб,240с

5. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань,1996,80 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Цифровое детство

Цифровое детство Еще недавно, мы взрослое поколение, постепенно погружались в цифровой мир. Времена изменились, а наши дети уже рождены в этом...

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Читайте также

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка»…

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка» в старшей группе Цель: Обогащение словарного запаса. Задачи: - Формировать умение правильно употреблять в речи слова...

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда Компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, люди постоянно пользуются компьютерами и искусственным интеллектом, жизнь...