Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования

 

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС)

В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ   с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья-детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Кроме того, согласно новому закону об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью эффективного взаимодействия с родителями нами была разработана программа «Школа позитивного родительства»

Цель: Расширение педагогических возможностей семьи,

Задачи: Формирование партнёрских отношений среди детей и родителей

Распространение информации о позитивном воспитании, информирование, просвещение и обучение родителей принципам ответственного родительства

Распространение практики бесконфликтного и развивающего общения

Включение родителей в образовательный процесс

Реализации программы осуществляется в следующих направлениях:

Взаимодействие с социальными институтами

Организация семейных клубов по интересам, а также индивидуальных и групповых консультация различных специалистов.

Использования массовых форм взаимодействия родителей и детей, включение родителей в педагогический процесс в качестве равноправных участников образовательных отношений

Доведение до родителей необходимой педагогической информации по вопросам воспитания и развития детей

Профилактика жестокого обращения с детьми

Организация работы с педагогами по особенностям установления адекватных взаимоотношений с родителями воспитанников.

 

Программа состоит из следующих разделов:

«Ладушки, ладушки» - готовимся к поступлению в детский сад и адаптация в раннем возрасте.

«Семейная академия» - актуальные проблемы семейного воспитания -педагогический лекторий, различные формы просвещения родителей»

«Лицом друг другу» - взаимодействие родителей, детей, педагогов в совместных мероприятиях.

«Защита прав и достоинств ребёнка» - работа с семьями группы риска, профилактика жестокого обращения с детьми.

«Психология семьи» - повышение психологической грамотности родителей и законных представителей , работа с замещающими семьями.

Про всё на свете» - информационный раздел, включающий себя выпуск газет для родителей, информирование в СМИ и сети Интернет

 

Примерный тематический план программы

«Школа позитивного родительства»

 

Наименование разделов и тематика

Формы работы

Периодичность

Ответственные

«Ладушки, ладушки»

 

 

Встреча с родителями будущих воспитанников

«Давайте познакомимся»

1 раз в год

Заведующий, зам. Заведующего по ВиМР

Как подготовить малыша к поступлению в детский сад»

Раз в месяц в ходе работы адаптационной группы групповые формы. Индивидуальные- по необходимости.

Педагог-психолог, воспитатели

«Адаптация - это серьёзно»

Анкетирование, индивидуальное консультирование

воспитатели

«Здравствуйте, мы вам рады»

1 раз в год

Итоговая встреча и день открытых дверей будущих воспитанников ДОУ

Это чудный ранний возраст (особенности возраста, ведущие виды деятельности и др.)

По выбору воспитателя и педагога-психолога

Ежеквартально

Родительские гостиные

Воспитатели групп раннего возраста.

Семейная академия»

 

 

«Вот и стали мы на год взрослее»

 

Родительские гостиные 1 раз в год

 

Клуб заботливых родителей

2 раза в месяц

Руководитель клуба

Академия будущих первоклассников: как подготовить ребёнка к школе.

По выбору воспитателя( тренинги, практикумы, открытые занятия с комментариями)

 

 

Родительская конференция

1 раз в год

 

«Подумаем вместе»

Образовательно-игровые тренинги

Специалисты ДОУ

Ярмарка педагогического мастерства (изучение опыта семейного воспитания)

По мере необходимости

Методический совет ДОУ

Лицом друг к другу

Участие в проектах, выставках, смотрах, конкурсах

 

Воспитатели.

Нам не скучно вместе

Совместные праздники взрослых и детей, досуговая деятельность

Воспитатели, музруководитель

«Творим, выдумываем, пробуем вместе»

Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Воспитатели.

«Наблюдая, обучаюсь»

Открытые просмотры детской деятельности

Воспитатели.

Защита прав и достоинств ребёнка

 

 

Права ребёнка

Лектории, дискуссии

Специалисты ДОУ

Искусство быть родителями(взаимодействие в семье, как избегать конфликтов)

Тренинги, практикумы,

Педагог-психолог.

Работа с семьями группы риска.

