«Тренинг для родителей будущих первоклассников».
Тема: «От дошкольника к школьнику»

Пояснительная записка

Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

Задачи:

  • Повышение компетентности родителей;
  • Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста;
  • Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;
  • Обучение эффективным способам общения;
  • Развитие навыков рефлексии у родителей.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • цветные карандаши, ручки, бумага для заметок по количеству родителей.

Ход:

1. Ведущий знакомит родителей с целями и задачами тренинга с условиями и режимом работы. Вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким темам будут посвящены.

Текст педагога-психолога детского сада на тренинге с родителями будущих первоклассников.

 

Здравствуйте ув. Родители!

Пока мы собираемся, посмотрите презентацию «В школу в первый раз». Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.

Необходима работа с родителями, поскольку именно близкие люди являются наиболее значимыми для дошкольника. Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Мною была проведена диагностика готовности к школе вашей группы. В целом уровень готовности хороший, 80% детей имеют высокий уровень всех психических процессов (памяти, воображения, мышления), вопрос не этом. Были задания, которые определяют самооценку ребенка, и, к сожалению, есть дети у которых она заниженная. (Н. показать ступеньки и высказывания.)

Был определен уровень тревожности у детей, и есть детки у которых он высокий, чаще всего это в тех семьях где родители не живут вместе либо не очень благоприятная обстановка в семье, либо в тех семьях где гиперопекают своих детей, показать картинки. (Н. как аргументировали дети, какое у их было бы выражение лица в данной ситуации.)

Что делать? - Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

И я, как психолог, предлагаю вам маленькую помощь и консультацию:

  • Развитие необходимых навыков сотрудничества с детьми.
  • Обучение эффективным способам общения с детьми, методам и приемам обучения.

У нас будут определенные правила работы, всё что происходит и говорится в зале, здесь же и остается без осуждений и критики.

 

2. Знакомство. Разминка.

А) «Визитная карточка»

Б) Упражнение «Представление по кругу». Мяч передается по кругу. Тот у кого в руках мяч, представляет себя, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком.

В) Упражнение «Снежный ком». Первый, у кого в руках мяч, снова называет свое имя и качество (как в предыдущем упражнении). Следующий называет имя и качество первого, а затем свое имя и качество. Третий называет имя и качество первого и второго и свое.

Г) Упражнение «Ассоциации»

Мяч передается хаотично от участника к участнику. Тот, у кого мяч, быстро произносит слово-ассоциацию на слово «ребенок». (Дитё, сынок, маленький…)

 

3. Основная часть. Практический блок.

А) Упражнение «Идеальный родитель». Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя». Ведущий просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая. Затем, когда предложений больше не поступает, ведущий зачитывает описание идеального родителя.

Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, в чем дальше от центра, тем дальше от идеала.

Ведущий.Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до последнего занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)

Б) Каким видят дети идеального родителя? Родителей знакомят с ответами детей.

В) Упражнение «Мусорная корзина».

Цель: развитие навыков рефлексии, способности осознавать свои действия и слова по отношению к ребенку.

Ведущий. На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет), напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились.

Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.

Ведущий. Не всегда есть время обратить внимание на себя, проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Первый шаг в достижении позиции идеального родителя вами сделан, так как вы пришли на наше занятие. Все изменения зависят только от нас. Иметь идеального родителя – мечта каждого ребенка.

 

4. Упражнение на визуализацию «Погружение в детство» Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами идет близкий человек. Посмотрите, кто это? Как он выглядит, во что одет? Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Вам хорошо. Вы чувствуете надежную защиту и опору, вместе вам ничего не страшно. Вы уверенно и смело шагаете по весенней улице. Затем вы отпускаете руку и весело убегаете вперед, но не далеко. Останавливаетесь, ждете своего близкого человека и вновь берете за руку. Вдруг вы слышите незнакомый смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого человека. Что вы чувствуете? Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова крепко берете за руку. Вы идете дальше вместе и весело смеётесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откройте глаза.

В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, роль родителя в формировании уверенности в дальнейшей жизни.

Ведущий предлагает участникам поделиться своими эмоциональными переживаниями.

Ведущий: позвольте вам дать один совет. Так как родителям чаще всего некогда заниматься своими детьми, НО возьмите за правило, перед сном посидите возле кроватки 15 минут и посплетничайте с ребенком. Как прошел день, кто его обидел, что было хорошего в этот день. И потом обнимите ребенка и скажите, что вы его очень любите и никогда его в обиду не дадите. Поверьте – это важно.

 

5. Обратная связь. Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии.

 

6. Ритуал прощания. Сказать «Всего хорошего!» все участникам.

 

Приложение №1

Памятка родителям будущих первоклассников
  • Поощряйте инициативу ребенка.
  • Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
  • Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.
  • Не забывайте хвалить.
  • Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
  • Необходима общая положительная оценка.
  • Подробно вместе разбирайте ошибки.
  • Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
  • Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись занимайся, балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
  • Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
  • Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
  • Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
  • Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
  • Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
  • Помните «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну радости» Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование представление о...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...