Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников

Сегодня народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни народностей, её история
и соответствующее ему мировосприятие. Интересно изучать культуру народностей Поволжья, потому что это культура большинства семей. Чтить и ценить национальные традиции – вот основная задача. В семьях, посещающих детский сад, соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые собираются семья. Формирование положительных межэтнических взаимоотношений между детьми желательно начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий.
Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Поэтому система работы с родителями и эффективные формы взаимодействия детского сада с семьей по вопросу развития познавательной активности дошкольников через изучение народных традиций, истории, культуры и, природы Самарской области нужно проводить с учетом региональных особенностей.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
Как правило, в каждой группе детского сада есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели.
И чтобы работа с родителями была плодотворной, было проведено социологическое исследование - (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы.
Следующим этапом стал выбор форм работы с семьями: 

  • клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители (например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад— многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литературные произведения Самарских авторов для детей»);
  • дни открытых дверей в национальных группах;
  • дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получали или пополняли знания о традициях, обычаях, культуре народов Поволжья;
  • вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, были расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители принимали самое непосредственное и активное участие. Тематика разнообразная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождения», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.;
  • организация работы музеев, комнат, уголков по народному краеведению, этнографии;
  • ведение кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);
  • пошив национальных костюмов к утренникам и досугам;
  • информационные бюллетени, содержащие интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей...», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;
  • встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети — дружат семьи».

На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей, обсуждать насущные вопросы.
Вопросами обсуждения могут быть:
- отношение ребенка к членам семьи, родственникам, соседям, друзьям, другим людям;
- поведение человека по отношению к живой и неживой природе;
- отношение к труду и людям труда;
- отношение к родному дому, селу, городу, народу, Родине
В целях познавательного развития детей и межкультурного воспитания используются традиционные формы организации работы с семьей: родительские собрания, клубы, индивидуальные и групповые консультации, совместные праздники.
При анкетировании на вопрос: «Каким формам взаимодействия дошкольным учреждением вы отдаете предпочтение?» родители отметили наиболее приемлемые формы организации работы с семьей: игровые и соревновательные мероприятия, походы и экскурсии, в особенности, если дается народо - или краеведческий материал.
Работа с родителями состояла из трех этапов:
1. «Знакомство
». Определили, нуждаются ли родители в ознакомлении с этнокультурным материалом, желают ли они расширять свои знания в межкультурном образовании.
2. «Давайте дружить». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: круглые столы, тренинги, игровые семинары. Родители хорошо воспринимают совместные мероприятия, им интересно участие детей. Главное — информировать родителей о проделанной работе, знакомить с планами.
3. «Узнаем или познаем вместе», на этом этапе говорили о функционировании родительско-педагогического сообщества. Это совместные походы и экскурсии, праздники и развлечения, организация выставок, работа в клубах и т.д.
Содержание работы распределили по разделам: «Путешествие в историю», «Родная природа», «Быт и традиции», «Этих дней не смолкнет слава...», «Язык соседа», «Руки — не для скуки».
Была создана познавательно –развивающая среда при активном участии родителей.
Среда включает:
- информацию обо всех детях, семьях. Фотографии и иллюстрации, отображающие различные национальные особенности, социальное положение и условия жизни детей
- информацию о крупных этнических группах региона, общества в целом;
- книги, игрушки и другие учебные пособия, отражающие повседневную жизнь в Кинеле и Самарской области;
- возможность для ознакомления с языками народов Поволжья, музыкой, отражающей разнообразие культурных традиций.
Как показывает практика, именно в дошкольном возрасте ребенок эмоционально отзывчив, открыт, доверчив, у него отсутствуют этнические стереотипы, что позволяет ему свободно общаться с людьми разных национальностей. Наша задача -приобщать родителей к формированию у дошкольников уважительного отношения к представителям других этнических групп, приобщать к культурным ценностям разных народов, прививать интерес и любовь к родному городу, его природе.



Новые публикации

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Читайте также

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со…

Конспект по развитию речи для детей 5-6 лет «Сундучок со сказками» Цель: создание условий для активизации речевых навыков. Задачи: Обучающие: -Закрепить знания детей...

Читайте также

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика» Аннотация: Дидактическая игра «Собери снеговика» из фетра, пенополиэтилена и ковролина представляет собой пособие, которое...





В блогах

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Праздничная елочка»

Цель: Вызвать интерес к рисованию праздничной елочки. Образовательные задачи: учить вести кисть по ворсу, закрашивая готовое изображение полностью, не оставляя белых пятен. Учить аккуратно, пользоваться краской и поролоном. Развивающие задачи: продолжать освоение цвета и формы, как средств образной выразительности. Формировать...

Конспект занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники — рисования…

Цели: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Уточнять знания о солнышке ; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь;  Развивать эстетические чувства и любовь к окружающей природе; Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Предварительная работа: Наблюдения за солнышком во время прогулок. Рассказывание...

« Моя родная станица Старощербиновская».

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Закрепить знания детей о родной станице, её истории. Задачи: -обобщать и закреплять представления детей о родной станице   (её прошлом, настоящем)  через выполнение заданий; - развивать логическое мышление, память, внимание...