 

Заведующий

Психология семьи»-

 

 

Что делать, если…(личностные особенности и психологические проблемы) -

Индивидуальные и групповые формы консультирования, коррекционная работа с участием родителей.

Педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Анкетирование, консультирование

Совместно с ЦСЗН

Психолого-педагогическое сопровождение семей , в которых воспитывается ребёнок с ОВЗ

По мере необходимости

 

Особый ребёнок: воспитание толерантности.

 

Специалисты ДОУ

Про всё на свете

 

 

Информационные листы «Советы специалиста»

ежемесячно

Специалисты ДОУ

выпуск газет для родителей «Росточек»

Ежемесячно

Редактор газеты

информирование в   сети Интернет «Как живём в «Улыбке»

 

Не реже 2 раза в месяц

Отв. за наполнение сайта

Рубрика «Я- родитель» на сайте ДОУ

Ежемесячно

Отв. за наполнение сайта

«Возьмём на заметку»

Папки передвижки, для родителей

 

Воспитатели. Специалисты ДОУ

 

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи в настоящее время является семейный клуб. Участие в работе клуба является добровольным.

Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят специалисты ДОУ. Общение в рамках семейного клуба создаёт положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

 

Сценарий заседания семейного клуба

Тема: «Не надобно другого образца,  когда в глазах пример отца»

А.С.Грибоедов

 

Звучит легкая музыка. Зал оформлен празднично.

На одном столе выставка книжек-малышек на тему: «Мой любимый папа», заранее подготовленных мамами совместно с ребенком дома, на другом расположены рассказы детей о своем папе.

На стенде фотовыставка «Как две капли». На экране слова А. С. Грибоедова «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Родители сидят полукругом за столами.

Ход:

Ведущая: - Уважаемые родители! Накануне мужского праздника мы поговорим о семье и о роли отца в семейном воспитании А как важно, чтобы семья была крепкой, нам расскажет стихотворение .

Мама.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы!

Семья – это важно,

Семья- это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Ведущая: - Да, семья – это очень ответственная работа. Мы знаем, что для нормального развития и стабильного эмоционального состояния ребенка необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на детей лаской, добротой, играет большую роль в воспитании, но формирование настойчивости, смелости, целеустремленности – это уже забота отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.

- Современные папы (как отмечают психологи), достаточно устойчивы в выражении эмоций, умеют сгладить острые углы в семейных отношениях, уйти от ссоры. Они заинтересованы в устроении быта семьи (делают ремонты, пристройки…), в организации семейного отдыха. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем раньше. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если папу в семье не ценят, не одобряют другие ее члены, а ведь он – «глава семьи».

- Традиционно отцу отводится в семье дисциплинирующая роль. Иногда мы сами (мамы) ругаем детей: «Вот папа приедет, я ему все расскажу…». Есть такая версия, что сыновья суровых отцов бывают не способны к сочувствию и состраданию. Кто за эту версию? (Обсуждение.)

- А кто за народную мудрость «Наказывай дитя, пока оно поперек лавки лежит»? (Обсуждение.)

- Личные качества отца оказывают большое влияние на развитие ребенка. Его любовь учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, к жене и к другим людям. Наблюдая за взрослыми, дети копируют жесты, движения и манеры, присущи нам. Были ли вами замечены такие желания? Может из вашего детства есть примеры?(Высказывания родителей.)

- Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение. Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и другие черты, присущи настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой. Девочкам тоже крайне необходимо общение с отцом. Девочки не копируют поведение отца, но его одобрение придает ей уверенность в себе, важно чтобы папа интересовался ее делами, больше общался с ней. Как вы думаете, ваши «папы» достаточно общаются с ребенком? (Высказывания родителей). А из своего детства есть моменты, которые вы помните до сих пор? (Обсуждение.)

А теперь педагог-психолог даст несколько советов папам, в чьих семьях растут дочери. Объявляется рубрика «Папина дочка».

- Распространённый в прошлом стереотип о том, «что сын лучше дочери», понемногу ходит не нет. Всё чаще в семье именно дочка - предмет особой гордости папы. Какую стратегию выбрать в воспитании дочери?

