Родительское собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка»)

Методическая разработка предназначена для педагогов ДОО.

Методическая разработка «Родительское собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка») была представлена Рухмановой С. В. 07.10.2020 г. из опыта работы в рамках курсов повышения квалификации педагогов Владимирской области.

Обоснования для определения темы методической разработки «Родительскоге собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка»).

Иногда в приемной детского сада во время общения детей с родителями и при взаимодействии ребят с воспитателем в течение дня можно услышать такие фразы:

- А почему у Махмуда мама в черном длинном-длинном платье и у нее платок?

- Лиза сегодня никому свою лошадку не показала, а качала ее все время у стены.

- А Оля мясо не ест, не вырастет!

- Мама, а почему Ира не встает и не играет с нами, и у нее всё падает, даже не интересно с ней, и её большущая коляска нам мешает!

Эти и другие вопросы, которые дети задают своим родителям и воспитателям, поднимают проблему формирования отношения к людям, привычки, внешний вид, интересы и поведение которых не совпадают с приобретенным опытом – сигнал взрослым о том, что ребенок анализирует поведение, привычки, склонности, внешний вид окружающих, сравнивает эту информацию со своим опытом, полученным в семье и в детском саду, и определяет к таким людям своё отношение. Задачей всех участников образовательного процесса в данном случае является формирование адаптационных способностей ребенка, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия, формирование не безразличного, а терпимого отношения к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, то есть толерантности.

Современное межличностное пространство изобилует массой примеров людей, привычки, поведение, внешний вид и убеждения которых не совпадают с принятыми в обществе или в семье. Причины возникновения и изменения потребности проявления толерантности:

1. Место жительства. Мы проживаем в России, где издавна исторически сложилось совместное взаимодействие людей разных национальностей. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года дают представление о количественном национальном составе Владимирской области, где русских – 1288.7 тыс. чел., украинцев – 12.5 тыс. чел., татар – 7.3 тыс. чел., армян – 6.2 тыс. чел., белорусов – 3.9 тыс.чел..
Округ Ковров представлен 75-ю национальностями.

2. Процесс внешней миграции. После создания СНГ и обретения независимости бывшими республиками СССР, в Россию стали по многим причинам мигрировать представители разных национальностей стран СНГ. В связи с этим, в современном обществе мы наблюдаем тенденцию увеличения присутствия в ДОУ детей – инофонов, носителей другого языка, представителей другой религии и культуры, отличной от общепринятой на новом месте пребывания. Такие дети требуют организации в ДОУ проведения адаптационных мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка – инофона в новой социально – культурной среде.

3. Процессы смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других факторов.

4. Конвенция о правах человека, провозглашающая свободное сосуществование людей, терпимое отношение к представителям разных национальностей, вероисповеданий политических направлений. Эти права и свободы в нашей стране закреплены конституционно и любое государственное учреждение обязано им следовать.

5. Законодательное изменение способов получения образования детьми с ОВЗ, что расширяет границы толерантности.

Итак, наше общество претерпевает активные изменения, которые напрямую отражаются на качестве и наполняемости образовательного процесса ДОУ, ставят перед нами, участниками этого процесса задачу непрерывного поиска и совершенствования методов и приемов, способствующих решению современных задач нашего общества. Вопрос толерантности – это вопрос эволюции общества, который поднимается и трансформируется под влиянием причин возникновения проблемы терпимого отношения в социуме.

Обратимся к понятию «толерантность». ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • гендерная толерантность;
  • расовая и национальная толерантность;
  • толерантность по отношению к инвалидам;
  • религиозная толерантность;
  • сексуально-ориентационная толерантность;
  • политическая толерантность;
  • образовательная толерантность;
  • межклассовая толерантность.

Методическая разработка «Родительское собрание «Начни с себя» позволяет обратить внимание родителей и законных представителей на проблему воспитания толерантности в семье, вне ДОУ, помогает родителям осознать важность этого аспекта воспитания, расширяет представление родителей о толерантности, предлагает родителям стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ через анализ своего отношения к теме толерантности, помогает обозначить пути воспитания в себе и в детях толерантности - необходимого качества для успешной социализации детей в нашем обществе.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО.

Цель: воспитание толерантного отношения через организацию и проведение родительского собрания «Начни с себя».

Задачи:

  • определить необходимость углубления познаний родителей и законных представителей по вопросу воспитания толерантности;
  • исследование отношения родителей к вопросу толерантности;
  • осознание необходимости воспитания толерантного отношения в семье и в ДОУ, определение путей воспитания толерантности в себе и в детях.

Материалы:

  • лист А4, карандаш для каждого родителя;
  • аудиозаписи детских вопросов, выражающих нетерпимость к людям, их поведению, привычкам;
  • лист ватмана на доске, фломастер;
  • схематичное изображение разных групп людей (Приложение 2);
  • памятка для каждого родителя «Как воспитать толерантного человека» (Приложение 1).

Сценарий родительского собрания «Начни с себя».

Здравствуйте, уважаемые родители! «Шумбрат», скажут люди народности мокша, «Салам алейкум», так поздороваются мусульмане, «Гамарджоба!» откликнутся грузины. Вот как много людей разных национальностей живет вокруг нас. А где я среди этого людского многообразия?

