«Совершенствование предметно-пространственной среды оптимально способствующей созданию психолого-педагогических условий развития и коррекции речи детей в условиях инклюзивного образования»

 

 

«В пустых стенах ребенок не заговорит…»

Е.И.Тихеева.

 

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость. Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е.Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) [1]. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения в школе.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Именно поэтому в нашей группе мы организовали речевой центр «Речевая полянка», оборудованный столом и настенными полками, имеется зеркало для индивидуальной работы с дополнительной лампой освещения. Мебель закреплена, не создает препятствий для передвижения по групповой комнате. Освещение соответствует нормам СанПин 2.4.1.3049-13. Игры и пособия, изготовленные нами и родителями, для занятий не токсичны, не имеют раздражающей окраски, используются в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей, со структурой речевого нарушения. Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по лексическим темам, находится на полках и в контейнерах с соответствующей маркировкой в свободном доступе. Дидактическое оборудование речевого уголка регулярно обновляется.

Цель: расширить речевую среду в группе, сформировать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

1. оснащение центра дидактическими играми, пособиями, наглядным материалом, способствующими речевому развитию дошкольников

2. нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.

3. организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно-речевого воспитания в семье.

Предлагаемые материалы охватывают все разделы формирования речи, а именно: развитие артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, формирование и развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя языка, связной речи.

Нами учтены и подобраны материалы, подходящие визуалам (книги и иллюстрации по лексическим темам; подборка слайдовых презентаций; разрезные картинки; пазлы); аудиалам (аудиокниги, шумовые игрушки и музыкальные инструменты); кинестетикам (мозаика, конструкторы, материалы для экспериментирования – (песок, глина, природный материал).

Материалы и оборудование изготовленные нами для речевого развития детей могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей. Предметно-развивающая среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка. Наличие мягких мобильных модулей, ширмы, коврографа, кукольной мебели позволяет трансформировать пространство той или иной зоны для того, чтобы разнообразить сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, спортивные игры и т.д., что способствует созданию комфортной обстановки в группе.

Всем известно, что на развитие ребёнка - дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то «коррекционно - развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Это та среда, вызывающая у детей стремление к самостоятельной деятельности» [5].

Оснащение речевого центра:

Одушевленный персонаж «Лягушонок Квак» - хозяин нашего речевого уголка - веселый и очень озорной! Он «способен» двигаться с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы, вызывать у детей живой интерес, побуждать к речевой активности. У нашего лягушонка яркий подвижный язык, с помощью которого легко объяснить ребенку упражнения артикуляционной гимнастики. Одежда «Квака» содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (пуговицы, липучки, молнии, шнурки, фастексы). Одежда лягушонка сшита из флиса, бязи, шерсти, с элементами пластика и металла. Это позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). У него подвижные лапки, благодаря этому дошкольники быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела. Еще наш «хозяин» речевого уголка любит с детьми поиграть в прятки. Таким образом, мы закрепляем в речи дошкольников правильное употребление предлогов (на, с (со). в, из, под, из-под, между и другие).

Хочется вспомнить слова древнего философа Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». И оно до сих пор актуально, ведь правильная выразительная речь - это портрет человека.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания.

Мы всегда стараемся чем-то удивить и заинтересовать ребят, именно поэтому решили организовать в нашей группе творческую мастерскую «Вместе веселее», где родители проявляют свое творчество и фантазию при создании атрибутов и пособий к играм. Для формирования речевого дыхания нами были созданы и апробированы следующие атрибуты с речевым сопровождением.

«Лягушка-певунья»

Встало солнышко едва, лягушонок: -Ква-ква-ква!

Я пою, пою, пою, песню звонкую мою,

Слушайте все знатные, мой концерт бесплатный.

Инструкция: «1. Улыбнись. 2. Приоткрой рот. 3. Вытяни губы трубочкой. 3. Обхвати гудок губами. 3. Подуй в гудок»

«Кораблики»

«Я кораблик смастерил, по воде его пустил.

Ты плыви, кораблик мой, а потом вернись домой!»

Инструкция: «1. Улыбнись. 2. Покажи зубы. 3. Приоткрой рот. 4. Положи язык на нижнюю губу. 5. Подуй на парусник».

«Межпланетная ракета»

Мчится в небе голубом вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет совершает самолет,

А еще быстрей - вот эта межпланетная ракета!

Инструкция: «1. Улыбнись. 2. Покажи зубы. 3. Приоткрой рот. 4. Обхвати трубочку губами. 5. Подуй в трубочку.

Также в разделе по формированию речевого дыхания нами используются пособия «Представление дельфина», «Осенние листочки», «Веселые рыбки», «Озорные лягушата», «Огнедышащий дракон», «Змейка-шипелка», «Подуй на карандаш», «Клоун» и другие упражнения, которые ребята выполняют без использования атрибутов. Язычки – гудки и воздушные шары хранятся в индивидуальных, промаркированных папках – конвертах. Коктейльные трубочки используются в играх на речевое дыхание одноразово.

Целенаправленная работа проводится по развитию мелкой моторики. Вспомним слова Сухомлинского: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев".

У большинства детей наблюдаются отклонения в координации речи с движением, тонких движений пальцев рук. У одних наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, дискоординация, у других же детей отмечаются явления двигательной гиперактивности, беспокойства[8]. Исходя из выше сказанного, с учетом индивидуальных особенностей и интересов, мы предлагаем детям следующие задания и упражнения: ежедневный самомассаж ладоней шишками, зубными щетками, мыльницами, ковриками-травкой, желудями, грецкими орехами, массажными шариками, эспандерами, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, работа с ножницами , пластилином, конструктором, бельевыми прищепками с мордочками котят, разнообразные шнуровки, рисование по трафаретам, тонкому слою манки, в воздухе, собирание разрезных картинок, игру с волчками, фруттокрышками, различные проводилки. Дети увлеченно помогают пчелкам собрать пыльцу в соты.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Используемые нами комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей, связанны с доступными детям лексическими темами. Изучая лексическую тему «Транспорт», используем следующие игровые упражнения: губы вытянуты, рот приоткрыт (машина въезжает в туннель); «широкий» язык лежит на нижней губе (машина едет по ровной дороге); кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята (машина съезжает с горки); высунутый язык двигается влево – вправо (машина поворачивает направо, затем налево); кончик языка приподнят к верхним зубам (машина подъезжает к высокой горе); язык описывает круги под верхней и над нижней губами (машина объезжает гору); язык «чашечкой» (машина подъезжает к яме); проводятся круговые движения языком по верхней и по нижней губам (клеим камеру) и другие [6].

В подборе лексико-грамматического материала основывались по тематическому принципу, что способствует систематизированному усвоению и запоминанию, повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

- развитие словаря: активизация и обогащение словаря; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.)

- формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением [7].

По формированию лексико-грамматических представлений нами оформлены следующие пособия: «Чей? Чья? Чье? Чьи?», «Какой сок», «Веселый повар», «В огороде у козы», «Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум», «Собери семью», «Живой уголок», «Почини игрушку», «У белочки в гостях», «Мой, моя, мое, мои», «Украшаем елку», «На полянке», «Рыбка», «Найди маму», «Пастушки», «Кто чем питается?», «Кто лишний», «Кого не стало?», «В океане», «Разноцветные квадраты», «Противоположности», «Кто чей малыш», «Кто что делает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Ползает, летает, стоит, бежит, плавает, прыгает».

Активизируя и обогащая словарь по лексической теме «Домашние и дикие животные» детям понравилось пособие «Накорми животных».

Цели: расширение словарного запаса по темам «Домашние животные» и «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию в речи винительного и творительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже), развитие мелкой моторики рук

Ход игры: детям предлагается макет, дикие животные и домашние животные. Макет разделен на две части, в одной из которых лес, а в другой ферма с загоном. Уточняем с детьми по каким признакам мы различаем диких и домашних животных, размещая их в то или иное поле макета:

- Корова – это домашнее животное, она живет на ферме.

- Заяц – дикое животное, он живет в лесу.

Вспоминаем, кто чем питается. Предлагаем накормить домашних животных и назвать чем лакомятся дикие животные. Дети должны ответить на вопрос взрослого полным предложением:

- Я угощу собаку косточкой и т.п.

По лексической теме «Ягоды» мы предлагаем детям поиграть в игру «Мишка – сладкоежка».

  Цели: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

  Ход игры: предлагаем детям картинки с изображением вишни, клубники, малины, смородины, брусники.

- Угостите мишку мороженым. Какое мороженое мы возьмем?

- Со вкусом малины.

- Значит это какое мороженое?

- Малиновое мороженое и т.п.

Среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний, большое значение приобретает связная речь.   Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребенок не достигнет того уровня связной речи, который необходим для полноценного общения в социуме.

В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Развитие связной речи осуществляется в разных видах деятельности: игровой, продуктивной и познавательной. Дети составляют рассказы-описания, рассказы-сравнения с использованием схематичного плана, пересказывают рассказы по картинкам-подсказкам, представляют себя в роли консультанта по продаже мебели и электрических приборов, игрушек, фруктов и овощей, в роли журналиста, который берет интервью у работников детского сада.

В высказываниях детей с ОНР отсутствует четкость и точность, предложения грамматически не оформлены в то время, как связная речь – это смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся и грамматически правильных предложений. Татьяна Александровна Ткаченко утверждает, что дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Эти вспомогательные средства должны облегчать и направлять процесс становления связной речи [7]. Так, мы в своей работе, используем метод наглядного моделирования (метод «Рисуночного письма). Тем самым ребенок учится последовательно рассказывать о предметах и объектах, пересказывать не только короткие, но и достаточно длинные тексты

Для формирования связной речи наш речевой центр оснащен предметными картинками по каждой лексической теме, муляжами фруктов, овощей, грибов - для составления описательных и сравнительных рассказов, сюжетными картинами, сериями картин связанных одним сюжетом. Дидактическим материалом служат карточки-схемы, пиктограммы (для заучивания стихотворений, составления загадок, рассказов – описаний, рассказов – сравнений), коллажи («Как помочь птицам зимой», «Что нам осень принесла», «Ранняя весна», «Почему весной бывают наводнения», «Что изменилось в жизни человека с приходом зимы», «Птицы», «Осень», «С кем дружит ель», «зачем белке пушистый хвост», «Как человек готовится к зиме»), картинки-подсказки.

Итоговые мероприятия:

  • постановка спектаклей для ребят группы, такие как «Муха-цокотуха», «Живая шляпа» и другие;
  • конкурсы «В гостях у бабушки Загадушки», «Лучший артист»
  • развлечения «Фантазеры», «Жили-были сказки»;
  • литературные гостиные для родителей, посвященные юбилеям детских писателей.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой. Для этого необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Чтобы заинтересовать ребенка, ненавязчиво вовлечь его в игру, мы используем следующие упражнения и игры: «Доскажи словечко», «Повторюшки», «Сигнальщики», «Отгадай, кто это?», «Поймай звук», «Хлопушки», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку», «Эхо», «Что за шум?», «Слухачи», «Шумящие баночки», «Посади шмеля на цветок», «Гусеница», «Солисты».

Надо сказать, что с появлением новых, красочных, оригинальных пособий, у детей повышается интерес к обучению, они с интересом добиваются поставленной нами цели - это и дает нам стимул творить!

В заключение хочется отметить, что одним из главных условий качества коррекционно - речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах!

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Список используемой литературы:

  1. Алферов, А. Д. Психология развития дошкольника: учеб. Пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Волкова, Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит,. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  1. Жукова Н., Мастикова Е., Филичева Т. Общее недоразвитие речи у дошкольников./ Н. Жукова. Е. Мастикова, Т. Филичева. – М:2006.
  2. Лопухина, Е. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений по развитию речи / Е. С. Лопухина. - М., 2005.
  3. Мухина, В. С. Развитие среды на речевое развитие ребенка: / В. С. Мухина. - 2-е изд.; Гриф МО. - М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
  4. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006.
  5. Ткаченко, Г. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 – 6 лет / Г.А.Ткаченко - М.:, 2003.
  6. Хватцев, М. C. Предупреждение и устранение недостатков речи / М. С. Хватцев. - Ростов-на-Дону., 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Читайте также

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой» Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной...

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с…

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической...