Родительское собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка»)

Методическая разработка предназначена для педагогов ДОО.

Методическая разработка «Родительское собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка») была представлена Рухмановой С. В. 07.10.2020 г. из опыта работы в рамках курсов повышения квалификации педагогов Владимирской области.

Обоснования для определения темы методической разработки «Родительскоге собрание «Начни с себя» («Как воспитать толерантного ребенка»).

Иногда в приемной детского сада во время общения детей с родителями и при взаимодействии ребят с воспитателем в течение дня можно услышать такие фразы:

- А почему у Махмуда мама в черном длинном-длинном платье и у нее платок?

- Лиза сегодня никому свою лошадку не показала, а качала ее все время у стены.

- А Оля мясо не ест, не вырастет!

- Мама, а почему Ира не встает и не играет с нами, и у нее всё падает, даже не интересно с ней, и её большущая коляска нам мешает!

Эти и другие вопросы, которые дети задают своим родителям и воспитателям, поднимают проблему формирования отношения к людям, привычки, внешний вид, интересы и поведение которых не совпадают с приобретенным опытом – сигнал взрослым о том, что ребенок анализирует поведение, привычки, склонности, внешний вид окружающих, сравнивает эту информацию со своим опытом, полученным в семье и в детском саду, и определяет к таким людям своё отношение. Задачей всех участников образовательного процесса в данном случае является формирование адаптационных способностей ребенка, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия, формирование не безразличного, а терпимого отношения к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, то есть толерантности.

Современное межличностное пространство изобилует массой примеров людей, привычки, поведение, внешний вид и убеждения которых не совпадают с принятыми в обществе или в семье. Причины возникновения и изменения потребности проявления толерантности:

1. Место жительства. Мы проживаем в России, где издавна исторически сложилось совместное взаимодействие людей разных национальностей. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года дают представление о количественном национальном составе Владимирской области, где русских – 1288.7 тыс. чел., украинцев – 12.5 тыс. чел., татар – 7.3 тыс. чел., армян – 6.2 тыс. чел., белорусов – 3.9 тыс.чел..
Округ Ковров представлен 75-ю национальностями.

2. Процесс внешней миграции. После создания СНГ и обретения независимости бывшими республиками СССР, в Россию стали по многим причинам мигрировать представители разных национальностей стран СНГ. В связи с этим, в современном обществе мы наблюдаем тенденцию увеличения присутствия в ДОУ детей – инофонов, носителей другого языка, представителей другой религии и культуры, отличной от общепринятой на новом месте пребывания. Такие дети требуют организации в ДОУ проведения адаптационных мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка – инофона в новой социально – культурной среде.

3. Процессы смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других факторов.

4. Конвенция о правах человека, провозглашающая свободное сосуществование людей, терпимое отношение к представителям разных национальностей, вероисповеданий политических направлений. Эти права и свободы в нашей стране закреплены конституционно и любое государственное учреждение обязано им следовать.

5. Законодательное изменение способов получения образования детьми с ОВЗ, что расширяет границы толерантности.

Итак, наше общество претерпевает активные изменения, которые напрямую отражаются на качестве и наполняемости образовательного процесса ДОУ, ставят перед нами, участниками этого процесса задачу непрерывного поиска и совершенствования методов и приемов, способствующих решению современных задач нашего общества. Вопрос толерантности – это вопрос эволюции общества, который поднимается и трансформируется под влиянием причин возникновения проблемы терпимого отношения в социуме.

Обратимся к понятию «толерантность». ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • гендерная толерантность;
  • расовая и национальная толерантность;
  • толерантность по отношению к инвалидам;
  • религиозная толерантность;
  • сексуально-ориентационная толерантность;
  • политическая толерантность;
  • образовательная толерантность;
  • межклассовая толерантность.

Методическая разработка «Родительское собрание «Начни с себя» позволяет обратить внимание родителей и законных представителей на проблему воспитания толерантности в семье, вне ДОУ, помогает родителям осознать важность этого аспекта воспитания, расширяет представление родителей о толерантности, предлагает родителям стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ через анализ своего отношения к теме толерантности, помогает обозначить пути воспитания в себе и в детях толерантности - необходимого качества для успешной социализации детей в нашем обществе.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОО.

Цель: воспитание толерантного отношения через организацию и проведение родительского собрания «Начни с себя».

Задачи:

  • определить необходимость углубления познаний родителей и законных представителей по вопросу воспитания толерантности;
  • исследование отношения родителей к вопросу толерантности;
  • осознание необходимости воспитания толерантного отношения в семье и в ДОУ, определение путей воспитания толерантности в себе и в детях.

Материалы:

  • лист А4, карандаш для каждого родителя;
  • аудиозаписи детских вопросов, выражающих нетерпимость к людям, их поведению, привычкам;
  • лист ватмана на доске, фломастер;
  • схематичное изображение разных групп людей (Приложение 2);
  • памятка для каждого родителя «Как воспитать толерантного человека» (Приложение 1).

Сценарий родительского собрания «Начни с себя».

Здравствуйте, уважаемые родители! «Шумбрат», скажут люди народности мокша, «Салам алейкум», так поздороваются мусульмане, «Гамарджоба!» откликнутся грузины. Вот как много людей разных национальностей живет вокруг нас. А где я среди этого людского многообразия?

Представьте себе, что этот лист перед вами – множество людей, нарисуйте карандашом кружочек, определите свое место в этом большом многообразии. В центре круга можно поставить букву «Я». А теперь поздороваемся с остальными людьми, нарисуйте вокруг буквы «Я» тех, с кем вы захотите поздороваться на его национальном языке, сколько кружочков вы нарисовали? Поздоровайтесь с ними, проведите от своего кружка «Я» к этим кружкам стрелочку, и они с вами тоже обязательно поздороваются в ответ! Можно нарисовать стрелочку обратную – ответное приветствие.

(Прослушивание отрывка аудиозаписи с детскими репликами:

- А почему у Махмуда мама в черном длинном-длинном платье и у нее платок?

- Лиза сегодня никому свою лошадку не показала, а качала ее все время у стены. Она не хочет, чтоб я с ней играла! А я так хотела поиграть!

- А Оля мясо не ест, не вырастет!

- Мама, а почему Ира не встает и не играет с нами, и у нее всё падает, даже не интересно с ней, и её большущая коляска нам мешает!)

Ой, сколько вопросов задают дети! Оказывается, среди нашего большого общества есть другие люди. О каких людях говорят ваши дети? (Вегетарианцы, мусульмане, больные дети, упрямые дети, интроверты, инвалиды, люди с непонятным поведением,…) Нарисуйте кружочками этих людей на листе нашего большого общества, мусульман, людей других вероисповеданий можно обозначить буквой «В», вегетарианцев можно обозначить «Ве», инвалидов - «И», людей с непонятным поведением – «П» (вывесить на доску схематическое изображения: «Основные вероисповедания» - «В» , инвалиды - «И», вегетарианцы - «Ве», люди с неадекватным, непонятным поведением - «П») (Приложение 1.) А теперь проведите от вашего «Я» к этим кружочкам стрелочки и подумайте, что бы вы сказали этим людям, чтобы они вам ответили, напишите свои вопросы - обращения на этих стрелочках. (Родители пишут на стрелочках.)

Теперь посмотрите, у некоторых возникли трудности в обращении к таким людям (не написали вопросы на стрелочках), это значит, что мы не знаем, как к ним обратиться, что сказать или сделать, чтобы получить в ответ доброжелательное отношение. Вот кто-то совсем не нарисовал стрелочку к таким людям, возможно, с таким человеком вам не захочется совсем общаться, но ведь вы живете с ним рядом, ходите в один магазин и водите детей в один детский сад, и соприкосновение с такими людьми в нашем обществе неизбежно.

Посмотрите на свой листочек перед вами – это ваш план самовоспитания, что вам нужно преобразовать в своем характере и поведении, чтобы правильно и доброжелательно относиться к окружающим людям, поведение, национальность, образ жизни которых не соответствует вашим представлениям нормы или эталона. Отсутствие стрелочек – показатель того, с какими людьми у вас возникают проблемы выстраивания отношений и существует проблема терпимого к ним отношения. И еще одна задача для вас, которую можно здесь увидеть: настроить взаимоотношения так, чтобы эти «другие» люди тоже выстраивали ответные связи, а не озлоблялись, не обосабливались и не «уходили в себя».

Ваши дети – полноправные участники этого большого общества, и они копируют и впитывают в себя модели поведения взрослых. Как вы будете относиться к людям, так и они будут. Какая задача перед вами сейчас стоит? Научиться строить отношение с разными людьми нашего общества.

Толерантность – понятие достаточно новое: это – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В словаре В.И.Даля Толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. В словаре С.И.Ожегова Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику. Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

  • Во-первых, не обижать его.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Эти простые советы заберите с собой, пусть они помогут вам воспитать доброжелательного, отзывчивого, толерантного человека в себе и в своем ребенке (раздать памятки для родителей) (Приложение 2). Ваш листочек со стрелочками поможет вам дома вспомнить, что еще можно изменить в себе, чтобы в нашем большом обществе между людьми выстраивались доброжелательные отношения. И помните, как бы вы ни воспитывали своих детей, они своим поведением будут все – равно копировать вас.

Литература:

Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

Философский энциклопедический словарь. //Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. 

URL:https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about. Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ИФ РАН (дата обращения 04.10.2020 г.)

URL:https://vladimirstat.gks.ru/perepis2010. Всероссийская перепись населения 2010 (дата обращения 04.10.2020 г.)

URL:https://gym1507uz.mskobr.ru/files/kak_vospitat_tolerantnogo_cheloveka_pamyatka.pdf (дата обращения 04.02.2020 г.)

Уолцер, М. О терпимости (On toleration) / пер. с англ. ... Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. – М.: Весь мир, 2004.

 

Приложение 1.

"Как воспитать толерантного человека?" (памятка для родителей)

Я не согласен с тем, что вы говорите, но

пожертвую своей жизнью, защищая ваше

право высказывать собственное мнение.

Вольтер.

Толерантность – понятие достаточно новое: это

  • ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В словаре В.И.Даля «Толерантность» - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

В словаре С.И.Ожегова «Толерантность» предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.

Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

  • Во-первых, не обижать его.
  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
  • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
  • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
  • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

 

Приложение 2.

1



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Читайте также

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...