Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

- дать родителям будущих первоклассников общее представление о психологической готовности детей к обучению в школе;

- вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей;

- дать ориентиры для дальнейшего выбора учебного заведения;

- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

 

Ход занятия.

Вводное слово педагога-психолога.

Добрый день, уважаемые родители.

1. Знакомство (участники называют свои имена); меня зовут …..

Очень приятно вас видеть на нашем семинаре по теме «Скоро в школу!». Кому скоро в школу? Конечно, вашим детям. Скоро они из дошкольников превратятся в первоклассников. И память об этом событии у них сохранится на очень долгое время.

От того, какой опыт ребенок получит в начальной школе, как проживет этот период, зависит его самооценка, уверенность в себе, чувство компетентности, которые позволят ему дальше успешно идти по жизни.

Но в 1 класс идет не только ребенок, но и его родители. И от вашего участия и поддержки во многом будут зависеть ответы на вопросы: Какая она – школа? Как там будет чувствовать себя ребенок? Что приобретет?

У вас, в отличие от ребенка, уже есть опыт школьной жизни.

2. Какие ассоциации у вас вызывает слово «школа»? Я предлагаю вам сказать первую ассоциацию, которая приходит в голову при слове «школа».

Родители высказывают свои ассоциации.

Часто упражнение вызывает негативные ассоциации: «опять двойка», «спрятанный дневник» и т.д.

Педагог-психолог подводит итог: какую эмоциональную окраску имеют ассоциации родителей, побуждая их задуматься, не переносят ли они на детей груз своих негативных переживаний.

Ваше эмоциональное отношение к школе может передаться ребенку в разговоре. Как мы выяснили, со школой могут быть связаны и многие отрицательные переживания. Но всегда помните, что это – ваши переживания, а у ребенка будет свой собственный опыт школьной жизни.

Итак, первое правило подготовки к школе – не передавать свое отрицательное отношение к школе ребенку.

3. Как же родителям говорить с ребенком о предстоящей школе, чтобы у него сформировался объективный образ школы?

Давайте рассмотрим две ситуации.

В одной семье родители говорят ребенку: «Отличником у нас будешь!», «В школе появятся новые друзья», «Ну уж у тебя-то все получится!»

В другой семье родители говорят: «В школе тебе покажут!», «Как ты в школу-то пойдешь, если и этого не умеешь!», «В школе все уроки трудные, так что надо очень сильно стараться».

Как вы думаете, из двух ситуаций какая верная?

Комментарий: в первом случае: в будущем, когда ребенок столкнется с трудностями, даже самыми незначительными, может разочароваться и даже потерять интерес к учебе. Во втором случае: родители заранее формируют негативное отношение к школе. Такие высказывания приводят к развитию у ребенка страха перед школой и неуверенности в себе.

Что делать? Давайте сформулируем предложения, которые способствуют адекватному образу школы у ребенка.

Можно сказать ребенку: В школу идут большие дети, а в детском саду готовятся к школе. В детском саду мы играем. В школе мы будем учиться писать, читать, считать. Да, и в школе есть трудности, но я буду рядом и буду тебя поддерживать.

4. Конечно, формировать объективный образ школы нужно. Но как вы считаете, достаточно ли этого, чтобы ребенок успешно учился в школе? Нет.

А что еще необходимо? – Определенные качества ребенка.

Давайте разберемся, какие качества необходимы ребенку для успешного обучения.

Игра «Важно – не важно».

Педагог-психолог на доске обозначает составляющие готовности к школе. Родители либо соглашаются, либо не соглашаются с тем, что данное качество важно для обучения в школе.

Художественные способности.

Артистизм.

Уметь читать.

Уметь считать.

Здоровье.

Любознательность.

Умение общаться.

Желание учиться в школе, мотивация учения в школе.

Усидчивость.

Внимательность.

Уверенность в себе.

Интеллектуальные способности.

Умение петь.

5. Какое самое важное качество, как вы думаете?

Далее проговаривается важность мотивации.

Мотивация – это связующее звено. Если ребенок хочет учиться и быть настоящим учеником, то учеба будет успешной, даже если у ребенка не так хорошо сформированы какие-то умения. Без мотивации любое учение превратится в мучение.

Как раз в формировании внутренней мотивации большая роль принадлежит родителям.

Основная задача взрослого:

- Поощрять познавательную активность ребенка. Поэтому нельзя игнорировать вопросы ребенка, его желание поэкспериментировать. Нужно убедить ребенка, что много еще есть неизвестного, интересного, что он может узнать в школе.

- Дать ребенку насытиться игрой, наиграться. Иначе он будет играть и в школе.

Хочу вам привести такой пример.

Мама Вани хочет, чтобы он пошел в школу с 6,5 лет. Поэтому Ваня сейчас в подготовительной группе. Он ходит на хоккей, английский и на подготовительные курсы в школе. На занятиях в детском саду Ваня не проявляет активности, каждую свободную минутку уделяет играм.

На вопрос воспитательницы «Чем отличается школа от детского сада?» Ваня ответил: «Не знаю», и поведал дальше, что он уже ходит в школу и занимается там тем, что играет в конструктор «Лего», строит из него роботов и космические корабли.

Как вы думаете, успешно ли будет обучение Вани в 1 классе?

Вот такие качества и составляют готовность ребенка к школе. Обладая ими, ребенок сможет справиться с любыми школьными трудностями. Но нам как родителям важно поддержать ребенка в нелегкой для него ситуации. И сегодня мы с вами попробуем это сделать на простом примере.

6. Что же делать родителям, как реагировать, если…?

Предлагаю вам ситуацию из школьной жизни. Ребенок приносит вам тетрадку с неудачно нарисованными буквами или цифрами.

Как реагировать в этой ситуации, что сказать ребенку?

У вас у каждого в памятках есть высказывания – реакция родителя. Пожалуйста, прочитайте его и поразмыслите над тем, какой эффект (уверенность в своих силах, чувство тревоги, утрата желания идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) оно может вызвать у ребенка.

Высказывания:

- сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше;

- если ты нарисуешь лучше, я буду сильнее любить тебя;

- учись так, чтобы мне за тебя не пришлось краснеть;

- ты, наверное, будешь двоечником;

- я вижу, что ты старался, но, наверное, надо еще потренироваться,

- очень плохо, гулять сегодня не пойдешь, будешь писать, пока не получится хорошо.

7. Да, жизнь первоклассника может преподнести родителям много сюрпризов.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости. Важным здесь будет организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим нужно пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Оцените каждый для, имеется ли в вашей семье соглашение или четкая договоренность по следующим вопросам:

- кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

- кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна заключаться помощь;

- кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на занятия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развивающие игры и т. д.);

- будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

- какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

- кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

Лучше договориться об этих вопросах еще до того, как ребенок пошел в школу.

Предлагаю отозваться – какой результат получился?

8. Обратная связь.

Наш семинар заканчивается. Очень приятно было с вами общаться. И мне бы хотелось знать ваше мнение о моей работе. Я прошу вас заполнить анкеты обратной связи и высказаться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Квест-игра по ПДД «Загадки дяди Стёпы»

Квест-игра по ПДД «Загадки дяди Стёпы» Задачи: - закрепить полученные знания детей о правилах дорожного движения; - развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление и...

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...

Читайте также

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем…

Проект в подготовительной к школе группе «Капелька» «Мы тоже имеем права» Актуальность реализации проекта: «Я имею право быть черным и белым. Я имею...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...