1. Не пытайтесь заменить маму.

Наоборот, используйте в общении только те приёмы, которые под силу только вам. Разве может мама так прокатить на закорках или поиграть в догонялки.

2. Не стесняйтесь быть нежным

«Папы, это большие и добрые меховые животные - так образно продемонстрировала дочерний взгляд снизу вверх» замечательная сказочница К. Драгунская. Дочери особенно чутко воспринимают ласку и заботу, а напускная холодность лишь возведёт между вами барьеры.

3. Бойтесь быть отцом, которого боится ребёнок

Авторитет отца и авторитет человека с ремнём понятия разные. Поверьте, правильным тоном и разговором по душам добиться можно гораздо большего.

4. Будьте сначала другом, а потом уже родителем.

Делайте всё, что можете вместе.

5. Станьте проводником в мужской мир.

Кто как не папа сформирует представление о мужчинах вообще и об идеальном спутнике в частности.

- Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их решения.

- А что же с неполными семьями, это особая тема. Кому подражает мальчик, если его воспитывают мама и бабушка? Все папы разные, у всех свой характер, но когда отца нет совсем, проблем бывает в воспитании личности ребенка еще больше. Вы согласны? (Обсуждение.)

- А теперь мы перейдем к следующей части нашей встречи. Послушайте, пожалуйста, пословицы и поговорки и продолжите каждую из них.

Мамы по очереди зачитывают часть пословицы, а остальные дополняют. (См. Приложение.)

- Ребята постарались и рассказали о своем папе замечательные истории, да только я их не подписала и не знаю, кто же это рассказал о своем папе. Помогите узнать.

Родителям раздаются листы с рассказами о папе, но без имен. Рассказ зачитывается вслух по очереди. Каждая семья должна узнать в рассказе своего папу.

- Да, все папы разные, у них разная работа, но всем мамам и детям хочется, чтобы папа был идеальным во всем. Давайте мы вспомним старую игру нашего детства, когда мы на случайно выбранную букву писали города, реки и т.д. А нам нужно на выпавшую букву написать на ромашке то качество, которое должно быть в отце на ваш взгляд.

Родителям предлагается газета, карандаш и ромашка с белыми лепестками. Они по очереди тыкают карандашом в буквы и заполняют лепестки качествами идеального папы.

- А сейчас наши ребята споют вам замечательную песню о папе, подпевайте им. (Дети входят в зал, исполняется песня Шаинского про папу. Дети садятся.)

- Угадайте, о ком это расскажет нам Андрей П.?

- Кто нас учит гвоздь забить,

Даст машину порулить?

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый…. (папа).

 игра «Парашют»- Давайте, ребята, порадуем ваших пап и мам и покажем им презентацию «Мой день в детском саду» со стихами. (Показ презентации.)

- И в заключении нашей встречи я приглашаю вас поиграть с воздушными шарами. (Проводиться игра «Парашют» Участники встают в круг и натягивают полотно парашюта. Их согласованные движения позволяют одновременно поднимать и опускать материал и тем самым подбрасывать воздушные шары, расположенные на полотне.

В конце игры детям в подарок вручаются воздушные шары, а ведущая благодарит родителей, поздравляет пап с наступающим праздником и все фотографируются на память.)

 

Приложение

Пословицы и поговорки о семье и о папе:

1. Семья сильна, когда над ней …(крыша одна).

2. Послушному сыну отцов приказ не ломит….(спину).

3. В хорошей семье хорошие…. (дети растут).

4. Каков ясень, таков клин,

   Какой отец,….(такой и сын).

5. Не будет добра, коли в семье… (вражда).

6. Коли есть отец да мать, так и ребенку …(благодать).

7. В родной семье и каша …(гуще).

8. Бог для людей, а отец для….(детей).

9. На что клад, когда в семье…(лад).

10. Один отец значит больше, чем 100….(учителей).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Петербург. Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Петербург (Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста)  Сл. и муз. Серебрянской И.А. 1. Реки, причалы, каналы, мосты.  Всё это – город любимый.  Парки...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Читайте также

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в…

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников» Цель: упражнять детей в...