Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации в детском саду

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации в Детском саду № 88 является непременным компонентом для осуществления образовательного процесса в рамках региональной программы развития профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018-2025 годы и муниципального проекта «Вместе с нами в мир профессий» по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда, как образовательное пространство, способна обеспечить социальнокультурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.

Ранняя профориентация носит информационный, консультационный характер. Большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется созданию пространства для сюжетно-ролевых игр. Воспитателями продумываются интересные сюжеты для развертывания ролевых игр в соответствии с возрастом, сезонностью и мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении.

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального самоопределения.В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В старших группах игры усложняются. В играх представлена работа различных учреждений (банк, почта, кафе, магазин, аптека, полицейский участок, пожарная станция, аэропорт и т.д).У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). Дошкольники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.В каждой группе созданы сюжетно – ролевые игры по ранней профориентации приближенные к современности. 

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, творческой группой педагогов МБДОУ Детский сад № 88 был разработан педагогический проект «В мире интересных профессий». В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников среднего и старшего возраста. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблеме. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников. Педагоги дошкольного учреждения с большим интересом работают по данной теме. Надеемся, что результаты совместной педагогической деятельности принесут большое удовлетворение как педагогам, наставникам, так и дошкольникам нашего дошкольного учреждения.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду :

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях , которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда ; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал.

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии».

Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей », альбомы «О космосе», «Профессия пожарный », «Профессия врач»;

Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр : «Доктор», «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер».

Оснащена коробка с предметами – заместителями.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений . В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся :

Общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.

Приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями

На уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений : увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию. Также посетили парикмахерскую, магазин, школу, кинотеатр. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией).

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии . В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

 

Список литературы:

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.
  3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
  4. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002.


Новые публикации

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...

Консультация для родителей «Психологическое развитие детей 6-7 лет»

Консультация для родителей «Психологическое развитие детей 6-7 лет» У дошкольников уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в...

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период...

Читайте также

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного…

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития...

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ. Творческий вечер

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ. Творческий вечер I. Основные формы работы с родителями в ДОУ Сегодня взаимодействие ДОУ с родителями...

НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме…

НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме «Зимние развлечения» (С использованием словесного материала по малым фольклорным формам) Цели занятия. Коррекционные: - Воспитывать...

Читайте также

Новогодний утренник «Гости с разных стран»

Новогодний утренник «Гости с разных стран» Танец Зимний Вальс. Ведущий: С вьюгой, ветром и морозом Зимний праздник к нам идет. И конечно, Дед Мороз нам, Всем...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Новогодние…

План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: Новогодние волшебники разных стран мира Образовательная область: Познавательное развитие. Цели: познакомить детей с различными...





В блогах

Подвижная игра "Транспорт" (для дошкольников разного возраста)

Дети по 4 человека каждого возраста (младшего и среднего,старшего,подготовительного) стоят в кольцах по кругу.У детей младшего возраста в руках гимнастические палки.Под определенные слова воспитателя и соответствующую музыку,дети младшего,затем старшего и подготовительного возраста по очереди передают гимнастические палки ,изображая:мотоциклистов,наездников,вертолетчиков. Слова и...

Застенчивые дети.

Застенчивость одна из самых сложных и распространенных проблем межличностных отношений. Она порождает целый ряд весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивым людям сложно знакомиться, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, имеют сложности в выражении своего мнения, отличаются...

Обобщение опыта «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников»

Отдел образования администрации Невельского городского округа « Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников» Автор опыта: Цыганкова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» с. Горнозаводска 2023       Содержание: Раздел 1. Информация об опыте………………………………………………3 1.1...

Мозговой штурм для педагогов «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросам нравственного воспитания детей. Формирование честности как личностного качества, посредством использования народных сказок. Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и...