Программа дополнительного образования «Волшебные узоры»
(Обучающая программа по вышивке для детей 5-7 лет)
Срок реализации: 1 год
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
Организация данного обучающего курса на базе ДОУ в рамках дополнительного образования является особенно актуальным. Ведь целю дополнительного образования является развитие творческой личности ребенка, чему особенно способствует, по мнению многих отечественных ученых (Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, А.П.Усова,Н.П.Сакулина и др) декоративно – прикладное искусство, неотъемлемой частью которого является вышивка.
Начинать обучение детей вышивке следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Занятия позволяют детям познакомится с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Дети учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают техникой выполнения некоторых швов («вперед иголку», «строчка». «через край», «гладью»).
2. Концепция программы.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
3. Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
4. Цели программы:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно – творческих способностей ребенка посредством вышивки.
5. Задачи программы.
Формировать: представление о техниках вышивания «гладью», особенностях русской народной вышивке (сюжеты, орнамент);
Обучать: основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); технике выполнения простейших швов и шва «гладью»; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке;
Развивать: навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать: усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус и умение радоваться совместному творчеству.
Поставленные задачи реализуются через практическую деятельность детей при наличии следующих условий:
- для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия,
- наличие необходимого материала: пяльцы, нитки мулине и катушечные различных цветов, иглы с широким ушком, ножницы, ткань с полотняным переплетением, копировальная бумага, калька;
- светлое проветриваемое помещение;
Для сохранения и укрепления здоровья детей, в помещении необходимо соблюдать санитарно-гигиенический режим. Температура воздуха +18; +20 градусов, относительная влажность воздуха 30-70%. Световой режим, соответствующий на 1м.кв. приходится освещённость мощностью около 50Вт.
Для реализации поставленных задач планируется использование следующих методов и приемов обучения:
- метод прямого воздействия (показ способов действия);
- наглядный метод (рассматривание; применение схем, инструкционных карт);
- исследовательский метод (обследование, сравнение, анализ, самостоятельный выбор);
- практический метод (планирование, действия с предметами);
- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение);
- репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);
- игровой метод (привлечение кукольных персонажей).
6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
7. Формы и режим занятий.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
8. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Результатом практической деятельности детей будет являться овладение детьми определенными знаниями, элементарными трудовыми умениями и навыками при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- разрезают ткань по нанесенным меткам;
- переводят рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги;
- закрепляют ткань в пяльцах;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами «вперед иголку», «строчка», «через край», «гладью»;
- закрепляют нить на ткани;
- делают бахрому на салфетке;
-поддерживают порядок на рабочем месте;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании.
Итоги реализации программы подводятся следующими формами отчетности:
- выставки детских работ в ДОУ;
- творческий отчет.
Структура программы содержит: пояснительную записку, тематический план, содержание курса, практические занятия, перечень ключевых слов, список литературы.
9. Тематический план
Сентябрь
1. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями, сотрудниками детского сада.
Октябрь
1. «Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества – 1 занятие.
2. Вводное занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места – 2 занятия.
3. Правила работы с ножницами Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка – 2 занятия.
4. Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва – 3 занятия.
Ноябрь
1. Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение – 1 занятие
2. Бахрома на салфетке как способ украшения изделия - 2 занятия.
3. Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами - 2 занятия.
4. Практическое занятие. Шов «строчка» Использование модели шва - 3 занятия.
Декабрь
1. «История, которую рассказала пуговица» – 1 занятие.
2. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол» – 1 занятие.
3. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы– 1 занятие.
4. Знакомство со швом «через край» – 2 занятия.
Январь
1. Знакомство со свойствами ниток – 1 занятие.
2. Вышивание гладью. Использование модели шва - 2 занятия.
3. «Полотенце»: знакомство с русским народным орнаментом – 1 занятие.
4. Перевод рисунка на ткань – 1 занятие.
5. Вышивание разных листьев, веточек контурной гладью – 4 занятия.
Февраль
1. Самостоятельный выбор рисунка – 1 занятие.
2. Перевод рисунка на ткань – 1 занятие.
3. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта – 6 занятий
Март
1. Завершение вышивания салфетки «Подарок маме» – 1 занятие.
2. Анализ результатов – 1 занятие.
3. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия – 2 занятия
Апрель
1. Разрезание ткани по нанесенным меткам.
2. Правила работы с ножницами – закрепление – 1 занятие.
3. «Фантазия»:Составление цветочного узора на бумаге с переводом на ткань – 2 занятия.
4. Вышивание цветка гладью по собственному замыслу – 5занятий.
Май
1. Подготовка выставки работ вместе с детьми.
2. День презентации детских работ родителям.
10. Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания [6.].
11. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
12. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Техническое оснащение.
- Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см. (на каждого ребенка).
- Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
- Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
- Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
- Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
- Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
- Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
- Карандаши (на каждого ребенка) простые.
- Калька (на каждого ребенка).
- Копировальная бумага (на каждого ребенка).
Дидактические материалы.
- Подборка готовых вышивок.
- Образцы рисунков для вышивания.
- Пооперационные карты.
- Иллюстрации вышивок в различной технике.
Список литературы.
1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
3. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. -287с.
4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
- Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Россйское пдагогическое общество, 1997
- Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с.57-61
- Новикова,И.В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.:ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О.А.Соломенникова.- М.: « Мозаика – Синтез», 2006.-с.3-21,69-72
- Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О.Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.-с.34-3
- Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [Текст]/ Авт.-сост.А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. - М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
- Лебедева, Л.И., Еременко Т.И. Стежок за стежком [Текст] / И.Л.Лебедева, Т.И.Еременко. – М.: Малыш, 1987
Читайте также |
---|
Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок
Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок
Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ»
Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ» Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе...
Сценарий театрализованного развлечения «Как Петя и Оля снеговика оживляли»
Сценарий театрализованного развлечения «Как Петя и Оля снеговика оживляли» Вторая младшая группа воспитанников Цель: формирование у детей представления о необходимости бережного и...