Семейный клуб «Печки-лавочки»
Удивительный период в жизни каждого человека - детство. Период, когда закладываются основы личности, период, который, так или иначе влияет на всю последующую сознательную взрослую жизнь.
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие. Кто из родителей и педагогов не хотел бы воспитать у детей эти прекрасные качества? Эти качества не являются врождёнными, не возникнут сами по себе, а сформируются в процессе воспитания. Источником зарождения данных качеств в первую очередь являются взрослые – педагоги, родители.
Часто в семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, вызывают недоумение.
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Обобщив опыт работы, мы пришли к выводу, что без родительского участия процесс этнокультурного воспитания дошкольников невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Перед нами встала задача: подобрать такую форму взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, которая бы заинтересовала их, способствовала созданию единого образовательного пространства в ДОУ. Попробовав разные формы работы с родителями, мы остановились на наиболее приемлемой и эффективной – это семейный клуб. Именно эта форма наиболее полно отвечает запросам родителей и педагогов (о чем свидетельствует проведенный опрос), а также способствует достижению главной цели: созданию единого образовательного пространства семьи и ДОУ в интересах ребенка.
Задачи нашего клуба:
Повышение профессионального мастерства педагогов по внедрению инновационных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Приобщение детей и родителей к культуре и традициям русского народа.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах этнокультурного воспитания детей.
Формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов.
Установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ.
Для решения поставленных задач, нами был разработан план семейного клуба «Печки - лавочки». Наш родительский клуб был создан в 2009 году
году на базе нашей группы. Участниками этого клуба были все без
исключения: педагоги, дети и родители, а также бабушки, тёти, старшие братья и сёстры.
Работа клуба за эти годы была разнообразной и активной, включала в себя различные формы:
- фольклорные праздники;
- мастер – классы;
- собрания;
- викторины;
- консультации;
- выставки работ (совместная деятельность детей и родителей);
- папки-передвижки;
- информационные стенды;
- выпуск газеты «Берёзка».
Свою работу мы начали с оформления предметно-развивающей среды в группе и на участке. В группе был оформлен уголок русской избы с различными атрибутами: русская печь, прялка, домотканые половики, глиняная и деревянная посуда, самовар, коромысло и многое другое. Мини-музей «Народная игрушка» постоянно пополняется новыми экспонатами: матрёшками, куклами-оберегами, дымковскими и богородскими игрушками, филимоновскими свистульками и т.д.
Уголок патриотического воспитания пополняется материалом по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой.
На участке детей встречают герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба Яга, Лесовичок. А так же дети могут поиграть в уголке «Русская деревня», где есть колодец, русская печь с лежанкой, лавочка, стол, плетень и пугало. Родители наших воспитанников активные помощники в организации и оформлении предметно-развивающей среды.
С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, присказок, колыбельных) к крупным – участие в праздниках.
Почему именно праздник?
Праздник является одним из важных элементов человеческой культуры. Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. По старинным обычаям праздник – это прощение всех обид, примирение врагов.
В рамках клуба проходили фольклорные праздники: «Осенины», «Праздник Русской березки», «Рождественские Колядки», «Зимушка идёт, Рождество с собой несёт», «Праздник русского платка», «Капустные посиделки» и др. На праздниках родители были не просто гости и зрители, а полноправные участники: участвовали в конкурсах, пели частушки, водили хороводы. Праздники были наполнены ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходили в непринужденной, веселой форме. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делали декорации и атрибуты, шили костюмы, стряпали печенье, пироги для чаепития.
Родители активно участвовали в мастер-классах: «Петух - символ 2017 года», «Весенние цветы», «Ветка осенней рябины», «Символ года – собака» и другие. Мастер – классы проходили под спокойную, приятную музыку. Родители вместе с детьми с удовольствием погружались в атмосферу творчества: лепили, рисовали, раскрашивали. В результате проведенных мастер-классов родители узнали много новых техник изготовления различных поделок. Особенно были довольны дети, унося домой поделки, выполненные своими руками. А так же родители принимали участие в совместных выставках «Дары Осени», «Мамины руки», «Моя семья» и многих других.
Хочется отметить, что все без исключения мероприятия клуба вызвали
положительный эмоциональный настрой, искреннюю заинтересованность и желание принимать активное участие и у детей, и у взрослых. Такая
взаимная заинтересованность участников семейного клуба обеспечила его плодотворную работу в течение всего времени.
Подводя итоги, мы отметили, что работа семейного клуба повысила компетентность родителей, вызвала интерес к проблеме этнокультурного воспитания дошкольников, дала возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями, а также способствовала установлению в группе домашней атмосферы, искренних и доброжелательных отношений.
Результатом своей работы мы считаем сплочение большинства родителей
в единый коллектив, участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали с большим вниманием относится не только к своему ребенку, но и к другим детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее; осмысленно, активно и с удовольствием участвуют в народных праздниках; у них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество. Дети знают историю возникновения русских праздников, традиций и используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Многие семьи встречаются и вне детского сада, их связывают общие интересы детей, их заботы, тревоги и радости.
Теперь мы с уверенностью утверждаем, что семейный клуб – это перспективная и эффективная форма работы с родителями, учитывающая потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, передаче опыта в воспитании детей и повышению родительской компетенции.
Читайте также |
---|
Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы…
Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы дошкольного образования в старшей группе общеразвивающей направленности
Проект «Цветы»
Проект «Цветы»
Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»
Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...