Рабочая программа «Путешествие по Тульскому краю»

 

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи программы.
  1. Методическое обеспечение программы.
  1. Содержание планируемого материала.
  1. Планирование работы с детьми.
  1. Методика изучения знаний, умений и навыков у детей.
  1. Список литературы.

 

Цветущий луг. Тропинки и дорожки.

Березки. Старый дуб и тишина.

Ну, разве что-то может быть дороже,

Чем ты, моя родная сторона?

Здесь воздух синий, колокольчик синий,

И синяя в реке бежит вода.

Наш Тульский край, ты лишь клочок России,

Но в сердце у меня живешь всегда.

Здесь песни птиц задорны, сладкозвучны,

Здесь необычна синева небес.

Живут во мне, со мною неразлучны

Ветвистый клен, и ширь полей, и лес.

И первый снег, и верные друзья,

Я краше милой родины не знаю,

А людям жить без родины нельзя.

 

Пояснительная записка

В непрерывном экологическом образовании, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники

воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Экологическое образование необходимо начинать с изучения и наблюдения за животными и растениями ближайшего окружения. Ознакомление дошкольников с природой родного края помогает привить детям интерес к местной флоре и фауне, пробудить желание защитить природу, так как любовь к родному краю, к своему городу начинается с маленькой березки, полевого цветка или голосистой птахи. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Тульской области. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

На мой взгляд, краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.

Программа «Путешествие по Тульской области» разработана на основе эколого-краеведческого материала.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность. Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 2 года обучения (старшая и подготовительная группы).

Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.

Основные разделы программы следующие: “Человек и природа”, “Живая природа”, «Неживая природа». Также программа предусматривает знакомство детей в каждой группе с экосистемами. Опыт работы показал, что экосистемный подход более эффективен в работе по краеведению: у детей формируются глубокие знания не только об отдельных объектах и явлениях природного мира (традиционная методика), но и формируются биологическая, чувственная, пространственная картина мира как совокупность мировоззренческих знаний об окружающем мире. В каждом разделе выделены своё приоритетное направление, ведущие задачи работы в каждой возрастной группе, определён объём и содержание работы в дошкольных группах. Место реализации программы – детский сад и семья. Программа реализуется в блоке Познавательное развитие один раз в месяц в старшей и подготовительной группах.

Занятия, проводимые по программе, тематически взаимосвязаны и организуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Формы проведения занятий: экскурсии на экологическую тропу, уроки доброты, мышления, конкурсы, викторины, трудовые десанты, составление экологических знаков, экологические сказки, инсценировки, походы, разнообразные игры.

Приемы и методы, используемые на занятиях по программе «Путешествие по Тульской области» и обеспечивающие активную позицию ребенка, вызывающие развитие у детей эмоций и чувств, способствующих проявлению гуманного отношения к природе родного края:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Элементарное экспериментирование;
  • Работа с моделями;
  • Постановка проблемных вопросов;
  • Участие детей в уходе за растениями и животными;
  • Метод многоразового наблюдения Методы и приемы ТРИЗ.

Такое построение занятий по программе «Путешествие по Тульской области», формирует осознанное отношение дошкольников к природе.

Данная программа может быть дополнением к существующим государственным, федеральным и региональным программам как составная часть, включающая конкретное содержание регионально-национального компонента: в разделах программы учтены основные направления работы проекта государственных образовательных стандартов для ДОУ. Программа может быть использована педагогами-практиками дошкольных учреждений областей и краев России, схожих с Тульской областью по географии, природе, климату и т.п. Программа и её отдельные разделы могут быть реализованы педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и другими специалистами, учитывающими в педагогическом процессе региональный компонент в условиях работы альтернативных дошкольных образовательных учреждений.

Цели и задачи программы

Цель программы – формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с природой родного края.

Основные задачи программы:

  • Расширить представления детей о природе Тульской области;
  • Познакомить детей с природными памятниками Тульской области;
  • Формировать представления детей о географических, климатических особенностях малой Родины;
  • Формировать гражданскую позицию и чувство гордости за свою малую Родину;
  • Воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному краю;
  • Воспитывать чувство сопричастности и неразрывности существования человека и природы;
  • Учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни;
  • Развивать бережное отношение к природному наследию;
  • Обучить дошкольников азам экологической безопасности;
  • Выявить потенциальные возможности и роль краеведческого материала как средства экологического воспитания.

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

Регионализация экологического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Целостность.

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы экологического воспитания.

Преемственность.

Ознакомление детей с природой родного края продолжается в начальной школе.

Стимулирование активности.

Важным этапом экологического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор природного материала, материала для фотоальбома, изготовление кормушек и т.д.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о природе родного края в различных видах деятельности:

  1. Специально организованное обучение в форме занятий (комплексные, игровые занятия, беседы, рассказы воспитателя, экскурсии);
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения, опыты, труд в природе);
  3. Свободная самостоятельная деятельность детей (дидактические игры, пособия, модели, книги, альбомы, находящиеся в свободном пользовании).

Методическое обеспечение программы

1. Подборка материала по темам:

  • «Красота нашей малой Родины»;
  • «Животные Тульской области»;
  • «Природная кладовая»;
  • «Растения и животные Тульской области, занесенные в Красную книгу»;
  • «Охраняемые природные объекты Тульской области».

2. Оформление фото - альбома «Природа Тульской области».

3. Составление гербария «Растения нашего края».

4. Оформление фото - альбомов по временам года.

5. Разработка экологической тропы по территории детского сада.

6. Изготовление кормушек для подкормки птиц зимой.

7. Создание мини-лаборатории для проведения опытов в процессе ознакомления с неживой природой.

8. Создание музея «Поделки из природного материала», ежегодное пополнение работ.

 

Содержание планируемого материала

Старшая группа (5-6 лет)

Человек и природа

Природа родного края. Мы - часть этой природы. Формирование эстетического отношения к окружающему миру. Правила поведения на воде, в лесу, в парке. (Использование экологических знаков.) Навыки и умения ориентирования в пространстве по плану маршрута, правила поведения в окружающей среде. Чем человек может помочь природе. Труд в природе (уборка участка, подкормка птиц зимой, уход за огородом, клумбой). Водохранилища Шатское и Любовское. Установление причинно-следственных связей между деятельностью людей и состоянием природы Тульской области.

Живая природа

Экосистемы Тульской области (лес, луг, поле). Установление связи между изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием погоды. Приспособление растений и животных к условиям среды обитания, адаптации к смене времён года. Формирование представления о плоде, семени, введение модели плода и семени. Злаковые растения нашего края (пшеница, рожь, овес), их характерные особенности. Птицы перелетные и зимующие (расшифровать), прослушивание голосов птиц, обитающих в Тульской области. Обитатели лесов (норка черная, бобер, выдра). Насекомые нашего края () и обитатели водоемов ().

Неживая природа

Климат Тульской области. Особенности сезонов (времена года). Полезные ископаемые Тульской области (уголь, песок, глина, гипс). Водные ресурсы (реки Дон и Шат, Непрядва). Искусственные и природные водоемы (первоначальные представления об их образовании).

Подготовительная группа (6-7 лет)

Человек и природа

Влияние человека на состояние природы Тульской области. Природоохранная деятельность. Красная Книга Тульской области. Музей и природный заповедник «Ясная поляна». Заводы Тульской области («Азот», «Гипс Кнауфф», «Проктер Энд Гембл»), загрязняющие окружающую среду. Природопользование. Географическая карта Тульской области. Ориентировка по карте.

Живая природа

Создание мини-образца Красной Книги Тульской области. Дубы «Девять братьев». Обитатели водоемов (голавль, жерех, лещ, окунь, уклейка, бычок-подкаменщик). «Разуваев лес». Животные лесов Тульской области (куница, олень благородный, волк, горностай, хорь). Элементарные цепи питания. Как размножаются растения. Пернатые Тульской области (зяблик, овсянка, щегол, свиристель, сойка). Насекомые (листоед, жужелица красная). Ядовитые растения Тульской области (ландыш, белена, дурман, чистотел, полынь, пижма).

Неживая природа

Добыча полезных ископаемых (каменная соль, уголь). Вода - самое ценное полезное ископаемое на Земле. Подземные и минеральные воды Тульской области. Ока – судоходная река. Село Венев-Монастырь (источник 12 ключей), легенда о возникновении родника. Памятники природы «Конь – камень», «Красное озеро», «Большеберезовское болото».

Планирование работы с детьми

Старшая группа

Месяц Форма работы Тема Программное содержание
СЕНТЯБРь Занятие 1

 

«Наш родной край. Введение»

 

Сформировать общие представления о красоте и разнообразии природы Тульской области. Познакомить с пейзажами нашего края, учить узнавать и описывать времена года по картинам, выделяя их характерные признаки, развивать умение проникнуться тем настроением, которое отражено в пейзаже и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях. Воспитывать любовь к природе родного края, желание сохранять её красоту.
Беседа «О кроте» Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота – интересного животного, живущего в наших местах, о приспособленности крота к подземному образу жизни.
ОКТЯБРЬ Занятие 2

 

«Наш урожай» Закрепить знания детей об овощах (), фруктах (), выращиваемых в Тульской области. Развивать умение сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания - сад, огород). Сформировать представления о плоде и семени, ввести модели плода и семени. Воспитывать познавательный интерес.
Беседа «Грибы – съедобные и ядовитые» Дать представление о грибах (), произрастающих в лесах нашего края. Учить отличать съедобные и ядовитые грибы по внешним признакам.
НОЯБРЬ Занятие 3

 

«Заливные луга» Познакомить детей с экосистемой луга, формировать представление о животном и растительном мире лугов Тульской области, взаимосвязи их обитателей, о том, что луг - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

 

Беседа на прогулке «Осень золотая» Продолжать формировать представление детей о периодах осени, их смене, знакомить с приметами, пословицами об осени, учить любоваться красотой осенней природы родного края.
ДЕКАБРЬ Занятие 4

 

«Экскурсия в зимний лес» Расширить представления детей о лесе, как экосистеме, познакомить с обитателями лесов Тульской области (норка черная, бобер, лось, кабан), растениями леса, их приспособленности к зимнему периоду, продолжать воспитывать познавательный интерес к природе родного края.
Беседа «Забавные белки» Дать детям представление о многочисленности белок в лесах нашей области, подвести к выводу, что численность зверей прямо зависит от наличия корма и хищников, то есть от окружающей среды.
ЯНВАРЬ Занятие 5

 

«Полезные ископаемые» Познакомить детей с понятием «полезные ископаемые», формировать представление об ископаемых, добываемых на Тульской земле (песок, глина, гипс), об использовании их человеком. Учить выделять и называть свойства глины и песка в процессе опытнической деятельности. Воспитывать познавательный интерес.
Беседа «Почва тоже нуждается в охране» Дать детям понятие о том, что человек наносит огромный вред природе при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, утилизации, что почва тоже нуждается в охране. Воспитывать бережное отношение к природе, а также желание оказывать посильную помощь в природоохранной деятельности.
ФЕВРАЛЬ Занятие 6

 

«Птицы нашего края» Продолжать знакомить детей с пернатыми обитателями Тульской области (), систематизировать представления детей о приспособленности птиц к зимним условиям. Формировать умение выделять первые признаки весны (в конце месяца), замечать оживление среди птиц. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
Беседа «Орлы» Формировать представление о том, что орел - хищная птица, которую можно встретить в наших краях, об особенностях его внешнего вида (большой крючковатый нос, сильные ноги с кривыми когтями), что раньше орлов считали врагами природы, а теперь они сами нуждаются в защите.
МАРТ Занятие 7

 

«Обитатели водоемов» Знакомить детей с реками Тульской области: Дон, Шат, Непрядва. Дать представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.), приспособившихся к жизни в воде. Формировать общие представления детей о водных растениях. Закрепить знания детей правил поведения на природе. Развивать любознательность.
Беседа «Искусственные и природные водоемы» Дать детям понятие об искусственных и природных водоемах. Ввести понятие «водохранилище». Знакомить с ближайшими водохранилищами «Шатское» и «Любовское», их назначением. Воспитывать познавательный интерес к родному краю.
АПРЕЛЬ Занятие 8

 

«Бескрайние поля» Познакомить детей со злаковыми растениями (рожь, пшеница, овес, ячмень), выращиваемыми на полях Тульской области. Учить распознавать эти растения по характерным особенностям (пшеница – колос двурядный, тугой, с короткими волосинками, золотой, а овёс – колос с метелкой, зернышки и волоски длинные, напоминают сережки; ячмень – зернышки округлые, колосок серого цвета; рожь – колосок крепкий, коричневато – золотистый, почти без волосков). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, разгадывать загадки. Воспитывать познавательный интерес к природе родного края.
Беседа «Пасека» Формировать представления детей о получении меда, зависимости вкуса меда от места, где расположена пасека. Мед нашего края (гречишный, цветочный). Развивать любознательность, интерес к окружающему миру.
МАЙ Занятие 9

 

«Знатоки родной природы»

(викторина)

Закрепить знания детей о природе родного края, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

Беседа «Муравьи – санитары леса» Углубить знания о насекомых, обитающих в Тульской области, в частности о муравьях, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.

 

Подготовительная группа

Месяц Форма работы Тема Программное содержание
СЕНТЯБРЬ Занятие 1

 

«Заповедные места и памятники природы Тульской области. Приглашение к путешествию»

 

Продолжать знакомить детей с картой Тульской области, дать представление о том, что в нашем крае есть заповедные места и памятники природы. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
Беседа «Юные помощники родной природы» Продолжать доводить до сознания детей мысль о месте, пользе и значении каждого живого существа в природе. Показать, к чему приводят необдуманные действия человека, воспитывать бережное отношение к природе, формировать грамотное экологическое поведение в природе.
ОКТЯБРЬ Занятие 2

 

«Красная Книга Тульской области» Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных, познакомить с Красной Книгой Тульской области, куда заносятся объекты животного и растительного мира нашего края, нуждающиеся в защите и охране. Предложить создать мини-образец Красной Книги в группе. Учить правилам поведения па природе, знакомить с природоохранной деятельностью людей. Вызвать желание оказывать посильную помощь природе.
Беседа «Ядовитые растения нашего края» Знакомить детей с ядовитыми растениями Тульской области (ландыш, белена, дурман, чистотел, полынь, пижма), учить определять их по внешним признакам, рассказать, какой вред здоровью человека они могут принести.
НОЯБРЬ Занятие 3

 

«Путешествие по Оке» Продолжать знакомить детей с реками Тульской области, в частности с самой крупной, единственной судоходной рекой Окой. Формировать представление о реке как экосистеме, о водных обитателях, а также о животных и растениях, живущих рядом с водоемом. Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе родного края.
Беседа «Красное озеро» Познакомить детей с чудом Тульского края – Красным озером, вода которого отличается по цвету от обычной. Легенда Красного озера. Формировать представление о карьерах, отвалах шахтного массива. Развивать интерес к природе родного края, желание побывать в интересных местах.
ДЕКАБРЬ Занятие 4

 

«Путешествие в «Разуваев лес» Познакомить детей с природным заповедником Тульской области «Разуваевым» лесом, его обитателями (куница, олень благородный, горностай, хорь). Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Учить правильно вести себя на отдыхе (экологические знаки). Продолжать формировать представление о растительном мире лесов нашего края, ярусах леса. Вызвать у детей желание заботиться о лесе.
Беседа «Кто главный в лесу?» Уточнить представления детей о взаимосвязях обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения. Которыми питаются различные животные. Показать, что нарушение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.
ЯНВАРЬ Занятие 5

 

«Музей и природный заповедник «Ясная поляна»» Познакомить детей с музеем – заповедником «Ясная поляна», родовым имением Л.Н. Толстого. Развивать у детей чувство сопричастности к истории родного края, восхищения красотой его природы.
Беседа Дубы «Девять братьев» Продолжать формировать представление детей о природных памятниках Тульской области, познакомить с легендой о «девяти братьях», воспитывать любовь к природе родного края.
ФЕВРАЛЬ Занятие 6

 

«Большеберезовское болото» Познакомить детей с «Большеберезовским» болотом – еще одним природным памятником Тульской области, формировать представление о болоте, как экосистеме, знакомить с растениями и обитателями болот. Учить правилам безопасности при попадании в болотистую местность, развивать познавательный интерес.
Беседа «Заводы, загрязняющие окружающую среду» Дать детям представление о заводах, работающих на территории Тульской области, о вреде, наносимом ими природе. Вызвать у детей чувство жалости к природе, желание заботиться и беречь природу родного края.
МАРТ Занятие 7

 

