Программа развития изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Семицветик»

Детей 6-7 лет

 

I. Пояснительная записка

Художественно-эстетическое развитие и воспитание личности ребёнка занимает одно из ведущих мест в дошкольном детстве. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественно-эстетическая деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для развития творческих способностей детей представляют занятия по изобразительной деятельности.

Творчество вообще, а детское в особенности, всегда индивидуально, подчас непредсказуемо, всегда насыщенно разнообразными изгибами, поворотами и парадоксами на своем пути. Поэтому чрезвычайно остра проблема: необходимость своевременного и высокопрофессионального обеспечения процесса развития детского творчества. В этой связи, важным представляется такая организация образовательного процесса, которая позволяет наряду с традиционным обучением изобразительной деятельности дошкольников на основе образовательной программы учреждения, использовать нетрадиционные художественно-изобразительные техники и разнообразные направления.

С целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Звездочка» создан кружок «Семицветик». Деятельность кружка регулируется образовательной программой «Семицветик», разработанной с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста.

В работе кружка используется учебно-методический комплекс:

  • Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
  • Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилинография//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2006.
  • Давыдова Г.Н. Пластилинография//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2007.
  • Давыдова Г.Н. Пластилинография-2//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2008.
  • Давыдова Г.Н. Бумагопластика//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2007.
  • Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
  • Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы// Система обучения дошкольников с природным материалом. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Программа позволит детям в более широком объеме освоить работу с самыми разнообразными художественными материалами и техниками. Девиз программы: растём, развиваемся через познание, творчество, игру!

Главная задача педагога – помочь ребенку приобрести уверенность в себе, своих творческих возможностях и свобода проявления своих художественных способностей, создание эмоционально-психологического комфорта.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Список литературы.

Цель данной программы - развитие творческих способностей на основе овладения детьми разнообразными художественными материалами и изобразительными техниками.

Задачи программы:

Обучающий блок:

  1. Освоить нетрадиционные изобразительные техники: кляксография; пальцеграфия; диатипия; фотокопия; монотипия; витражная живопись; линогравюра; ниткопись; припечатка; гроттаж.
  2. Освоить новые способы изображения: пластилинография; бумагопластика; аппликации (из семян, прессованного природного материала, яичной скорлупы, туалетной бумаги, ниток).
  3. Познакомить со свойствами материалов (пластилин, бумага, краски, гуашь, природный материал и др.).
  4. Научить применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности: создавать образы окружающего мира.

Развивающий блок:

  1. Развивать интерес к изобразительной, художественной деятельности.
  2. Формировать композиционные умения и навыки.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
  5. Развивать эстетическое и эмоциональное восприятие окружающего мира, любовь к природе, желание передавать её в своём творчестве.
  6. Развивать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления детей о природе.
  7. Формировать восприятие художественного слова и искусства.
  8. Развивать специальные трудовые умения при работе с различными материалами.
  9. Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь.
  10. Развивать творческое воображение детей.

Воспитательный блок:

  1. Формировать самостоятельность, инициативу в построении композиции работы (внесение дополнений).
  2. Формировать желание оказывать помощь в организации обучающего пространства.
  3. Формировать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы.
  4. Воспитывать аккуратность в работе с материалами.
  5. Формировать внимательность, усидчивость, терпение, старательность.

Принципы, положенные в основу реализации программы:

  1. Добровольность и интерес каждого ребёнка.
  2. Гуманизация и психологизация педагогического процесса.
  3. Систематичность и последовательность обучения.
  4. Личностно-ориентированный подход.
  5. Самореализация каждого ребёнка через творчество, сотворчество.

Срок реализации программы - 1 год.

Количество занятий – 32 (1 занятие в неделю), длительность - 30 минут. Занятия проводятся в игровой комнате группы во второй половине дня.

Возраст воспитанников – 6-7 лет.

Максимальная наполняемость кружка - 10 человек.

Программа составлена с учетом межпредметных связей:

- познавательное развитие - закрепляются навыки счета, знания геометрических форм, размеров, пространственных и временных отношений, сенсорных эталонов; формируются экологические представления, отношения, поведение.

- физическое развитие - развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на развитие речевых зон коры головного мозга, формирование речи в целом;

- речевое развитие: обогащается словарный запас детей, развивается связная, диалогическая, доказательная речь;

- художественно-эстетическое развитие: развиваются творчески способности детей, умение работать с разнообразным материалом, в разных техниках, цветовосприятие, эстетический вкус.

Результатом освоения программы «Семицветик» является овладение детьми разнообразными художественными материалами и нетрадиционными изобразительными техниками, создание серии творческих работ.

Контроль овладения детьми художественно-изобразительными техниками и способами изображения осуществляется с помощью диагностической программы, которая позволяет выявить уровень освоения программы и индивидуального развития творческих способностей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К концу обучения дети должны знать:

  • нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;
  • свойства материалов и правила работы с различными материалами;
  • технические приемы изображения.

