Работа с родителями - «У бабушки на посиделках»

Цель:

- познакомить с искусством изготовления русской куклы-масленицы;

- развивать интерес детей к народной культуре и традициям через изготовление куклы.

Задачи:

- развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка,

- научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии;

- формировать нравственное отношение к семейным традициям;

- воспитывать у детей любовь и уважение к взрослым.

Предварительная работа:

  • Праздничное украшение музыкального зала.
  • Ознакомление с информационным стендом «Традиции семьи Ивановых».
  • Подготовка угощения для чаепития.
  • Разучивание закличек, песен, игр про «Масленицу», рассматривание картины Сурикова «Взятие снежного городка» и полотно Кустодиева «Масленица».
  • Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника» (приложение 1) , мастер-класс с родителями «Тряпичные куклы» (приложение 2).

Участники гостиной: дети старшей группы, воспитатели, бабушка Пети Иванова.

 

Воспитатель:

Добрый день, ребята. Хочу начать нашу встречу словами Л.Н. Толстого: «У каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют – животворят семью».

Семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплочённости всех членов семьи. Сегодня мы поговорим о традициях, царящих в семье Пети Иванова. В этом нам поможет его бабушка Тамара Степановна.

Бабушка:

- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые, скажите, какой народный праздник приближается?

Дети:

- Праздник Масленицы.

Бабушка:

- Правильно. Масленица – праздник, который отмечали ещё наши предки-славяне. Непременными атрибутами веселий, связанных с окончанием холодной поры, являлись румяные и круглолицые блины, символизирующие собой солнце, которое должно было вступить вовремя в свои владения.

Масленица по народным поверьям – самый весёлый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать.

Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах было интересно. Вот сегодня, например, четверг, 14 марта. Разгуляй, широкий Четверг – разгуляй. В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей. Как это происходило, слышал, наверное, каждый. Вспомним картину Сурикова «Взятие снежного городка» или полотно Кустодиева «Масленица». Хотите узнать, что обозначают остальные дни недели? Для этого я вам оставлю вот эту книжку её вам, потом прочтёт Анастасия Сергеевна. А вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Метание метлы».

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка, а дальше — все, как в серьёзных соревнованиях по метанию копья: определяются дорожка для разбега и линия, за которую «метлометателю» заступать нельзя.

Бабушка:

- Вижу, вам, игра понравилась. Нам она тоже нравится, поэтому мы перед каждой Масленицей заготавливаем побольше метёлок, чтобы участвовали все ребятишки с нашей улице. Выигравший получает блин. Масленица, как правило-это, не только блины дома, в гостях, но и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был – помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции Масленицы. Когда я была такая же маленькая как вы, я, очень любила этот праздник. Как положено на празднике, мы от души веселились: водили хоровод вокруг масленицы, пели русскую народную песню "Блины", частушки, "коробейники" предлагали свой товар всем присутствующим, скоморохи исполняли потешки. Затем все с восторгом наблюдали за тем, как горит чучело Масленицы. У вас уже есть чучело Масленицы. И вы не знаете, как его сделать. Это не беда, я, вам помогу. Всё что для этого нужно я приготовила.

На Руси куклы были тряпичными – это значит, что из лоскутов льняной или шерстяной материи шились не только наряды, но и само тело игрушечной девочки. Да, чаще всего куклы были именно девочки. Правда, существовала и кукла-мальчик – точнее, младенец неопределённого пола – малышок-голышок. Когда его мастерили, ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. «Малышок», как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс считался не только обязательным атрибутом русского костюма, но и очень сильным оберегом.

Лицо кукле не рисовали – считалось, что если это сделать, в неё может вселиться злой дух. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Кукла приносит нам большую радость. Я часто дома мастерю куклы. Мы любим её как живого человечка, как члена нашей семьи.

кукла-масленица

А сейчас, встаньте и повторяйте движения за мной.

Физминутка:

Я ими платьице крою, (туловище вправо, прямо, влево)

Узоры вырезаю.

Сама и штопаю, и шью, (вращение головой вправо, влево)

Иль маме помогаю. 

Для дочек, бабушек и мам (руками «ножницы»)

Хорошие помощницы, 

Наверное, знакомы всем. 

Это чудо – НОЖНИЦЫ!

На стол кладу я ножницы (стоя прямо, показывая правила передачи ножниц)

Кольцами к себе.

Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы 

Должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми –

Может быть беда.

Выполнение практической работы «Изготовление кукол»

Работайте в парах, помогайте друг другу.

Шаг 1. Приготовим необходимые материалы: 2 палочки, комок ваты, 2 пёстрых прямоугольных лоскутка ткани, 1- треугольный, 1 прямоугольный - белого цвета, нитки.

кукла-масленица

Шаг 2. Начнём работу с изготовления «Крестовины». Для этого

сложим из палочек крест, соединим их с помощью нитки.

кукла-масленица

Шаг 3. Сформируем из ваты комок, наденем его на крест и, обмотав белым лоскутком ткани, скрепим ниткой на шее куклы.

кукла-масленица 

кукла-масленица

Шаг 4. Наденем на «руки» куклы лоскуток, продевая «голову» в предварительно подготовленное отверстие.

кукла-масленица

Шаг 5. Из оставшегося лоскута ткани с помощью нитки делаем юбку.

кукла-масленица

Шаг 6. На голову повязываем треугольную косынку. Всё, ваша кукла готова! Теперь в ней живёт частичка вашей души.

кукла-масленица

В заключение ребята с удовольствием поедали вкусные блины и сладости, запивая их горячим чаем.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей...

План воспитательно-образовательной деятельности на январь

План воспитательно-образовательной деятельности на январь

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Читайте также

Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх»

Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх» Актуальность.На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья...

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок»

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок» Цель: создание благоприятной обстановки для эмоционально-комфортного состояния детей. Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость детей. Обогащать впечатления детей. Обучать умению...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...