Представьте себе, что этот лист перед вами – множество людей, нарисуйте карандашом кружочек, определите свое место в этом большом многообразии. В центре круга можно поставить букву «Я». А теперь поздороваемся с остальными людьми, нарисуйте вокруг буквы «Я» тех, с кем вы захотите поздороваться на его национальном языке, сколько кружочков вы нарисовали? Поздоровайтесь с ними, проведите от своего кружка «Я» к этим кружкам стрелочку, и они с вами тоже обязательно поздороваются в ответ! Можно нарисовать стрелочку обратную – ответное приветствие.

(Прослушивание отрывка аудиозаписи с детскими репликами:

- А почему у Махмуда мама в черном длинном-длинном платье и у нее платок?

- Лиза сегодня никому свою лошадку не показала, а качала ее все время у стены. Она не хочет, чтоб я с ней играла! А я так хотела поиграть!

- А Оля мясо не ест, не вырастет!

- Мама, а почему Ира не встает и не играет с нами, и у нее всё падает, даже не интересно с ней, и её большущая коляска нам мешает!)

Ой, сколько вопросов задают дети! Оказывается, среди нашего большого общества есть другие люди. О каких людях говорят ваши дети? (Вегетарианцы, мусульмане, больные дети, упрямые дети, интроверты, инвалиды, люди с непонятным поведением,…) Нарисуйте кружочками этих людей на листе нашего большого общества, мусульман, людей других вероисповеданий можно обозначить буквой «В», вегетарианцев можно обозначить «Ве», инвалидов - «И», людей с непонятным поведением – «П» (вывесить на доску схематическое изображения: «Основные вероисповедания» - «В» , инвалиды - «И», вегетарианцы - «Ве», люди с неадекватным, непонятным поведением - «П») (Приложение 1.) А теперь проведите от вашего «Я» к этим кружочкам стрелочки и подумайте, что бы вы сказали этим людям, чтобы они вам ответили, напишите свои вопросы - обращения на этих стрелочках. (Родители пишут на стрелочках.)

Теперь посмотрите, у некоторых возникли трудности в обращении к таким людям (не написали вопросы на стрелочках), это значит, что мы не знаем, как к ним обратиться, что сказать или сделать, чтобы получить в ответ доброжелательное отношение. Вот кто-то совсем не нарисовал стрелочку к таким людям, возможно, с таким человеком вам не захочется совсем общаться, но ведь вы живете с ним рядом, ходите в один магазин и водите детей в один детский сад, и соприкосновение с такими людьми в нашем обществе неизбежно.

Посмотрите на свой листочек перед вами – это ваш план самовоспитания, что вам нужно преобразовать в своем характере и поведении, чтобы правильно и доброжелательно относиться к окружающим людям, поведение, национальность, образ жизни которых не соответствует вашим представлениям нормы или эталона. Отсутствие стрелочек – показатель того, с какими людьми у вас возникают проблемы выстраивания отношений и существует проблема терпимого к ним отношения. И еще одна задача для вас, которую можно здесь увидеть: настроить взаимоотношения так, чтобы эти «другие» люди тоже выстраивали ответные связи, а не озлоблялись, не обосабливались и не «уходили в себя».

Ваши дети – полноправные участники этого большого общества, и они копируют и впитывают в себя модели поведения взрослых. Как вы будете относиться к людям, так и они будут. Какая задача перед вами сейчас стоит? Научиться строить отношение с разными людьми нашего общества.

Толерантность – понятие достаточно новое: это – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В словаре В.И.Даля Толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. В словаре С.И.Ожегова Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику. Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

  • Во-первых, не обижать его.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Эти простые советы заберите с собой, пусть они помогут вам воспитать доброжелательного, отзывчивого, толерантного человека в себе и в своем ребенке (раздать памятки для родителей) (Приложение 2). Ваш листочек со стрелочками поможет вам дома вспомнить, что еще можно изменить в себе, чтобы в нашем большом обществе между людьми выстраивались доброжелательные отношения. И помните, как бы вы ни воспитывали своих детей, они своим поведением будут все – равно копировать вас.

Литература:

Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

Философский энциклопедический словарь. //Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. 

URL:https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about. Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ИФ РАН (дата обращения 04.10.2020 г.)

URL:https://vladimirstat.gks.ru/perepis2010. Всероссийская перепись населения 2010 (дата обращения 04.10.2020 г.)

URL:https://gym1507uz.mskobr.ru/files/kak_vospitat_tolerantnogo_cheloveka_pamyatka.pdf (дата обращения 04.02.2020 г.)

Уолцер, М. О терпимости (On toleration) / пер. с англ. ... Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. – М.: Весь мир, 2004.

 

Приложение 1.

"Как воспитать толерантного человека?" (памятка для родителей)

Я не согласен с тем, что вы говорите, но

пожертвую своей жизнью, защищая ваше

право высказывать собственное мнение.

Вольтер.

Толерантность – понятие достаточно новое: это

  • ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В словаре В.И.Даля «Толерантность» - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

В словаре С.И.Ожегова «Толерантность» предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.

Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

  • Во-первых, не обижать его.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

 

Приложение 2.

1



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в…

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в школу собирайтесь!»

Развлечение по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Приключения…

Развлечение по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Фунтика» «Тяжело деньги нажить, легко прожить» (народная мудрость) Цель: создание необходимой мотивации для повышения...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...