Родительское собрание в старшей группе детского сада.
Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

 

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  

Задачи:

  • Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.
  • Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию - методе моделирования.
  • Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

  • Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации.
  • Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.
  • Оформить выставку пособий, дидактических игр по методу моделирования в экологическом воспитании.
  • Подготовить материал для изготовления моделей в практической части.
  • Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

 

1 часть – выступление воспитателя в сопровождении грамзаписи: «Звуки природы».

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука, 

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство.  Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи. Необходимо  воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.

Анализ анкет родителей.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. (слайд)

Экологическое воспитание  дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. (слайд)  Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление можно назвать моделирующей деятельностью.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном примере. Так, раскрывая тайну деревьев с помощью модели, ребенок легче запоминает части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), а также узнает, какую пользу они приносят человеку. После наблюдения за божьей коровкой, когда детям представляется модель строения частей насекомого, они легко усваивают то, что они во время наблюдения могли и не заметить: насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), крылья, у него есть шесть ног. С помощью схем-моделей дети хорошо могут устанавливать причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т. д.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются различные виды моделей: (слайд)

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. (Показ предметных моделей с выставки.)

К ним относятся различные предметы, конструкции.

2. Предметно-схематические модели. (показ предметно – схематических моделей с выставки) В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов.

3.Графические модели (показ графики, схемы)  передают обобщенно признаки, связи и отношения природных объектов и явлений.

В качестве дидактического материала, кроме моделей, можно использовать мнемотаблицы.

Мнемотаблица  - это схема, в которой заложена определённая информация. Например, при запоминании стихотворений, загадок, пословиц. (Слайд.

Чтобы модель, как наглядно-практическое  средство познания, выполняло свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.

2. Быть простой и доступной для создания и действия с ней.

3. Ярко и чётко передавать с её помощью те свойства  и отношения, которые должны быть усвоены.

4. Модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает.

Как  у ребенка развить умение переводить реальный объект в знаково-символический образ:

1. рассмотреть  объект целостно;

2. поделить объект на части, определить существенные признаки;

3. заменить признаки на знак, символ;

4. схематически  изобразить целый объект.

Модели доступны детям – внесены в предметно-развивающую среду группы и применяются воспитанниками в самостоятельной деятельности, а также используются в групповой, подгрупповой, совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, режимных процессах.

Когда ребёнок начинает придумывать модель самостоятельно – это лучший результат работы по моделированию.

Таким образом, ребёнок понимает язык символов через работу с моделями и потребности растений, развивается связная речь, логика, способность делать собственные выводы, развивается мышление, логические действия. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

2 часть – Практическая.

Родителям предлагается разделиться на группы.

Проводится викторина: «Компетентность родителей в сфере экологии»

- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

- Какое яйцо самое прочное? (страуса – выдерживает вес 15 кг)

- Где у кузнечика уши? (на ногах)

- Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

- Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

- Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

- Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

- Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

- Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

- Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

- Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

- Кто кукует у кукушки? (самец)

- Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

- Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

- Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

- У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

- Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

- Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (туман)

- Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (снежинки)

После ответа родитель получает жетон с названием группы.

Задания для родителей:

1. «Прогноз погоды». Предлагается с помощью графического моделирования составить прогноз погоды, описанный на заранее приготовленной карточке.

2. «Время года». Предлагается составить экосистему нашего края с помощью предметно - схематического моделирования.

3. Загадки. Предлагается через мнемотаблицы загадать загадки.

После выполнения заданий, родители демонстрируют свои работы.

Собрание заканчиваю словами В. А. Сухомлинского: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

Успехов Вам и вашим детям!

 

Приложение

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?  

3. Интересует ли Вас лично данная проблема

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ     уделяется внимание экологическому воспитанию?

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?

6. Как вы знакомите детей с правилами поведения в природе?

7. Ваши предложения, пожелания.

 

Литература:

  1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001 г.
  3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., Просвещение, 1992.
  4. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., Новая школа, 1993.
  5. Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. Путешествие в мир знаков // Начальная школа. 1998, № 10, с. 38-41.
  6. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010.
  7. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998.
  8. Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2007.
  9. Логинова В.И. Программа развития детей в детском саду «Детство». СПб.,2000.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка

Значение художественной литературы в воспитании ребёнка  Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Читайте также

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»