Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников

Сегодня народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни народностей, её история
и соответствующее ему мировосприятие. Интересно изучать культуру народностей Поволжья, потому что это культура большинства семей. Чтить и ценить национальные традиции – вот основная задача. В семьях, посещающих детский сад, соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые собираются семья. Формирование положительных межэтнических взаимоотношений между детьми желательно начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий.
Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Поэтому система работы с родителями и эффективные формы взаимодействия детского сада с семьей по вопросу развития познавательной активности дошкольников через изучение народных традиций, истории, культуры и, природы Самарской области нужно проводить с учетом региональных особенностей.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
Как правило, в каждой группе детского сада есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели.
И чтобы работа с родителями была плодотворной, было проведено социологическое исследование - (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы.
Следующим этапом стал выбор форм работы с семьями: 

  • клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители (например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад— многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литературные произведения Самарских авторов для детей»);
  • дни открытых дверей в национальных группах;
  • дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получали или пополняли знания о традициях, обычаях, культуре народов Поволжья;
  • вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, были расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители принимали самое непосредственное и активное участие. Тематика разнообразная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождения», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.;
  • организация работы музеев, комнат, уголков по народному краеведению, этнографии;
  • ведение кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);
  • пошив национальных костюмов к утренникам и досугам;
  • информационные бюллетени, содержащие интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей...», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;
  • встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети — дружат семьи».

На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей, обсуждать насущные вопросы.
Вопросами обсуждения могут быть:
- отношение ребенка к членам семьи, родственникам, соседям, друзьям, другим людям;
- поведение человека по отношению к живой и неживой природе;
- отношение к труду и людям труда;
- отношение к родному дому, селу, городу, народу, Родине
В целях познавательного развития детей и межкультурного воспитания используются традиционные формы организации работы с семьей: родительские собрания, клубы, индивидуальные и групповые консультации, совместные праздники.
При анкетировании на вопрос: «Каким формам взаимодействия дошкольным учреждением вы отдаете предпочтение?» родители отметили наиболее приемлемые формы организации работы с семьей: игровые и соревновательные мероприятия, походы и экскурсии, в особенности, если дается народо - или краеведческий материал.
Работа с родителями состояла из трех этапов:
1. «Знакомство
». Определили, нуждаются ли родители в ознакомлении с этнокультурным материалом, желают ли они расширять свои знания в межкультурном образовании.
2. «Давайте дружить». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: круглые столы, тренинги, игровые семинары. Родители хорошо воспринимают совместные мероприятия, им интересно участие детей. Главное — информировать родителей о проделанной работе, знакомить с планами.
3. «Узнаем или познаем вместе», на этом этапе говорили о функционировании родительско-педагогического сообщества. Это совместные походы и экскурсии, праздники и развлечения, организация выставок, работа в клубах и т.д.
Содержание работы распределили по разделам: «Путешествие в историю», «Родная природа», «Быт и традиции», «Этих дней не смолкнет слава...», «Язык соседа», «Руки — не для скуки».
Была создана познавательно –развивающая среда при активном участии родителей.
Среда включает:
- информацию обо всех детях, семьях. Фотографии и иллюстрации, отображающие различные национальные особенности, социальное положение и условия жизни детей
- информацию о крупных этнических группах региона, общества в целом;
- книги, игрушки и другие учебные пособия, отражающие повседневную жизнь в Кинеле и Самарской области;
- возможность для ознакомления с языками народов Поволжья, музыкой, отражающей разнообразие культурных традиций.
Как показывает практика, именно в дошкольном возрасте ребенок эмоционально отзывчив, открыт, доверчив, у него отсутствуют этнические стереотипы, что позволяет ему свободно общаться с людьми разных национальностей. Наша задача -приобщать родителей к формированию у дошкольников уважительного отношения к представителям других этнических групп, приобщать к культурным ценностям разных народов, прививать интерес и любовь к родному городу, его природе.



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» во второй младшей…

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» во второй младшей группеТема: «Зимняя сказка»   Программное содержание: Учить детей замечать красоту зимней природы (деревья...

Конспект НОД по ручному труду «Ракета» в старшей группе

Конспект НОД по ручному труду «Ракета» в старшей группе (Бросовый материал) Цель. Учить детей работать с бросовым материалом. Задачи. Развивать воображение, внимание, фантазию. Закреплять полученные...

Интегрированное занятие в младшей группе «Дикие и домашние животные»

Интегрированное занятие в младшей группе «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление знания детей о диких и домашних животных. Развивать интерес к окружающему миру природы и...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство