Сайт для воспитателей детских садов



Семинар – практикум с элементами тренинга
«Семья на пороге школьной жизни»

 

Цель: способствовать повышению знаний у родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе. Показать варианты решения этих проблем.

Необходимые материалы: мяч, лист с изображением геометрических фигур, чистые листы и карандаши по количеству участников, музыкальное оформление.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть

Приветствие.

Психолог задает вопросы участникам:

«С каким настроением пришли?», «Что ожидаете от встречи?».

Игра – энергизатор «100 мячей»

Цель: игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Содержание: одно из главных условий – играть молча.

Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч.

Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

Примечание: в очень сплоченной аудитории можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.

 

Основная часть

Мине – лекция «Первые сложности»

Уважаемые родители! Вашему ребенку исполнится 7 лет. 1 сентября он вместе со сверстниками войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Начнется новый важный этап формирования личности с планомерным обучением, с 5-бальнойц оценкой успехов и рабочей 5 дневной неделей.

В дошкольном возрасте его главная занятием была игра. Игра была основным средством воспитания личности ребенка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил. Богаче и разнообразнее становится его отношения с коллективом. Попробуем рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть в школе.

Первые сложности

Адаптация ребенка к школе, естественно, зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни – стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть стресс, либо усугубить его.

В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становится более важными ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Поэтому родители должны как можно чаще подчеркивать, что ребенок уже чему-то научился или еще может научиться. Не стоит фиксировать внимание на неумение. Даже критиковать ребенка можно только на фоне общей психологической поддержки.

Вездесущая оценка

В школе ребенок вынужден сам отвечать за свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки. И хотя каждый ребенок еще до школы, так или иначе, испытывал радость успеха или горечь неудачи и приобрел собственный опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, и ребенок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет его сопровождать на всю жизнь.

И в это время родители зачастую начинают относиться к оценкам ребенка как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребенок обременен как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не только о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих это оказывается не посильной ношей, и как следствие – страхи, стрессы, депрессии и неравные расстройства.

Поэтому, взрослый должен следить, что на самом деле является наиболее важным – оценка или психологическое состояние ребенка?

Учителя начальных классов предлагают следующие правила для родителей первоклассника:

- Не говорить ребенку: «Школа – это серьезно», «Игры закончились, теперь ты будешь учиться», или «С двоечниками никто не дружит». Он взволнован и напуган больше вас. И вы внушаете ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.

- Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребенок должен поверить, что учиться – это безумно интересно, и он обязательно со всем этим справится.

- Первоклашки часто болеют – стресс, перегрузки, ослабление организма, поэтому особенно важно организовать для ребенка правильный режим дня, в котором будут не только завтраки, обеды и выполнения домашних заданий, но и его прежняя жизнь: игры, прогулки, мультфильмы.

- Встречая ребенка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провел этот день, что нового, с кем подружился…. Если вам неинтересна школа ребенка, то почему она должна быть интересна ему?

Обсуждение и анализ возможных «сложностей в обучении»

Родители разбиваются на пары и получают листочек с описанием проблемы и предлагают решение этой проблемы.

1. Что делать, если ваш ребенок категорически не воспринимает свою первую учительницу?

Решение: в сущности, делать нечего – надо искать другую, если есть хоть малейшая возможность. Признайтесь себе, что вы совершили ошибку, отдавая ребенка именно в этот первый класс. Не стоит бороться и навязывать учительнице свой стиль поведения. Если за первую четверть она не смогла (или не захотела) установить контакт именно с вашим ребенком, это не означает, что она плохая. Это означает, что она – чужая. А первая учительница не может быть чужой.

Если первоклассник страдает от одного слова «школа» и идет на урок как на голгофу, самое страшное – заставить его привыкнуть к этому чувству. Неприятие школы у семилетки чаще всего объясняется не восприятием педагога, который имеет несчастье быть пока что единственным.

Поэтому ищите учительницу – пусть не самую умную, не самую блестящую, не самую современную, но самую добрую и понимающую.

2. Что делать, если ругают вашего первоклассника?

Решение: первоклассник всегда прав, и если он кажется неисправимо плохим учителям, родителям, дворнику, директору, виноваты взрослые. Вряд ли он мог сознательно совершить нечто возмутительное.

Внимательно выслушайте советы учителя, подумайте, поспорьте,- почему бы нет? – но спокойно и убедительно, чтобы сразу стало понятно: вас интересует истинное благополучие вашего ребенка.

Не надо ругаться в ответ, будьте внимательными: от вашего поведения во многом зависит судьба детей. Их легче полюбить, если вы – человек симпатичный, и проще невзлюбить за недостойное поведение родителей.

Потихонечку, изобретательно и терпеливо объясняйте своим первоклассникам, что в их поведении не понравилось учителю, и по чаще хвалите. Не сомневайтесь в своем ребенке, не принимайтесь ругать заодно, громко рассказывать о неудачах: им страшно как никогда.

3. Стоит ли родителям сидеть рядом, когда ребенок делает уроки?

Проверять надо, сидеть нет, а то в старших классах будет трудно. Если ребенок не отстает, то сидеть рядом с ним не надо. Если он слаб по какому-то предмету, то можно помочь разобрать условие, объяснить, что надо сделать. Если в тетради небрежность, не переделывайте. Это ничего не дает. Надо настраивать сразу делать аккуратно, внимательно.

4. Как приохотить ребенка к школе?

Вы должны себе задать вопрос: чего вы больше хотите – чтобы ребенок получал сплошные пятерки или он учился с интересом? Если вы проверяете тетрадь ребенка, то положительного результата сможете дробиться только в том случае, если ребенок будет знать, что не услышит от вас брани и окрика.

Не отделывайтесь от ребенка фразой: «Ты - сам должен». Помощь – это общение, сотрудничество. Дружите со своим ребенком. Если вы спрашиваете у него урок, превратите это в интересное дело, через каждое слово вставляйте: «Как интересно», «Я и не знала».. пусть у ребенка возникнет ощущение, что это он вас обучает школьным премудростям.

5. Как поступить, если вас расстроили отметки?

Чтобы ни было в дневнике ребенка, вы должны помнить – вы не страж порядка, не инспектор на посту, вы всего лишь родитель.

Не ругайте, не наказывайте сгоряча, а то они начнут выкручиваться, хитрить и решат, что главное – не плохие отметки, а ваше к ним ревностное отношение.

Любимые отметки – это результат, а не отношение, и к тому же результат промежуточный. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить на пустые разговоры и выяснение отношений.

Просто сядьте рядом со своим учеником, возьмите в руки учебник, прочитайте, поговорите вслух. Не ждите чуда. Отложите дела не ленитесь, помогите. Пока еще не поздно.

Сходите в школу, посоветуйтесь с учителями – и вашему ребенку станет легче: учителя не любят равнодушных родителей.

 

Заключительная часть

Обратная связь.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  • Чем полезна именно для вас данная встреча?
  • Какие конкретные приемы вы будете использовать в воспитании ребенка?
  • Ваши пожелания на следующею встречу?




Новые публикации

Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключе…

Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключения на песке» Пояснительная записка Песок – естественный природный материал. Он податлив, его форма может меняться...

Спортивный досуг «Летние весёлые старты»

Спортивный досуг «Летние весёлые старты» Цель: укрепление здоровья детей посредством проведения спортивного досуга. Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой; взаимодействовать с родителями по организации физического воспитания дошкольников; содействовать...

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционны…

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Мелкая моторика...

Читайте также

Интегрированное занятие «Колыбельной песни, добрый свет» (старшая группа)

Интегрированное занятие «Колыбельной песни, добрый свет» (старшая группа) Цель: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и её разновидностях через развитие...

Родительское собрание на тему: «Почему хорошо играющий ребёнок успешен в школе?»

Родительское собрание на тему:«Почему хорошо играющий ребёнок успешен в школе?»   Цель: повышение педагогической компетенции родителей по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного...

Сценарий масленицы для всех возрастных групп детского сада «Масленичные забавы»

Сценарий масленицы для всех возрастных групп детского сада «Масленичные забавы» Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям. Задачи: создать настроение торжества...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

мастер-класс по программе дополнительной…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка»     Мастер – класс по программе дополнительной работы с детьми «Приключения на песке» «Здравствуй, рыбка золотая! »           Воспитатель: Гайбашева Т. С. г.Елизово Добрый день уважаемые коллеги! Моё первое знакомство с...

КОНСПЕКТ занятия "Звездное печенье…

КОНСПЕКТ занятия "Звездное печенье!" Цель: Приготовить угощение (печенье) для чаепития. Формирование положительного отношения к труду и его результатам. Задачи: Образовательные: Учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать ее добрыми делами и поступками. Продолжать учить детей участвовать...

Методическая разработка занятия по обуче…

Методическая разработка занятия по обучению    речевому общению в поликультурной образовательной среде на тему:«Знакомство детей с мультфильмом «Маша и медведь».

Рабочая программа совместной деятельност…

Содержание: 1 Целевой раздел: Пояснительная записка: - Актуальность - Цели и задачи реализации Программы - Принципы и подходы к формированию Программы - Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство