Семинар-практикум для родителей
«Дети, которых не понимают взрослые»

 

Пояснительная записка

Перед вами сценарий семинара-практикума «Дети, которых не понимают взрослые». Кому он адресован? В первую очередь – родителям, которые ответственно относятся к воспитанию ребенка. Во-вторых, для детей, имеющих синдром гиперактивности и дефицита внимания, ну и, конечно, для специалистов, которые работают с данной группой детей.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, как состояния физического, психического и социального благополучия человека. Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию его к социальным условиям, мешает обучению. Медики выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания и в последней медицинской классификации определено как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходимы специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение.

В данном мероприятии использованы творческий подход и современные методы групповой работы с родителями. Данный семинар – практикум предназначен для ознакомления родителей с проблемой получения знаний, которые помогут им устанавливать в семье гармоничные взаимоотношения, заложат умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, выбрать наиболее приемлемую тактику работы и общения с таким ребенком.

Семинар – практикум включает в себя 3 части:

1. Теоретическая.

Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами воспитания гиперактивного ребенка, даёт определение СДВГ.

2. Практическая.

Родителям предлагается поиграть в совместные игры, направленные на развитие фонематических процессов у детей. Игры по развитию фонематического восприятия представлены на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.

3. Заключительная.

В заключение родителям предлагается подвести итоги мероприятия, задать уточняющие и интересующие вопросы. В помощь родителям раздаются буклеты с рекомендациями по воспитанию гиперактивного ребенка.

Семинар - практикум для родителей

по теме: «Дети, которых не понимают взрослые»

Провела: Романова Е.С.– педагог-психолог.

Место проведения: музыкальный зал МАДОУ «Детский сад «Ромашка».

Цель: расширение представлений родителей о гиперактивных детях, выбор наиболее приемлемых тактик работы и общения с таким ребенком.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями гиперактивных детей;
  • показать отличия гиперактивных детей от активных;
  • совместно разработать рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми;
  • познакомить с играми для данной группы детей.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация с картой путешествия;
  • Мультфильм "Как Петя Пяточкин слоников считал";
  • Бланки анкет для родителей;
  • Мини – лекция по данному вопросу;
  • Алгоритм решения проблемы;
  • Буклеты с рекомендациями по индивидуальному подходу к гиперактивным детям;
  • Список характерных особенностей поведения ребенка с СДВГ.

Ход мероприятия

1. Теоретическая часть.

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на нашем семинаре! Для того чтобы нам с вами познакомиться поближе, мы будем передавать друг другу клубок знакомства. Каждый, у кого в руках находится клубок, должен представиться и сказать, чего он ждет от сегодняшнего мероприятия.

Все участники мероприятия выполняют первое задание – знакомство.   Педагог-психолог: Посмотрите, как мы все связаны между собой нитью, так же мы связаны и общей проблемой – как сформировать позитивные отношения с нашими детьми-шустриками. Сегодня я приглашаю Вас в увлекательное путешествие по океану Гиперподвижности на быстроходном лайнере «Шустрики». Во время нашего плавания мы посетим острова, имеющие большую информационную и практическую направленность. Хочется надеяться, что во время путешествия Вы получите новые знания, обогатите багаж новыми полезными советами и рекомендациями, что позволит Вам выработать новые навыки взаимодействия с Вашими детьми. Займите свои места на палубе лайнера, мы отплываем. И Вашему вниманию предлагается просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал».

После просмотра мультфильма педагог-психолог подводит родителей к выводу, что каждому гиперактивному ребенку необходим индивидуальный подход и терпение со стороны взрослого.

2. Практическая часть.

Педагог-психолог: Обратите внимание, мы приближаемся к острову «Анкетирование» (на экране картинка первого острова)

Мы предлагаем Вам ответить на вопросы. Это поможет нам увидеть проблему, выработать единую тактику воспитания, определить варианты поведения, которые мы хотели бы исправить. (Приложение №1.)

Педагог-психолог: Перед нами остров «Портрет «шустрика».

Я предлагаю Вам разбиться на подгруппы. Каждая команда получает карточку с перечисленными характерными особенностями поведения ребенка. Участники подгрупп выбирают те из них, которые свойственны гиперактивным детям и зачитывают свою характеристику. Таким образом, составляется портрет гиперактивного ребенка. (Приложение №2.)

Педагог-психолог: Перед нами следующий остров! «Информационный». Предлагаю устроиться удобнее и послушать мини-лекцию о наших шустриках.

В основе изменения поведения дошкольника в сторону гипердинамического развития лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых дней жизни, но в принципе отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12-летнего возраста, но наиболее ярко - в дошкольном детстве. По данным медиков, подобные отклонения наблюдаются у каждого пятого - шестого ребенка.

Активные, шумные, подвижные дети - их часто называют «шустриками» - привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома - двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. Пребывая в постоянном движении, «шустрик» обо что-нибудь стукается, набивает синяки и шишки — и тут же о них забывает, увлеченный быстротекущим процессом жизни. У многих из них снижен болевой порог, почти отсутствует чувство самосохранения. Они всюду лезут, все трогают, роняют, везде устраивают беспорядок. Большинство несчастных случаев происходит именно с такими детьми. Они быстро устают от статичной позы. На занятиях невнимательны, отвлекаются, все теряют, не понимают или путают задания, не доводят до конца.

Такие дети бывают нередко раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для его жизни и здоровья. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к деструктивному и агрессивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать или смять тетрадь, книгу).

Эмоциональная напряженность, свойственная таким детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в детском саду, приводит к тому, что у них легко формируются и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному с обучением, протестные реакции. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, ведут к формированию негативной «Я - концепции» ребенка. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребенка, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

Чтобы снизить врожденную возбудимость ребенка, родители (возможно, после дополнительной консультации с невропатологом) могут использовать, например, траволечение, легкий массаж перед сном, ванны с солями и травами, ароматерапию.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к настроению взрослого. Родительские эмоции станут препятствием для эффективных действий.

Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие терпения, и такие же игры. Полезны всевозможные раскраски, мозаика, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников, так как в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре у азартного «шустрика».

Соблюдение дома четкого распорядка дня - еще одно из важнейших условий взаимодействия с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же привычное для ребенка время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению. Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

У «шустриков» особенное мышление. До 6-8 лет для них характерно наглядно-действенное мышление, т.е. им необходимо все потрогать, подвигать, только в практическом действии они могут представить себе его результат. Планирование действий, оценка ситуации, ориентировка в ней, связь производимых действий с предполагаемыми результатами для «шустриков» долго остаются недоступными. Они не способны к выполнению заданий с отдаленным результатом. С ними все надо делать вместе: обсудить цель, проговорить все действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок делал вывод на основе личного опыта, после предметного действия, а не просто обсуждал со взрослым задание.

Педагог-психолог: А вот и следующий остров «Конструктивных решений».

Уважаемые родители, предлагаем Вам рассмотреть алгоритм решения проблем, возникающих в ходе воспитания гиперактивного ребенка. Главное, что должны понять родители - проблема должна решаться не «целиком» и быстро, а последовательно (Приложение №3).

Педагог-психолог: Мы приближаемся к острову «Мозговой штурм».

Каждая подгруппа получает задание выработать рекомендации по индивидуальному подходу к гиперактивным детям. (Приложение №4).

Педагог-психолог: Остров «Игротека «Шустриков». Участникам предлагается разделиться на пары и встать друг напротив друга, соприкоснувшись ладонями на уровне груди. Между собой партнеры договариваются, кто из них будет первым, а кто - вторым. По сигналу первый участник начинает давить на ладони своего товарища, а тот, в свою очередь пытается просто выстоять. Затем партнеры в паре меняются. Затем все описывают свои впечатления. "В какой ситуации было комфортней: когда давили вы или давили на вас? А может быть приятно не было ни в той, ни в другой ситуации? Именно в таком состоянии оказываются наши дети (как бы под прессом), когда их не понимают взрослые". И для того, чтобы лучше понимать своих детей, найти к ним правильный подход и тактику воспитания, родителям предлагаются брошюра "Игротека шустриков" и буклет "Гиперактивный ребенок". (Приложение №5.)

3. Заключительная часть.

Педагог-психолог: На этом наш круиз по океану Гиперактивности подошел к концу. Мы благополучно вернулись домой. После путешествия нам всегда хочется поделиться своими эмоциями. Давайте и мы, передавая друг другу символ сегодняшнего мероприятия (бумажный кораблик), поделимся своими впечатлениями. Что Вы сегодня узнали нового, что запомнилось больше всего, что Вы примите к сведению после нашего путешествия.

Все участники семинара подводят итоги мероприятия, высказываются.

 

Список литературы:

  • Безруких М. М. Дети, которых не понимают взрослые. / Ребенок в детском саду, 2002. - №1, стр. 50 – 56.
  • Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями.// Дошкольное воспитание, 1999. - №12, с. 68-71.
  • Коррекционно – развивающие занятия и мероприятия. / Сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Лютова Е.К., Монина Г.В. Тренинг общения с ребенком., - СПб.; 2002.
  • Особенности в поведении детей: советы психолога в помощь педагогу./ Сост. Н.П. Аистова, О.В. Логашева. – Курган, 2004.
  • Психологический тренинг детско – родительских отношений: методические материалы для педагогов-психологов. /- Курган, 2007.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Материал по лексической теме «Елочные игрушки»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки» Физкультминутка «Елочка» Ждут красавицу колючую («рисуют» руками елочку) В каждом доме в декабре. (делают ладошками «дом») На ветвях...

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…

План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе

Перспективное планирование физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста Дата Название Цели и задачи сентябрь «Дружба начинается с улыбки» Цель: развитие способности чествовать эмоциональное состояние другого...

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...