Консультация «Агрессия, злость и жестокость: причины и методы борьбы»
Вы - воспитатель старшей группы. К вам обратилась мама вашего воспитанника Кирилла И. – Наталья с просьбой помочь ей побороть злость, агрессию и жестокость её ребёнка, которая проявляется как дома, так и в детском саду.
План проведения консультации
Тема консультации: «Агрессия, злость и жестокость: причины и методы борьбы.
Цель: повышение педагогической культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.
Задачи:
- выявление причин проявления ребенком злости, агрессии и жестокости;
- разработка практических рекомендаций родителям по борьбе с негативными проявлениями ребенка;
- подбор игр, игровых упражнений, книг и мультфильмов, которые помогут побороть злость, агрессию и жестокость ребенка.
Вопросы к родителям:
- Как часто Ваш ребенок проявляет агрессию и жестокость?
- На кого или на что направлена агрессия и жестокость ребенка (на сверстников, родственников, домашних животных и т. д)?
- Как Вы думаете, каковы причины такого поведения ребенка?
- Как Вы себя ведете во время проявления агрессии у ребенка?
- Как Вы оцениваете свои действия в этой ситуации?
Прежде чем дать Вам рекомендации, как побороть агрессию и жестокость Вашего ребенка, давайте разберемся в сути этих состояний ребенка.
Что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Агрессия проявляется физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком, для достижения определенной цели. Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью
Специалисты в области детской психологии, такие как Н.М. Платонова, А.А. Корниенко, К. Бютнер и другие справедливо отмечают, что агрессия (злость) - раздраженно-враждебное состояние, для человека - нормальная эмоция, она нужна, чтобы мобилизовать все силы организма для активной самозащиты. В момент сильной злости человек чувствует прилив сил, повышается уверенность в себе, а страх отступает - он готов для атаки. Часто говорят о «спортивной злости», как об источнике энергии во время соревнований.
Агрессия (злость) у детей, как правило, выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву, и представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении у детей таких проявлений ошибками в воспитании, они переходят в агрессивность, как черту характера.
Что касается детской жестокости, по мнению психологов, жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако оно является более устойчивой личностной структурой.
Как отмечает психолог Т. Котова, выделяют два вида детской агрессии и жестокости, фрагментарная и устойчивая.
Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение не свойственно. Типичный пример: неожиданная агрессия, которая направлена на близких - на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Это проявление ребенка ученый связывает с переломным возрастом ребенка 6-7 лет. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его
Тема консультации: «Детская агрессия».
Цель: профилактика детской агрессии.
Задачи:
- обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
- формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.
Вопросы для обсуждения.
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессии.
- Поощрения, наказания в семье.
- Законы преодоления детской агрессии.
- Экспресс-анкетирование родителей по проблеме.
Уважаемые родителии!
Тема нашей беседы серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя их как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Для исследования отношения детей к телепрограммам можно задать и анализировать следующие вопросы:
- Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
- Что тебе в них нравится?
- Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи?
- Какие передачи привлекают твоих родителей?
- Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
- Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие общения с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:
следует немедленно за поступком;
объяснено ребенку;
суровое, но не жестокое;
оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества;
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
"Выбиваем пыль"
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".
"Детский футбол"
Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
"Час тишины и час “можно”"
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
"Падающая башня"
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
- Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
- После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"Штурм крепости"
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
"Ругаемся овощами"
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты - огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А та - тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
"По кочкам"
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
"Жужа"
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.
Подходит к концу беседа. Запомните золотые правила воспитания, связанные с темой данной беседы:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема:…
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема: «Часы» Цель: Совершенствовать технику лепки часов, используя разнообразный материал. Продолжать учить детей...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»
Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...