Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста

 

Вступление:

 Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 20 лет назад. Мир постоянно информационно усложняется, сегодня уже недостаточно однажды получив образование  работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности,  необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Деятельность педагогов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Так и работа с семьями воспитанников должна учитывать подходы к этой проблеме. Именно по этому содержание и формы работы с родителями  отличаются разнообразием и не может  быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагога – уметь  быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Целеполагание:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.    Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания.    Проведенный нами анализ работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста показал, что,  несмотря на позитивные изменения в системе работы по данному направлению, некоторые результаты не могут считаться удовлетворительными. Так, например, дети не всегда правильно  понимают роль матери, отца в семье; не знают, чем занимаются или занимались бабушки, дедушки на работе, историю своей семьи; у детей недостаточно знаний об истории родного города, о назначении общественных зданий в городе,  истории нашего края.  

Особенно актуальна эта тема в нашем городе, так как многие дети приехали в Новый Уренгой из других городов, но они стали жить здесь, на уренгойской земле, поэтому они должны знать все об истории города, его достопримечательностях, о людях, делавших историю и живущих в наше время. Не стоит забывать и об истории края, его коренных народах, их культуре, обычаях, традициях. Ведь они были здесь хозяевами на протяжении многих лет, и мы должны с большим уважением относиться к этому.  

Идея, лежащая в основе разработанного мною подхода в решении формирования у детей нравственно-патриотических чувств, заключается в том, что повышение эффективности полученных представлений возможно посредством интеграции, в ходе реализации проектного   метода в ДОУ.

Для детей старшего дошкольного возраста  я  разработала проект «Россия – Родина моя».

Цель данного проекта: На примере ближайшего социального и природного окружения познакомить дошкольников с социальной действительностью, показать детям значение семьи, детского сада, рассказать о городе, крае, чтобы вызвать у них чувства восхищения своими близкими, своей малой родиной, гордость и любовь за город, край, в котором они живут; приобщение детей к истокам национальной культуры региона, к родной природе.  

На заседании «Круглого стола» родителям был предложен данный проект: Итоги данного проекта очень заинтересовали родителей воспитанников.  И совместно для детей и родителей мною была разработана интеллектуальная игра  «О Ямале -  мы знаю все!»

Цель: Формировать нравственные ценности  - любовь и уважение к  малой Родине,   символики, к народным традициям, к людям разных национальностей, проживающих на территории  Ямало-Ненецкого Автономного Округа. Вызвать интерес и систематизировать знания о родном городе, Ямале в целом. Воспитать духовно-нравственную  личность, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. 

Задачи:

  • Углубить и расширить представления  о северном крае, географическом положении, достопримечательностях города, символике, коренном населении, природе, полезных ископаемых, профессиях.
  • Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям.
  • Прививать чувство любви и патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину.

Данная игра, на мой взгляд, очень интересная. Предлагаю вам проверить свои знания об истории родного города, края.

Вопросы:

1. раунд.

  1. Как называется город, в котором мы живем?
  2. Как называется область, край в котором мы живем?
  3. Назовите столицу Ямала?

2 раунд.

  1. Сколько названий было у окружной Столицы?
  2. С какого года окружная столица именуется Салехардом?  
  3. Какие коренные национальности проживают в округе?
  4. Каким морем омывается полуостров Ямал?

3 раунд.

  1. Герб и флаг города Новый Уренгой? Что изображено.
  2. Герб и флаг округа? Что изображено.
  3. Сколько районов входит в Ямало-ненецкий округ?
  4. Что обозначает «Ямал»?

4 раунд.

  1. Национальная одежда народов севера?
  2. Национальное блюдо?
  3. Жилище народов севера?
  4. Жилище народов севера?

5 раунд.

  1. Достопримечательности города.
  2. Профессии.
  3. Полезные ископаемые.

6 раунд.

  1. Крупное вечнозеленое дерево, доживает до 300 лет, источник ценного пищевого продукта?
  2. Лиственница – это дерево хвойное или лиственное?
  3. Дерево, которому не страшен ни холод ни засуха?
  4. Какой кустарник не знает листопада?
  5. Разноцветные грибы тундры?
  6. Это дерево долговечное не поддается гниению ни в земле, ни в воде, его древесина твердая, тяжелая?

7 раунд.

  1. Как называется карликовая березка у народов севера?
  2. Ягоды — этого растения очень полезны, они содержат железо, витамины, в старину им красили шерсть?
  3. Назвать 5 видов деревьев растущих в городской зоне?
  4. Какое растение растет между елками?

8 раунд.

  1. Какая птица зимой белая, летом серая?
  2. Самая крупная водоплавающая птица?
  3. Кого ноги кормят?
  4. Летом – серый, а зимой белый?
  5. Дикие животные ЯНАО.

9 раунд.

Писатели; Загадки народов севера.

  1. Назвать поэтов, писателей коренной национальности?
  2. Красавица друга догнать хочет, пока догоняет, несколько раз умирает?
  3. Без корня растет?
  4. У клубка семь отверстий?

Большое спасибо за внимание и правильные ответы!

Вы молодцы!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема…

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем -...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Дошкольный возраст...

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...