Консультация для родителей младших дошкольников «Детки кризиса 3-х лет»

(В форме круглого стола)

 

Слайд 1.

Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.

Задачи:

- привлечь родителей к обмену мнениями по вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком;

- наметить пути и способы преодоления з-х летнего кризиса ребенка;

- сплотить родительский коллектив;

- повысить педагогическую культуру родителей.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на заседании Родительского клуба.

Тема нашей сегодняшней встречи: "Детки кризиса 3-х лет".

Слайд 2.

Три года – это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. В этот период дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всём быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей самостоятельности. Ребёнок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение.

Это возраст, когда дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Он уже сегодня, сейчас хочет быть большим!

Слайд 3.

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребёнка в период трёх лет:

Я негативен и упрям

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даёте мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы,

Я живу, хочу, могу и буду!!!

И называют такой «яркий» период в жизни ребёнка - кризис трёх лет.

Это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному возрасту. Это когда у малыша формируется личность и происходят становления новых черт сознания. А также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Слайд 4.

"Кризис трёх лет" - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются примерно в период со второго полугодия 3-его года до первого полугодия 4-го г. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка.

Однако кризис трёх лет это не приговор родителям и может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения - является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов:

Слайд 5.

Негативизм- Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство -это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.

Слайд 6.

Строптивость- направлена в целом против норм воспитания, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи "Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка. Меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 7.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Слайд 8.

Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать.

Детская агрессивность. Обусловлена особенностями семейного воспитания или окружения, в котором находится ребенок, нежели от его генетических особенностей.

Упрямство, протесты, истерики и своеволие – наиболее частые проявления кризиса 3-х лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу.

Как реагировать и что делать родителям?

Давайте вместе рассмотрим и обсудим несколько ситуаций.

(Совместное обсуждение родителей и педагога данных ситуаций.)

Слайд 9.

«Ты плохая! Я не люблю тебя!» – кричит маме трехлетняя девочка и пытается швырнуть в нее куклой. Затем она садится на пол и плачет.

Вопрос к родителям. Давайте поделимся опытом, кто как выходит из этой ситуации. И как вы думаете почему такая ситуация может сложиться?

  • Комментарии психологов. Очевидно, здесь ощущается нехватка теплоты в

отношениях между родителем и ребенком. И как реагируют на такие откровения некоторые мамы: «Ах ты, паршивая девчонка! Иди в свою комнату и подумай, что ты сказала!» или «Я не верю, что ты меня не любишь…». Поскольку и первая и вторая реплика только осложняют и без того непростую ситуацию, т.к. ставят под сомнение право ребенка испытывать негативные эмоции.

Естественно и тон голоса и поза тела мамы должны быть располагающими, готовыми обнять взволнованного ребенка и успокоить. Затем лучше будет присесть рядом и проговорить вслух чувства малыша: «Ты очень сердишься на маму. Я тоже огорчена, и мне очень больно слышать такие слова. Давай больше не будем так и помиримся? Я люблю тебя».

__________________________________________________________________________

Мальчик с раннего детства был забиякой, родители надеялись, что в детском саду он научится вести себя прилично. Но не тут, то было. В разговоре родители признают, что ведут себя с ребенком строго, часто наказывают « Иначе он вообще на голову сядет»

Вопрос к родителям. Скажите, пожалуйста, а как вы бы поступили в данной ситуации. Почему так?

  • Комментарии психологов. Когда малыш с раннего детства наказывается по

малейшему поводу, видит сцены насилия и жестокости не только во взаимоотношениях родителей, но и по телевизору, когда его поведение поощряется или игнорируется, тогда эта черта закрепляется и становится ведущей в формирующемся характере малыша. Это приводит к осложнению контактов со сверстниками, поскольку других способов привлечения внимания к себе, помимо драки, у ребенка просто нет.

__________________________________________________________________________

Петя подвижный и любопытный мальчик, родители иногда шлепают сына, если он не слушается. Однажды мама запретила ему играть с пультом от телевизора. Петя закричал и ударил маму по руке.

Вопрос к родителям. А в такой ситуации как бы вы поступили?

  • Комментарии психологов. Петя решил, что это самый надежный способ

добиться своего, ведь и родители шлепают его, когда он делает что-то не так.

Родителям следует строго сказать ребенку, что так делать нельзя, маме больно. Необходимо также проследить, не слишком ли часто они прибегают к телесным наказаниям. Надо стараться как можно чаще объяснять ребенку правила поведения на словах.

_______________________________________________________________________________________

Слайд 10.

«Ребёнку, три года и два месяца все время бьет детей. Иногда подходит со спины и исподтишка бьет по голове. Дети его уже боятся и с ним не играют».

Вопрос к родителям. Давайте обсудим, как быть в этой ситуации?

  • Комментарии психологов. В основном, ребенок конфликтует, чтобы проявить

себя, обратить на себя внимание, чтобы «последнее слово» осталось за ним. Излюбленные способы: ударить ведерком по голове, высыпать песок в лицо, укусить, ударить или толкнуть. Такие проявления нельзя оставлять без внимания. Найти причину такого поведения и тогда, чуть позже наш герой научится контролировать себя, усвоит так называемые социальные нормы.

Хорошо, если родители будут мудры и предложат другой способ выражения своего состояния. В противном случае, агрессия «уйдет внутрь» и проявится хныканьем, бурчанием, упрямством или непослушанием. «Драки между детьми неизбежны. Их надо пресекать и учить ребенка говорить, что не нравится прежде, чем бить другого».

___________________________________________________________________________________

«Ребёнку около 3-х лет - психует, дерется, поэтому на улице гуляет отдельно от детей. Дома бьет бабушку, да и папу тоже, кидает игрушки. Резко меняется настроение – то хохот, то слезы».

Вопрос к родителям. Как же поступить? Почему вы думаете, что это правильно?

  • Комментарии психологов. Детские психологи считают, что в этом возрасте

малыш при помощи драк проверяет силы, учится ощущать возможности своего тела: «Малышу важно не только почувствовать свою силу, но и понять, что родители сильнее него. Поэтому нельзя позволять ребенку бить себя».

Сядьте на корточки, возьмите ребенка за руки и скажите спокойным, но твердым голосом, что вас бить нельзя. Ребенок может вырываться и кричать, и скорее всего, повторить вам придётся не один раз, но так, же спокойно и твердо. ______________________________________________________________________________________

Девочка 3-х лет ездила отдыхать к бабушке, а когда она вернулась домой, ее было не узнать. Девочка стала бить всех детей во дворе, с которыми до этого у нее были прекрасные отношения. Ее воспитанная тихая мама была шокирована поведением дочери. Наташа у бабушки общалась с агрессивными детьми и научилась их способам достижения цели, которые стала применять и в своем дворе.

Вопрос к родителям. Возможно, вы тоже сталкивались с такой ситуацией. Если «да», поделитесь своим опытом. Почему именно так вы поступили?

  • Комментарии психологов. Рукоприкладство на детской площадке надо

пресекать сразу, терпеливо объясняя ребенку, почему не следует толкаться или вырывать из рук игрушки. Перед следующей прогулкой с ребёнком следует заранее договориться. Следует с самых первых «выходов в свет» учить ребенка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 11.

Хочется остановиться на таком понятии, как детская агрессия. Что это? Как она появляется в наших детях?

Одни ученые считают, что это врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека. Другие утверждают, что агрессия приобретенная привычка в результате общения с другими людьми, т.е. родителями, друзьями или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие (но в нашем случае мультфильмы, а детям хочется им подражать). Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии.

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Драчливость детей, как говорят психологи, 3-х лет в большей степени обусловлена особенностями семейного воспитания или окружения, в котором находится ребенок, нежели от его генетических особенностей (возможно, это было характерно и для вас в детстве).

Агрессия, как предпосылка к решительным действиям также проявляется, когда по тем или иным причинам малышу дискомфортно его местонахождение. Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим. И тем самым обретают внутреннее равновесие.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких ему людей. И своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи.

Надо понимать, что желание драться – это не является признаком ненормальности ребенка.

Многие дети в этом возрасте посещают детские сады, где начинается интенсивное общение со сверстниками и новыми взрослыми людьми – педагогами. В этом периоде адаптации к новым условиям жизни ребёнка границы протеста-бунта расширяются ещё более. От того, как ребенок будет себя вести с другими детьми – очень многое зависит от сложившегося стиля воспитания в семье.

Слайд 12.

Основные причины детской агрессии:

1. «Холодное» поведение мамы (отчужденность, равнодушие); авторитарное поведение мамы (излишняя критика) и гиперопека в воспитании.

2. Игнорирование близкими ему людьми его агрессивных проявлений - ребенок воспринимает это как поощрение и принятие такого поведения;

3. Агрессивные родители, и тут важен даже не столько дурной пример, сколько то, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью, поэтому не могут научить этому ребенка;

4. Слишком суровое воспитание – физические наказания, унижения, ребёнок может взять такой способ общения «на вооружение», он просто посчитает, что так принято и так он сможет защитить себя.

Агрессивное поведение у драчунов часто закрепляется в семьях, где родителями физическое наказание считается нормой и тем самым нарушен эмоциональный контакт между родителями и ребенком. Чаще всего автоматически родители бьют ребенка, если их самих в детстве так воспитывали, и они не знают других способов договариваться с ребенком. Если у них такой опыт в детстве был, то пусть вспомнят, какие чувства у них после этого остались к родителям.

Чем труднее ребёнку общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребёнка усугубится, и трудности будут расти, как снежный ком.

Ведь посещая детский сад, ребёнок на целый день погружается в детский коллектив. Что ж говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается! И взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе.

Слайд 13.

Советы для родителей.

Мы хотели бы дать уважаемые родители несколько советов.

В нашем детском саду проводится профилактика детской агрессивности.

Педагог-психолог совместно с музыкальным руководителем разрабатывает индивидуальные маршруты сопровождения детей, в которых учитываются особенности эмоционального личностного и умственного развития детей для того, чтобы воспитатели могли регулировать эмоциональное напряжение у детей в группе.

Слайд 14.

Отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Берегите своих детей».

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Слайд 15.

Возьмите агрессию под свой твёрдый контроль:

1. Физическое напряжение спровоцированное агрессией ребенок - он может сбросить в двигательных нагрузках, которые совместно с любимыми родителями он может выполнить: на прогулке (для которой нужно увеличить время) - дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, будьте весёлыми и лёгкими в общении с ребёнком.

2. Не перегружайте его психику просмотром телевизора. Полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием.

3. Обратите особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.

4.Следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

Слайд 16.

5. Всегда разговаривайте с ребёнком обо всём, что ему интересно, поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает. Научите ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. Не откладывайте разговор на потом.

6. Не сбрасывайте на ребенка свой негатив.

7. Чаще читать ребенку добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло», а главные герои ведут себя достойно.

8.Никогда не игнорируйте драки между детьми.

9. Договоритесь с семьёй о единой тактике воспитания в семье.

Слайд 17.

Чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других…».

Слайд 18.

«Не навреди!» Этот девиз не только для врачей, но и для родителей - в качестве постоянного напоминания о том, что процесс воспитания не должен разрушать эмоциональный мир ребенка.

Слайд 19.

Игры, которые научат ребёнка управлять своими эмоциями.

«Сварливый жук»

Тщательно обыщите вашего малыша на предмет наличия воображаемого сварливого жука. Проверьте в ушах. Посмотрите в подмышках. На рубашке. В карманах. "Найдите" его, а когда найдете, поймайте и выбросьте в окно.

«Мешочек со злостью»

Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится в душе, можно класть именно в него. После этого становится обязательным условие: злиться, визжать и кричать можно только в

этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле.

«Выпусти пар»

Комкать и рвать бумагу, бить и колотить специальную «злую подушку», а также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкий мячик в угол.

Для детей от 4-х лет

Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) - и когда она будет готова, покажите, как можно ее трансформировать в спокойствие и доброту.

Слайд 20.

А также мы рекомендуем произведения классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей.

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

– Для развития интеллектуальной активности и поднятия настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Слайд 21.

Тренируйте ребенка разным способам выхода из конфликтов. А самое главное придумайте их вместе с ним.

Золотое правило, применяемое абсолютно во всех спорных моментах: Вам необходимо набраться терпения и воздействовать на ребенка только с чуткостью к нему, с искренним уважением и безусловной любовью.

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей.

Каждому родителю раздаются памятки «Родителям на заметку».

Обсуждение итогов встречи. Обмен мнениями. Предложения и пожелания от родителей. Вопросы родителей.

Слайд 22.

Фото.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие...

Читайте также

В нашем садике родном, очень весело живем

В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...