Семинар-практикум для родителей на тему: «Активные игры учат говорить»

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми.
Предварительная работа:
Составление памяток для родителей «Речевые игры в домашних условиях».

Ход семинара-практикума:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на сегодняшней встрече.
Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста?
(Ответы родителей.)
У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения. Ребенок должен уметь формулировать свои мысли, отвечать на вопросы развернутым приложением.
В этом возрасте возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Связная речь – это один из компонентов устной формы речи детей.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь является одним из главных показателей речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, может составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположить картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Для построения длинных и развернутых предложений ребенку требуется обширный активный словарь, его развивают многие речевые игры. В некоторые из них я предлагаю вам сейчас поиграть:
Представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!
Упражнение 1. Подбери определения к слову. Например: Шкаф – большой, деревянный, коричневый и т.д.
Медведь – большой, косолапый, хищный, лохматый и т.д.
Кубик – квадратный, твердый, пластмассовый, легкий, синий и т.д.
Конфета, мяч, чай, тарелка, заяц.
А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Упражнение 2. Что можно сделать с предметом. Например: мячик можно катать, кидать, пинать, подкидывать, бросать, мыть, вытирать и т.д.
А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Упражнение 3. «Какими словами можно описать время года?».
Осень – золотая, холодная, дождливая, хмурая и т.д.
А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Есть еще множество игр по речевому развитию, многие их них представлены в памятках перед вами.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Диалогическая речь представляет собой разговор двух и более людей, где говорящий и слушающий постоянно меняются местами. Тот вид речи наиболее простая форма устной речи. Она легко поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др.
При развитии диалогической речи ребенка следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание надо уделить умению ребенка формулировать вопрос.
Следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в его поле зрения, содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец родителя и педагога. Сюда входит: обращение, знакомство, приветствие и прощание, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, др.
Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она отмечается большей развернутостью, т.к. слушатели должны понять, о чем рассказ. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания, опирается на мышление.
В дошкольном возрасте дети овладевают 2 типами монологической речи:
пересказом и рассказом.
Пересказ.
Сравнительно легкая речевая деятельность. От детей требуется повторить содержание произведения наиболее близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Начинается обучение в средней группе, продолжается – в старшей, в подготовительной группе совершенствуется выразительная сторона пересказов и рассказов.
Рассказ.
Составление рассказов более сложная деятельность, чем пересказ.
Этапы работы по возрастам.
В средней группе составляется описательный рассказ игрушки, предмета по восприятию, т.е. видя их.
В старшей группе – описание предметов в сравнении, составление рассказов по сюжетным картинкам.
В подготовительной группе совершенствуется рассказ по сюжетным картинкам, а потом идет обучение творческому рассказу. Например, придумать рассказ на сюжет, предложенный взрослым.
Основными признаками рассказа ребенка старшего возраста являются:
Целостность рассказа (единство темы, соответствие всего рассказа главной мысли).
Структурное оформление (начало, середина, конец).
Связность (логические связи между предложениями и частями рассказами).
Объем высказывания.
Плавность (отсутствие длительных пауз). 
Предлагаю родителям самим составить рассказ по серии картинок.
Теперь переверните листок, на обратной стороне находится рассказ, составленный вашим ребенком. Сравните их.
Итоги:
Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок.
Занимайтесь с ребенком каждый день.
Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности.
Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка.
Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Детский сад и мы, воспитатели, можем помочь вам советом, рекомендациями. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Изучение ПДД посредством театральной деятельности

Изучение ПДД посредством театральной деятельности Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры поведения проводится в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса. Правила...

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Читайте также

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...