Сайт для воспитателей детских садов



Семинар – практикум с элементами тренинга
«Семья на пороге школьной жизни»

 

Цель: способствовать повышению знаний у родителей о возможных проблемах у ребенка при обучении в школе. Показать варианты решения этих проблем.

Необходимые материалы: мяч, лист с изображением геометрических фигур, чистые листы и карандаши по количеству участников, музыкальное оформление.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть

Приветствие.

Психолог задает вопросы участникам:

«С каким настроением пришли?», «Что ожидаете от встречи?».

Игра – энергизатор «100 мячей»

Цель: игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Содержание: одно из главных условий – играть молча.

Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч.

Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

Примечание: в очень сплоченной аудитории можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.

 

Основная часть

Мине – лекция «Первые сложности»

Уважаемые родители! Вашему ребенку исполнится 7 лет. 1 сентября он вместе со сверстниками войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Начнется новый важный этап формирования личности с планомерным обучением, с 5-бальнойц оценкой успехов и рабочей 5 дневной неделей.

В дошкольном возрасте его главная занятием была игра. Игра была основным средством воспитания личности ребенка. Поступая в школу, он переходит к систематической учебно-трудовой деятельности, требующей сосредоточенности и значительного напряжения сил. Богаче и разнообразнее становится его отношения с коллективом. Попробуем рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть в школе.

Первые сложности

Адаптация ребенка к школе, естественно, зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни – стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть стресс, либо усугубить его.

В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становится более важными ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Поэтому родители должны как можно чаще подчеркивать, что ребенок уже чему-то научился или еще может научиться. Не стоит фиксировать внимание на неумение. Даже критиковать ребенка можно только на фоне общей психологической поддержки.

Вездесущая оценка

В школе ребенок вынужден сам отвечать за свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки. И хотя каждый ребенок еще до школы, так или иначе, испытывал радость успеха или горечь неудачи и приобрел собственный опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, и ребенок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет его сопровождать на всю жизнь.

И в это время родители зачастую начинают относиться к оценкам ребенка как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребенок обременен как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не только о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих это оказывается не посильной ношей, и как следствие – страхи, стрессы, депрессии и неравные расстройства.

Поэтому, взрослый должен следить, что на самом деле является наиболее важным – оценка или психологическое состояние ребенка?

Учителя начальных классов предлагают следующие правила для родителей первоклассника:

- Не говорить ребенку: «Школа – это серьезно», «Игры закончились, теперь ты будешь учиться», или «С двоечниками никто не дружит». Он взволнован и напуган больше вас. И вы внушаете ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.

- Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребенок должен поверить, что учиться – это безумно интересно, и он обязательно со всем этим справится.

- Первоклашки часто болеют – стресс, перегрузки, ослабление организма, поэтому особенно важно организовать для ребенка правильный режим дня, в котором будут не только завтраки, обеды и выполнения домашних заданий, но и его прежняя жизнь: игры, прогулки, мультфильмы.

- Встречая ребенка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провел этот день, что нового, с кем подружился…. Если вам неинтересна школа ребенка, то почему она должна быть интересна ему?

Обсуждение и анализ возможных «сложностей в обучении»

Родители разбиваются на пары и получают листочек с описанием проблемы и предлагают решение этой проблемы.

1. Что делать, если ваш ребенок категорически не воспринимает свою первую учительницу?

Решение: в сущности, делать нечего – надо искать другую, если есть хоть малейшая возможность. Признайтесь себе, что вы совершили ошибку, отдавая ребенка именно в этот первый класс. Не стоит бороться и навязывать учительнице свой стиль поведения. Если за первую четверть она не смогла (или не захотела) установить контакт именно с вашим ребенком, это не означает, что она плохая. Это означает, что она – чужая. А первая учительница не может быть чужой.

Если первоклассник страдает от одного слова «школа» и идет на урок как на голгофу, самое страшное – заставить его привыкнуть к этому чувству. Неприятие школы у семилетки чаще всего объясняется не восприятием педагога, который имеет несчастье быть пока что единственным.

Поэтому ищите учительницу – пусть не самую умную, не самую блестящую, не самую современную, но самую добрую и понимающую.

2. Что делать, если ругают вашего первоклассника?

Решение: первоклассник всегда прав, и если он кажется неисправимо плохим учителям, родителям, дворнику, директору, виноваты взрослые. Вряд ли он мог сознательно совершить нечто возмутительное.

Внимательно выслушайте советы учителя, подумайте, поспорьте,- почему бы нет? – но спокойно и убедительно, чтобы сразу стало понятно: вас интересует истинное благополучие вашего ребенка.

Не надо ругаться в ответ, будьте внимательными: от вашего поведения во многом зависит судьба детей. Их легче полюбить, если вы – человек симпатичный, и проще невзлюбить за недостойное поведение родителей.

Потихонечку, изобретательно и терпеливо объясняйте своим первоклассникам, что в их поведении не понравилось учителю, и по чаще хвалите. Не сомневайтесь в своем ребенке, не принимайтесь ругать заодно, громко рассказывать о неудачах: им страшно как никогда.

3. Стоит ли родителям сидеть рядом, когда ребенок делает уроки?

Проверять надо, сидеть нет, а то в старших классах будет трудно. Если ребенок не отстает, то сидеть рядом с ним не надо. Если он слаб по какому-то предмету, то можно помочь разобрать условие, объяснить, что надо сделать. Если в тетради небрежность, не переделывайте. Это ничего не дает. Надо настраивать сразу делать аккуратно, внимательно.

4. Как приохотить ребенка к школе?

Вы должны себе задать вопрос: чего вы больше хотите – чтобы ребенок получал сплошные пятерки или он учился с интересом? Если вы проверяете тетрадь ребенка, то положительного результата сможете дробиться только в том случае, если ребенок будет знать, что не услышит от вас брани и окрика.

Не отделывайтесь от ребенка фразой: «Ты - сам должен». Помощь – это общение, сотрудничество. Дружите со своим ребенком. Если вы спрашиваете у него урок, превратите это в интересное дело, через каждое слово вставляйте: «Как интересно», «Я и не знала».. пусть у ребенка возникнет ощущение, что это он вас обучает школьным премудростям.

5. Как поступить, если вас расстроили отметки?

Чтобы ни было в дневнике ребенка, вы должны помнить – вы не страж порядка, не инспектор на посту, вы всего лишь родитель.

Не ругайте, не наказывайте сгоряча, а то они начнут выкручиваться, хитрить и решат, что главное – не плохие отметки, а ваше к ним ревностное отношение.

Любимые отметки – это результат, а не отношение, и к тому же результат промежуточный. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить на пустые разговоры и выяснение отношений.

Просто сядьте рядом со своим учеником, возьмите в руки учебник, прочитайте, поговорите вслух. Не ждите чуда. Отложите дела не ленитесь, помогите. Пока еще не поздно.

Сходите в школу, посоветуйтесь с учителями – и вашему ребенку станет легче: учителя не любят равнодушных родителей.

 

Заключительная часть

Обратная связь.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  • Чем полезна именно для вас данная встреча?
  • Какие конкретные приемы вы будете использовать в воспитании ребенка?
  • Ваши пожелания на следующею встречу?




Новые публикации

Работа по проблеме «Совершенствование педагогической деятельности по реализации …

Работа по проблеме «Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях»Развитие активной речи у детей раннего возраста Введение Имеется много...

Конспект НОД «Как Гусеница Фифа гуляла по Ковровой полянке

Конспект НОД «Как Гусеница Фифа гуляла по Ковровой полянке» Младшая группа Образовательная область: «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий. Цель: формировать...

Досуг первой подготовительной группы «Почемучки» в рамках проекта «Экология души…

Досуг первой подготовительной группы «Почемучки» в рамках проекта «Экология души» «Мой домашний питомец» Дети сидят на стульчиках. Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру...

Читайте также

НОД «Путешествие по сказке колобок» для детей 2-3 лет

Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по сказке колобок» для детей 2-3 лет Цель: Развитие двигательной активности, словарного запаса, мелкой моторики. Задачи:  1. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русскими на…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русскими народными промыслами. В гостях у русской матрешки» «Сладкий вечер» Возрастная группа: Старшая Задачи образовательных областей: «Социализация»: формировать...

Занятие по экологии в старшей группе «Зима»

Занятие по экологии в старшей группе «Зима»   Цель: расширение знаний детей о зимних явлениях природы. Задачи: - развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему; -...




Комментарии

  • Анна
    Спасибо за интересный материал!

    Подробнее...

     
  • Марина
    Почему у Вас в прогулках 06 Мая :Наблюдение в неживой природе – найти на участки цветы и определить их ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Большое спасибо ! Очень хорошо составлен перспективный план , хорошо подобраны темы.

    Подробнее...

     
  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

В блогах

Конспект непрерывной непосредственно обр…

Цель: Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники Социально-коммуникативное развитие. Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Расширять представления детей об истории семьи в контексте...

Картотека дидактических игр для детей с…

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение. Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и...

Картотека ритмических упражнений на ра…

      По материалам книги "Мудрое движение"                          К.Ханнафор «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ»  Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена...

Рисуем двумя руками

Люди пишут правой или левой рукой, печатают на клавиатуре компьютера, даже не задумываясь, какие преимущества и недостатки имеет тот или иной способ фиксирования информации.Почему писать левой рукой полезно? Почему большинство...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство