Программа по развитию речи «Мастерская слова»
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие грамматического строя речи, развитие фонематических процессов, развитие связной речи. Проводится одно занятие в неделю по расписанию как вариативная часть общеобразовательной программы.
С целью уточнения и активизации речи детей используются лексико-грамматические игры и упражнения, направленные на формирование следующих умений:
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
- согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
С целью развития у детей звукопроизношения, улучшению работы артикуляционного аппарата, закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции) используются скороговорки и чистоговорки. Фонематический слух дошкольников совершенствуется в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.
В ходе работы по развитию связной речи решаются следующие задачи:
- развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
- учить соблюдать логику развития сюжета;
- совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
- учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
- учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.
Структура организации НОД.
I. Орг. момент – сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
II. Словесные игры на активизацию и обогащение словаря. Лексико-грамматические упражнения. Упражнения на развитие фонематического восприятия и слухового внимания. Работа над развитием связной речи (составление творческих рассказов, пересказы, составление описательных рассказов…).
III. Итоги НОД (структура может меняться в зависимости от темы).
Тема, дата проведения | Цель | Игры и упражнения |
I неделя сентября
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»» |
- продолжать учить детей передавать содержание небольших по объему литературных произведений;
- использовать при пересказе выразительные средства автора; - обратить внимание на слова, образованные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; - подбор синонимов и антонимов. |
«Преврати предметы из обычных в большие и маленькие»; «Подбери слова-синонимы, одинаковые по смыслу»;
«Подбери слова-антонимы, слова наоборот»; «Превращения». |
II неделя сентября.
Составление рассказа «Первый день Наташи в детском саду»». |
- учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем;
- упражнять детей в умении образовывать существительные родительного падежа множественного числа; - закрепить название животных и их детенышей; - закрепить понятие «обобщающие слово» |
«Один-много»; «Мамы и детки»; «Сложные слова» (образуй из двух коротких слов одно большое новое слово); «Цепочка слов»; «Четвертый лишний». |
III неделя сентября.
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
|
- развивать умение детей последовательно и выразительно передавать литературный текст;
- упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; - учить объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте; - дать представление о словах-родственниках, подбор родственных слов к слову «лес»; - развивать память, внимание; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
«Подбери слова –на оборот»,«Подбери слова одинаковые по смыслу»; «Подбери родственные слова к слову «лес»; «Цепочка слов»; Пальчиковая игра «Сидели два медведя…»; «Найди ошибку». |
IV неделя сентября
Составление рассказа по картине «Уборка урожая». |
- учить детей составлять описательный рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия.
Развивать внимание, творческое мышление, воображение. Продолжать воспитывать у дошкольников уважение к людям, которые трудятся на полях нашей страны, бережное отношение к хлебу. |
«Подбери родственные слова к слову хлеб»; «Подбери действия к предмету»; «Назови профессию, зная, чем занимается человек»; «Закончи предложение»; «Не ошибись». |
I неделя октября
Составление конца рассказа к началу данному, воспитателем. |
- возбуждать в детях желание побольше узнать о жизни диких животных в различное время года;
- прочитать стихотворение, в котором прячется загадка, о каком животном идет речь, уточнить знания детей об этом животном; - подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем - закрепить понятие «дикие животные»; - упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в подборе «слов-определений» к определенным словам; - развивать память, воображение. |
«Образование притяжательных прилагательных»; «Мамы и детки»; «Образование родительного падежа множественного числа»; «Употребление глаголов повелительного наклонения»; «Образование глаголов первого лица множественного числа»; «Укрась словечко» (подбор эпитетов к словам) |
II неделя октября
Пересказ рассказа К. Ушинского «Голуби». |
- продолжать знакомить детей с жизнью зимующих птиц;
- учить пересказывать небольшие по объему литературные произведения; - активизировать словарь детей; - учить детей объяснять непонятные слова заменяя их другими словами или выражениями; - закрепить понятие «сложные слова», «звукоподражательные» слова, «обобщающие» слова. |
«Сложные слова», «Найди ошибку», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Подбери действия к предмету», «Кто как голос подает». |
III неделя октября
Составление рассказа об осени используя графический план. |
- учить детей использовать графический план при составлении описательного рассказа по теме «Осень»;
- закрепить знания детей о приметах осени; - упражнять в подборе слов-определений, синонимов, антонимов; - развивать память, внимание, творческое мышление; - воспитывать любовь к русской природе. |
«Какой, какая, какое?», «Подбери действие к предмету», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Исправь ошибку», «Что изменилось". |
IV неделя октября
Составление описательного рассказа о русской народной игрушке (матрешки, дымковские игрушки, свистульки). |
- учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какие народные игрушки есть дома;
- развивать память, внимание; - воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству |
«Образовать слова-действия, зная название той или иной профессии», «Согласование прилагательных с числительными и существительными», «Собери предложения», «Путаница». |
I неделя ноября
Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».
|
- учить детей передавать содержание сказки, используя при пересказе выразительные средства;
- упражнять в подборе определений к существительным и согласовывать их, в подборе антонимов к существительным; - учить отгадывать предмет по названным признакам, закрепить умение детей употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида; - развивать память, слуховое внимание; - воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
«Пропавшие слова», «Лишнее слово», «Узнай по описанию», «Подбери слово», «Лови мяч». |
II неделя ноября
Составление сюжетного рассказа по картине «Избушка на курьих ножках».
|
- учить детей составлять подробные, логичные, интересные рассказы по картине, руководствуясь готовым планом;
- учить строить сложноподчиненные предложения, упражнять в правильном употреблении предлогов и наречий; - поощрять попытки детей увидеть события по-своему; - развивать творческое мышление, воображение; - воспитывать добрые нежные чувства к героям русских народных сказок. |
«Составление фраз» (соединить пары слов при помощи предлога или падежа), «Назови как можно больше способов применения предмета», «Подбор определений к словам», «Подбор действий к предметам», П/и «Баба Яга». |
III неделя ноября
Придумать историю по пословице.
|
- дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц;
- учить осмысливать значение пословиц; - учить составлять рассказы, сказки по пословицам о дружбе, о труде (Например эвенкийская народная пословица: «От мороза спасают не рукавицы, а жаркая работа»; - развивать связную речь, воображение, творческое мышление; - воспитывать трудолюбие, дружеские взаимоотношения |
«Объясни словечко»,
«Да» и «нет» не говорить», «Выполни движения», «Составь предложения при помощи опорных слов». |
IV неделя ноября
Придумывание новой сказки с героями знакомых героев сказок («Круги Луллия»).
|
- предложить детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою новую сказку;
- развивать связную речь, образное мышление, воображение и фантазию; - воспитывать дружеские взаимоотношения. |
«Представь, будто…», «Найди отличия», «Сравнительная степень прилагательных», «Дружат- не дружат», «Составление фразы». |
I неделя декабря
Составление рассказа по теме «Зима» используя опорные слова.
|
- учить детей составлять рассказ о зиме с использованием опорных слов;
- активизировать словарь детей по данной теме; - закрепить знания о приметах зимы; - упражнять в подборе эпитетов к словам, в правильном употреблении предлогов и наречий; - развивать связную речь, память, воображение; - воспитывать любовь к природе в это время года. |
«Подбор слов - определений, синонимов, родственных слов», «Многозначные слова (идет-падает снег, идет- человек, идет- троллейбус)», «Образование глаголов с разными приставками», «Сложные слова». |
II неделя декабря
Составление рассказа по картине «Зимой в лесу».
|
- продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине, придумывать самостоятельный сюжет, не повторяя содержания рассказов товарищей;
- активизировать в речи детей словарь, использованный на предыдущих занятиях; - пополнить знания детей о повадках плутовки-лисы, заинтересовать их рассказом Е.Чарушина «Лиса» - развивать связную речь, память, образное мышление, творческое воображение; - воспитывать любовь к природе в это время года. |
«Образование уменьшительной формы существительных», «Развивающие каноны», «Лишнее слово», «О чем можно сказать…», «Что за чем и перед чем?», «Продолжи предложения». |
III неделя декабря
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Сова».
|
- продолжать учить детей пересказывать небольшое по объему литературное произведение;
-вызвать желание вспомнить все, что они знают о птичьих трудностях в зимнее время, пополнить их знания новыми сведениями; - продолжать работу по обогащению словаря детей, объяснить незнакомые слова; - учить детей образовывать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; - развивать связную речь, память; - воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым, вызвать желание помочь им в это трудное время года. |
«Сравнение времени глаголов» (образование глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени), «Назови ласково», «Сравни птиц с людьми и животными», «Кто как голос подает?», «Исправь ошибки», «Чем больше, тем лучше» (Образование глаголов от глагола «летать» при помощи приставок: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-…) |
IV неделя декабря
Составление рассказов из личного опыта «Зимние забавы» |
- учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;
- закрепить понятие «слово-действие»; - учить образовывать глаголы с разными приставками (ехать); - развивать связную речь, наблюдательность, память, образное мышление; - воспитывать дружеские взаимоотношения. |
«Найди отличия», «Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме», «Что лишнее и почему?», «Образование глаголов обозначающих движение, с помощью различных приставок (ехал, катился)», «Игра в «подробности», «Путаница», «Запрещенные движения». |
II неделя января
Пересказ были Л. Н. Толстого «Косточка».
|
- закрепить и совершенствовать речевые умения и навыки при пересказе небольшого по объему литературного произведения, используя слова и выражения из текста;
- объяснить непонятные слова, ввести их в активный словарь; - учить детей излагать текст связно, выслушивать ответы своих товарищей; - развивать память, внимание. |
«Объясни словечко», «Назови ласково», «Сосчитай» (согласование числительного с существительным и прилагательным), «Продолжи предложение», «Подбери пару». |
III неделя января
Составление рассказа по пословице: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
|
- закрепить представление о жанровых особенностях, назначении пословиц;
- продолжать учить осмысливать значение пословиц; - учить составлять рассказы о животных по пословице; - закрепить знания детей об особенностях жизни и повадках обитателей зимнего леса - развивать связную речь, образное мышление, творческое воображение; - воспитывать любовь к природе. |
«Сосчитай до пяти», «Что общего и чем отличаются?», «Чей хвост? Чьи уши?», «Цепочка слов», «Развивающие каноны», «Объясни словечко, выражение». |
IV неделя января
Составление рассказа на тему «Все работы хороши», используя картины по данной теме.
|
- уточнить знания детей о некоторых профессиях;
- учить отгадывать загадки о профессиях; - продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине о профессиях; - закрепить умение образовывать слова-действия, зная название профессии; - упражнять в подборе синонимов, в подборе родственных слов к слову «дело»; - развивать связную речь, память, внимание, образное мышление; воспитывать уважение к людям разных профессий. |
«Образовать слова- действия, зная название той или иной профессии», «Назови профессию, зная, чем занимается человек», «Кому что нужно для работы?», «Подбери родственные слова к слову «дело», «Инопланетяне» (Представь, что ты встретил инопланетян, которые ничего не знают о жизни землян. Расскажи им о людях, изображенных на картинках, как называются их профессии, для чего они нужны. Парикмахер-это человек, который делает людям красивые прически). |
I неделя февраля
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Корова».
|
- напомнить детям некоторые ситуации из жизни домашних животных, помочь объяснить, почему эти животные называются домашними;
- продолжать учить детей пересказывать небольшое по объему литературное произведение, уметь объяснять непонятные слова, ставить вопросы к тексту; - закрепить с детьми знание предлогов и упражнять в их использовании; - развивать связную речь, память, внимание; - воспитывать любовь к животному миру. |
«Добавь в предложение недостающий предлог», «Кто чем защищается?», «Что общего и чем отличаются?», «Сосчитай до пяти», «Подскажи словечко», «Исправь предложение», «Кто как голос подает?». |
II неделя февраля
Составление конца рассказа к началу данному воспитателем. «Кошка и мышка» (встретились кошка и мышка. Мышка скорее юркнула в норку. Кошка захотела съесть мышку…) Или «Зайка и Мишка» (Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что такое Новый год…)
|
- подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем;
- учить детей составлять рассказ, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительностью речи; - активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения; - развивать речь, образное мышление, воображение; - воспитывать любовь к родному языку. |
«Отгадай загадки и объясни что тебе помогло тебе их отгадать», «Объясни выражение», «Какое слово не подходит», «Назови детенышей», «Кто где живет?», «Образуй слова и составь с ними предложения», «Догадайся, каким будет 4-е слово, и объясни, почему ты так решил». |
III неделя февраля
Составление рассказа по картине «На страже мира».
|
- уточнить представления детей о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;
- учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; - развивать связную речь, внимание, образное мышление; - воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма. |
«Как называется человек, который…», «Что общего и чем отличаются?», «Сосчитай до пяти», «Что делают…», «Какое слово не подходит», «Составь предложения с парами слов», «Один-много». |
Ivнеделя февраля
Составление рассказа о своем любимом городе .
|
- учить составлять рассказ о своем городе по плану предложенному воспитателем;
- уточнить знания детей о родном городе, о его достопримечательностях; - закрепить знание домашнего адреса; - развивать связную речь, внимание, память, образное мышление; - воспитывать бережное отношение к истории родного города, любовь к городу, уважение к тем кто строил город. |
«Составь слово», «Продолжи предложение», «Подбери нужное слово», «Кто больше знает улиц в нашем городе», «Какое слово не подходит?», «Что общего и чем отличаются?», «Исправь предложения». |
I неделя марта
Составление рассказа на тему «Моя мама».
|
- помочь детям понять, что самое дорогое в жизни каждого ребенка – мама;
- побеседовать о том, как надо беречь и жалеть маму; - учить составлять описательный рассказ о своей маме по плану; - разбудить в детях желание поздравить мам с праздником; - развивать связную речь, внимание, память; - воспитывать любовь и уважение к маме, желание заботиться о близких. |
«Подбор слов-определений, синонимов, антонимов», «Назови ласково», «Кто лишний и почему?», «Чей? Чья? Чье?», «Исправь предложения», «Какое слово не подходит?». |
II неделя марта
Составление рассказа по картине «Ждут в гости маленьких друзей».
|
- продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; - учить ценить дружбу, беречь её; - развивать связную речь, образное мышление, способствовать развитию воображения; - воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. |
«Закончи фразу», «Собери пословицу», «Похлопаем-потопаем», «Подбор слов –определений, действий, антонимов», «Подбери родственные слова к слову «друг». |
III неделя марта
Пересказ отрывка из сказки А. С. Пушкина «О попе и работнике его Балде».
|
- учить детей последовательно, логично, без повторов передавать содержание любимых эпизодов из сказки, формировать интонационную выразительность речи;
- упражнять в подборе эпитетов, синонимов, антонимов к словам; - закрепить понятие «рифма», упражнять в подборе рифмы к словам; - развивать память, внимание, связную речь; - воспитывать любовь к творчеству великого русского поэта, вызвать желание познакомиться с другими произведениями автора. |
«Вставь недостающие слова», «Что было бы, если бы…», «Правда ли?», «Ни к селу ни к городу» (исключите лишнее), «Придумай слова», «Запомни и назови», «Подбери рифму». |
IV неделя марта
Составление своего конца к сказке А . С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». |
- подвести детей к самостоятельному придумыванию своего варианта конца сказки;
- учить частичное прямое подражание сочетать с самостоятельными действиями детей, выражающимися в изменении места действия сказки, в изменении содержания отдельных эпизодов; - учить составлять рассказ, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительностью речи; - развивать связную речь, внимание, память, творческое воображение; - воспитывать любовь к творчеству великого русского поэта. |
«Прикосновение Феи» (изменить слова в большие и маленькие), «Какой? Какая? Какое?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Хвастунишка», п/и «Море волнуется раз…» |
I неделя апреля
Придумывание новой сказки с героями уже знакомых сказок («Круги Луллия»). ТРИЗ. |
- предложить детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою новую сказку;
-развивать связную речь, образное мышление, воображение и фантазию; - воспитывать дружеские взаимоотношения. |
«Представь, будто…», «Найди отличия», «Сравнительная степень прилагательных», «Дружат- не дружат» , «Составление фразы». |
II неделя апреля
Составление описательного рассказа по картине Левитана «Половодье. Большая вода». |
- продолжать учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, с опорой на план;
- объяснить значение слова «половодье»; - активизировать в речи детей словарь, использованный на предыдущих занятиях; - учить составлять распространенные предложения, упражнять в подборе синонимов и антонимов к словам; - развивать связную речь, внимание, образное мышление; - прививать детям эстетический вкус; - воспитывать любовь к творчеству русского художника. |
«Подбор слов- определений, синонимов, антонимов», «Образование сложных слов», «Назови ласково», «Исправь предложение», «Что общего и чем отличаются?», «Подбери как можно больше слов к словам: солнце, снег, сосульки». |
III неделя апреля
Составление рассказа на тему «Как животные встречают весну».
|
- продолжать учить детей составлять связный логичный рассказ о жизни лесных обитателей по плану, предложенному воспитателем, используя имеющиеся у них знания по данной теме;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать доказательную речь; - развивать навыки драматизации (Н. Сладков «Медведь и солнце»); - развивать речь, внимание, память, мышление; - воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе. |
«Собери предложения», «Что общего и чем отличаются?», «Сосчитай до пяти», «Скажи наоборот», «Мамы играют с детенышами - кто с кем?», «Кто лишний и почему?»,
«Объяснялки». |
IV неделя апреля
Драматизация сказки Н. Сладкова «Лисица и Ёж».
|
- познакомить детей с понятиями «диалог», «монолог», «косвенная речь»;
- воспитывать навыки драматизации диалога, учить пересказывать диалог от третьего лица, т. е. с переводом в косвенную речь; - развивать речь, память, внимание, интонационную выразительность речи; - воспитывать интерес к рассказам о животных. |
«Хлопни на слово», «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать», «Кто как голос подает?», «Какое слово не подходит?», «Чей хвост? Чьи уши?», «Скажи как я». |
I неделя мая
Составление рассказа по картине «День победы».
|
- совершенствовать умение составлять подробные, логичные рассказы по картине, руководствуясь планом;
- обогатить знания детей о великом и светлом празднике-Дне победы; - продолжать учить строить распространенные предложения, упражнять в правильном употреблении предлогов и наречий; - развивать речь, внимание, память; - вызвать желание побольше узнать о подвигах русских людей в годы войны; - воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к своей Родине. |
«Составь предложения с парами слов», «Один-много», «Объясни пословицы», «Исправь предложения», «Сосчитай до пяти», «Какое слово не подходит?». |
II неделя мая
Составление рассказов «Письмо друзьям». |
- учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описание внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка);
- развивать связную речь, внимание, память; - воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу. |
«Подбери словечко», «Путаница», «Шиворот на выворот», «Лишнее слово», «Пропавшие слова». |
III неделя мая
Составление рассказов на нравственно – этическую тему по произведениям В. Осеевой. |
- продолжать учить детей составлять короткий рассказ по опорным словам;
- учить правильному согласованию слов в предложении, упражнять в правильном употреблении предлогов; - развивать связную речь, память, внимание, формировать навыки творческого рассказывания; - воспитывать доброе отношение к окружающим взрослым и сверстникам. |
«Подбери предлог», «Составь предложение», «Имена», «Кто наблюдательней», «Хорошо-плохо», «Хлопни на слово». |
IV неделя мая
Составление рассказа по серии картинок с общим сюжетом «Случай на прогулке».
|
- совершенствовать умение составлять рассказы по серии картинок с последовательно развивающимся действием;
- упражнять в подборе эпитетов, антонимов, синонимов к словам; - упражнять в правильном употреблении наречий и предлогов; - развивать связную речь, образное мышление, воображение; - воспитывать желание быть смелыми, храбрыми, защищать слабых; |
«Пропавшие слова», «Подбери словечко», «Закончи предложения», «Собери пословицы», «Скажи по-другому!». |
Используемая литература:
- О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно»;
- Э. М. Курицына, Л. А. Тараева «Игры на развитие речи»;
- А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада»;
- Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей»;
- Л. Ф Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников».
Читайте также |
---|
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…
Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...
Сценарий праздника «День Защиты детей»
Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...
Проект «Святки-Колядки»
Проект «Святки-Колядки»