Уметь:

  • создавать выразительный образ посредством использования знаний и умений;
  • создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения;
  • аккуратно работать с различными материалами;
  • выполнять работу поэтапно;
  • пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стекой, кистью, соломинка, нитью, заострённой палочкой, печаткой, пипеткой;
  • самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;
  • самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;
  • использовать художественное слово по теме работы (небольшие стихотворения, приметы, поговорки).

Иметь:

  • экологические представления об окружающем мире, природе (флора, фауна).

Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

- диагностика умений и навыков (наблюдения, беседы в ходе реализации программы; выполнение творческих работ, в т.ч. итоговых);

- динамика участие воспитанников в конкурсах, конкурсах-выставках и фестивалях различных уровней (количественные и качественные показатели).

Условия реализации программы.

  • Организация образовательного процесса.
  • Материально-техническое обеспечение.
  • Взаимодействие со специалистами учреждения: воспитателем с правом преподавания изодеятельности в группах, музыкальный руководитель.
  • Взаимодействие педагога с социальными партнёрами – специалистами Музея изобразительных искусств Музейного ресурсного центра, Центра национальных культур.

 

II. Учебно-тематический план

Разделы и темы программы Количество часов
всего теорет. практ.
1 Введение

 

0,5 0,2 0,3
2 Чем изображать

 

1 0,5 0,5
3 Как рисовать

 

2,5 1,2 1,3
3.1 Основные цвета, смешивание цветов

 

0,3 0,1 0,2
3.2 Цветовой круг 0,2 0,1 0,1
3.3 Тёплые и холодные гаммы 1 0,5 0,5
3.4 Композиция 1 0,5 0,5
4 Нетрадиционные изобразительные техники, ТРИЗ: 16 1,4 4,6
4.1 кляксография 2 0,5 1,5
4.2 пальцеграфия 2 0,5 1,5
4.3 диатипия 1 0,2 0,8
4.4 фотокопия 1 0,2 0,8
4.5 монотипия 2 0,5 1,5
4.6 витражная живопись 3 0,5 2,5
4.7 линогравюра 1 0,2 0,8
4.8 ниткопись 1 0,2 0,8
4.9 печатание 1 0,2 0,8
4.10 гроттаж 2 0,5 1,5
5 Нетрадиционные способы изображения:

 

8 0,5 1,5
5.1 пластилинография 2 0,1 0,4
5.2 бумагопластика 2 0,1 0,4
5.3 аппликации, мозаики (из семян, прессованного природного материала, яичной скорлупы, туалетной бумаги, ниток) 2 0,6 1,3
6 Конкурсы, выставки

 

2 - 2
7 Итоговые занятия 2 - 2
Всего часов:

 

32 3,8 28,2

 

III. Содержание программы

1. Вводное занятие:

Теоретическая часть. Знакомство с правилами поведения и работы в группе. Назначение дежурных, их обязанности.

Практическая часть. Выполнение работ по выявлению творческих изобразительных навыков и умений детей.

2. Чем изображать:

Теоретическая часть. Познакомить с основными и дополнительными средствами изображения, их назначением и свойствами: черно грифельный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель, тушь. Технические приёмы работы с изобразительными материалами.

Практическая часть. Выполнение работ с целью выявлению навыков, творческих способностей и умений детей. Отработка изобразительных приёмов.

3. Как рисовать:

Основные цвета, смешивание цветов

Теоретическая часть. Знакомство с основными цветами. Приёмы получения составных цветов, оттенков и использование их в работе.

Практическая часть. Выполнение упражнений: изображение работ в основных цветах и составных.

Цветовой круг

Теоретическая часть. Представление о цветовом круге.

Практическая часть. Освоение работы с цветом (подготовка, смешивание красок, способы нанесения). Выполнение творческих работ.

Тёплые и холодные гаммы

Теоретическая часть. Понятие «гамма». Знакомство с теплыми и холодными гаммами.

Практическая часть. Игра «Составь натюрморт» (в холодных и тёплых гаммах). Изображение предметов в тёплых и холодных гаммах.

Композиция

Теоретическая часть. Знакомство с понятием «композиция, композиционный центр». Представление о линейной перспективе.

Практическая часть. Передача композиции и композиционного центра в творческих работах.

4. Нетрадиционные изобразительные техники, ТРИЗ:

Кляксография

Теоретическая часть. Знакомство с техникой, материалами. Рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, выполненных в технике «кляксография».

Практическая часть. Выполнение творческой работы: «На что похоже? Дорисуй!»

Пальцеграфия

Теоретическая часть. Рассказ педагога о технике, видах (обычная, воздушная), приёмах работы. Демонстрация и рассматривание работ, выполненных в данной технике.

Практическая часть. Выполнение творческих работ: «Корзина с ягодами (грибами)», «Лейка», «Руки помогите – разных животных изобразите», «Сказочные цветы».

Диатипия

Теоретическая часть. Знакомство с материалами и техническими приёмами вида живописи – «диатипия», его возможностями. Рассматривание альбома с работами.

Практическая часть. Создание творческих работ в данной технике: «Чудо-дерево», «Русская берёзка».

