Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

- дать родителям будущих первоклассников общее представление о психологической готовности детей к обучению в школе;

- вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей;

- дать ориентиры для дальнейшего выбора учебного заведения;

- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

 

Ход занятия.

Вводное слово педагога-психолога.

Добрый день, уважаемые родители.

1. Знакомство (участники называют свои имена); меня зовут …..

Очень приятно вас видеть на нашем семинаре по теме «Скоро в школу!». Кому скоро в школу? Конечно, вашим детям. Скоро они из дошкольников превратятся в первоклассников. И память об этом событии у них сохранится на очень долгое время.

От того, какой опыт ребенок получит в начальной школе, как проживет этот период, зависит его самооценка, уверенность в себе, чувство компетентности, которые позволят ему дальше успешно идти по жизни.

Но в 1 класс идет не только ребенок, но и его родители. И от вашего участия и поддержки во многом будут зависеть ответы на вопросы: Какая она – школа? Как там будет чувствовать себя ребенок? Что приобретет?

У вас, в отличие от ребенка, уже есть опыт школьной жизни.

2. Какие ассоциации у вас вызывает слово «школа»? Я предлагаю вам сказать первую ассоциацию, которая приходит в голову при слове «школа».

Родители высказывают свои ассоциации.

Часто упражнение вызывает негативные ассоциации: «опять двойка», «спрятанный дневник» и т.д.

Педагог-психолог подводит итог: какую эмоциональную окраску имеют ассоциации родителей, побуждая их задуматься, не переносят ли они на детей груз своих негативных переживаний.

Ваше эмоциональное отношение к школе может передаться ребенку в разговоре. Как мы выяснили, со школой могут быть связаны и многие отрицательные переживания. Но всегда помните, что это – ваши переживания, а у ребенка будет свой собственный опыт школьной жизни.

Итак, первое правило подготовки к школе – не передавать свое отрицательное отношение к школе ребенку.

3. Как же родителям говорить с ребенком о предстоящей школе, чтобы у него сформировался объективный образ школы?

Давайте рассмотрим две ситуации.

В одной семье родители говорят ребенку: «Отличником у нас будешь!», «В школе появятся новые друзья», «Ну уж у тебя-то все получится!»

В другой семье родители говорят: «В школе тебе покажут!», «Как ты в школу-то пойдешь, если и этого не умеешь!», «В школе все уроки трудные, так что надо очень сильно стараться».

Как вы думаете, из двух ситуаций какая верная?

Комментарий: в первом случае: в будущем, когда ребенок столкнется с трудностями, даже самыми незначительными, может разочароваться и даже потерять интерес к учебе. Во втором случае: родители заранее формируют негативное отношение к школе. Такие высказывания приводят к развитию у ребенка страха перед школой и неуверенности в себе.

Что делать? Давайте сформулируем предложения, которые способствуют адекватному образу школы у ребенка.

Можно сказать ребенку: В школу идут большие дети, а в детском саду готовятся к школе. В детском саду мы играем. В школе мы будем учиться писать, читать, считать. Да, и в школе есть трудности, но я буду рядом и буду тебя поддерживать.

4. Конечно, формировать объективный образ школы нужно. Но как вы считаете, достаточно ли этого, чтобы ребенок успешно учился в школе? Нет.

А что еще необходимо? – Определенные качества ребенка.

Давайте разберемся, какие качества необходимы ребенку для успешного обучения.

Игра «Важно – не важно».

Педагог-психолог на доске обозначает составляющие готовности к школе. Родители либо соглашаются, либо не соглашаются с тем, что данное качество важно для обучения в школе.

Художественные способности.

Артистизм.

Уметь читать.

Уметь считать.

Здоровье.

Любознательность.

Умение общаться.

Желание учиться в школе, мотивация учения в школе.

Усидчивость.

Внимательность.

Уверенность в себе.

Интеллектуальные способности.

Умение петь.

5. Какое самое важное качество, как вы думаете?

Далее проговаривается важность мотивации.

Мотивация – это связующее звено. Если ребенок хочет учиться и быть настоящим учеником, то учеба будет успешной, даже если у ребенка не так хорошо сформированы какие-то умения. Без мотивации любое учение превратится в мучение.

Как раз в формировании внутренней мотивации большая роль принадлежит родителям.

Основная задача взрослого:

- Поощрять познавательную активность ребенка. Поэтому нельзя игнорировать вопросы ребенка, его желание поэкспериментировать. Нужно убедить ребенка, что много еще есть неизвестного, интересного, что он может узнать в школе.

- Дать ребенку насытиться игрой, наиграться. Иначе он будет играть и в школе.

Хочу вам привести такой пример.

Мама Вани хочет, чтобы он пошел в школу с 6,5 лет. Поэтому Ваня сейчас в подготовительной группе. Он ходит на хоккей, английский и на подготовительные курсы в школе. На занятиях в детском саду Ваня не проявляет активности, каждую свободную минутку уделяет играм.

На вопрос воспитательницы «Чем отличается школа от детского сада?» Ваня ответил: «Не знаю», и поведал дальше, что он уже ходит в школу и занимается там тем, что играет в конструктор «Лего», строит из него роботов и космические корабли.

Как вы думаете, успешно ли будет обучение Вани в 1 классе?

Вот такие качества и составляют готовность ребенка к школе. Обладая ими, ребенок сможет справиться с любыми школьными трудностями. Но нам как родителям важно поддержать ребенка в нелегкой для него ситуации. И сегодня мы с вами попробуем это сделать на простом примере.

6. Что же делать родителям, как реагировать, если…?

Предлагаю вам ситуацию из школьной жизни. Ребенок приносит вам тетрадку с неудачно нарисованными буквами или цифрами.

Как реагировать в этой ситуации, что сказать ребенку?

У вас у каждого в памятках есть высказывания – реакция родителя. Пожалуйста, прочитайте его и поразмыслите над тем, какой эффект (уверенность в своих силах, чувство тревоги, утрата желания идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) оно может вызвать у ребенка.

Высказывания:

- сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше;

- если ты нарисуешь лучше, я буду сильнее любить тебя;

- учись так, чтобы мне за тебя не пришлось краснеть;

- ты, наверное, будешь двоечником;

- я вижу, что ты старался, но, наверное, надо еще потренироваться,

- очень плохо, гулять сегодня не пойдешь, будешь писать, пока не получится хорошо.

7. Да, жизнь первоклассника может преподнести родителям много сюрпризов.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости. Важным здесь будет организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим нужно пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Оцените каждый для, имеется ли в вашей семье соглашение или четкая договоренность по следующим вопросам:

- кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

- кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна заключаться помощь;

- кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на занятия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развивающие игры и т. д.);

- будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

- какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

- кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

Лучше договориться об этих вопросах еще до того, как ребенок пошел в школу.

Предлагаю отозваться – какой результат получился?

8. Обратная связь.

Наш семинар заканчивается. Очень приятно было с вами общаться. И мне бы хотелось знать ваше мнение о моей работе. Я прошу вас заполнить анкеты обратной связи и высказаться.





Новые публикации

Развлечение по ПДД в старшей группе

Развлечение по ПДД в старшей группе Цель: формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: - Закрепить и обобщить знания детей...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь…

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» Цель: закреплять приёмы лепки:...

Занятие по формированию элементарных экологических представлений. Тема: «Листопад»

Занятие по формированию элементарных экологических представленийТема: «Листопад» Цель: 1. Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. 2. Учить устанавливать сходство и...

Читайте также

Конспект занятия для младшей и средней группы «Кролик серенький, зайка…

Конспект занятия для младшей и средней группы«Кролик серенький, зайка беленький» Актуальность данной прогулки заключается в формировании у детей 2-4 лет бережного...

Мастер-класс по изготовлению праздничной открытки шкатулки «Открытка - шкатулка для…

Мастер-класс по изготовлению праздничной открытки шкатулки «Открытка - шкатулка для мамы» Мама - самый близкий и родной нам человек, и каждый раз на праздник хочется...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней…

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группеТема: «Полезные советы для Незнайки»   Тема недели: «Азбука здоровья» Тема дня: «Витаминный...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Наглядно-познавательное пособие "Домашние животные"

Цель: формировать представления детей о домашних животных. Задачи: -развивать познавательный интерес детей; -продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания; -воспитывать бережное отношение к животным. Этот плакат можно использовать на таких занятиях, как: ОО...

Правила, я соблюдаю. Сценарий развлечения для старшей группы.

День музея. Познавательное развитие для средней группы. Цель: Формирование у детей интереса к музеям как хранилищам народной культуры. Задачи: 1.Познакомить детей с понятием «музей»; 2. Развивать познавательный интерес; 3. Воспитывать уважительное отношение и воспитывать патриотические чувства к сохранению культурного наследия...

Подвижные игры во второй младшей группе.

Подвижная игра  «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Описание. Дети –  «воробушки»  садятся на скамейку –  «гнёздышки» . Воспитатель изображает ...

Перспективное планирование на СЕНТЯБРЬ, 2020г с детьми подготовительной группы по программе "От рождения до школы"…

СЕНТЯБРЬ 2020г   Тема «День Знаний. Детский сад» Тема «Профессии. Транспорт»     Совместная и самостоятельная деятельност и. Беседы «Что я знаю о школе», «Кем хочу стать», «Почему нужно ходить в школу?», «Мы – воспитанники подготовительной группы», «Мы – будущие...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство