Повышение качества педагогического взаимодействия детского сада и семьи через проектную деятельность

 

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

 

Проблема повышения качества педагогического взаимодействия детского сада и семьи приобретает на современном этапе развития системы образования и общества в целом особую остроту.

В настоящее время явно наметились две противоположные тенденции во взаимодействии семьи и ДОУ. С одной стороны, возросла потребность в качественном управлении взаимодействием двух ведущих педагогических систем, возрос уровень взаимных требований родителей к ДОУ, воспитателей к родителям, возрос  уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в детском саду. С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Это связано с формализацией взаимодействия и снижением качества работы с семьёй. Педагоги всё больше отходят от сотрудничества с семьёй ребёнка, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на образовании и воспитании детей и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия ДОУ и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки педагогов, способных решать сложные педагогические задачи взаимодействия.

Современные требования к взаимодействию детского сада и семьи предполагают внедрение в него новых технологий. Ведущее место среди новых технологий принадлежит сегодня технологии педагогического проектирования. Она позволяет развивать мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества в новых условиях. Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях, что необходимо для качественного взаимодействия детского сада и семьи.

На протяжении нескольких лет педагогический коллектив ДОУ работает над внедрением проекта, цель которого – разработка, продвижение и реализация  просемейных программ и методик. Данный проект предполагает  изучение различных аспектов взаимодействия семьи,  общества и природы, в том числе ответственного родительства,  здорового образа жизни, сохранения этнопедагогических семейных традиций, формирования и  возрождения основ нравственных ценностей семьи.

Работа строилась поэтапно:

На первом этапе деятельности (теоретическом) был проведён анализ  философских, психолого-педагогических источников по проблеме. Для лучшего понимания категории «качество взаимодействия ДОУ и семьи» необходимо все аналитические данные по проблемам качества взаимодействия по аналогии с качеством образования (как предлагают В.В. Лаптев, В.И. Богословский, М.М. Поташник) разделить на три группы: относящиеся к качеству структуры, качеству процесса, качеству результата. Педагогическое проектирование исследовалось Н.А. Виноградовой, Е.С. Евдокимовой и было  названо методом проблем.

На втором этапе (практическом) воспитатели  и родители включились в различные виды познавательной и коммуникативной деятельности – тренинги, семинары, самостоятельную поисковую деятельность  по разработке и апробации и коррекции содержания, форм, методов и средств взаимодействия. Основным методом был выбран метод педагогического проектирования.

С помощью родителей, которые уже принимали участие в наших проектах, мы разнопланово раскрыли тему: «Игры с куклой для детей и взрослых». «Мини-музей кукол настоящего, прошлого, будущего» имел большой отклик со стороны родителей: многие экспонаты сделаны их руками. В проекте «Этноэкологические семейные традиции Байкальского региона» решалась проблема возрождения семейных традиций  народов Прибайкалья,  формирование неразрывной связи между поколениями, как необходимого условия развития человеческой культуры.

Проект  «Преданья старины глубокой», цель которого возрождение духовных ценностей семьи,  где педагоги и родители  представили историю своей семьи и того края, где проживали их предки, рассказали легенды семьи, оформили  фотоколлажи. Проект «Вода – сок жизни», познакомил родителей с ролью воды для детского организма, о роли воды в питании, водных процедурах, закаливании.

Проект «Колыбельная поэзия раннего детства» познакомил родителей с колыбельной песней, родители учились исполнять колыбельные. «Леворукие творят чувствами» цель данного проекта развитие наблюдательности у родителей для определения предпочтения ребёнком правой и левой руки, научить родителей технологии пальчиковых игр, что в будущем поможет при подготовке ребенка к школе.

Проведенная нами работа доказала, что метод педагогического проектирования позволил вовлечь воспитателей и родителей в проектную деятельность, развить исследовательские, рефлексивные, оценочные умения и навыки, а также развить творческий потенциал, что позволило более качественно выстроить взаимодействие с семьей.





Новые публикации

Новые подходы к организации процесса познания дошкольниками геометрических фигур

Новые подходы к организации процесса познания дошкольниками геометрических фигур В настоящее время в области дошкольного образования происходят значительные изменения. Это обусловлено...

Азбука безопасности от «А» до «Я»

Азбука безопасности от «А» до «Я» Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового...

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в подготовительной группе «В…

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в подготовительной группе «В поисках Фунтика» по образовательной области «Познавательное развитие» элементами ТРИЗ Аннотация Сценарий организованной...

Читайте также

Конспект занятия по математике в средней группе «В стране потерянных…

Конспект занятия по математике в средней группе«В стране потерянных знаков» Вид деятельности – интегрированная (познание, игровая). Образовательные области – «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье»...

«Викторина на школьную тему». Конспект организационной деятельности в области «коммуникация»…

«Викторина на школьную тему». Конспект организационной деятельности в области «Коммуникация» для детей подготовительной группы (6-7 лет)   Цель: Продолжать формировать интерес к...

Развлечение в средней группе «Праздник природы»

Развлечение в средней группе «Праздник природы» Цель: Закрепить знания о бережном и заботливом отношении к природе. Задачи: Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект к видео интегрированного занятия – развлечения в средней группе на тему: «Скоро лето»  

Конспект к видео интегрированного занятия – развлечения в средней группе на тему: «Скоро лето»   Задачи: Воспитывать умение слушать. Закреплять умение считать в пределах 5. Закреплять понятия цвет и форма. Актуализировать представления об овощах и фруктах, умение их классифицировать. Развивать...

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе Цель: Привлекать родителей к мероприятию. Вызывать эмоциональное-положительное отношение к  празднику , воспитывать внимание и любовь к близким. Развивать музыкально творческие способности детей, способствовать раскрытию творческих способностей, развивать чувство коллективизма. Задачи:...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство