Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

- дать родителям будущих первоклассников общее представление о психологической готовности детей к обучению в школе;

- вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей;

- дать ориентиры для дальнейшего выбора учебного заведения;

- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

 

Ход занятия.

Вводное слово педагога-психолога.

Добрый день, уважаемые родители.

1. Знакомство (участники называют свои имена); меня зовут …..

Очень приятно вас видеть на нашем семинаре по теме «Скоро в школу!». Кому скоро в школу? Конечно, вашим детям. Скоро они из дошкольников превратятся в первоклассников. И память об этом событии у них сохранится на очень долгое время.

От того, какой опыт ребенок получит в начальной школе, как проживет этот период, зависит его самооценка, уверенность в себе, чувство компетентности, которые позволят ему дальше успешно идти по жизни.

Но в 1 класс идет не только ребенок, но и его родители. И от вашего участия и поддержки во многом будут зависеть ответы на вопросы: Какая она – школа? Как там будет чувствовать себя ребенок? Что приобретет?

У вас, в отличие от ребенка, уже есть опыт школьной жизни.

2. Какие ассоциации у вас вызывает слово «школа»? Я предлагаю вам сказать первую ассоциацию, которая приходит в голову при слове «школа».

Родители высказывают свои ассоциации.

Часто упражнение вызывает негативные ассоциации: «опять двойка», «спрятанный дневник» и т.д.

Педагог-психолог подводит итог: какую эмоциональную окраску имеют ассоциации родителей, побуждая их задуматься, не переносят ли они на детей груз своих негативных переживаний.

Ваше эмоциональное отношение к школе может передаться ребенку в разговоре. Как мы выяснили, со школой могут быть связаны и многие отрицательные переживания. Но всегда помните, что это – ваши переживания, а у ребенка будет свой собственный опыт школьной жизни.

Итак, первое правило подготовки к школе – не передавать свое отрицательное отношение к школе ребенку.

3. Как же родителям говорить с ребенком о предстоящей школе, чтобы у него сформировался объективный образ школы?

Давайте рассмотрим две ситуации.

В одной семье родители говорят ребенку: «Отличником у нас будешь!», «В школе появятся новые друзья», «Ну уж у тебя-то все получится!»

В другой семье родители говорят: «В школе тебе покажут!», «Как ты в школу-то пойдешь, если и этого не умеешь!», «В школе все уроки трудные, так что надо очень сильно стараться».

Как вы думаете, из двух ситуаций какая верная?

Комментарий: в первом случае: в будущем, когда ребенок столкнется с трудностями, даже самыми незначительными, может разочароваться и даже потерять интерес к учебе. Во втором случае: родители заранее формируют негативное отношение к школе. Такие высказывания приводят к развитию у ребенка страха перед школой и неуверенности в себе.

Что делать? Давайте сформулируем предложения, которые способствуют адекватному образу школы у ребенка.

Можно сказать ребенку: В школу идут большие дети, а в детском саду готовятся к школе. В детском саду мы играем. В школе мы будем учиться писать, читать, считать. Да, и в школе есть трудности, но я буду рядом и буду тебя поддерживать.

4. Конечно, формировать объективный образ школы нужно. Но как вы считаете, достаточно ли этого, чтобы ребенок успешно учился в школе? Нет.

А что еще необходимо? – Определенные качества ребенка.

Давайте разберемся, какие качества необходимы ребенку для успешного обучения.

Игра «Важно – не важно».

Педагог-психолог на доске обозначает составляющие готовности к школе. Родители либо соглашаются, либо не соглашаются с тем, что данное качество важно для обучения в школе.

Художественные способности.

Артистизм.

Уметь читать.

Уметь считать.

Здоровье.

Любознательность.

Умение общаться.

Желание учиться в школе, мотивация учения в школе.

Усидчивость.

Внимательность.

Уверенность в себе.

Интеллектуальные способности.

Умение петь.

5. Какое самое важное качество, как вы думаете?

Далее проговаривается важность мотивации.

Мотивация – это связующее звено. Если ребенок хочет учиться и быть настоящим учеником, то учеба будет успешной, даже если у ребенка не так хорошо сформированы какие-то умения. Без мотивации любое учение превратится в мучение.

Как раз в формировании внутренней мотивации большая роль принадлежит родителям.

Основная задача взрослого:

- Поощрять познавательную активность ребенка. Поэтому нельзя игнорировать вопросы ребенка, его желание поэкспериментировать. Нужно убедить ребенка, что много еще есть неизвестного, интересного, что он может узнать в школе.

- Дать ребенку насытиться игрой, наиграться. Иначе он будет играть и в школе.

Хочу вам привести такой пример.

Мама Вани хочет, чтобы он пошел в школу с 6,5 лет. Поэтому Ваня сейчас в подготовительной группе. Он ходит на хоккей, английский и на подготовительные курсы в школе. На занятиях в детском саду Ваня не проявляет активности, каждую свободную минутку уделяет играм.

На вопрос воспитательницы «Чем отличается школа от детского сада?» Ваня ответил: «Не знаю», и поведал дальше, что он уже ходит в школу и занимается там тем, что играет в конструктор «Лего», строит из него роботов и космические корабли.

Как вы думаете, успешно ли будет обучение Вани в 1 классе?

Вот такие качества и составляют готовность ребенка к школе. Обладая ими, ребенок сможет справиться с любыми школьными трудностями. Но нам как родителям важно поддержать ребенка в нелегкой для него ситуации. И сегодня мы с вами попробуем это сделать на простом примере.

6. Что же делать родителям, как реагировать, если…?

Предлагаю вам ситуацию из школьной жизни. Ребенок приносит вам тетрадку с неудачно нарисованными буквами или цифрами.

Как реагировать в этой ситуации, что сказать ребенку?

У вас у каждого в памятках есть высказывания – реакция родителя. Пожалуйста, прочитайте его и поразмыслите над тем, какой эффект (уверенность в своих силах, чувство тревоги, утрата желания идти в школу, чувство вины, неверие в свои силы) оно может вызвать у ребенка.

Высказывания:

- сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше;

- если ты нарисуешь лучше, я буду сильнее любить тебя;

- учись так, чтобы мне за тебя не пришлось краснеть;

- ты, наверное, будешь двоечником;

- я вижу, что ты старался, но, наверное, надо еще потренироваться,

- очень плохо, гулять сегодня не пойдешь, будешь писать, пока не получится хорошо.

7. Да, жизнь первоклассника может преподнести родителям много сюрпризов.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости. Важным здесь будет организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим нужно пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Оцените каждый для, имеется ли в вашей семье соглашение или четкая договоренность по следующим вопросам:

- кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

- кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна заключаться помощь;

- кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на занятия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развивающие игры и т. д.);

- будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

- какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

- кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

Лучше договориться об этих вопросах еще до того, как ребенок пошел в школу.

Предлагаю отозваться – какой результат получился?

8. Обратная связь.

Наш семинар заканчивается. Очень приятно было с вами общаться. И мне бы хотелось знать ваше мнение о моей работе. Я прошу вас заполнить анкеты обратной связи и высказаться.





Новые публикации

Закаливание детей

Закаливание детей Основы будущего здоровья человека и его долголетия закладываются в детском возрасте. Поэтому уже с первых дней жизни необходимо уделять...

Конспект НОД (музыка) в старшей группе на тему: «Матушка с…

Конспект НОД (музыка) в старшей группе на тему: «Матушка с ярмарки пришла, игрушки принесла» Оборудование: корзинка с игрушками: глиняными – филимоновской...

Проект «Новогодние каникулы дошколят»

Проект «Новогодние каникулы дошколят» Пояснительная записка Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело и с...

Читайте также

Логопедическое подгрупповое занятие для детей старшей группы по лексической теме…

Логопедическое подгрупповое занятие для детей старшей группы по лексической теме «Игрушки»Тема: «Плюшевые кошка и котенок в игрушечном доме»   Программное содержание: Уточнить...

Авторская программа дополнительного образования для дошкольников «Русские корни»

Авторская программа дополнительного образования для дошкольников «Русские корни»   Программа «Русские корни» направлена на достижение духовно-нравственного и патриотического развития и воспитания личности гражданина...

Игра «Что? Где? Когда?» по ПДД в подготовительной группе

Игра «Что? Где? Когда?» по ПДД в подготовительной группе Задачи: - закрепить знания детей о правилах дорожного движения через дидактические игры; - уточнить...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Летние игры и забавы с водой для дошкольников

Летние игры с водой для дошкольников Рыбаки Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми младшей группы. Цель  — развитие цветовосприятия и цветоразличения. Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие...

Игры и упражнения для тренировки памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников «Супермаркет» Цель: развитие слуховой краткосрочной    памяти, внимания, наблюдательности. Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их...

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»

Sample Image

   Сегодня вашему вниманию я предлагаю фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»    Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная и приносит в дом хорошие вести, радость и счастье. Оберег хорошего...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство