Факультативный курс программы
«Самароведение» для детей старшего дошкольного возраста

 

Основные принципы реализации программы:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • гуманистический характер образования, содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество детского сада с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Информационная карта.

  • Тип программы: образовательная.
  • Образовательная область: познавательная.
  • Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность реализации программы: два года.
  • Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.

Цель: формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного пространства Самары.

Основные задачи:

  • Создать условия в ДОУ, способствующие становлению гражданских, патриотических, духовно-нравственных основ личности ребёнка.
  • Приобщать дошкольников к социокультурным ценностям родного города.
  • Развивать начальные предпосылки исследовательской деятельности в ходе проектной деятельности.
  • Обеспечить развитие личности ребёнка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды.
  • Способствовать созданию единого социокультурного пространства ДОУ и ближайшего социального окружения с целью духовно-нравственного развития дошкольников.
  • Обеспечить активное сотрудничество с семьями воспитанников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Формы работы по ознакомлению с городом:

  • Экскурсии по городу.
  • Беседы с детьми.
  • Чтение художественной литературы.
  • Мультимедийные презентации.
  • Игры-путешествия по городу.
  • Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери картинку», «Доставь письмо», «Отгадай и назови», «Подбери пару» и т.д.
  • Викторины (познавательные и литературные).
  • Исследовательская работа взрослых и детей.
  • Презентация детских проектов.
  • Составление описательных загадок.
  • Составление рассказов из личного опыта.
  • Создание мини-музеев.
  • Выставка рисунков.
  • Организация акций «10 любимых мест Самары», «Добрые дела для города».
  • Проведение праздников и развлечений: «День рождения города», «День Волги».

Ожидаемые результаты:

  • Формирование ценностных представлений у старших дошкольников об истории и традициях родного края, повышения уровня знаний об общественных и культурных событиях нашего общества.
  • Создание современной образовательной среды в группах через обогащение содержания нравственно - патриотического, социо и этнокультурного компонента образования, развитие музейной педагогики.
  • Дальнейшее расширение спектра образовательных услуг с учётом потребностей семей воспитанников, сотрудничество с семьёй в вопросах духовно-нравственного воспитания.
  • Расширение социального партнёрства с учреждениями культуры, образования, здравоохранения и общественными организациями.
  • Освоение педагогическим коллективом современных образовательных технологий: развивающего обучения, интерактивных методов, проектной деятельности.
  • Успешная интеграция факультативного курса программы с другими программами социально-нравственного, патриотического и краеведческого содержания.

 

 

Перспективный план в старшей группе

 

Месяц Тема Цель Форма проведения
Сентябрь Вводная диагностика

Опросник для детей старших групп

Выявить уровень представлений детей о родном городе. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика).
День города Сформировать представление о празднике «День города», воспитывать у детей любовь к родному городу. Мультимедийная презентация «День города»

Акция к дню города «Добрые дела для моего города»

октябрь Наш детский сад Систематизировать знания о детском саде, закрепить представления детей о труде сотрудников. Беседа «Что такое детский сад?»
Двор, в котором я живу Закреплять представления о ближайшем окружении, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему. Рассказы детей из личного опыта с опорой на схему «За что я люблю свой двор?».
ноябрь Достопримечательности Город детства моего. Дать представление об основных достопримечательностях города, о памятных символах Самары, воспитывать любовь к родному городу. Виртуальная экскурсия по городу.
Ворота города Познакомить детей с «воротами» города – вокзалами, с историей главных ворот Самары. Сформировать представление о назначении вокзалов. Мультимедийная презентация

 

декабрь

Улицы родного города Познакомить детей с близлежащими улицами, с историей улиц. Учить правилам поведения на улицах города. Экскурсия по улицам Ташкентская, Стара Загора. Моделирование схемы улицы.
Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»
январь Музыкальная Самара Познакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация.
февраль Музей города Самара (А.Толстого, музей железнодорожного транспорта и т.д.) Дать представление о назначении музея, познакомить детей с понятиями: коллекция, экспонаты, различными музеями. Формировать представления у дошкольников о музеях города. Развивать любознательность, потребность узнавать новое Презентация детских проектов
Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: защитники, герои, храбрость. Сформировать представление о защитниках Отечества. Рассказ с элементами беседы
март Что такое площадь? Площади Самары Дать представление о том, что называется площадью. Познакомить детей с площадями города. Беседа с детьми. Изготовление альбома «Самарские площади»
История дома Познакомить детей с историей появления построек, с разными видами домов.. Мультимедийная презентация

 

апрель

Самара спортивная Дать представление о спортивных объектах Самары, формировать положительное отношение к занятиям спортом. Эвристическая беседа «Как сохранить здоровье?»
Виды театра. Кукольный театр. Дать представления о театре, видах театров. Познакомить детей с театром кукол, с театральными атрибутами. Посещение кукольного театра совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду.
май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Праздник, посвящённый 9 мая
Парки Самары Познакомить детей с парками города, учить бережно относиться к природе. Воспитывать желание сохранять «зелёные лёгкие Самары» Рассказы детей из личного опыта.

Посадка цветов на участке детского сада.

Перспективный план в подготовительной группе

Месяц Тема Цель Форма проведения
Сентябрь Вводная диагностика

Опросник для детей подготовительных к школе групп.

Выявить уровень сформированности представлений детей об истории и культуре родного города. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика).
День города Расширять представления детей о родном городе, учить детей выражать свои впечатления о городе с помощью речи. Мультимедийная презентация «День города»

Акция к дню города «Добрые дела для моего города»

октябрь Мой микрорайон Расширять представления о родном городе и микрорайоне Рассказы детей из личного опыта
Краеведческий музей П.В. Алабина Способствовать развитию у детей интереса к истории и культуре родного края. Экскурсия в музей

 

ноябрь Символы родного города (герб, флаг, гимн города) Познакомить детей с гербом, флагом и гимном города Рассказ с элементами беседы «Символы Самары»
Самара-городок– начало-начал Сформировать у дошкольников представление об истории родного края, рассказать об исторических событиях города Самары. Интерактивная выставка «Летопись Самары»

Тематическая акция «Лучший город на земле»

декабрь Улицы родного города Познакомить детей с улицами города, с историей улиц. Закреплять правила поведения на улицах города. Виртуальная экскурсия по городу.
Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»
январь Музыкальная Самара Продолжать знакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация.
февраль Музеи города Самара

(Художественный музей, выставочный центр «Радуга», «Детская картинная галерея» и т.д.)

Продолжать работу по ознакомлению детей с музеями города. Учить рассказывать о своих впечатлениях. Развивать исследовательские навыки. Презентация индивидуальных проектов детей.
Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: патриоты, доблесть. Дать представление о значимости тыла для победы на фронте. Рассказ с элементами беседы. Экскурсия родителей с детьми в Военно-исторический музей Самары.

 

март Архитектура города: вчера и сегодня Познакомить с понятием: архитектура. Учить отражать в речи личностные представления детей о том, или ином архитектурном памятнике Самары. Мультимедийная презентация. Коллективная постройка «Город будущего»
Памятники и монументы Самары Способствовать развитию исследовательских навыков, учить детей составлять рассказы об увиденном. Описательные рассказы детей о памятниках города.
апрель Самара космическая Дать представление о роли трудящихся Самары в подготовке космических полётов. Развивать любознательность. Мультимедийная презентация: полёт первого космонавта в космос.
Театры Самары: театр оперы и балета,

Драматический театр

Сформировать представление о театрах Самары, их разнообразии. Познакомить детей с профессиями людей в театре. Закреплять правила поведения в театре. Посещение театров совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду
май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, познакомить с памятными местами города, связанными с ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Экскурсия с возложением цветов к вечному огню Праздник, посвящённый 9 мая
День Волги Формировать у детей представление о великой русской реке Волге, Рассказать о значении Волги для людей, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетический вкус. Выставка детских рисунков.

 

Самарский алфавит

А – Автовокзал, Аллея трудовой славы, Аквапарк, Алабин П.В.

Б – Ботанический сад, Буратино (памятник), Безымянка, Бункер Сталина.

В – Выставочный центр «Радуга», Вечный огонь, Волга.

Г – Гагарин Ю.А. Григорий Засекин.

Д – Драматический театр, Дворец спорта, домик Клодта.

Е – Еврейская синагога.

Ж – Железнодорожный вокзал.

З – Загородный парк, завод 9 ГПЗ.

И – Ипподром, Иверский монастырь, Ил-2 (памятник).

К – Краеведческий музей, Костёл, Кирха, Колизей.

Л – Ленинградская улица, Ладья (памятник).

М – Монумент Славы, Мечеть, Металлург, музей А.Толстого, музей космоса, метро.

Н – Ново-Садовая улица, набережная Волги.

О – Областная библиотека им. В.И. Ленина.

П – Площади: Куйбышева, Кирова, Мочалова, Самарская, Славы, Революции, проспект Кирова.

Р – Речной вокзал.

С – Струковский сад, собор Кирилла и Мефодия.

Т – Театр оперы и балета, театр кукол, ТЮЗ.

У – Улицы: Стара Загора, Ташкентская, Георгия Димитрова, Победы, Университеты Самары.

Ф – Филармония.

Х – Хлебная площадь, храм Георгия Победоносца.

Ц – Цирк.

Ч – Чапаев В.И. (памятник).

Ш – Шоколадная фабрика «Россия», шоссе Московское.

Щ – Парк Щорса.

Э – Элеватор.

Ю – Юнгородок.

Я – Яблоневый овраг, Яхт-клуб.

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...