Родительское собрание педагога-психолога. Тема: «Кризис 3-х лет – возраст страптивости. Психологические особенности развития детей 3-5 лет»

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями ребёнка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития ребёнка 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру.

Участники: педагог-психолог, родители.

 

Ход выступления:

I. Вступительная часть.

Упражнение «Что в имени моём».

Цель: выделение качеств личности, необходимых взрослому для успешного воспитания ребёнка в период кризиса 3-х лет.

Описание упражнения: Психолог предлагает родителям расшифровать слово «РОДИТЕЛЬ». Начиная с буквы «Р», участникам необходима назвать слова, обозначающие черты характера родителей. Все предложенные варианты ответов психолог записывает на доске. Затем после выступления психолога на тему: «Кризис трёх лет», родителям предлагается из всего перечисленного выбрать те качества, которые очень важны в воспитании ребёнка в период кризиса 3-х лет.

II. Выступление психолога: «Кризис 3-х лет».

Третий год жизни ребёнка… Кажется, самое трудное позади, ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребёнка, и взрослого. Ребёнок всё чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., всё чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребёнком? Неужели мы его плохо воспитываем? Как заставить его быть послушным?» — именно эти вопросы всё чаще и чаще задают себе родители, когда ребёнок достигает трёх летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис трёх лет – это не просто возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. И от того, насколько безболезненно он пройдёт, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

В это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс- это первое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «Семизвездием симптомов».

Симптомы кризиса 3 лет

1. НЕГАТИВИЗМ. Ребёнок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив- сделать наоборот. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем.

2. УПРЯМСТВО. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

3. СТРОПТИВОСТЬ. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам. Это положительное явление, но во время кризиса трёх лет усиленная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто не соответствует возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

4. СВОЕВОЛИЕ. Это когда ребёнок всё хочет делать сам.

5. БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ. Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п.

7. В семьях с одним ребёнком встречается СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и самому себе.

Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес.
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще мальчиков.
  • В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19!
  • Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

III. Практическая часть.

Решение ситуаций

Родители делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.

Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…»

1) Вы с ребёнком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжёлую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…»

2) Вы моете посуду, ребёнок упорно настаивает: «Я сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и в добавок ко всему может её разбить…

3) Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребёнок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение….

4) Вы находитесь в магазине, вашему ребёнку захотелось игрушку, но она очень дорогая, тогда ребёнок падает на пол и начинает плакать, бить руками и ногами….

Практические советы.

«Многих мучает вопрос: может ли родитель, педагог действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребёнка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

IV. Рекомендации.

Как вести себя в период кризиса 3-х лет.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
  • Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте.
  • Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.

Упражнение «Рисуем чувства»

Предлагается в течение 8-10 минут рисовать на тему «Что я чувствую, когда мой ребёнок упрямится, капризничает, закатывает истерики?», а потом дать пояснение к своему рисунку и рассказать о тех чувствах, которые там изображены.

В конце психолог подводит итог.

V.«Психологические особенности ребёнка в возрасте 4-5 лет»

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения.

1. Ребёнок искренне считает, что может сделать все, и продолжает самоутверждаться в глазах родственников и ровесников - приписывает себе качества которыми не обладает, но очень хотел бы, например, «я – самая красивая», «я – самый сильный» и т.п. Ребёнок настолько вживается в эту роль, что обижается, когда ему не верят, или пытается вспышками агрессии доказать обратное.

2. Малыш способен на любые трюки, чтобы привлечь к себе внимание родителей - вплоть до истерик, капризов, завуалированных фраз, намёков. И это несмотря на то, что он уже усвоил нравственные нормы!

В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым».

3. В 4 года появляется первая влюблённость – наивная и чистая. Причём малыш выставляет чувство напоказ – то бурно радуясь, то безутешно грустя. В 4 года даже самый отъявленный сорванец, при виде понравившейся ему девочки превращается в хорошего мальчика!

4. Одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Пик страхов перед сказочными героями (Бармалей, Баба Яга, Кощей…), продолжается страх темноты, собак, пожара, наводнения, воров, но самый главный страх – наказания родителями за баловство.

Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

5. Ребёнок по-прежнему очень эмоционален: то загорается, то потухает, но уже скрывает обиду, учится сдерживать слёзы и страх.

6. Проявляются стереотипы поведения (мужского и женского) – девочки предпочитают тихие игры в дочки-матери, а мальчикам необходим азарт, соревнования, машины с пультом управления.

7. К 5-ти годам, наблюдая за детьми в игре, можно сказать: лидер он или нет;

8. Романтическая любовь к родителям продолжается - девочки по- прежнему обожают пап, а мальчики не могут отвести восхищённых глаз от мам.

9. Интенсивно развивается родной язык. К 5-ти годам - 2 тыс. слов, появляются абстрактные понятия (счастье, нежность…).

10. Играет с рифмами, «изображает» новые слова. Применяет будущее и прошедшее время. Знает свой возраст, путь из садика домой.

11. Развивается мелкая моторика рук, с 5-ти лет можно учить игре на музыкальных инструментах.

12. Легко даётся гимнастика (прыгает на одной ноге, любит игры с мячом, 2-х колёсный велосипед, ролики).

13. С удовольствием танцует.

14. Человека рисует с настоящим лицом (глаза, рот, уши), а не просто головонога.

15. Память: в 4 года - запоминает 4-5 слов из 10-ти; в 5 лет – запоминает 6-7 слов.

16. Внимание: в 4 года ребёнок может заниматься привлекательной для него деятельностью 15-20 мин., в 5 лет самостоятельно действует в игре, соблюдая известные правила.

17.Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых

сведений, поэтому задает множество разнообразных вопросов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»

Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК.

Какие вопросы могут задавать дети:

- Почему светит солнце?

- Где заканчивается Земля?

- Почему дует ветер?

- Почему надо ходить в детский сад?

Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель), если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Ребенок может замкнуться.

Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир.

VI. Заключительная часть.

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста

Правила взаимоотношения с детьми:

• Уважайте детей! Защищайте их любовью и правдой.

• Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

• Не приписывайте успех себе, а вину ребёнку.

• Ошиблись – извинитесь.

• Детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши.

• Будьте великодушными, умейте прощать. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, ни при каких обстоятельствах.

• Хвалите в присутствии других, а прощайте наедине.

• Оценивайте поступок, а не личность.

• Не ищите в лице другого родителя средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

• Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

• Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имя ребёнка.

• Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

• Цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного.

• Стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления.

• Следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты.

• Поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать.

• Занимаясь с детьми, создавайте ситуацию успеха.

• Поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением детьми и вами принятых правил.

• Вселяйте в ребёнка веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка.

• Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения).

• Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия.

• Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

• Находите с ребенком личный контакт.

• Создавайте положительные традиции жизни вашей семьи.

Самооценка участников в занятии.

Каждому необходимо продолжить фразу: «Сегодня я поняла…., узнала…., вспомнила…, уточнила…. ».

VII. Заключительная часть.

От участника к участнику передаётся клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то это человек делится своими чувствами, мыслями, впечатлениями, высказывает свои пожелания.



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом...

Семейные традиции

Семейные традиции Сохранение традиций своего народа - одна из самых важных задач в воспитании у подрастающего поколения. Именно дошкольный возраст является одним...

Проект «Умелые ручки» (Использование нетрадиционных форм рисования через знакомство детей…

Проект «Умелые ручки» (Использование нетрадиционных форм рисования через знакомство детей с временем года – зима) {pdf=download/files/presentation/file529.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...