Развитие сенсорики у детей дошкольного возраста

(Дидактическая игра, сделанная своими руками)

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Игра «Веселая поляна»

Эта игра является эффективным упражнением для сенсорного развития, восприятия и развития мелкой моторики рук. Кроме того, эта игра помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием. Работу проводим индивидуально и групповой по три человека.

Цель: развитие мелкой моторики рук и точности движений, тактильного восприятия, воображения пространственных отношений; способность к эмоциональному и творческому формированию.

Задачи:

  1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглая, в форме цветка…), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
  2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата;
  4. развивать связную, диалогическую речь;
  5. развить способность детей действовать самостоятельно.

 

Дидактическая игра

 

Варианты заданий:

1-й вариант (2-3 года)

Детям предлагается познакомиться с полянкой, посмотреть на предметы, потрогать ручками, подобрать и пристегнуть похожие детали.

  • Закрепление названий основных цветов.
  • Закрепление понятия величины (большой — маленький, высокий-низкий) и формы.
  • Знакомство с понятиями «один — много» и их закрепление.
  • Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета.
  • Развивать умение различать пространственные направления: вверх- вниз, вправо-влево.

2-й вариант (3-4 года)

Отгадывание загадок.

В тот сезон мы долго спали;

Мы купались, загорали, 

Путешествовали где-то…

Так бывает только? (Летом.)

Зимой и летом- одним цветом. (Ель, сосна.)

У безногой табуретки 

Раньше были ствол и ветки. (Пень.)

От осени до весны

Видит красочные сны.

За едой он не встает,

Только лапу, знай, сосет. (Медведь.)

Ну-ка, кто из вас ответит: 

Не огонь, а больно жжет, 

Не фонарь, а ярко светит, 

И не пекарь, а печет? (Солнце.) 

На улице рубашка,

В избе рукава. (Луч солнца.)

Звери, птицы там живут;

Ягоды, грибы растут.

Сосны ростом до небес.

Что это за место? (Лес.)

3-й вариант (4-5 лет)

По развитию речи

  • Связный последовательный пересказ сказки «Колобок»: зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание предмета, описание места действия, природы, портретов героев, их настроения. Придумать свой конец к сказке.
  • Придумывание ситуации, которая могла произойти с конкретными персонажами в определенном месте.

 

Литература:

1. Янушко, Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста.  -2011.

2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб. - метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект мероприятия, посвящённого 318 годовщине со Дня рождения Санкт-Петербурга для…

Конспект мероприятия, посвящённого 318 годовщине со Дня рождения Санкт-Петербурга для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Мы по городу...

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей…

«Весеннее дерево». Конспект бинарного показа ООД в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Возраст: 6-7 лет (дети с...

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…

Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...

Читайте также

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик Доклад инструктора ФЗК Колгановой О.В. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна - является...

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...