«Дидактические игры как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Тема «Фрукты, овощи»

Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы.

Дидактические игры отбираются и разрабатываются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Подборка игр используется не только на занятиях, но и во всех режимных моментах в течение дня воспитателями.

Дидактическая игра позволит решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Тема: «Овощи»

Задачи воспитателя:

— рассмотреть овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

— объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

— обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

— рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);

Задание 1. Рассматривание картинок с изображением овощей, муляжей

Задание 2. Дидактическая игра «Опиши овощ»

Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:

Симпатичный красный нос

По макушку в землю врос.

И торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

 

Лежали на грядке зеленые ребятки.

В рассол попали – солеными стали. (огурцы)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

 

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

 

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

 

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

 

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

 

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький»

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

 Задание 5. Дидактическая игра «Один — много»

Образование множественного числа имен существительных:

огурец — огурцы, помидор — помидоры...

 Задание 6. Дидактическая игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку».

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

 

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

 

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

 

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Задание 7. Составление описательного рассказа про овощи

План рассказа:

Что это? Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на вкус? Что из него готовят?

Задание 8. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

согласование существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим,            Резкие движения прямыми кистями рук вверх и                                                                

                                             вниз.

Мы морковку трем,           Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к

                                             себе и от себя

Мы капусту солим,            Движение пальцев, имитирующих посыпание

                                             солью из щепотки

Мы капусту жмем.             Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Задание 11. Выучить наизусть стихотворение

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад. (В. Коркин)

Задание 12. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох! (Ю.Тувим)

Вопросы:

Из чего хозяйка варила суп?

Откуда она принесла овощи?

В чем варился суп?

Какой получился суп?

 

Тема: «Фрукты»

Задачи воспитателя:

— рассмотреть с ребенком фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

— обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

— рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

— рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 1. Рассматривание картинок с изображением фруктов, муляжей

Задание 2. Дидактическая игра «Опиши фрукты»

Задание 3. Дидактическая игра «Вкусная отгадка на мою загадку»

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

 

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

 

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (Апельсин)

 

Рос на пальме я когда-то.

Очень вкусный я, ребята. (Банан)

 

Мы растем в одном саду

С яблонькой-подружкой

Угости скорей друзей

Ароматной …   (Грушей)

Задание 4. Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Образование множественного числа существительных:

яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький»

Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

Задание 6. Дидактическая игра «Придумай похожие слова»

Яблоко - яблочко, яблоня, яблочный;

Апельсин – апельсинчик, апельсиновый ;

Банан – бананчик, банановый;

Лимон - лимончик, лимонный.

Задание 7. Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

Задание 8. Составление описательных рассказов о фруктах

План рассказа:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 9. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Груша – не стало…груши

Яблоко – не стало…яблока

Апельсин – не стало…апельсина

Задание 10. Дидактическая игра «Что можно приготовить»

(образование относительных прилагательных):

из яблока — яблочный сок, яблочное варенье

из груши — грушевое варенье, грушевый сок

из апельсина — ...

Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»:

яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....

Задание 12. Дидактическая игра «Придумай загадку»

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического…

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду Дошкольное детство является важным периодом в психическом...

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Проект «Путешествие в LEGO»

Проект «Путешествие в LEGO» Актуальность: Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, которые существенно облегчают жизнь людей и влекут...

Читайте также

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста…

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению...