Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

- дать родителям будущих первоклассников общее представление о психологической готовности детей к обучению в школе;

- вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей;

- дать ориентиры для дальнейшего выбора учебного заведения;

- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

 

Ход занятия.

Вводное слово педагога-психолога.

Добрый день, уважаемые родители.

1. Знакомство (участники называют свои имена); меня зовут …..

Очень приятно вас видеть на нашем семинаре по теме «Скоро в школу!». Кому скоро в школу? Конечно, вашим детям. Скоро они из дошкольников превратятся в первоклассников. И память об этом событии у них сохранится на очень долгое время.

От того, какой опыт ребенок получит в начальной школе, как проживет этот период, зависит его самооценка, уверенность в себе, чувство компетентности, которые позволят ему дальше успешно идти по жизни.

Но в 1 класс идет не только ребенок, но и его родители. И от вашего участия и поддержки во многом будут зависеть ответы на вопросы: Какая она – школа? Как там будет чувствовать себя ребенок? Что приобретет?

У вас, в отличие от ребенка, уже есть опыт школьной жизни.

2. Какие ассоциации у вас вызывает слово «школа»? Я предлагаю вам сказать первую ассоциацию, которая приходит в голову при слове «школа».

Родители высказывают свои ассоциации.

Часто упражнение вызывает негативные ассоциации: «опять двойка», «спрятанный дневник» и т.д.

Педагог-психолог подводит итог: какую эмоциональную окраску имеют ассоциации родителей, побуждая их задуматься, не переносят ли они на детей груз своих негативных переживаний.

Ваше эмоциональное отношение к школе может передаться ребенку в разговоре. Как мы выяснили, со школой могут быть связаны и многие отрицательные переживания. Но всегда помните, что это – ваши переживания, а у ребенка будет свой собственный опыт школьной жизни.

Итак, первое правило подготовки к школе – не передавать свое отрицательное отношение к школе ребенку.

3. Как же родителям говорить с ребенком о предстоящей школе, чтобы у него сформировался объективный образ школы?

Давайте рассмотрим две ситуации.

В одной семье родители говорят ребенку: «Отличником у нас будешь!», «В школе появятся новые друзья», «Ну уж у тебя-то все получится!»

В другой семье родители говорят: «В школе тебе покажут!», «Как ты в школу-то пойдешь, если и этого не умеешь!», «В школе все уроки трудные, так что надо очень сильно стараться».

Как вы думаете, из двух ситуаций какая верная?

Комментарий: в первом случае: в будущем, когда ребенок столкнется с трудностями, даже самыми незначительными, может разочароваться и даже потерять интерес к учебе. Во втором случае: родители заранее формируют негативное отношение к школе. Такие высказывания приводят к развитию у ребенка страха перед школой и неуверенности в себе.

Что делать? Давайте сформулируем предложения, которые способствуют адекватному образу школы у ребенка.

Можно сказать ребенку: В школу идут большие дети, а в детском саду готовятся к школе. В детском саду мы играем. В школе мы будем учиться писать, читать, считать. Да, и в школе есть трудности, но я буду рядом и буду тебя поддерживать.

4. Конечно, формировать объективный образ школы нужно. Но как вы считаете, достаточно ли этого, чтобы ребенок успешно учился в школе? Нет.

А что еще необходимо? – Определенные качества ребенка.

Давайте разберемся, какие качества необходимы ребенку для успешного обучения.

Игра «Важно – не важно».

Педагог-психолог на доске обозначает составляющие готовности к школе. Родители либо соглашаются, либо не соглашаются с тем, что данное качество важно для обучения в школе.

Художественные способности.

Артистизм.

Уметь читать.

Уметь считать.

Здоровье.

Любознательность.

Умение общаться.

Желание учиться в школе, мотивация учения в школе.

Усидчивость.

Внимательность.

Уверенность в себе.

Интеллектуальные способности.

Умение петь.

5. Какое самое важное качество, как вы думаете?

Далее проговаривается важность мотивации.

Мотивация – это связующее звено. Если ребенок хочет учиться и быть настоящим учеником, то учеба будет успешной, даже если у ребенка не так хорошо сформированы какие-то умения. Без мотивации любое учение превратится в мучение.

Как раз в формировании внутренней мотивации большая роль принадлежит родителям.

Основная задача взрослого:

- Поощрять познавательную активность ребенка. Поэтому нельзя игнорировать вопросы ребенка, его желание поэкспериментировать. Нужно убедить ребенка, что много еще есть неизвестного, интересного, что он может узнать в школе.

- Дать ребенку насытиться игрой, наиграться. Иначе он будет играть и в школе.

Хочу вам привести такой пример.

Мама Вани хочет, чтобы он пошел в школу с 6,5 лет. Поэтому Ваня сейчас в подготовительной группе. Он ходит на хоккей, английский и на подготовительные курсы в школе. На занятиях в детском саду Ваня не проявляет активности, каждую свободную минутку уделяет играм.

На вопрос воспитательницы «Чем отличается школа от детского сада?» Ваня ответил: «Не знаю», и поведал дальше, что он уже ходит в школу и занимается там тем, что играет в конструктор «Лего», строит из него роботов и космические корабли.

Как вы думаете, успешно ли будет обучение Вани в 1 классе?

Вот такие качества и составляют готовность ребенка к школе. Обладая ими, ребенок сможет справиться с любыми школьными трудностями. Но нам как родителям важно поддержать ребенка в нелегкой для него ситуации. И сегодня мы с вами попробуем это сделать на простом примере.

6. Что же делать родителям, как реагировать, если…?

Предлагаю вам ситуацию из школьной жизни. Ребенок приносит вам тетрадку с неудачно нарисованными буквами или цифрами.

Как реагировать в этой ситуации, что сказать ребенку?

У вас у каждого в памятках есть высказывания – реакция родителя. Пожалуйста, прочитайте его и поразмыслите над тем, какой эффект (уверенность в своих силах, чувство тревоги, утрата желания идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) оно может вызвать у ребенка.

Высказывания:

- сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше;

- если ты нарисуешь лучше, я буду сильнее любить тебя;

- учись так, чтобы мне за тебя не пришлось краснеть;

- ты, наверное, будешь двоечником;

- я вижу, что ты старался, но, наверное, надо еще потренироваться,

- очень плохо, гулять сегодня не пойдешь, будешь писать, пока не получится хорошо.

7. Да, жизнь первоклассника может преподнести родителям много сюрпризов.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости. Важным здесь будет организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим нужно пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Оцените каждый для, имеется ли в вашей семье соглашение или четкая договоренность по следующим вопросам:

- кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

- кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна заключаться помощь;

- кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на занятия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развивающие игры и т. д.);

- будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

- какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

- кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

Лучше договориться об этих вопросах еще до того, как ребенок пошел в школу.

Предлагаю отозваться – какой результат получился?

8. Обратная связь.

Наш семинар заканчивается. Очень приятно было с вами общаться. И мне бы хотелось знать ваше мнение о моей работе. Я прошу вас заполнить анкеты обратной связи и высказаться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...

Дидактическая игра «Украсим ёлочку»

Дидактическая игра «Украсим ёлочку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Читайте также

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...