Семинар-практикум для родителей на тему: «Активные игры учат говорить»

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми.
Предварительная работа:
Составление памяток для родителей «Речевые игры в домашних условиях».

Ход семинара-практикума:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на сегодняшней встрече.
Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста?
(Ответы родителей.)
У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения. Ребенок должен уметь формулировать свои мысли, отвечать на вопросы развернутым приложением.
В этом возрасте возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
Связная речь – это один из компонентов устной формы речи детей.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь является одним из главных показателей речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, может составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположить картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Для построения длинных и развернутых предложений ребенку требуется обширный активный словарь, его развивают многие речевые игры. В некоторые из них я предлагаю вам сейчас поиграть:
Представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!
Упражнение 1. Подбери определения к слову. Например: Шкаф – большой, деревянный, коричневый и т.д.
Медведь – большой, косолапый, хищный, лохматый и т.д.
Кубик – квадратный, твердый, пластмассовый, легкий, синий и т.д.
Конфета, мяч, чай, тарелка, заяц.
А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Упражнение 2. Что можно сделать с предметом. Например: мячик можно катать, кидать, пинать, подкидывать, бросать, мыть, вытирать и т.д.
А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Упражнение 3. «Какими словами можно описать время года?».
Осень – золотая, холодная, дождливая, хмурая и т.д.
А теперь послушайте ответы детей (видеоролики).
Есть еще множество игр по речевому развитию, многие их них представлены в памятках перед вами.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.
Диалогическая речь представляет собой разговор двух и более людей, где говорящий и слушающий постоянно меняются местами. Тот вид речи наиболее простая форма устной речи. Она легко поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др.
При развитии диалогической речи ребенка следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание надо уделить умению ребенка формулировать вопрос.
Следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в его поле зрения, содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец родителя и педагога. Сюда входит: обращение, знакомство, приветствие и прощание, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, др.
Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она отмечается большей развернутостью, т.к. слушатели должны понять, о чем рассказ. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания, опирается на мышление.
В дошкольном возрасте дети овладевают 2 типами монологической речи:
пересказом и рассказом.
Пересказ.
Сравнительно легкая речевая деятельность. От детей требуется повторить содержание произведения наиболее близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Начинается обучение в средней группе, продолжается – в старшей, в подготовительной группе совершенствуется выразительная сторона пересказов и рассказов.
Рассказ.
Составление рассказов более сложная деятельность, чем пересказ.
Этапы работы по возрастам.
В средней группе составляется описательный рассказ игрушки, предмета по восприятию, т.е. видя их.
В старшей группе – описание предметов в сравнении, составление рассказов по сюжетным картинкам.
В подготовительной группе совершенствуется рассказ по сюжетным картинкам, а потом идет обучение творческому рассказу. Например, придумать рассказ на сюжет, предложенный взрослым.
Основными признаками рассказа ребенка старшего возраста являются:
Целостность рассказа (единство темы, соответствие всего рассказа главной мысли).
Структурное оформление (начало, середина, конец).
Связность (логические связи между предложениями и частями рассказами).
Объем высказывания.
Плавность (отсутствие длительных пауз). 
Предлагаю родителям самим составить рассказ по серии картинок.
Теперь переверните листок, на обратной стороне находится рассказ, составленный вашим ребенком. Сравните их.
Итоги:
Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок.
Занимайтесь с ребенком каждый день.
Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности.
Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка.
Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Детский сад и мы, воспитатели, можем помочь вам советом, рекомендациями. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно приведет к положительным результатам. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.



Новые публикации

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Читайте также

Музыкально-театрализованный праздник «Осенняя Сказка»

Музыкально-театрализованный праздник «Осенняя Сказка» (По мотивам сказки «Лягушка путешественница» В.М. Гаршина)   Цель: расширять кругозор детей через знакомство с творчеством писателя В. Гаршина посредством...

Сценарий праздника «В гостях у тетушки осени»

Сценарий праздника «В гостях у тетушки осени» (II младшая группа) ПЛАН 1. Вход детей в зал 2. Монтаж (стихи про осень) 3. Песня «Осень» 4. Дети...

Конспект образовательной деятельности «Голубь мира». Пластилинография

Конспект образовательной деятельности «Голубь мира». Пластилинография (Старший дошкольный возраст) Приоритетная область: «Художественно – эстетическое развитие». Цель: Формировать представление о празднике День победы, символах...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по плаванию …

Средняя группа. Подготовила и провела: инструктор по плаванию Номировская Елена Николаевна. Цель:  используя оборудование, приобщать малышей к плаванию. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путём закаливания.  Задачи:  совершенствовать погружение под воду с головой, смело открывая глаза при этом...

Доклад на тему:«Использование современных образовательных технологий (с обоснованием эффективного применения здоровьесберегающих технологий) на занятиях по…

Подготовила инструктор по плаванию: Номировская Елена Николаевна. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие. Плавание – комплексный...

Сценарий осеннего развлечения "Пропавшая Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения «Пропавшая Осень» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Взрослые: Кикимора бесцветная Леший Мусорильда Осень Дети: Самовар Хозяюшки Паучок — кукла Дети под музыку парами входят в музыкальный зал, танцуют и становятся парами в шахматном порядке. Ведущий...

Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

15 октября 2021 года состоялось родительское собрание. Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»   Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.   Здоровый малыш — счастливый малыш. Народная мудрость    ...