Фотокопия

Теоретическая часть. Знакомство с алгоритмом, материалами и техническими приёмами нетрадиционной техники - фотокопия.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на тему «Я – фантазёр».

Монотипия

Теоретическая часть. Знакомство с понятием «композиция, композиционный центр». Представление о линейной перспективе.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Любимое животное», «Метель», «Придумай картину и нарисуй».

Витражная живопись

Теоретическая часть. Понятие «витраж». Материалы и оборудование, технологии (алгоритм) выполнения работ в технике «витраж» (несколько способов).

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы «Морские мотивы», «Весёлые дельфины», «Натюрморт».

Линогравюра

Теоретическая часть. Технология выполнения работ в технике «линогравюра», материалы и оборудование.

Практическая часть. Выполнение творческой работы на тему «Зимние мотивы».

Ниткопись

Теоретическая часть. Знакомство с понятием «ниткопись», материалами, технологией выполнения работы.

Практическая часть. Закрепление знаний, освоение способа действия – творческая работа «Я – волшебник».

Печатание

Теоретическая часть. Знакомство с понятием «печатание», с техникой, используемыми материалами. Демонстрация творческих работ в данной технике.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Декоративный предмет (ваза, тарелочка, сумочка, рамка др.)».

Гроттаж

Теоретическая часть. Понятие «гроттаж», материалы и технология выполнения работы.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Букет в вазе», «Северное сияние», «Радуга-дуга».

5. Нетрадиционные способы изображения:
Пластилинография

Теоретическая часть. Понятие «пластилинография», материалы и технология выполнения работы. Демонстрация презентаций в программе MS Power Point.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Северное сияние», «Радуга-дуга» и др.

Бумагопластика

Теоретическая часть. Понятие «бумагопластика», материалы и технология выполнения работы.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Дары осени» (овощи, фрукты, грибы).

Аппликации, мозаики (из семян, прессованного природного материала, яичной скорлупы, туалетной бумаги, ниток)

Теоретическая часть. Понятия «аппликация», «мозаика», виды и материалы, технология выполнения работы. Демонстрация презентаций в программе MS Power Point.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Букет в вазе», «Северное сияние», «Радуга-дуга».

6. Конкурсы, выставки:

Теоретическая часть. Закрепление знаний, навыков и умений.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на конкурсы-выставки различных уровней (а том числе институциональный уровень): «Дорога к Храму», «Пасха Красная», «Радуга», «Дорога глазами детей» и др.

7. Итоговые занятия

Теоретическая часть. Закрепление терминов и понятий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ на темы: «Я - фантазёр», «Я и мир вокруг».

 

IV.Календарно-тематическое планирование

 

Месяц/ неделя Тема занятия Задачи Методы и приемы Оборудование

и материалы

УМК
октябрь (1) «Вводное» 1. Познакомить с основными и дополнительными средствами изображения, их назначением и свойствами: черно грифельный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель.

2. Познакомить с техническими приёмами работы с изобразительными материалами.

3. Выполнить практические работы с целью выявлению навыков, творческих способностей и умений детей.

4. Закрепить техники работы с различными материалами.

Беседа.

Рассматривание материалов.

Практическая работа «Рисунок на свободную тему».

Черно грифельный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель, тушь; различные кисти.

Бумага – ½ альбомного листа (4-6 шт. на каждого ребёнка).

Салфетка.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
октябрь (2) «Осенние деревья» 1. Вызвать эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, живописи.

2. Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем.

3. Познакомить с понятием «композиция, композиционный центр», с линейной перспективой.

4. Обучать детей приёмам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

5. Учить использовать в работе разнофактурный материал.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point

Практическая работа «Осенние деревья» (передача композиции и композиционного центра).

Физкультурная минутка «Стая птиц летит на юг».

 

Плотный картон А4 (голубой и коричневый фон). Пластилин коричневого цвета.

Арбузные семечки.

Простой карандаш.

Гуашь.

Кисть.

Стакан с водой.

Салфетка для рук.

Осенние листья.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия-2// Учебно-методическое пособие. - М., 2008.
октябрь

(3)

«Осенние дары» 1.Закреплять знания детей о дарах осени, полученные в процессе бесед и наблюдений.

2. Познакомить с натюрмортом. Учить оформлять композицию.

3. Познакомить с техникой «пальцеграфия», видами (обычная, воздушная), приёмами работы.

4. Познакомить с понятием «цветовая гамма» (теплая, холодная).

5. Научить изображать предметы в тёплых и холодных гаммах.

Мотивация.

Беседа.

Демонстрация и рассматривание работ, выполненных в технике «пальцеграфия».

Игра «Составь натюрморт».

Практическая работа «Ваза с плодами»

Гуашь 6-ти цветов.

Кисти разных разметов. Салфетка.

Бумага: 1 альбомный лист, ½ альбомного листа (3-4 шт. на каждого ребёнка).

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
октябрь (4) «Подарки осени» 1. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за осенней природой.

2. Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединённых единым содержанием.

3. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить приёму «вливания одного цвета в другой».

4. Формировать чувство любви к красоте родной природы.