«Подземные и минеральные воды Тульской области. Источник «12 ключей» Формировать у детей представление о том, что в нашей области, кроме поверхностных, имеются значительные запасы подземных вод, что на территории области размещены три подземных озера. Дать представление о том, что бывает целебная вода с растворенными минеральными веществами. Формировать представление детей о том, что такое родники, как они образуются. Познакомить с легендой возникновения источника «12 ключей» в селе Венев – Монастырь. Уточнить, что вода - самое ценное полезное ископаемое на Земле. Развивать познавательный интерес.
Беседа «Каменная гора» Познакомить детей с археологическим памятником Тульской области «Каменная гора», расположенным на реке Осетр. Развивать умение чувствовать красоту природы родного края, желание побывать в местах, рассматриваемых на занятиях.
АПРЕЛЬ Занятие 8

 

«Спуск в шахту» Продолжать знакомить с полезными ископаемыми Тульской области (уголь, каменная соль, гипс), дать элементарные представления о способе их добычи. Учить понимать, что при добыче полезных ископаемых, человек нарушает сложившееся в природе равновесие. Учить узнавать полезные ископаемые по внешнему виду и характерным признакам, которые выявили в результате опытнической деятельности.
Беседа «Конь - камень» Продолжать знакомить детей с памятниками природы Тульской области, в частности с «Конь – камнем», предложить детям самостоятельно определить, почему камню дали такое название. Развивать познавательный интерес к природе родного края.
МАЙ Занятие 9

 

«Путешествие на Бежин луг» Познакомить детей с известным местом, находящемся у села Тургенево – Бежин лугом. Продолжать формировать представление о луге, как экосистеме, знакомить с животным и растительным миром луга. Формировать представление о необходимости охраны животных луга.
Праздник «Посвящение в юные экологи» Закрепить представление детей о красоте природы родного края, о необходимости её охраны. Вызвать чувство гордости за свою малую родину, желание продолжать изучение природы Тульской области.

 

Методика изучения знаний, умений и навыков у детей

Критерии диагностики уровня знаний, умений и навыков детей по ознакомлению с природой родного края.

Оценка знаний по программе «Путешествие по Тульской области» проводится по уровням развития детей (высокий, средний, низкий) в начале и конце учебного года для каждой возрастной группы.

Результаты помогают выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

Методика диагностирования в старшей группе

№ п/п Ф.И. ребенка Человек и природа Живая природа Неживая природа Общий уровень развития
    1 2   1 2 3   1 2 3    
           

 

Методика диагностирования в подготовительной группе

№ п/п Ф.И. ребенка Человек и природа Живая природа Неживая природа Общий уровень развития
    1 2 3   1 2 3 4   1 2 3    
           

 

«Человек и природа»

Задание 1

Цель: выявить уровень знаний о природоохранной деятельности человека, о взаимодействии человека с природой.

Инструкция: рассмотри картинку, расскажи, как поступки человека могут повлиять на природу. Почему нужно беречь природу?

Материал: карточки серии «Береги живое», экознаки.

Критерии: В.У. - ребенок адекватно оценивает предложенную ситуацию, рассказывает о влиянии человека на природу и необходимости беречь её.

С.У.- отвечает на поставленный вопрос, затрудняется в пояснениях.

Н. У.- затрудняется с ответами.

Задание 2

Цель: выявить уровень знаний о безопасном поведении человека на природе.

Инструкция: из предложенных карточек, выбери те, на которых поведение человека в природе считается не безопасным. Поясни свой выбор.

Материал: карточки серии «Правила поведения на природе».

Критерии: В.У. - ребенок адекватно оценивает предложенную ситуацию,

Знает правила безопасного поведения на природе, комментирует свой выбор.

С.У.- отбирает карточки правильно, затрудняется в пояснениях.

Н. У.- затрудняется с ответами.

Задание 3 (для подготовительной группы)

Цель: выявить уровень знаний о вреде, наносимом деятельностью человека природе нашего края.

Инструкция: посмотри на фотографии, расскажи, какой вред наносит природе деятельность людей.

Материал: фотографии с изображением действующего завода, шахты, строящейся дороги.

Критерии: В.У. - ребенок понимает и поясняет, в чем заключается вред, наносимый природе в результате деятельности человека.

С.У.- ответы ребенка короткие, без пояснений.

Н. У.- затрудняется с ответами.

«Живая природа»

Задание 1

Цель: выявить уровень знаний детей о животных Тульской области.

