Методическая разработка по теме
«Повышение компетентности родителей по вопросам раннего выявления и предупреждения отклонений в развитии их детей»

(Курс консультаций)

 

Консультация № 1

Тема: «Рождение ребёнка - радость в муках?»

Задачи:

- познакомить родителей с рядом документов о раннем развитии ребенка: обменная карта, «Сведения о проведении аудиологического скрининга новорожденного», «Узи головного мозга новорожденного»;

- дать определение таким понятиям, как: шкала Апгар, нейросонография, асфиксия, гипоксия головного мозга новорожденного.

Категория слушателей: семьи воспитанников дошкольных учреждений (I младшая группа - подготовительная группа).

Оборудование: ноутбук или компьютер, слайд - проектор.

Ход:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня среди нас присутствуют не просто женщины, а мамы, которые не понаслышке знают, как это «родить ребёнка!»

Естественно сразу после родов женщина находится в состоянии эмоционального и физического «опустошения». И в это время она не может в полной мере воспринимать информацию о результатах родов, о состоянии ребенка.

Затем находясь в послеродовой палате, молодая мамочка учится ухаживать за малышом, привыкает к своей новой роли и функциям. И этот переход в иную социальную роль также является неким стрессом для женщины.

А уже при выписке из роддома маме вручают не только «кулёк» счастья, но ряд документов на ребёнка. И стоит сказать, что без особой подготовки разобраться в них бывает очень тяжело. Тем более, когда на следующий день после выписки приходит участковая медсестра, она забирает эти документы и вклеивает их в карточку развития.

Как правило, когда в 1 месяц мамочка с малышом проходят некую комиссию: невролог, хирург, УЗИ головного мозга и т.д., врачи что-то пишут, не поднимая головы и ничего не объясняя.

Результат: просматривая карточку в очередной раз, ожидая приёма педиатра, особо дотошная мама может найти разные диагнозы ребёнка, о которых узнала в первый раз.

Как же это предотвратить?

Давайте посмотрим, какие документы предоставляют в роддоме.

Слайд 2.

Первый важный документ - обменная карта. Как видно из слайда, здесь мы можем найти информацию о группе здоровья ребенка. Но представлена она только римской цифрой с буквой или без. И как понять, что же они обозначают?

Слайд 3.

Родителям следует помнить, что в процессе наблюдения за ребёнком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.

Ещё один важный пункт № 15 - шкала Апгар, которая проставляется в каких-то баллах, которые также не понятно, что обозначают.

Слайд 4.

Таблица оценки состояния здоровья новорожденного ребёнка в первые 5-10 минут жизни с момента появления на свет называется шкалой Апгар.  рождения.

Шкала Апгар помогает акушерам оценить жизнеспособность малыша в первые минуты жизни, исходя из суммы баллов 5 важных критериев: частота сердцебиения, характер дыхания, мышечный тонус, цвет кожных покровов, рефлекторная возбудимость

Слайд 5.

На этом слайде можно увидеть, как расшифровываются то или иное количество баллов.

Также из обменной карты можно узнать группу крови ребенка и его резус.

Слайд 6.

Следующий документ: «Сведения о проведении аудиологического скрининга новорожденного». Этот документ позволяет увидеть, есть ли у ребенка проблемы со слухом. Как видно из предложенной карты, у ребёнка отоакустическая эмиссия зарегистрирована, это значит - нормальное функционирование слухового рецептора, то есть малыш слышит. Если эта эмиссия не регистрируется, значит, у ребенка выявляются проблемы со слухом.

На это тоже стоит обратить внимание, так как нарушение слуха может быть как самостоятельным заболеванием, так и влиять на последующее развитие ребенка. Например, нарушение слуха может оказывать влияние на развитие речи, на познавательное развитие.

Также в этом документе прописываются факторы риска по тугоухости - внезапного или постепенного ухудшения слуха, которое возникает из-за нарушения звукопроводящей или звуковоспринимающей функции слухового аппарата.

В представленной карте подчеркнуты следующие факторы риска: инфекционные и вирусные заболевания матери, гипоксия плода и асфиксия новорожденного. То есть во время родов у данного ребенка отмечались перечисленные проблемы, которые на последующих этапах развития могут привести к тугоухости.

Давайте теперь кратко рассмотрим, что такое гипоксия головного мозга и асфиксия новорожденного.

Слайд 7,8.

И ещё один важный документ, который выдается при выписке это результаты УЗИ головного мозга ребенка через родничок (нейросонография).

Слайд 9.

Нейросонография новорожденных - это метод ультразвукового исследования структур полости черепа, который применяется у детей от рождения до года.

Для чего применяется этот метод, мы узнаем из следующего слайда.

Слайд 10.

Теперь предлагаю рассмотреть цифры, которые должны содержаться в результатах нейросонографии. В домашних условиях вы можете сравнить показатели нормы и показатели вашего ребенка. Соответствующий протокол нейросонографии вы сможете найти в карточке развития вашего ребенка.

Слайд 11, 12.

На следующих двух слайдах рассмотрим расшифровку возможных патологии при нейросонография новорожденных.

Слайд 13, 14.

Данный вид исследования можно проводить до года, пока не зарос родничок. Если результаты превышают показатели нормы, следует обратиться к неврологу. Огромным плюсом для вас и вашего ребенка, если вас будет наблюдать хороший специалист, а не участковый из поликлиники. Как правило, на каждого ребенка на прием отводится не более 5 - 7 минут. Естественно, что качественный осмотр за такой промежуток невозможен.

Слайд 15.

 

Консультация № 2

Тема: «ППЦНС - родители обратите внимание!»

Задачи:

- обратить внимание родителей на необходимость своевременного выявления отклонений в развитии;

- познакомить с понятием ППЦНС, причинами появления и с влиянием на общий ход развития ребёнка;

- познакомить с методами современной диагностики последствий ППЦНС.

Категория слушателей: семьи воспитанников дошкольных учреждений (I младшая группа - подготовительная группа).

Оборудование: ноутбук или компьютер.

Ход:

Слайд 16.

Здравствуйте, дорогие родители! На предыдущей лекции мы рассмотрели ряд документов, благодаря которым уже на раннем сроке можно выявить, какие проблемы в развитии и здоровье ребенка ожидаются в будущем.

Сегодня предлагаю рассмотреть один из самых распространенных неврологических диагнозов как ППЦНС.

Слайд 17.

Как видно из слайда ППЦНС - это не есть название заболевания, это общий термин, включающий множества поражений.

Стоит отметить, что если в карточке ребенка есть такой диагноз, то он просто прописывается ППЦНС. То ли из экономии времени, то ли, чтобы не было лишних вопросов от родителей, неврологи не расписывают, какие именно у данного ребенка были поражения.

Давайте рассмотрим классификацию перинатальных поражений ЦНС, основанную на причинах и механизмах, приводящих к нарушениям в работе ЦНС у ребенка. Согласно этой классификации, выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС.

Слайд 18.

Здесь нужно заметить, что часто врачи имеют дело с сочетанием нескольких факторов, поэтому данное разделение в известной степени условно.

Теперь давайте увидим разницу между диагнозом ППЦНС и диагнозом «Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза: синдром мышечной дистонии, синдром вегето-висцеральных нарушений». Теперь расшифруем и этот диагноз.

Слайд 19.

Вряд ли хотя бы один из неврологов в поликлинике так детально описывал диагноз ППЦНС.

У вас может возникнуть вопрос: «Ну не расписала она диагноз, но ей же и так всё понятно?»

Хорошо, ей понятно, а как же родители? Получается, они только переносят карточку от одного специалиста к другому, которые пишут непонятные диагнозы.

К сожалению, большинство родителей начинают волноваться о состоянии здоровья ребёнка, когда он получает какие-то внешние повреждения: сломал руку, повредил глаз, частые кровотечения и т.п. Мало кто интересуется, а что же у малыша внутри, как работает его головной мозг, как чувствуют себя его сосуды и т.д.

Но как только дети начинают чаще капризничать, становятся агрессивными, неусидчивыми, неуспешными на занятиях, когда появляются навязчивые движения и т.д., все родители «бегут» к психологу. Ведь он то, по их мнению, точно знает, где у ребенка специальная кнопка, нажав которую всё встанет на свои места.

Работая психологом, я практически каждый день сталкиваюсь с такими ситуациями. Сразу после обращения родителей я изучаю медицинскую карточку «проблемных» детей. И как вы думаете, какой чаще всего диагноз от невролога я там вижу? Да, это ППЦНС.

Вот и получается замкнутый круг. На повторной консультации я сразу задаю вопрос: «Когда в последний раз посещали невролога?» На удивленное молчание родителей задаю второй вопрос: «У вашего малыша стоит же диагноз ППЦНС?» И теперь вопросы начинают задавать уже родители: «А что это такое?», «А почему его нам поставили?», «А что надо делать, чтоб его снять?» и т.п.

Есть, конечно, и продвинутые мамы и папы, изучившие все просторы интернета по данному вопросу, которые с гордостью отвечают: «Этот диагноз после года снимается автоматически». Но и для них есть свой вопрос: «А почему же вы сейчас обращаетесь ко мне за помощью?»

Следует отметить, что и сами неврологи, успокаивают внимательных родителей тем, что «Не переживайте, к году этот диагноз снимается». Сама лично была одним из таких родителей.

Но, хочу предостеречь: полностью проявления перинатальных поражений ЦНС не исчезают.

Давайте рассмотрим, какие же могут быть исходы заболевания.

Слайд 20.

Обратите внимание, вроде бы всего 3 группы последствий, но каких!

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

Работая также логопедом, в первичной беседе также пытаюсь выяснить, были ли поражения ЦНС. Большинство родителей вновь удивляются, как нарушение речи может быть связано с нервной системой, в частности с головным мозгом.

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающийся случай. Это гидроцефальный синдром. Связан он в первую очередь с увеличением количества ликвора (жидкости), что ведёт к стабильному повышению внутричерепного давления. При отсутствии лечения подобное состояние может быть опасным, так как давление на головной мозг приводит к нарушению нормального развития. И мы не можем сказать, на какие участки головного мозга эта жидкость давить сильнее. Может это как раз, и будут речевые зоны, вследствие чего и выявляется задержка речевого развития.

Хочу поделиться печальным опытом. Будучи дотошной мамой, я всё-таки выяснила, почему у моего ребёнка была задержка экспрессивной речи (то есть малыш всё понимал, а говорить не мог). Обычно нейросонографию проходят в роддоме и в 1 месяц. Именно после первого месяца жизни у нас появился диагноз «Умеренное расширение ликворопроводящих путей». На что невролог сказала, что это все само пройдёт. И, как правило, до 6 месяцев у деток этот процесс может стабилизироваться.

Не хочу делать обвинительных выводов, но эти 2 исследования делаются бесплатно. А все последующие узи оплачивает сам родитель. Может в этом и есть причина, что более старшим деткам неврологи дают направление на нейросонографию «скрипя сердцем» (скованны рамками законодательства).

Не жалея денег, мы прошли узи в 3 месяца, в 6 месяцев, в 9 месяцев, а состояние ликворопроводящей системы то улучшалось, то вновь ухудшалось, т.е. не стабилизировалась полностью. Естественно, всё это время мы принимали соответствующие препараты, делали физиотерапию. И тут подошел срок делать самые сложные прививки: акдс и полиомиелит. Что делает участковый невролог: она пишет в период дегидратации (не полная стабилизация, а ещё только слабый процесс выздоровления) прививки не противопоказаны! Я тогда ещё по не знанию даю согласие, ребёнку делают прививки и всё нормальный ход речевого развития прекращается и идёт ЗРР.

Благодаря отказу от всех последующих прививок, срочному курсу лечения у хорошего специалиста - невролога (этот курс длится и по настоящий момент) ситуация в корне меняется.

Давайте разберём еще один момент, как же выявить есть ли нарушение у ребёнка? С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как.

Слайд 21.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает опытный врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

 

Консультация № 3

Тема: «ПМПк - очередная аббревиатура или необходимость?»

Задачи:

- дать представление о понятие «ПМПк»;

- раскрыть назначение ПМПк;

- повысить компетентность родителей в части правовой стороны организации ПМПк.

Категория слушателей: семьи воспитанников дошкольных учреждений (I младшая группа - подготовительная группа).

Оборудование: ноутбук или компьютер, слайд - проектор, раздаточный материал: «Документы, необходимые для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии»

Ход:

Слайд 22.

Здравствуйте дорогие родители, сегодня мы завершаем курс наших лекций раскрытием такого понятия как ПМПк.

Обратите внимание на слайд.

Слайд 23.

«Девочки, посоветуйте, пожалуйста как пережить ПМПК. Идем с сыном на следующей неделе. У него ЗРР, которое автоматически тянет ЗПР. Ситуация не критичная, за год очень хорошая положительная динамика и в речи и в развитии… боюсь, что ПМПК отправит нас в коррекционный дет. сад, а там у нас прогресса не будет».

«Добрый день. Озадачилась определением ребёнка в школу (естественно, коррекционную). Пошла узнать, как попасть на ПМПк? Говорят, что в нашем городе направления выдает психиатр!»

«Слышала о том, что с прошлого года ПМПк обязали обследовать и отслеживать всех детей - инвалидов поголовно, а так как некоторые (многие) родители не хотят показывать детей на комиссии, то добровольное обследование пытаются выдать за обязательное».

Сегодня интернет - форумы просто пестрят подобными рассказами, где особо продвинутые и всё знающие мамочки жалуются, пугают друг друга разного рода страшилками про грозную и безжалостную ПМПк.

Что же такое ПМПк? Это мы будем выяснять сегодня. Итак, ПМПк - это психолого-медико-педагогическая комиссия. Вроде слова не кусаются и пока нечего бояться. Но возникает другой вопрос: для чего же существует данная комиссия?

Слайд 24.

«Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций».

Эта цитата из приказа от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» ясно даёт понять, что ПМПк не ставит неоправданно страшных диагнозов и не призвана «сливать» детей в те коррекционные сады, какие захочет. Обратите внимание, решение ПМПК носит рекомендательный характер, а в какое образовательное учреждение идти, решают только родители.

Да и вообще, идти ли на ПМПк или нет, решают только родители (законные представители), подтверждение чему мы можем найти в Федеральном законе №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, глава 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители), статья 42.

Слайд 25.

«Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)».

Как же выглядит это заявление? Внимание на слайд.

Слайд 26.

Как вы видите, первым кто «бьет» тревогу по отношению интеллектуального, эмоционального состояния ребенка это представители (воспитатель, узкие специалисты: музыкальный руководитель, эстет, логопед и др., педагог-психолог) детского сада. И это естественно, за рабочую неделю они проводят с ребенком больше времени, чем родители.

И вновь хочу уточнить, что без письменного согласия родителя (законного представителя) никто не имеет право проводить диагностическую либо коррекционно-развивающую работу. Помня об этом праве, многие родители отмахиваются от имеющихся у их детей проблем, которые в большинстве случаев находят проявление в школе.

Если же родители всё-таки дают согласие на прохождение ПМПК (городской уровень), то кого же они встречают там?

Слайд 27.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по

соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. Стоит отметить, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, ребёнок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим.   При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Если говорить обычными словами, приходя на заседание ПМПк, ребенок с родителем сидит перед членами комиссии, которые предлагают малышу в игровой форме ряд заданий, упражнений. Учитывается не только как ребёнок их выполняет, но и его эмоциональное поведение.

Попадая на ПМПк родители (законные представители) детей имеют право:

Слайд 28.

Таким образом, по итогу посещения ПМПк у родителя (законного представителя) на руках появляется заключение о посещение ПМПк, которое, ещё раз особо подчеркну, носит рекомендательный характер. С этим заключением Вы вправе ознакомить администрацию детского сада либо этого не делать.

Но, наверное, стоит задуматься о том, что если и представители детского сада, и члены ПМПк свидетельствуют о наличии у ребенка затруднений в развитии, значит необходимо принимать срочные меры. Ибо проблемы, запущенные в детстве, непременно дадут о себе знать в будущем!

 

Литература:

1) ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России)от20сентября2013г.N1082г. Москва «Обутверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

2) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.).

 

Приложение

Раздаточный материал «Документы, необходимые для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии»

Психолого-медико-педагогическая комиссия: адрес - ул. Громовой, 44, телефон: 76-99-74 (запись по телефону) (адрес верен для жителей г.о. Тольятти)

1. Копия свидетельства о рождении.

2. Копия паспорта родителей.

3. Медицинские справки от врачей: ЛОРа, окулиста, невролога (до 4 - х лет), психиатра (с 4 - х лет).

4. Выписка из истории развития.

5. Психолого-педагогическое представление (характеристика из детского сада.

6. Детские работы (рисунки, аппликации и т.п.).

 

Презентацию можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...

Читайте также

Сценарий праздника «День защитников Отечества» в подготовительной группе

Сценарий праздника «День защитников Отечества» в подготовительной группе Цели праздника: 1. Формировать у старших дошкольников чувство патриотизма. 2. Обобщать и конкретизировать знания детей...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Путешествие по…

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке «Три поросенка» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности...

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...