Письменный отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса

 

Предметно-пространственная среда, созданная в ДОУ, влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Я считаю этот фактор очень актуальным на сегодняшний день. В организации предметно – развивающей среды в группе руководствуюсь требованиями ФГОС ДО к созданию предметно – игрового пространства в ДОУ. Чтобы создать предметно-пространственную среду в группе, я опиралась на принцип зонирования и мобильности. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Все центры развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией Н. Е. Вераксы: - удовлетворять потребность малыша в движении; - формировать положительный эмоциональный настрой; - побуждать детей к активной речи.

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на зоны, уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

Спокойная зона - это часть групповой комнаты, где дети могут отдохнуть, смотреть книги, поиграть в развивающие игры самостоятельно: - «центр уединения» - учебная зона - «Центр безопасности» - центр сенсорного развития. 

Центр уединения.

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, поиграть с какими-то предметами, игрушками, пообщаться со взрослым или сверстником, полистать книжку, для этого мы оборудовали уголок, завешанный красивыми шторами.

 

Центр уединения

 

Учебная зона 

- «Здравствуй, книжка!»

Книжный уголок в нашей группе представлен мобильной корзинкой с книжками, которые соответствуют нашей программе и меняются по временам года. Книги есть и с картонными и с обычными страницами. Литература подбирается на разные темы: дети, профессии, природа.

Центр безопасности.

Уголок безопасности содержит дидактические игры и пособия, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, иллюстрации «Транспорт», макет светофора.

 

Центр безопасности

 

Центр сенсорного развития. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребёнка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя: пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная и мелкая мозаика, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры; комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы. Счетный материал; матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор. Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. Наборы картинок для группировки: «домашние животные», «дикие животные», «животные с детенышами», «птицы», и т.д., предметы обихода, игры с прищепками. Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики мы укрепляем и развиваем кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.

Строительный уголок:

деревянные, пластиковые конструкторы, напольный набор пластмассовых кубиков.

  • Двигательная зона

    - центр сюжетно-ролевой игры;

    - центр театрализации;

    - центр изо деятельности;

    - центр физической активности; 

    - центр музыкальной деятельности;

    - центр «Игралочка»;

    - центр природы Группа начинается с визитной карточки-раздевалки, где находится информация для родителей:

• о режиме дня в детском саду;

  • Сетка занятий
  • консультации для родителей
  • творческие работы детей

 

•	Двигательная зона

 

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на уголки-микроцентры, которые мобильно используются для самостоятельной деятельности детей – захотел ребёнок играть с музыкальными инструментами, взял корзинку с инструментами и перенёс в любое место группы.

 

Двигательная зона

 

Двигательная зона

Центр сюжетно-ролевых игр, где дети воспроизводят те действия взрослых, которые они наблюдают в своей повседневной жизни. Игра является важным условием социального развития детей. Для современного развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины; грузовые и легковые; телефон, руль, утюг, гладильная доска, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы.

 

Двигательная зона

 

Рядом у нас центр театрализованной деятельности – один из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте. Именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей новой для них деятельностью. В этой зоне мы разместили различные виды театров и внесли атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Настольный театр: «Репка», «Курочка Ряба», кукольный театр: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», плоскостной театр «Теремок», шапки, маски, атрибуты к сказкам, ширма для показа кукольного театра. Также в уголках имеются дидактические игры с соответствующим содержанием.

 

центр театрализованной деятельности

 

Центром изобразительной деятельности в нашей группе является мобильный небольшой уголок, где мы разместили различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, с целью формирования у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого разместили материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам. Я использую и нетрадиционные техники рисования, так как считаю, что рисование в нетрадиционных техниках, необычными материалами с использованием нестандартного оборудования вызывает у дошкольников повышенный интерес к изобразительной деятельности, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает воображение и художественное творчество детей. Поэтому в нашем центре имеются некоторые варианты нетрадиционного оборудования для рисования: ватные палочки, печати, сделанные из картофеля.

 

Центром изобразительной деятельности

 

В группе имеется уголок физической активности. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики.

 

уголок физической активности

 

Центр музыкальной деятельности оборудован в группе по принципу мобильности с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального центра: барабаны, гитара, дудочки, колокольчики, погремушки, металлофон, бубен, музыкальная трещётка, способствует проявлению способностей детей в разных видах музыкальной деятельности, есть папка дидактических музыкальных игр, для прослушивания записей имеется магнитофон.

 

Центр музыкальной деятельности

 

Центр «Игралочка» организован в соответствии с гендерными особенностями воспитанников (используется модульный разделитель в виде кухни и верстака). В первую очередь это сюжетно-ролевые игры: уголок для мальчиков и уголок для девочек. В уголках постелены ковры.

Уголок девочек.

- Кухня с набором посуды, столовых приборов, муляжей продуктов, подносов и т. п.

- набор мебели для столовой

- Гладильная доска с утюгом.

- Набор инвентаря для уборки.

- Кукольная кроватка с постельным бельем.

- Кукольные коляски

- Куклы, одежда для кукол.

- Набор парикмахера, фартук парикмахера, журнал модных причесок.

- Медицинские халаты, шапочки, косынки, сумочка, медицинские инструменты.

- Уголок ряженья: юбки, фата.

 

Центр «Игралочка»

 

Уголок мальчиков.

На полках расположены всевозможные виды транспорта разного размера (машины, грузовики, трактор, экскаватор, электричка, гоночные машины, бетономешалка, кран, самолеты, танк).

 

Уголок мальчиков

 

Центр природы. Особая роль в воспитании детей принадлежит природе, . Воспитывать любовь и бережное отношение к природе нам помогает центр природы где есть все необходимое для экспериментирования (лупы, песочные часы, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки, природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и уходом за растениями (фикус, герань и др.) и наблюдениями за природой. Подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; поделки из природного материала, календарь природы, плакат «Время года. Погода. Дни недели. Месяцы», плакат «Природные явления», книги и журналы для детей о животных и птицах. Я сделала макет дерева на дверях «Времена года», на котором меняются листья и обитатели.

Развивающую предметно-пространственную среду на участке своей группы организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, организовываю все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства. На площадке есть необходимое оборудование для игр в футбол, игр на метание, большие машины и лошадки, горка-луноход, песочница. Для конструирования имеется крупный конструктор и конструктор «Лего». Для настольных игр оборудованы скамеечки и столы и на веранде, и на участке. Большое значение придаю эстетическому оформлению своего участка, так как считаю, что это способствует развитию восприимчивости ко всему прекрасному в жизни, гармоничному развитию ребенка. Вместе с родителями разбили клумбы, цветник, покрасили всё оборудование, соорудили скамеечку под грибком для тенезащиты, украсили малыми скульптурами клумбу.

 

Развивающая предметно-пространственная среда на участке

Развивающая предметно-пространственная среда на участке

 

Таким образом, предметно-развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие...

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Читайте также

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях…

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях у царицы Свёклы»