Сайт для воспитателей детских садов



Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
«Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

 

Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей.

Задачи:

  • показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;
  • научить игровым приемам развития пространственных представлений у детей;
  • развивать творческую активность родителей.

 

Ход семинара-практикума

Слайд №1

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Слайд №2

Игра «Да – нет»

- Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны. Договорились?

Скажите громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (Да.)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ-

Откажитесь помочь нам? (Нет.)

Последнее спрошу вас я,

Активными все будем? (Да.)

Игра «Перемены» (снятие эмоционального напряжения)

Участникам предлагается встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на левой руке есть часы (на правой руке – кольцо, сзади на одежде есть карманы, кто живет выше третьего этажа, кто стоит справа от женщины). В конце игры обращается внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

Слайд №3

- Сегодня здесь мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше научить наших детей ориентироваться в пространстве. Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими знаниями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, успеваемость в последующие школьные годы и, в конечном счете, благополучие во взрослой жизни.

- Наверное, каждый взрослый помнит, с чего начинались уроки в первом классе: отсчитайте три клеточки сверху, две клеточки слева и поставьте точку.

А если ваш ребёнок путает понятия слева и справа или, того хуже, — сверху и снизу, ему будет очень трудно. Чтобы избавить ребёнка, как от первых школьных проблем, так и от многих других в будущем, нужно научить его ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.

Слайд №4

- А для этого я хочу предложить вам поиграть вместе со мной!

Слайд №5

Итак, первое упражнение: «Тень»

Цель: развитие пространства тела.

Участники разбиваются на пары. Для этого в начале семинара всем раздаются заранее разрезанные пополам открытки. Каждый участник находит свою половинку. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

Слайд №6

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.

Участники встают парами напротив друг друга. Дается задание: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.

Слайд №7

Игра «Да-нет»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.

- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.

- Все поняли задание? Начинаем!

Слайд №8

Игра «Найди клад»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде.

Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.

- Если ваш ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под ваши команды он делает от двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д. Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти!

Слайд №9

Игра «Собери слово»

Цель: развитие ориентировки на плоскости

На магнитной доске в разных углах расположены буквы.

- Если вы правильно выполните мое задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем – в верхнем левом, затем – в верхнем правом, последняя – справа от буквы Н.

Слайд №10

Игра «Куда прилетела бабочка?»

Цель: развитие ориентировки на листе бумаги

У всех участников цветные полянки и плоскостная бабочка.

- Сейчас я буду давать инструкции, а вы их выполнять: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

Слайд №11

- Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства): лабиринты, мозаика, разрезные картинки и паззлы, рисование под диктовку по клеточкам, самые разные конструкторы, «Морской бой», «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребенку было не только полезно, но и интересно!

Слайд №12

- А в какие игры играете вы?

Слайд №13

- А сейчас на экране вы можете увидеть литературу, которую также можно использовать для развития пространственной ориентировки у детей.

Слайд №14

- Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и научились игровым приемам развития пространственной ориентировки у детей.

- Успехов вам и вашим детям!

Библиография

  • Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М., 2003
  • Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002.
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков. – М., 2010.
  • Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2001.

 

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями.

1. Актуальна ли для Вас тема семинара-практикума?

да

нет

другое __________________________________________________________________

2. Считаете ли Вы целесообразным применение материалов семинара-практикума в развитии Вашего ребёнка?

да

нет

другое __________________________________________________________________

3. По каким вопросам коррекционной педагогики Вы считаете необходимым углубить свои знания? _________________________________________________

4. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах

(обведите) 1 2 3 4 5

 

Приложение к работе можно скачать здесь.





Новые публикации

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок плачет при расставании с ро…

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?» Уважаемые родители! Многие дети, начиная ходить в детский сад и...

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто поможет во…

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто поможет воробью?» {pdf=download/files/presentation/file601.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия по спортивно-оздоровительной работе для детей средней группы. С…

Конспект занятия по спортивно-оздоровительной работе для детей средней группыСиловая гимнастика с атлетическим мячом и стретчинг {pdf=download/files/presentation/file600.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по разделу «Ребенок открыв…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по разделу «Ребенок открывает опыт безопасного поведения в окружающем мире» с использованием программы «Детство» «Школа пешеходных...

Конспект прогулки «Цветущая поляна»

Конспект прогулки «Цветущая поляна» Программное содержание. Движения: Закреплять умение детей подбрасывать и ловить мяч двумя руками; ударять мяч о землю правой и левой...

Особенности зрительного восприятия у дошкольников с дизартрией

Особенности зрительного восприятия у дошкольников с дизартрией 1. Введение 2. Развитие зрительных функций в онтогенезе 3. Особенности зрительного восприятия дошкольников с дизартрией 4. Вывод 5...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

"Дидактические игры с детьми по лек…

ФРУКТЫ. САД. /18.09 – 22.09.2017 г./ Новая лексика Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло. Глаголы: расти, цвести...

Вот мы и подросли. Возрастные особенност…

Можно сказать, что базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я» — это дошкольный возраст 6-7 лет. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к...

Сценарий игрового развлечения в средней…

Сценарий игрового развлечения в средней группе №10 «День рождения нашей группы»  Выполнила Горбунова Е.В. МАДОУ "Детский сад №441 "Кузнечик" Нижний Новгород. 2019                    ...

СЦЕНАРИЙ  СОВМЕСТНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ …

МБДОУ детский сад №4 ЗАТО Звёздный, Пермский край. СЦЕНАРИЙ  СОВМЕСТНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В средней  ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»                          ...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство