План-конспект проведения родительского собрания на тему:
«Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя»

Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Задачи: 

  • Понимание родителями необходимости игрушки в жизни ребенка, как неотъемлемой части его развития. Помочь родителям сформировать собственные критерии выбора игрушек.
  • Развитие интереса у родителей участвовать в обсуждении проблемы – какими должны быть игрушки.
  • Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
  • Пробудить интерес родителей к созданию собственных развивающих, творческих игрушек для детей.

Оборудование и наглядность:

• оформлена группа (столы расставлены по кругу, в разных местах группы приготовлены игрушки, атрибуты для сюжетной игры «Семья»;

• выставка развивающих игр для ознакомления родителей, которые можно изготовить вместе с ребенком дома, а так же тех, которые рекомендуется приобрести;

• лозунг:

«Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем -

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

Вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем

Хороших новостей

Что снова поиграем

В компании друзей!

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!»;

• методическая литература по обучению детей играм.

Участники: воспитатели, родители.

Место проведения: помещение группы.

Предварительная работа

• за неделю до встречи с родителями в группе вывешивается объявление - приглашение:

«Игра - вещь полезная,

игра со взрослыми - вещь очень полезная,

игра с родителями – вещь особо полезная! »

Уважаемые родители!

Приглашаем вас на встречу по теме «Учимся играть вместе».

Вы не только почерпнете для себя что-то новое, но и увидите фрагменты проведения игр, а также сможете принять активное участие в игре своих детей.

Очень рады будем видеть вас!

Встреча состоится в группе. /. /. г. в 17.30.

  • Накануне собрания предложить родителям небольшую анкету.

Повестка для собрания:

  1. Значение игры. Виды игр.

2. Советы воспитателя.

План проведения:

1. Вступительная часть

Вступительное слово воспитателя: актуальность;

2. Основная часть

Мини-лекция «Значение игры. Виды игр»;

Игры - соревнования родителей;

Обсуждения причин «не игры» детей;

Советы воспитателя.

3. Заключительная часть.

Памятка для родителей по игре «Чему обучается ребенок в игре».

Памятка для родителей с советами воспитателя «Чему нас научит игра с ребенком».

4. Рефлексия.

Задание «Оцените пользу от этой встречи»

Подведение итогов собрания.

 

Ход собрания.

Вступительная часть

1. Вступительное слово воспитателя. Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя».. Мы поговорим с вами об играх, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на интеллектуальное развитие наших детей. Ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Развитие ребёнка немыслимо без игр

Основная часть.

2. Знание игры. Виды игр.

Игра - что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, творчество. Это то, ради чего он идет в детский сад. С помощью игры развиваются внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, игры-драматизации все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр.

В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.

И как сложно нашим малышам, ведь они - надежда и гордость родителей! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы мы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма.

Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы организовали эту встречу, чтобы помочь вам научиться играть вместе со своим ребенком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.

Воспитатель:

- Сейчас мы проведем небольшое соревнование:

1 задание.

- Написать как можно больше детских игр, которые вы знаете, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.

2 задание.

Командам раздаются коробки с предметами-заместителями.

- Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?

(Шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.)

Оценивается фантазия и творческое мышление родителей.

3 задание.

Сюжетная игра.

Участникам предлагается организовать сюжетно-ролевую игру «Семья». Приготовлены атрибуты для игры: машинки, куклы, посуда для приготовления пищи, хозяйственные сумки. После того, как участники собрания продемонстрируют игру, задать вопросы: что вызвало затруднение? Каких атрибутов не хватало, чтобы развивать игру? Участники собрания садятся в круг и по очереди рассказывают о своих впечатлениях. Ведущий подводит итог игры, обозначает актуальность в развитии детской игры: « Огромная роль в развитии и воспитании дошкольников принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в психике ребенка.

Воспитатель подводит итог «соревнования – игры» и выделяет важные аспекты:

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:

  • В игре ребенок выражает свои чувства, эмоции, мысли.
  • Через игру познает окружающий мир.
  • В игре ребенок учится общаться со сверстниками и познавать себя.
  • В игре развивается способность к воображению.
  • В игре ребенок имитирует действия взрослого.
  • В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
  • В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что духовная
  • Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет на кухне с посудой - словом, делает то, что постоянно видит перед собой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдение за игрой – об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

Вопросы родителям:

- Вспомните, во что вы любили играть в детстве?

- Какие виды игр вы знаете?

Есть несколько видов игр, в которые играют ваши малыши:

1. Ролевые - развивают произвольность, умение управлять собой по роли в ситуации игры; помогают освоению социальных отношений (реальных и ролевых).

2. Игры-драматизации - помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

3. Игры со строительным материалом - В них дети отражают свои знания об окружающем мире. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы и т.д.

4. Дидактические - дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. 

5. Подвижные - это сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей.

Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы организовали эту встречу, чтобы помочь вам научиться играть вместе со своим ребенком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.

Причины “не игры” дошкольников:

Психологические исследования показывают – 40 % детей в свободное время не играют, а занимаются:

    • Рисованием,
    • Конструированием,
    • рассматриванием книжек,
    • предметными действиями с машинками, мячом и т.д.,
    • качаются на качелях, бегают, лазают и пр.

Для использования развивающего потенциала игры важно, чтобы она стала самостоятельной формой детской деятельности. Для освоения детьми самостоятельных форм игры необходимы определённые условия. Не соблюдения этих условий является причинами «не игра» ребёнка в ДОУ.

Педагоги и психологи считают, что раннее обучение детей во всех формах стало нормой сегодняшней жизни. Воспитатели, практические психологи отмечают, что у детей нет фактически времени на игру: обилие развивающих учебных занятий вытеснило игру из жизни дошкольников.

1. В.С. Сайкин и Е.А. Марич отмечают – только каждый десятый воспитатель включает в круг своих обязанностей организацию игровой деятельности, а каждый пятый педагог приоритетной считает учебную деятельность дошкольников.

2. «…Среди детских сюжетов игр практически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер) в силу закрытости их содержания для детей не дают материала для игровых ролей…Слабая представленность профессиональных и социальных ролей и оторванность игр от жизни близких взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь окружающих взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры»

Е.О. Смирнова и О.В. Гундарёва: Действительно, профессии юристов и экономистов не новы, а их содержание никогда не было в полной мере доступно детям и никогда не было предметом детских игр. Дети экономистов, юристов играли в «шофёра», «врача», «продавца», то есть обыгрывали профессии, имеющие четко обозначенную социальную функцию и конкретное содержание.

Современные дети не только не отделены от взрослой жизни, но, напротив, для них взрослая жизнь слишком рано лишается покрова тайны, так как они живут в другом информационном пространстве. Главные поставщики наглядной информации -

телевидение, компьютер. Они приближают мир к человеку, создавая иллюзию личного причастия к происходящему.Вместе с тем объем этой информации очень велик для психики ребенка. Ребенку не всегда хочется «пробовать» все те модели взрослой жизни, которые он видит вокруг себя.

3.В качестве другой причины «ухода» игры из жизни современных дошкольников выдвигается предположение, что дети не знают игр, а взрослые не играют с ними, заменяя игру развивающими занятиями. Игра чаще всего организуется по инициативе взрослых и продолжается до тех пор, пока взрослые принимают в ней участие.

4.Одной из причин ухода игры из жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам. Это отняло у игры право на создание мнимой ситуации. Реалистичность игровой ситуации лишает игру всякого смысла, не оставляя места для той условности, которая и делает игру игрой. Игра при этом не отвечает одной из важнейших потребностей детей дошкольного возраста – представлять, воображать, фантазировать.

Причины снижения игровой активности современных дошкольников:

  1. У детей нет времени на игру.
  2. Дети не знают, во что играть, в «кого» играть.
  3. Дети не знают игр, не знают как играть.
  4. Среда стабильная, неменяющаяся в течении года. В среде не отражаются разные виды игровой деятельности.

Советы воспитателя:

Существует очень серьезная причина, способствующая отчуждению между родителями и детьми: отсутствие у них общих интересов. А между тем, когда родители и дети вместе получают удовольствие от игры, то взаимное недоверие рассеивается и все счастливы от взаимного согласия.

Создавать такую атмосферу единства в процессе игры – забота родителей. В такой атмосфере у детей появляется понятие о семье как о группе людей, объединенных общими цепями и интересами.

Игра – главное, что готовит наших детей к жизни в большом мире, важно только ее правильно организовать. Вот некоторые советы:

  • Не оставайтесь зрителем детских игр, играйте вместе с детьми.
  • Создавайте в игре естественную, непринужденную обстановку.
  • Не навязывайте свой сюжет игры, не заставляйте ребенка играть в то, что ему неинтересно.
  • Играя с ребенком, не показывайте свое превосходство. Так он быстро потеряет интерес к игре.
  • Главной площадкой для игр должна быть детская комната.
  • Игра всегда должна быть поучительной. Пусть о том, как правильно вести себя в каких-либо ситуациях, ребенок узнает от кукольных персонажей.
  • Умейте заканчивать игру безболезненно для ребенка. Лучше всего это сделать от лица игрового персонажа: «Саша, я так устал и проголодался. Пойдем вымоем руки – и за стол. А потом мы…»
  • Важно научить ребенка всегда убирать игрушки после игр. Для этого можно также подключить кукольный персонаж. Можно придумать игровую ситуацию, которая заставила бы ребенка убрать игрушки на место.

Заключительная часть.

1. Памятка для родителей по игре «Чему обучается ребенок в игре».

Цель: Закрепить знания родителей, чему обучается ребенок в игре.

2.Памятка для родителей с советами «Чему нас научит игра с ребенком».

Рефлексия.

Задание «Оцените пользу этой встречи»:

- Насколько полезна была полученная информация именно Вам;

- Какую ещё информацию Вы хотели бы получить по данной теме?

(Задание выполняется письменно).

Подведение итогов собрания

Уважаемые родители! Сегодня наше собрание было посвящено играм. Мне хотелось донести до вас, что игры для ребёнка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

Хочется выразить благодарность всем родителям за то, что нашли время прийти на нашу встречу, за участие и подготовку. Всего вам доброго!

 

Приложение 1.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

 

Приложение 2.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Игра с ребёнком научит нас:

  • Говорить с ребёнком на его языке;
  • Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • Любить детей такими, какие они есть! 


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...

Интерактивная игра «В мире спорта»

Интерактивная игра «В мире спорта»

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Читайте также

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие…

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие в математику» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей считать в...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...