Конспект лекции для выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе
«Формула» готовности к школе»

«К школе готов?» - вопрос, который волнует почти всех родителей, чьи дети поступают в школу. Мамы и папы задают этот вопрос воспитателям детского сада, психологу, будущей учительнице и самим себе. Как им хочется услышать в ответ: «Готов!».

Знать, что твой ребенок «созрел» для того, чтобы успешно или хотя бы как можно безболезненнее перейти на новый этап своей жизни, - естественное желание всех заботливых родителей. Вот только каждый из них может вкладывать свой смысл в понятие «готовность к школе». И не всегда этот смысл совпадает с тем, что подразумевают психологи, когда оценивают ребенка на предмет психологической готовности к школе.
Психологи в понятие «психологическая готовность к школе» вкладывают особый смысл. Быть психологически готовым к школе – не обязательно уметь читать книги, писать предложениями, считать до ста, быстро бегать или, например, высоко прыгать. Более того, ребенок может ничего этого не уметь и все равно считается психологически готовым к школе! Парадокс? Только на первый взгляд. Потому что чтение, письмо и счет – это умения, которым ребенок может научиться, в том числе и в первом классе, а может и … не научиться! И тот, кто психологически готов к школе, без труда освоит эти и всяческие другие школьные навыки и умения. А тот, кто психологически не готов, вряд ли сумеет сделать это так же легко и быстро.
Поэтому, когда специалисты по детской психологии говорят о психологической готовности будущего первоклассника к школе, они имеют ввиду такой уровень психического развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря которому он может перейти к школьному типу обучения.

Формула готовности

Для того, чтобы лучше понять, о чем идет речь, давайте представим себе психологическую готовность ребенка к школе в виде простой формулы. Вот такой:

Желание + Возможности = Психологическая готовность к школе

Как и любая другая формула, она представляет собой сумму некоторых элементов, в данном случае двух. Если один из элементов формулы задан неправильно, то и вся формула оказывается неправильной. Это в математике. Но такой же закон в какой-то мере справедлив и для детской психологии. И если ребенок готов к школе по одной группе показателей («Желание»), но не готов по другой («Возможности»), то в школе он может столкнуться с самыми разными проблемами. Но чтобы не утомлять вас алгебраическими аналогиями, углубимся в детскую психологию и попытаемся понять, что в нашей формуле относится к «Желанию», а что к «Возможностям».

Хочу!

Почти всем детям старшего дошкольного возраста не терпится попасть в школу. У каждого из них свой повод туда стремиться и докучать родителей вопросом о том, «скоро ли я пойду в школу?». Именно желание идти в школу, изменить привычный образ своей жизни – с дошкольного на школьный и составляет важный компонент психологической готовности ребенка к школе.
Вот только не всякое желание ребенка является желанием стать школьником в том смысле, какой мы вкладываем в этот статус. Дети хотят поскорее попасть в школу по самым разным причинам. Многих дошкольников и новоиспеченных первоклассников привлекает в школе все что угодно, но только не уроки и не те знания, которые они там получат. В этом случае вряд ли можно с уверенностью сказать, что ребенок психологически готов к обучению в школе.

Могу!

Второй важный элемент психологической готовности к школе – это возможности. Давайте договоримся называть возможностями те психологические качества, которыми должен обладать каждый первоклассник, чтобы успешно справиться с учебной программой и освоить роль школьника. К таким качествам относятся: хорошо развитое мышление, осмысленное запоминание, способность сосредотачиваться и управлять своим вниманием, ориентироваться в различных свойствах предметов, красиво и грамотно говорить, различать на слух отдельные звуки и правильно их произносить. Кроме того, важно, чтобы ребенок владел и элементарными навыками учебной деятельности: умел выполнять задания по образцу и устной инструкции педагога, самостоятельно оценивал свою работу, находил и исправлял ошибки, подчинял свое поведение установленным правилам. И не менее важно, чтобы ребенок умел общаться с детьми и взрослыми, совместно с ними выполнял задания, уверенно чувствовал себя во время публичного ответа, был способен найти «общий язык» с одноклассниками и занять свое место в системе внутришкольных отношений.

Все это и можно назвать учебными возможностями первоклассника, которые позволяют ему почувствовать себя успешным и уверенно заявить: «Я могу!» (учиться).

Простое решение

Кажется, что здесь все просто, как дважды два. Если ребенок хочет и может учиться, то он психологически готов к школе.

Важно, чтобы у него были сформированы и желание учиться, и возможности для этого. Потому что ребенок, у которого нет желания, но есть возможности, равно как и ребенок, у которого есть желание, но нет возможностей, не может считаться в полной мере психологически готовым к школе.
Чтобы понять такого ребенка, представьте его состояние, когда есть сильное желание что-то делать, но возможности не позволяют заниматься этим успешно. Более того, это желанное занятие становиться источником частого стресса, тревоги, негативных эмоций. Естественно, в таких условиях зачахнет любая инициатива, пропадет любое желание прилагать усилия. Так может произойти и с желанием учиться у ребенка, если оно не будет подкрепляться успехами в учебе. А успешность здесь зависит от возможностей первоклассника, которые как вы уже поняли, не сводятся к одним лишь умениям читать, писать и считать.
В другом случае ребенок может иметь развитые возможности (хорошую память, мышление, внимание и т.д.), но при этом не иметь желания учиться и узнавать что-то новое. Такой ребенок, несмотря на высокие способности, при отсутствии интереса к учебе скорее всего не станет прилагать большие усилия для освоения школьной программы. Необходимый материал на уроках усваиваться им не будет только потому, что ребенок не будет считать его нужным, интересным и важным для себя. Ведь даже когда нам, взрослым, чего-то делать совсем не хочется, мы стараемся избежать этого любыми способами, что уж говорить о детях!
Вот поэтому еще раз повторяем: только такого ребенка можно назвать психологически готовым к школе, у которого есть желание («Хочу!»), и возможности («Могу!») учиться. Потому нашу формулу психологической готовности можно изобразить так:

Хочу учиться! + Могу учиться! = Школьник!

Когда в школе делать нечего

«Ну а как же все-таки умение читать, писать и считать?» - спросите вы. А мы вам ответим: это очень важные умения, которым начинают обучать детей уже в детских садах. Но если ребенок не будет способен сосредотачиваться, самостоятельно размышлять, управлять своим поведением, да и просто если у ребенка не будет желания учиться, то умения писать, читать и считать не спасет его от психологических проблем, которые могут появиться у него уже с самых первых дней обучения в школе. Это проблемы усидчивости, понимания того, что говорит учитель, поддержания интереса во время уроков, самоконтроля и многие-многие другие.
Психологическая практика и опыт многих учителей показывает, что встречаются дети, умеющие читать, писать и считать, но не умеющие управлять своим поведением, выполнять задания по образцу или устной инструкции, размышлять над учебной задачей и анализировать ее условия, правильно оценивать самих себя и сосредотачиваться на том, что может быть не совсем интересным, но очень важным. Другими словами, такие дети не умеют или не хотят учиться! А без умения и желания учиться, как вы понимаете, делать в школе нечего.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Картотека дыхательной гимнастики

Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Читайте также

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Конспект музыкального занятия в младшей группе «Музыкальные ритмы зимы»

Конспект музыкального занятия в младшей группе «Музыкальные ритмы зимы» Цель: обогатить малышей знаниями о зиме, зимнем лесе, о лесных животных; сопровождать пение игровыми...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»