Инструкция: каких животных, изображенных на карточках, можно встретить в нашей области? Назови их и распредели их по группам (Живущие в лесах, на лугу, в поле).

Материал: карточки с изображением различных животных, птиц

Критерии: В.У - ребенок правильно называет животных нашей области, легко определяет место их обитания.

С.У.- знает животных родного края, путает места обитания.

Н. У.- путает животных родного края с животными других стран.

Задание 2

Цель: выявить уровень знаний о растительном мире Тульской области.

Инструкция: какие растения, изображенные на карточках, можно встретить в нашей области? Назови их и распредели их по группам (Растущие в лесах, на лугу, в поле.)

Материал: карточки с изображением растений.

Критерии: В.У. - ребенок правильно отбирает растения (кол-во) нашей области из множества предложенных, называет место их произрастания.

С.У.- отбирает карточки правильно, путает места произрастания.

Н. У. - затрудняется с ответами.

Задание 3

Цель: выявить уровень знаний детей о насекомых Тульской области.

Инструкция: каких насекомых, изображенных на карточках, можно встретить в нашей области? Какие из них наносят вред растениям? Приносят пользу?

Материал: карточки с изображением различных насекомых.

Критерии: В.У. - ребенок правильно называет насекомых нашей области, знает о вреде и пользе насекомых, поясняет свои ответы.

С.У.- при ответе требуется небольшая помощь со стороны воспитателя.

Н. У.- затрудняется при выполнении задания.

Задание 4 (для подготовительной группы)

Цель: выявить уровень знаний детей о животных, занесенных в Красную Книгу Тульской области.

Инструкция: что такое Красная Книга? Какие животные нашей области занесены в неё?

Материал: карточки с изображением животных Тульской области.

Критерии: В.У - ребенок знает назначение Красной Книги, называет животных, занесенных в неё.

С.У.- знает о Красной Книге, затрудняется с выбором животных.

Н. У. - отвечает неправильно или не знает, что ответить.

«Неживая природа»

Задание 1

Цель: выявить уровень знаний о климате Тульской области, смене и характерных признаках времен года.

Инструкция: перед тобой пейзажи природы нашего края в разное время года. Определи время года и назови его характерные особенности.

Материал: карточки серии «Времена года».

Критерии: В.У. - ребенок правильно рассказывает о временах года, называет их характерные особенности.

С.У.- отвечает на поставленный вопрос, затрудняется в пояснениях.

Н. У.- затрудняется с ответами.

Задание 2

Цель: выявить уровень знаний о полезных ископаемых Тульской области, их характерных особенностях.

Инструкция: какие полезные ископаемые добывают в нашей области? Покажи их на картинках и назови их характерные особенности.

Материал: картинки с изображением песка, глины, угля, каменной соли или их образцы.

Критерии: В.У. - ребенок правильно узнает полезные ископаемые по их

характерным особенностям, поясняет свой выбор.

С.У.- отвечает на поставленный вопрос, затрудняется в пояснениях.

Н. У.- затрудняется с ответами.

Задание 3

Цель: выявить уровень знаний о водных ресурсах Тульской области.

Инструкция: назови, какие водоемы (реки, водохранилища) есть в нашей области. Чем отличаются искусственные водоемы от природных?

Материал: фотографии водоемов области.

Критерии: В.У. - ребенок правильно отвечает на поставленные вопросы.

С.У.- отвечает, с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Н. У.- затрудняется с ответами.

 

Список используемой литературы:

  1. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 1993 г.
  2. С.Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе», Москва 1993 г.
  3. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005 г.
  4. П.Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников», Волгоград 2008 г.
  5. Т.С.Лаухина, О.В.Бокарева «Организация работы педагогов дошкольного учреждения по воспитанию у детей любви к родному краю, Новомосковск 2004 г.
  6. А.И.Иванова «Живая экология», Москва 2006 г.
  7. В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Москва 2008 г.
  8. О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград 2007 г.
  9. М.В. Емельянова «Экология. Занимательные материалы», Волгоград 2009 г.
  10. О.А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», «Детство - пресс», 2006 г.
  11. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Москва 2005 г.
  12. Л.Ф. Татаринова, К.С, Хачатурова «Природоведение Тульского края», Тула 2010г.
  13. В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края», Тула 2003г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»