Мотивация.

Беседа. Рассматривание листьев. Художественное слово «Золотятся между сосен…» Г. Галиной, «Осень на опушке…» З. Федоровской, «Подарки осени» С. Прокофьева.

Физкультурная пауза «На поляне дуб зелёный».

Практическая работа (поэтапное выполнение) «Подарки осени».

Игра «Осень спросим».

Плотный картон (А4) синего (голубого) цвета с силуэтами деревьев, рябиновые грозди с листьями, дубовые листья с желудями.

Набор пластилина.

Стека.

Салфетка для рук.

Осенние листья осины, берёзы, тополя, рябины.

 

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия-2// Учебно-методическое пособие. - М., 2008.
ноябрь (1)

«Волшеб-

ные кляксы»

1. Познакомить с техникой «кляксография», её возможностями, материалами.

2. Познакомить с цветовым кругом.

3. Освоить приёмы работы с цветом (подготовка, смешивание красок, способы нанесения).

Мотивация.

Беседа. Рассматривание иллюстраций, выполненных в технике «кляксография». Практическая работа «На что похоже? Дорисуй!»

Тушь разных цветов. Пипетка.

Салфетка.

Бумага: 1 альбомный лист, ½ альбомного листа (3-4 шт. на каждого ребёнка).

Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
ноябрь (2) «Разные деревья» 1. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

2. Познакомить с материалами и техническими приёмами вида живописи – «диатипия», его возможностями.

3. Учить передавать в работе характерные особенности строения разных деревьев посредством техник «диатипия» и «пластилинография».

4. Уточнить знания детей о дереве – берёза (строение, особенности веток).

5. Формировать любовь к родной природе, умение любоваться и восхищаться её красотой в любое время года.

6. Создать творческую работу с использованием техник «пластилинография» и «диатипия».

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Художественное слово «Люблю берёзку русскую…» А. Прокофьева, «С головы зелена…» А. Яшина, «Дуб» И. Токмаковой, «Лес» С. Маршака.

Физкультурная минутка «Выросли деревья».

Физкультурная разминка «Берёзка».

Практическая работа «Разные деревья».

Плотный картон синего (голубого) цвета А4.

Бумага для рисования А4.

Набор пластилина.

Стека.

Салфетка для рук.

Гуашь или тушь.

Карандаш или заострённая палочка.

Иллюстрации с изображением разных деревьев.

Репродукции картин художников по теме.

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия-2// Учебно-методическое пособие. - М., 2008.
ноябрь (3) «Единст-венной на свете» 1. Познакомить с понятием «печатание», используемыми материалами.

2. Учить технике «печатание».

3. Научить оформлять работу рамку, выполненную методом оригами.

4. Научить применять знания в практической деятельности.

5. Формировать уважительное и заботливое отношение к матери, желание делать подарки своими руками и дарить родному человеку.

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание материалов и образцов.

Художественное слово (стихотворения о маме).

Практическая работа «Открытка в рамке».

 

Двусторонняя цветная бумага А4.

Цветной картон.

Прессованные листья и цветы, семена, травы.

Клей ПВА.

Кисти для клея № 5,6.

Ёмкости для клея.

Салфетка.

Ножницы.

Печатки.

Гуашь 6-ти цветов.

Иванова Г.В. Поделки на прогулке//

Учебно-методическое пособие. - М., Тригон, 2007.

ноябрь (4) «Снеговики» 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей зимой.

2. Осваивать способы создания знакомого образа с посредством различных техник и материалов.

3. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе: выполнение работы в нескольких техниках (пластилинография с аппликацией из яичной скорлупы, бумагопластика).

4. Формировать чувство удовлетворения от процесса и результата работы.

Мотивация.

Беседа.

Художественное слов «Снег» Е. Трутневой, «Снежная баба» А. Барто, «Белая зима « Ф. Грубина, загадки о снеговике. Физкультурная минутка «Снега мы возьмём немножко».

Практическая работа.

Физкультурная пауза «Мы на лыжах в лес идём».

Картон голубого (синего, лилового, серого) цвета А4.

Бумажные салфетки белого цвета.

Клей ПВА.

Набор пластилина.

Белая яичная скорлупа.

Стека.

Доска для лепки.

Салфетка для рук.

 

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия-2// Учебно-методическое пособие. - М., 2008.
декабрь (1) «Зимние явления в природе» 1. Познакомить с понятием «композиция, композиционный центр».

2. Формировать представление о линейной перспективе.

3. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей.

4. Учить выполнять практическую работу в технике «монотипия», дополняя другими техниками в соответствии с представлениями.

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Практическая работа «Метель».

Бумага для рисования А4.

Досточка для лепки.

Гуашь.

Кисти.

 

Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
декабрь (2) «Северное сияние» 1. Познакомить с понятием «гроттаж», материалами и технологией выполнения работы.

2. Обогащать экологические знания детей о природном явлении – северное сияние.

3. Формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.

4. Учить выполнять творческую работу в нескольких техниках (гроттаж, пластилинография).

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Художественное слово (по теме занятия).

Практическая работа «Северное чудо».

Картон черного или темно-синего цвета.

Набор пластилина.

Восковая свеча.

Гуашь или акварель.

Тушь.

Мыло или шампунь.

Кисти № 5, 6.

Салфетка для рук.

Стека.

Доска для лепки.

Заострённая палочка.

Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
декабрь (3) «Зимние мотивы» 1. Познакомить с технологией выполнения работ в технике «линогравюра».

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей зимней природе, желание воплощать впечатления в практической деятельности.

3. Развивать образное мышление, воображение.

4. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе: выполнение работы в нескольких техниках (пластилинография, линогравюра).

Мотивация.

Беседа.

Художественное слово (по теме занятия).

Рассматривание репродукций картин (по теме занятия).

Практическая работа.

Плотный картон А4.

Бумага белая А4.

Набор картона разных форм и разметов.

Салфетка для рук.

Набор пластилина.

Стека.

Доска для лепки.

Ножницы.

Тушь. Кисть.

Чайная ложка.

Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
декабрь (4)

«Снегуроч-

ка»

1. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).

2. Закреплять умение детей использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.

3. Учить создавать выразительный, яркий образ, дополняя работу элементами бросового материала.

4. Стимулировать желание создавать образ, применяя известные техники изображения.

Мотивация.

Беседа.

Художественное слово «Есть у нас игра одна…» Е. Благининой, «Песенка Снегурочки» А. Беловой, «Снегурка» Е. Благининой.

Физкультурные минутки «Вот студёною зимой…», «На дворе у нас мороз».

Плотный картон розового (сиреневого или лилового) цвета А4.

Блёстки для украшения.

Кукла Снегурочка.

Набор пластилина.

Стека.

Доска для лепки.

Салфетка для рук.

Давыдова Г.Н. Пластилиног-рафия-2// Учебно-методическое пособие. - М., 2008.
январь (3) «Я – фантазёр» 1. Познакомить с алгоритмом, материалами и техническими приёмами выполнения работы в нетрадиционной технике - фотокопия.

2. Формировать умение доводить начатое дело до конца.

3. Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление.

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание образцов.

 

Свеча или восковой мелок.

Тушь.

Бумага для рисования А4.

Флейцевая кисть.

Салфетка для рук.

Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
январь (4) февраль (1) «Образы диких животных» - 2 занятия 1. Обогащать экологические представления детей о жизни диких животных: медведя, лося, оленя.

2. Учить изображать фигуру животного, передавая характерные особенности строения тела, пропорции и характерные детали.

3. Познакомить с техникой изображения – сухой кистью для клея и использования стеки с целью придания шерсти животного необходимой структуры (мохнатости).

4. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином, краской.

5. Формировать любознательность, инициативу к экспериментированию с материалом.

6. Воспитывать любовь и экологически правильное отношение к природе родного края.

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Художественное слово «В гости» А. Шлыгина, «Лось и лосёнок» А. Бродского.

Рассматривание репродукций картин «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, из серии «Дикие животные».

Рассматривание иллюстраций к сказке П. Бажова «Серебряное копытце».

Практическая работа (на выбор) «Мишка косолапый», «Кто на голове рога носит?»

Физкультурная минутка «Ты медведя не буди», физкультурная пауза «Мишка вылез из берлоги».

Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька зимой».

Игра «У медведя во бору».

Плотный картон А4.

Набор пластилина.

Салфетка для рук.

Доска для лепки.

Стека.

Репродукции картин.

Книжные иллюстрации.

Бумага.

Уголь.

Сангина.

Мел.

 

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия: анималисти-

ческая живопись// Учебно-методическое пособие. - М., 2007.

февраль (2) «Следы на снегу» 1. Учить создавать композицию, применяя закон перспективы.

2. Уточнить экологические представления детей о лесных обитателях, особенностях их передвижения в зимнее время года.

3. Формировать умение создавать рисунок, используя разнообразные материалы.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Мотивация.

Беседа.

Художественное слово «Следы на снегу» В. Кузнецова, «Белая страница» С. Маршака.

Практическая работа «Снежная страница».

Бумага для рисования А4.

Гуашь.

Кисти.

Салфетка.

Уголь.

 

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

февраль (3) «Вперёд, под парусами!» 1. Продолжать осваивать технику – витраж.

2. Учить оформлять работу, дополняя элементами (бросовый материал, ракушки, др.).

3. Учить применять знания в практической деятельности.

4. Воспитывать уважение к мужественным людям, профессиям; желание быть сильным, отважным, защищать Родину.

5. Формировать уважительное отношение к отцу, желание делать подарки своими руками и дарить родному человеку.

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Практическая работа «Эй, на палубе!»

Пленка для брошюрирования.

ПВА, тушь, гуашь.

Ножницы.

Нитки нейлоновые.

Бисер.

Деревянная рейка.

Шаблоны парусников.

Зубочистки.

Морские мотивы. Живопись витражными красками. – М., АРТ-РОДНИК, 2007.
февраль (4) «Пингвины на льдине» 1. Познакомить с представителями животного мира – пингвинами.

2. Учить передавать характерное строение птицы, соблюдая пропорции, относительную величину частей.

3. Учить создавать композицию в холодной цветовой гамме.

4. Закрепить усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.).

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Художественное слово: отрывок из книги Г. Снегирёва «Про пингвинов», «Три пингвина» А. Милн, «Пингвинята» С. Маршака.

Физкультминутка «Пингвины».

Практическая работа «Пингвины на льдине».

Пальчиковая гимнастика «Два пингвина».

Плотный картон синего или фиолетового цвета ½ А4.

Бумага А4.

Гуашь.

Кисти.

Баночка с водой.

Набор пластилина.

Салфетка для рук.

Доска для лепки.

Стека.

Прессованные листья малины.

Клей ПВА.

Кисть для клея.

Иллюстрации.

 

Копцева Т.А. Природа и

художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия: анималисти-

ческая живопись// Учебно-методическое пособие. - М., 2007.

Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая, подготови-

тельная группы// Система обучения дошкольников с природным материалом. - Ярославль: Академия развития, 2007.

март

(1)

«Мимоза» 1. Обучить основным техническим приёмам работы в технике «бумагопластика».

2. Уточнить знания детей о празднике 8 Марта, весенних первоцветах.

3. Формировать желание делать подарки своими руками для мам, бабушек.

4. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру через восприятие красоты природных форм и практическую деятельность.

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Художественное слов «Мимоза» Е. Авдиенко.

Практическая работа «Мимоза».

Картон лилового (фиолетового) цвета 25х18 см.

Бумажная салфетка жёлтого цвета.

Двусторонняя бумага зелёного цвета.

Ножницы.

Простой карандаш.

Клей ПВА.

Кисть для клея.

Тканевая салфетка.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы// Учебно-методическое пособие. - М., 2007.
март

(2)

«Образы домашних животных» 1. Дать детям исторические и экологические представления о животных – кошке и собаке.

2. Прививать любовь и бережное отношение к домашним животным – кошке, собаке.

3. Продолжать знакомить с анамалистическим жанром посредством пластилинографии.

4. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного; закрепить приёмы изображения предмета из отдельных частей.

5. Закрепить технические навыки работы с пластилином,

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание репродукций художников-анамалистов (В. Ватагин, И. Ефимов).

Загадки о животных.

Практическая работа «Разные коты» («Любопытный щенок», «Котёнок играет с мячом», Догонялки» и др.)

Бумага для рисования А4.

Плотный картон А4.

Гуашь.

Кисти.

Салфетки.

Набор пластилина.

Доска для лепки.

Стека.

Копцева Т.А. Природа и

художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

март

(3)

«Подводное царство» 1. Познакомить с новой техникой – витраж, её возможностями, материалами, технологией выполнения работы.

2. Освоить приёмы работы с материалом для витража.

3. Формировать экологические представления о жизни подводного мира.

4. Продолжать учить работать с шаблонами.

5. Воспитывать любознательность, желание выполнять работу с применением разнообразных знакомых материалом и техник.

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Практическая работа «Кто на себе дом носит?»

 

Бумага А4.

Канцелярский клей.

Пипетка.

Графитный карандаш.

Акварель или гуашь.

Кисти.

Пленка для брошюрирования.

ПВА, тушь, гуашь.

Шило.

Нитки нейлоновые.

Бисер.

Палочка синего цвета.

Шаблоны (медуз, краба, раковин).

Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.

Морские мотивы. Живопись витражными красками. – М., АРТ-РОДНИК, 2007.

март

(4)

«Рыбы морей и океанов» 1. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в одной из техник (пластилинография, витраж).

3. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный материал.

4. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим его людям.

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Художественное слово: «На дне морском» В. Шульжика.

Физкультурные паузы «Мы плывём по тёплой речке», «Над волнами чайки кружат».

Картон синего цвета.

Набор пластилина.

Арбузные семечки.

Блистеры от таблеток.

Бусины черного цвета.

Ракушки.

Фасоль.

Графитный карандаш.

Стека.

Салфетки.

 

Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилино-графия// Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

апрель (1)

«Образы экзоти-

ческих животных»

1. Формировать интерес к животным, побуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластилинографии, живописи.

2. Учить изображать предмет из пластилина, составляя его из отдельных деталей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков (скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей).

3. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, изобретательность.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Практическая работа (по желанию ребёнка) - «В саванне» (жираф, слон, носорог), «Семья слонов (жирафов) на прогулке», «Носорог скучает», «Слоны обливают малышей водой» и др.

Плотный картон голубого цвета ½ А4.

Набор пластилина.

Салфетка для рук.

Доска для лепки.

Стека.

Иллюстрации.

Цветная бумага.

Ножницы.

Клей.

Гуашь.

Кисти.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

Давыдова Г.Н. Пластилино-графия: анималисти-

ческая живопись// Учебно-методическое пособие. - М., 2007.

апрель (2)

«Морские млекопита-

ющие»

1. Продолжать знакомить с техникой – витраж, осваивать основные приёмы работы.

2. Формировать экологические представления о млекопитающих морей: дельфинах.

3. Продолжать осваивать технику «витраж».

4. Учить использовать дополнительные детали для создания выразительного, яркого образа.

5. Развивать познавательный интерес к жизни животного мира.

Мотивация.

Беседа.

Практическая работа «Весёлые дельфины» («Танец дельфинов», Заботливая акула»).

 

Бумага А4.

Плотный картон А4.

Цветные фломастеры.

Мелки восковые.

Акварель.

Набор пластилина.

Доска для лепки.

Кисти.

Салфетки.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

апрель (3) «Птицы волшебного леса» 1. Учить создавать образы с помощью природного материала, применяя технические приёмы аппликации из прессованных листьев.

2. Учить работать по схеме.

3. Познакомить с новой изобразительной техникой – ниткопись.

4. Продолжать работать над композицией, дополняя работу деталями с целью создания сюжета.

5. Воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым.

Мотивация.

Беседа, сопровожда-ющаяся презентацией

в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Игра «Что на что похоже?»

Практическая работа (птица и техника по выбору ребёнка).

Выставка работ.

Схемы с изображением фигур разных птиц.

Прессованные листья.

Клей ПВА.

Кисть для клея.

Салфетки.

Бумага ½ А4.

Плотный картон А4.

Нитки №10 или «ирис».

Тушь или гуашь.

Кисти для рисования.

Мелки, уголь.

Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы// Система обучения дошкольников с природным материалом. - Ярославль: Академия развития, 2007.

 

апрель (4) «Душистый снег» 1. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать её красоту в своём творчестве.

2. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

3. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Мотивация.

Беседа, презентация в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Художественное слово: «Яблонька» Н. Забилы, «Душистый снег».

Физкультурная пауза «Как на яблоне цветы».

Практическая работа «Душистый снег».

Плотный картон синего (голубого, лилового, фиолетового) цвета с контурным изображением ветки.

Набор пластилина.

Доска для лепки.

Стека.

Салфетка для рук.

 

Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилино-графия// Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

 

май (1)

«Цветы весны»

1. Уточнить знания детей о первоцветах весенних. Формировать экологические представления о жизни растений.

2. Познакомить с методом «мозаичной живописи».

3. Учить воплощать в работе замысел, используя средства выразительности: цвет, объём, фактура, композицию.

4. Продолжать учить создавать образы растений в нетрадиционных техниках: пластилинография, мозаичная живопись.

Мотивация.

Беседа.

Рассматривание репродукций: «Сирень» П. Кончаловского, Цветы» М. Сарьяна и др.

Чтение отрывка: «Золотой луг» М. Пришвина, «Одуванчик» Л. Квитко.

Физкультминутка «Одуванчики».

Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».

Практическая работа «Цветы весны» («Кактус в горшочке», «Одуванчики»).

Бумага А4, ½ А4.

Плотный картон А4, ½ А4.

Бумага цветная.

Гуашь.

Кисти для рисования.

Набор пластилина.

Стека.

Салфетка для рук.

Иллюстрации.

 

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилино-графия// Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

 

май (2) «Полевые цветы» 1. Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

2. Учить отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя технику изображения – рисование пластилином.

3. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции работы и внесении дополнений в рисунок по теме работы.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Мотивация.

Беседа, презентация в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Художественное слово: «Полевые цветы» А. Барто, «Если я сорву цветок…» Т. Собакиной.

Физкультурная пауза «По солнышку…»

Плотный картон голубого цвета А4.

Набор пластилина.

Стека.

Доска для лепки.

Салфетка для рук.

 

Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилино-графия// Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

 

май (3) «Образы насекомых» 1. Расширять экологические знания детей о насекомых, особенностях внешнего вида.

2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

3. Вызвать эмоциональный отклик и желание изобразить насекомое, используя имеющиеся умения и навыки, воображение.

4. Учить дополнять работу, создавая интересный и яркий сюжет.

5. Воспитывать экологически правильное отношение к насекомым.

Мотивация.

Беседа, презентация в программе MS Power Point.

Загадки (по теме занятия).

Художественное слово: сказка «Как бабочка стала разноцветной», «Бабочка, давай дружить!» А. Саврасова.

Физкультурная пауза «Бабочки».

Практическая работа «Бабочка» (Стрекоза, Божья коровка).

Пальчиковая гимнастика «Бабочки».

Бумага А4, ½ А4.

Тушь.

Перо.

Палочки.

Набор пластилина.

Плотный цветной картон.

Стека.

Доска для лепки.

Салфетки.

Кисти.

Клей ПВА.

Прессованные листья.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-

тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилино-графия// Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая, подготови-тельная группы// Система обучения дошкольников с природным материалом. - Ярославль: Академия развития, 2007.

май (4)

«Природа – волшеб-

ница - художница»

1. Создать на основе имеющихся умений и навыков сюжетную композицию на свободную тему.

2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни.

3. Формировать творческую активность детей.

4. Закрепить полученные в процессе обучения умения и навыки.

5. Учить создавать выразительный образ, используя разнообразие техник и материалов.

Мотивация.

Беседа.

Иллюстрации.

Выставка работ.

 

Бумага А4, ½ А4.

Плотный картон А4, ½ А4.

Цветная бумага.

Краски (акварель, гуашь).

Кисти.

Доска для лепки.

Салфетки.

Клей ПВА.

Канцелярский клей.

Пленка для брошюрирования.

Дополнительные материалы (бросовый, прессованные листья, семена, веточки, яичная скорлупа).

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобрази-тельному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.

 

 

V. Методическое обеспечение программы

Организация образовательного процесса

Подготовка к занятию состоит из нескольких этапов:

- наблюдение предметов и явлений в окружающей действительности.

Цель: познакомить со строением, пропорциями, функциями вещей. Одушевление живого мира природы, мотивация.

- знакомство с предметами искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное).

Цель: оживить образы, насытить эмоциональное отношение ребёнка с помощью вопросов. Научить учитывать средства выразительности.

- научи себя сам с помощью дидактических пособий и обыграй.

Цель: упражнение в способах изображения и нахождения своего индивидуального способа изображения.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных художественно-изобразительных техник:

- кляксография;

- пальцеграфия;

- диатипия;

- фотокопия;

- монотипия;

- витражная живопись;

- линогравюра;

- ниткопись;

- припечатка;

- гроттаж.

А также новых способов изображения:

- пластилинография;

- бумагопластика;

- аппликации, мозаики (из семян, прессованного природного материала, яичной скорлупы, туалетной бумаги, ниток).

Важным условием организации образовательного процесса на занятиях кружка «Семицветик» является создание эмоционально-психологического комфорта, которое будет достигнуто через:

  • обеспечение времени, пространства и возможности для самовыражения;
  • развитие мышления, умения воображать и фантазировать;
  • стимулирование детей к выражению своих переживаний, мыслей, чувств;
  • положительные эмоции, чувства;
  • создание ситуации успеха и сотрудничества.

На занятиях дети получают теоретические знания и овладевают практическими умениями в области художественного и декоративно-прикладного творчества. Занятия проводятся в занимательной игровой форме, с использованием технологии развивающего обучения ТРИЗ.

Итоговое занятие по теме или разделу строится на основе структуры:

- начало занятия: игровая мотивация (постановка проблемы, др.);

- оговаривание способов изображения;

- подготовка детьми рабочего места;

- самостоятельная деятельность детей;

- итог занятия (без оценки навыков и умений; акцент на сюжет, средства выразительности и т.д.).

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо иметь наглядный и демонстрационный материал в соответствии с темами занятий:

  • техническое оснащение занятий: аудио записи; презентации в программе MS Power Point: «Дерево в годовом цикле» (в т.ч. репродукции русских художников); «Северное сияние»; «Дикие животные»; «По водным просторам»; «Домашние животные»; «Рыбы морей и океанов»; «Птицы»; «Экзотические животные»; «Зима»; «Весна»; «Цветочное многообразие»; «Удивительное – рядом».
  • дидактический материал: репродукции художников; картины из серий «Дикие животные», «Домашние животные»;
  • схемы-алгоритмы выполнения работ;
  • материалы и оборудование к занятиям: пластилин, стеки, досточки; краски (гуашевые, темперные, акварельные), кисти (для красок, клея, флейцевые); дополнительный материал – бросовый (яичные лотки, блистеры от таблеток), трубочки для коктейля, печатки, перья, палочки, пипетки; тушь; салфетки для рук тканевые и бумажные; плотный белый и цветной картон формата А4; цветная двусторонняя бумага формата А4; клей (ПВА, обойный, канцелярский); плёнка для брошюрирования (ламинирования); мелки восковые; леска тонкая; ножницы; природный материал – прессованные листья и цветы: семена и косточки растений и плодов; демонстрационные полки или стенды;
  • дидактические игры на развитие творческих способностей;
  • анкеты; диагностические листы.

 

VI. Список литературы

  1. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
  2. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
  3. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы// Система обучения дошкольников с природным материалом. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн: пластилинография//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2006.
  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2007.
  6. Давыдова Г.Н. Пластилинография-2//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2008.
  7. Давыдова Г.Н. Бумагопластика//Учебно-методическое пособие. – Москва: Скрипторий, 2007.
  8. Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. Обучение детей технике рисования в детском саду и в школе. – Москва: Столетие, 1998.
  9. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
  10. Иванова Г.В. Поделки на прогулке// Учебно-методическое пособие. - М., Тригон, 2007.
  11. Морские мотивы. Живопись витражными красками. – М., АРТ-РОДНИК, 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Проект «Современный комплекс по очистке Тагильского пруда»

Проект «Современный комплекс по очистке Тагильского пруда» Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Тип проекта: краткосрочный. Актуальность проекта: Мы живем на Урале, в...

Читайте также

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...

«Наутилус»

«Наутилус» Экскурсии в "Наутилус" дают возможность увидеть и ощутить близость с миром подводного царства, показать разнообразие рыб обитающих на планете. Дети...