Дидактические игры по развитию речи «Волшебные круги»

 

Актуальность

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра.

Предлагаю вашему вниманию свою систему дидактических игр с использованием кругов волшебных кругов

Первый вариант игр: представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов.

Система дидактических игр с использованием кругов

 

Второй вариант игры: 2 круга помещаются в специальную папку с окошечком и ребенок передвигает два круга.

 

Система дидактических игр с использованием кругов

 

Задания с «Волшебными кругами» (3 варианта)

(1-й вариант: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

(2-й вариант: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

(3-й вариант: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

 

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

 

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Реальное задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

 

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

 

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком - их хвосты.

Реальное задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Фантастическое задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами…Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий…).

 

Дидактическая игра «В гостях у сказки»

 

Дидактическая игра «В гостях у сказки»

 

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением сказочных героев (б.Яга, Буратино и т.д.), на маленьком – предметы, которыми они пользовались.

Реальное задание: Подбери нужный предмет

Ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочных персонажей, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение необходимого для него предмета.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения б.Яги и золотого ключика.

Фантастическое задание: подумать и сказать, каким образом у б.Яги оказался золотой ключик, например: захотела б.Яга украсть золотой ключик и спрятать его, чтобы Буратино не смог открыть им волшебную дверь.

 

Дидактическая игра «Какое варенье?» «Какой сок?»

 

Дидактическая игра «Какое варенье?» «Какой сок?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» «Какой сок?»

Цель: формирование лексико–грамматических категорий; образование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными; обогащение и активизация словаря.

 

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

 

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

 

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

 

Дидактическая игра «С какого дерева листок»


Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев; развивать внимание, наблюдательность, память; воспитывать познавательный интерес.

 

Дидактическая игра «Профессии»

 

Дидактическая игра «Профессии»

 

Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их.

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

 

Цель игры: расширять словарь антонимов.

 

Дидактическая игра «Составляем новые слова»

 

Дидактическая игра «Составляем новые слова»

Цель: обогащение словаря детей существительными с учетом особенностей их морфологического образования.

 

Дидактическая игра «Разноцветный мир»

 

Дидактическая игра «Разноцветный мир»

 

Цель: упражнять в согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

 

Создавая дидактические игры своими руками, мы можем индивидуально учитывать потребности своих детей. И с помощью игр решать трудности в речевом развитии.

Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическая игра «Культура питания»

Дидактическая игра «Культура питания» Обучение детей этикету за столом всегда остается актуальным вопросом, и важно, чтобы дети умели правильно сервировать стол...