Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: кратко рассказывать о курсе «По дороге к Азбуке образованной программы «школа 2100». Познакомить родителей с понятием фонематический слух. Рассказать какие игры и упражнения для развития фонематического слуха используются на занятиях. Дать рекомендации об использовании речевых игр дома.

Ход:

В нашем детском саду занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников проводятся по образованной программе «Школа 2100» курс «По дороге к Азбуке». Особенностью этого курса является использование элементов логопедической методики, цель которой -предупреждение ошибок в чтении и письме развитие фонематического слуха детей. Это значит, что на занятиях по обучению грамоте и чтению мы учим детей слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенком вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Так же особенностью этого курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети четко усваивают разницу между звуком и буквой, легче овладевают навыками соединения звуков в слоге (н-р: звук [а] обозначается картинкой, где изображена девочка Аня). У каждого звука есть свой хозяин - «звуковичок». Он помогает определять детям характеристику звука, «звуковички», обозначающие гласные звуки в красных башмачках и без шляпок. Хозяева звонких согласных звуков имеют колпачки-звоночки, а глухих согласных звуков - темные соломенные шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зеленого цвета, а у твердых - синего.

Обучение проходит в занимательной игровой форме с использованием речевых игр и упражнений. Результаты последних занятий показали, что у ребят возникают затруднения в умении слышать звук и определять его место в слове. Для решения это задачи, на занятиях я использую разнообразные речевые игры:

1) Игра «Любопытный».

Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинабтся со звука п-р: [Б].

-  Где был? - На балконе.

-  Кого видел? - Бульдога.

- Куда собираешься? - В булочную.

- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.

2) Игра «Загадай любимую игрушку».

Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М'- А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

3) Игра «соревнование».

Правила: воспитатель называет любой звук и спрашивает

а)  кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б)  кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

4) Детская игра «Кто больше?» (или «Подбери слова по схеме»).

Правила: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале).

Заданный звук изображен с помощью условной картинки (картинка, где изображено, как свистит насос).

Воспитатель предлагает подобрать слова к этой схеме (сахар, слон, сушка).

Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. За правильный ответ - фишка. В конце игры выбирает победителя. Аналогично, играете с другими звуками.

5) Игра « Добавь звук».

Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова:

вол - волк

рыба - рыбак

завтра - завтрак

пар - парк

Добавить звук [Т] в конце слова: спор - спорт бор - борт бра - брат сор - сорт и т.д

6) Игра « Отними звук».

Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы - осы крот - рот смех - мех

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д.

7) Игра « Вставь пропущенный звук».

Правила: Дети вставляют звук, например: [Л] так , чтобы он стал вторым в слове, которое произносит воспитатель:

Кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать - кровать; кошка - крошка; топка - тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

8) Д/игра « Угадай какое слово».

Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов ( или по первым, вторым, последним звукам в название картинок). Например:

ворона - [В]

ракета - [Р]

астра - [А]

чайка - [Ч']

огонь - [О]

арбуз - [А]

бак - [Б]

очки - [О]

нос - [Н]

кенгуру - [К]

волк - [В]

9) Детская игра «Звучащий поезд».

Цель: закреплять умение детей слышать и определять заданный звук в разных частях слова.

Правила: воспитатель показывает картинку, например: слона и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится, например звук [Л]. Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первый, в средний или в последний вагончик поезда.

10) Детская игра « Одень слово».

Цель: закреплять знание детьми акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

Ребёнку предлагается картинка, например: мак. А также: карточка, которая разделена на столько частей, сколько звуков в слове; и красные, синие, зелёные квадратики, которые обозначают акустические характеристики звуков. Нужно выложить разноцветные квадратики так, чтобы они соответствовали звукам в названии картинки и объяснить свой выбор.

Например:

М                                               К

синий              красный              синий
 
твердый                                    твердый
согл. звук                                  согл.
гласный                                    звук
звук

Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:
  • «Назови первый звук в слове».
  • «Назови последний звук в слове».

«Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова».

«Назови первый и последний звук в слове». Например: банан - [Б-Н].

  • «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш).
  • «Какой звук потерялся».

Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит ... амолёт.

В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

  • «Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

  • «Сравни первые звуки в слове».

Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).

  • «Назови слова на каждый звук в слове».

Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

Например:

Сок: соска, очки, куклы, суп, обруч капуста и т.д.

При совместной работе воспитателя и родителей можно добиться наибольших успехов в подготовке ребенка к обучению в школе.



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание во 2 младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»   Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Речь - форма общения...

Проектная работа «Развитие логического мышления через развивающие игры»

 Проектная работа «Развитие логического мышления через развивающие игры» Введение В процессе обучения в качестве важнейшего умения представляется наблюдение, сравнение, выделение существенных признаков...

Конспект занятия физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие…

Конспект занятия физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие по сказке Красная Шапочка» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка»...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство