Конспект лекции для выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе
«Формула» готовности к школе»
«К школе готов?» - вопрос, который волнует почти всех родителей, чьи дети поступают в школу. Мамы и папы задают этот вопрос воспитателям детского сада, психологу, будущей учительнице и самим себе. Как им хочется услышать в ответ: «Готов!».
Знать, что твой ребенок «созрел» для того, чтобы успешно или хотя бы как можно безболезненнее перейти на новый этап своей жизни, - естественное желание всех заботливых родителей. Вот только каждый из них может вкладывать свой смысл в понятие «готовность к школе». И не всегда этот смысл совпадает с тем, что подразумевают психологи, когда оценивают ребенка на предмет психологической готовности к школе.
Психологи в понятие «психологическая готовность к школе» вкладывают особый смысл. Быть психологически готовым к школе – не обязательно уметь читать книги, писать предложениями, считать до ста, быстро бегать или, например, высоко прыгать. Более того, ребенок может ничего этого не уметь и все равно считается психологически готовым к школе! Парадокс? Только на первый взгляд. Потому что чтение, письмо и счет – это умения, которым ребенок может научиться, в том числе и в первом классе, а может и … не научиться! И тот, кто психологически готов к школе, без труда освоит эти и всяческие другие школьные навыки и умения. А тот, кто психологически не готов, вряд ли сумеет сделать это так же легко и быстро.
Поэтому, когда специалисты по детской психологии говорят о психологической готовности будущего первоклассника к школе, они имеют ввиду такой уровень психического развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря которому он может перейти к школьному типу обучения.
Формула готовности
Для того, чтобы лучше понять, о чем идет речь, давайте представим себе психологическую готовность ребенка к школе в виде простой формулы. Вот такой:
Желание + Возможности = Психологическая готовность к школе
Как и любая другая формула, она представляет собой сумму некоторых элементов, в данном случае двух. Если один из элементов формулы задан неправильно, то и вся формула оказывается неправильной. Это в математике. Но такой же закон в какой-то мере справедлив и для детской психологии. И если ребенок готов к школе по одной группе показателей («Желание»), но не готов по другой («Возможности»), то в школе он может столкнуться с самыми разными проблемами. Но чтобы не утомлять вас алгебраическими аналогиями, углубимся в детскую психологию и попытаемся понять, что в нашей формуле относится к «Желанию», а что к «Возможностям».
Хочу!
Почти всем детям старшего дошкольного возраста не терпится попасть в школу. У каждого из них свой повод туда стремиться и докучать родителей вопросом о том, «скоро ли я пойду в школу?». Именно желание идти в школу, изменить привычный образ своей жизни – с дошкольного на школьный и составляет важный компонент психологической готовности ребенка к школе.
Вот только не всякое желание ребенка является желанием стать школьником в том смысле, какой мы вкладываем в этот статус. Дети хотят поскорее попасть в школу по самым разным причинам. Многих дошкольников и новоиспеченных первоклассников привлекает в школе все что угодно, но только не уроки и не те знания, которые они там получат. В этом случае вряд ли можно с уверенностью сказать, что ребенок психологически готов к обучению в школе.
Могу!
Второй важный элемент психологической готовности к школе – это возможности. Давайте договоримся называть возможностями те психологические качества, которыми должен обладать каждый первоклассник, чтобы успешно справиться с учебной программой и освоить роль школьника. К таким качествам относятся: хорошо развитое мышление, осмысленное запоминание, способность сосредотачиваться и управлять своим вниманием, ориентироваться в различных свойствах предметов, красиво и грамотно говорить, различать на слух отдельные звуки и правильно их произносить. Кроме того, важно, чтобы ребенок владел и элементарными навыками учебной деятельности: умел выполнять задания по образцу и устной инструкции педагога, самостоятельно оценивал свою работу, находил и исправлял ошибки, подчинял свое поведение установленным правилам. И не менее важно, чтобы ребенок умел общаться с детьми и взрослыми, совместно с ними выполнял задания, уверенно чувствовал себя во время публичного ответа, был способен найти «общий язык» с одноклассниками и занять свое место в системе внутришкольных отношений.
Все это и можно назвать учебными возможностями первоклассника, которые позволяют ему почувствовать себя успешным и уверенно заявить: «Я могу!» (учиться).
Простое решение
Кажется, что здесь все просто, как дважды два. Если ребенок хочет и может учиться, то он психологически готов к школе.
Важно, чтобы у него были сформированы и желание учиться, и возможности для этого. Потому что ребенок, у которого нет желания, но есть возможности, равно как и ребенок, у которого есть желание, но нет возможностей, не может считаться в полной мере психологически готовым к школе.
Чтобы понять такого ребенка, представьте его состояние, когда есть сильное желание что-то делать, но возможности не позволяют заниматься этим успешно. Более того, это желанное занятие становиться источником частого стресса, тревоги, негативных эмоций. Естественно, в таких условиях зачахнет любая инициатива, пропадет любое желание прилагать усилия. Так может произойти и с желанием учиться у ребенка, если оно не будет подкрепляться успехами в учебе. А успешность здесь зависит от возможностей первоклассника, которые как вы уже поняли, не сводятся к одним лишь умениям читать, писать и считать.
В другом случае ребенок может иметь развитые возможности (хорошую память, мышление, внимание и т.д.), но при этом не иметь желания учиться и узнавать что-то новое. Такой ребенок, несмотря на высокие способности, при отсутствии интереса к учебе скорее всего не станет прилагать большие усилия для освоения школьной программы. Необходимый материал на уроках усваиваться им не будет только потому, что ребенок не будет считать его нужным, интересным и важным для себя. Ведь даже когда нам, взрослым, чего-то делать совсем не хочется, мы стараемся избежать этого любыми способами, что уж говорить о детях!
Вот поэтому еще раз повторяем: только такого ребенка можно назвать психологически готовым к школе, у которого есть желание («Хочу!»), и возможности («Могу!») учиться. Потому нашу формулу психологической готовности можно изобразить так:
Хочу учиться! + Могу учиться! = Школьник!
Когда в школе делать нечего
«Ну а как же все-таки умение читать, писать и считать?» - спросите вы. А мы вам ответим: это очень важные умения, которым начинают обучать детей уже в детских садах. Но если ребенок не будет способен сосредотачиваться, самостоятельно размышлять, управлять своим поведением, да и просто если у ребенка не будет желания учиться, то умения писать, читать и считать не спасет его от психологических проблем, которые могут появиться у него уже с самых первых дней обучения в школе. Это проблемы усидчивости, понимания того, что говорит учитель, поддержания интереса во время уроков, самоконтроля и многие-многие другие.
Психологическая практика и опыт многих учителей показывает, что встречаются дети, умеющие читать, писать и считать, но не умеющие управлять своим поведением, выполнять задания по образцу или устной инструкции, размышлять над учебной задачей и анализировать ее условия, правильно оценивать самих себя и сосредотачиваться на том, что может быть не совсем интересным, но очень важным. Другими словами, такие дети не умеют или не хотят учиться! А без умения и желания учиться, как вы понимаете, делать в школе нечего.
Читайте также |
---|
Картотека дыхательной гимнастики
Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...
Театрализованная деятельность в младшей группе
Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...