Сайт для воспитателей детских садов



Методы обогащения воспитательного опыта родителей

 

Перед родителями стоит сложная задача: направлять детей, оберегать и контролировать их, а также руководить ими и в то же время делать это так, чтобы по мере взросления дети становились все более и более самостоятельными. Самым важным показателем качества родительства большинство специалистов в области детско-родительских отношений считают зрелость, компетентность матери и отца, проявляющиеся в гибкости, адаптивности, изобретательности их родительской позиции (А Бодалев, А. Варга, З. Матейчек, О. Сермягина, Г. Хоментаускас и др.).
У родителей, похоже, нет особого выбора: доверять своему ребенку, идти на риск в воспитании, проявляя по мере его взросления все больше доверия к его умениям, самостоятельности, инициативности, либо держаться в рамках контролирующе-дисциплинирующего воспитания.

Исследования и опыт семейного воспитания показывают: рискуя, родители с большей вероятностью помогут ребенку научиться быть счастливым без них. Воспитание же без доверия похоже на передачу по наследству сыну или дочери своих собственных стереотипов и привычек, которые лишают детей свободы и независимости.
В базисной программе развития дошкольников "Истоки" в разделе "Сотрудничество педагога с семьей" выделены две задачи.
Первая задача: "Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга".
Вторая задача: "Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях". Ее решение связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
В противовес информированию родителей о жизни их сыновей и дочерей в детском саду, рефлексивная модель общения педагога с семьей ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - "обращение назад").
Задача развития рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. В исследовании О. Зверевой в понятие "педагогическая рефлексия" включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.
Многие исследования показывают: по мере осмысления своих взаимоотношений с ребенком у родителей происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают позитивные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия детей (Л.Абрамян, Е. Арнаутова, В. Дуброва, А Кошелева, О.Лобза и др.).
Как показывают экспериментальные данные, очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. В программе "Истоки" эти методы перечислены.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предтагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Так, родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Опыт работы дошкольных учреждений - экспериментальных площадок показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники встреч. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
В представленных далее конспектах практикумов и дискуссионных встреч с родителями вы увидите варианты использования различных методов обогащения воспитательного опыта матерей и отцов.

 

Семья на пороге школьной жизни ребенка
Подготовительная к школе группа
Конспект практикума для родителей
Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Подготовка
Педагоги готовят задания для родителей.
Задание 1
На карточках написано:
Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.
На столах лежат цветные полоски: черная означает сильное волнение; синяя - умеренное; красная - радость, уверенность.
Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.
Задание 2
На демонстрационном стенде написано:
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.
Задание 3
На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. (Фразы взяты из кн.: Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. - М., 1995.)
Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.
- Вот пойдешь в школу, там тебе...
- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.) (В конспекте в скобках приводятся примерные ответы, «подсказки» для педагога.)
- Знаешь, как мы будем тебялюбитъ, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто. такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)
Ход практикума
Ведущий начинает встречу с вопроса: «В чем каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему»? После высказываний родителей предлагает им выполнить задание 1.
Ведущий. Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.
Обращает внимание родителей на демонстрационный стенд, предлагает выполнить задание 2
Для выполнения задания желательно пригласить и нескольких родителей, дети которых уже учатся в школе. По итогам выполненного задания проводится короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителей школы.
Ведущий. Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.
Послушайте небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика (см.: Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 93): «Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу -вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговорим с ним о школе - тускнеет...»
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. (Предлагает папам и мамам выполнить задание 3.)
Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, в них говорится.

Корзина малины
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,

Дорога становится длинной-предлинной!

А если в корзине пылает малина,

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

«Приду я - и маме отдам всю малину.

И скажет мне мама: «Бери половину!»

Зачем же мне всю-то корзину нести?

Свою половину я съем по пути!»

И правильно! Вмиг полегчала корзина!

Малины осталось - как раз половина!

«Вот, - скажет мне мама, -какой молодчина!

Принес полкорзины! Тебе - половина!»

Дорожка петляет. Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!

Полполполкорзины достанется мне.

Полполполкорзины делю пополам,

А все остальное я маме отдам!..

Дорожка петляет уже вдоль села.

Полполполполполполовина пошла!

Еще пополам бы! Да жалко: в корзинке

Полполполовинки последней малинки...
(В. Суслов.)

Вопросы к родителям.
• Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?
• Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?
• Как вы помогаете ребенку в этом?

Резюме. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т.е. ребенок должен самому себе ответить на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» - и решить, как ему поступить: как хочется или как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.
Таня-неумелочка
Есть такая девочка -

Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки

Надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у ней старанья.

Вот какая девочка -

Таня-неумелочка.
(М. Смирнова.)

Вопросы к родителям.
• Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку? Если да, то какие меры предпринимали в связи с этим?
Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии сделать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталости, и пр. -может принести впоследствии массу неприятностей и родителям, и самому ребенку.
Ссора
Ты меня заобижала,

А скажи - зачем?

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил,

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что ж,

Что он английский,

Этот леденец.

Был тебе я другом

Близким.

Все. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.
(И. Токмакова.)
Вопросы к родителям.
• Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями?
• Испытывает ли он в этом трудности?
• Как вы ему помогаете в этом?
Резюме. Несправедливость со стороны сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.
Один дома
Я один остаюсь.

Я совсем не боюсь.

За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу,
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
Может, в кухню схожу,
За столом посижу.
К чаю пряники есть,
Но не хочется есть...
Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу.
Время быстро пройдет.
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень-очень давно...
(И. Токмакова.)
Вопросы к родителям.
• Скажите, что делает ребенок, чтобы преодолеть страх?
• Ваш сын или дочь в аналогичной ситуации поступали бы так же или иначе?
• Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях?
Резюме. Чувство страха может подавлять волю ребенка, приводить к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.
В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к школе, например: «Выложи сам» (на умение анализировать форму предметов); «Угадай, что спрятано» (на умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов и др.).
Ведущий рекомендует родителям ознакомиться со следующими книгами.
Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякуш-кин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М, 1997.
Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога: Книга для родителей / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1992.

 

Источник: журнал "Дошкольное воспитание №9 2002 г."

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт