Развитие сенсорики у детей дошкольного возраста

(Дидактическая игра, сделанная своими руками)

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Игра «Веселая поляна»

Эта игра является эффективным упражнением для сенсорного развития, восприятия и развития мелкой моторики рук. Кроме того, эта игра помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием. Работу проводим индивидуально и групповой по три человека.

Цель: развитие мелкой моторики рук и точности движений, тактильного восприятия, воображения пространственных отношений; способность к эмоциональному и творческому формированию.

Задачи:

  1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), форме (круглая, в форме цветка…), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
  2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата;
  4. развивать связную, диалогическую речь;
  5. развить способность детей действовать самостоятельно.

 

Дидактическая игра

 

Варианты заданий:

1-й вариант (2-3 года)

Детям предлагается познакомиться с полянкой, посмотреть на предметы, потрогать ручками, подобрать и пристегнуть похожие детали.

  • Закрепление названий основных цветов.
  • Закрепление понятия величины (большой — маленький, высокий-низкий) и формы.
  • Знакомство с понятиями «один — много» и их закрепление.
  • Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета.
  • Развивать умение различать пространственные направления: вверх- вниз, вправо-влево.

2-й вариант (3-4 года)

Отгадывание загадок.

В тот сезон мы долго спали;

Мы купались, загорали, 

Путешествовали где-то…

Так бывает только? (Летом.)

Зимой и летом- одним цветом. (Ель, сосна.)

У безногой табуретки 

Раньше были ствол и ветки. (Пень.)

От осени до весны

Видит красочные сны.

За едой он не встает,

Только лапу, знай, сосет. (Медведь.)

Ну-ка, кто из вас ответит: 

Не огонь, а больно жжет, 

Не фонарь, а ярко светит, 

И не пекарь, а печет? (Солнце.) 

На улице рубашка,

В избе рукава. (Луч солнца.)

Звери, птицы там живут;

Ягоды, грибы растут.

Сосны ростом до небес.

Что это за место? (Лес.)

3-й вариант (4-5 лет)

По развитию речи

  • Связный последовательный пересказ сказки «Колобок»: зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание предмета, описание места действия, природы, портретов героев, их настроения. Придумать свой конец к сказке.
  • Придумывание ситуации, которая могла произойти с конкретными персонажами в определенном месте.

 

Литература:

1. Янушко, Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста.  -2011.

2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб. - метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.





Новые публикации

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего…

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста Цель: воспитывать в детях гордость за своих за своих предков...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх» Цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.Задачи: коррекция взаимоотношений...

Формирование трудовых умений в процессе организации труда в природе

Формирование трудовых умений в процессе организации труда в природе

Читайте также

Масленица

Масленица. Звучит фонограмма русской плясовой музыки. Дети входят в зал и присаживаются на стульчики. Входят скоморохи. 1. СКОМОРОХ: Здравствуйте, гости, дорогие! 2. СКОМОРОХ:...

Методическая разработка экологической тропы детского сада. Паспорт экологической тропы детского…

Методическая разработка экологической тропы детского сада Паспорт экологической тропы детского сада План экологической тропы детского сада Пояснительная записка. Экологическая тропа создана на территории...

Физкультурно-оздоровительное развлечение с элементами экологии для детей 4-5 лет

Физкультурно-оздоровительное развлечение с элементами экологии для детей 4-5 лет Цель: создать эмоционально - радостную, праздничную атмосферу. Инвентарь: записи песен, фонограмм звуков и...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Сказки любим мы читать.. (литературная викторина в подготовительной к школе группе)

Цель:Закрепить,систематизировать знания детей о литературных произведениях,прочитанных за год Предшествующая работа:чтение художественной литературы,просмотр мульфильмов,слушание аудиозаписи,рисование ссюжетов из произведений,лепка героев,инсценировки сказок и показ малышам. Ход викторины. Дорогие мои книголюбы!. Мы сегодня с вами попробуем разделиться на две команды.выбираем капитанов и вы сами...

Летние игры и забавы с водой для дошкольников

Летние игры с водой для дошкольников Рыбаки Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы. Цель  — развитие цветовосприятия и цветоразличения. Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие...

Игры и упражнения для тренировки памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников «Супермаркет» Цель: развитие слуховой краткосрочной    памяти, внимания, наблюдательности. Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их...

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство