Сообщение для родителей

«Полоролевое воспитание дошкольников»

Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни.
Хотим вырастить мужественных юношей
и очаровательных девушек.
И никак не наоборот. Наверное, нет родителей,
которые бы всерьез не задумывались
над проблемой полоролевого воспитания.

 

На протяжении многих веков люди рассматривали всё, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И по сей день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве случаев от старших ребят во дворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребёнка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверно представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информации по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с трёх лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети; примерно с четырёх – как они попали в мамин животик, и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении. Обычно первые вопросы ребёнка просты и забавны, вызваны не сексуальными мотивами, а характерной для него любознательностью.

Отвечать на детские вопросы надо, даже если они оказались для родителей неожиданными или показались «возмутительными», в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и не за «неприличные» выражения ребёнком. Рекомендуется говорить не всё, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребёнка и не искажать истину. На вопрос «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответить так: «Детей рожают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку, твою подружку, родила ее мама». В дальнейшем, когда ребёнок подрастает, ответ на подобный вопрос, возможно более сложный, должен быть и более обстоятельным, развёрнутым.

Исследователи обсуждаемой проблемы, педагоги – практики высказывают противоположные мнения по поводу технологии ответа: по мнению одних, объяснять следует без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений (В.Е. Каган, О.К. Лосева); по мнению других, соотношений с жизнью животных и растений вполне уместны (Т.А. Куликова и др.). Педагоги и родители вправе выбрать тот вариант объяснения, который они считают для себя более приемлемым. Главное, чтобы он не содержал «голой физиологии», натурализма, позволил бы детям составить представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважения друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребёнка – радость, и что к этому событию вся семья готовится заранее. Дайте ребёнку почувствовать свою ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим.

Отвечая на вопросы детей, надо говорить правду, на доступном их пониманию уровне. Недопустимо ответы типа «Тебя в капусте нашли», «Аист принес». Это важно для сохранения доверия ребёнка к взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу, ответ должен быть интересным ребёнку, побуждающим его ещё раз обратиться с вопросом к близким ему людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребёнок уже располагал информацией о различиях полов и продолжения рода, полученной от родителей или воспитателей.

В работе с дошкольниками Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензированных программ показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается. Между тем, серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начал века (И. С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т. П. Хризман – 1978). Как утверждает доктор психологических наук Т. А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорождённых девочек, по сравнению с мальчиками, почти всегда меньше масса тела, сердца и лёгких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем – раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У девочек лучше развиты тактильная чувствительность и обоняние. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки – с помощью слуха.

Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, нервозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т. П. Хризман, по сравнению с девочками: «Более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономнее и целенаправленнее».

У мальчиков в 6 -7 лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов девочки более «продуктивны и активны».

По данным Т. М. Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека – с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имеют разный мозг, ведут себя по-разному. Учёные, работающие по данной проблеме (Градусова Л. В., Кудрявцева Е. А., Татаренцева Н. Е.), считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении. Много зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определённость личностных установок, и, в конечном счёте, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

Суть полоролевого воспитания заключается в следующем: ОВЛАДЕНИЕМ КУЛЬТУРОЙ В СФЕРЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛОВ; ФОРМИРОВАНИЕМ АДЕКВАТНОЙ ПОЛУ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ; ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ.

Поэтому целью своей самообразовательной работы по образовательной программе «Мальчики и девочки» определила следующее: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Задачи данной программы состоят:

  • Формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли;
  • Формирование адекватной полу модели поведения.

Задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребёнка, активно формирует интерес, способствует развитию мужественности и женственности.

РАЗДЕЛ 1. Мужчина и женщина, - какие они?

Цикл занятий данного раздела позволяет: Уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые проявлять героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Это военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели. Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. Врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф.

РАЗДЕЛ 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.

Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные разные виды деятельности в содержание этого раздела - взаимосвязаны.

РАЗДЕЛ 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

В процессе выполнения этого раздела формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешними, так и в чертах характера и поведения, воспитывается культура общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются:

  • Навыки доброжелательного отношения друг к другу.
  • Умение быть опрятными: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в причёске, одежде и пр.
  • Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
  • Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера.
  • Умение понимать и уважать мнение партнёра противоположного пола.

Специфика дошкольного возраста не предполагает жестко регламентированного учебного плана, так как обучение и воспитание дошкольника происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребёнка в детском саду, в процессе разных видов деятельности, среди которых важнейшими выступают игровая, изобразительная, трудовая и др.

При работе с данной программой преемственность в воспитании является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Большое внимание уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Рассогласование в требованиях, предъявляемых к детям в детском саду и дома, может вызвать у ребёнка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому вся работа по полоролевому воспитанию может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арутюнова Л.А. «Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье»

2. Каган В.Е. «Воспитателю о сексологии»

3. Кон И.С. «Психология половых различий»

4. Лосева О.К. «Половое воспитание детей и подростков в семье»

5. Репина Т.А. «Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка»

6. Репина Т.А. «Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии»

7. Хризман Т.П. «Нейрофизиологическая и нейропсихологическая основа социализации полоролевого поведения у дошкольников»

8. Щетинина А. М., Иванова О. И. «Полоролевое развитие детей 5–7 лет»

9. Журналы: «Дошкольная педагогика» №4 – 2009г.,№2 – 2010г. «Ребёнок в детском саду» №1 – 3 2006г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Стеклодувная фабрика

Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...

Читайте также

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка»

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка» Цель: Приобщение детей к истокам русских традиций, знакомство с бытом русского народа, а именно...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...