Рабочая программа дополнительного образования по формированию экологического воспитания у детей младшего возраста «Экология для маленьких»
Пояснительная записка
Введение
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
- в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
- в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
- в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.
Предлагаемая программа входит в комплексную программу создания непрерывного экологического образования, написанная с учетом региональных условий и адаптирована в условиях работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении « Детский сад №103».
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В группах занятия ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе – 1 час в неделю.
При разработке программы по экологическому воспитанию дошкольников использовали программы «Экологическое воспитание младших школьников» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, «Войди в природу другом» З.Ф. Аксенова.
Цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир; создание условий для формирования элементарных экологических представлений, развитие предпосылок экологической культуры и воспитанности познавательного интереса от общения с объектом природы и животного мира.
Задачи кружка «Экология для маленьких»
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Материально-технические условия.
Материально-техническая база МБДОУ «Детский сад №103 «Журавушка» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Экологический уголок», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Диагностика
Для выявления уровня знаний детей использовалась диагностика по экологическому воспитанию.
Критерии оценок экологических знаний
0 – частичные знания, ошибочные представления;
1 – наличие знаний о некоторых сторонах изучаемых объектов; вычленение признаков рядоположения; отсутствие знаний об объективно существенных сторонах;
2 – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов;
3 – установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов;
4 – системные знания; освоение закономерности распространяется на познание объектов окружающей действительности.
Животные
- Узнают и называют ли дети по картинкам домашних и диких животных (2-3вида), птиц(1-2 вида), бабочку, рыбку, лягушку?
- Знают ли части тела животных?
- Где живут животные?
- Чем питаются?
- По каким признакам их относят к живой природе?
Методика диагностики
- Беседа по картинкам (приготовить изображения животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных – лягушка).
- Кто это? (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)
- Где живет?
- Что это? (показать ту или иную часть тела.)
- Живое ли это? (показать картинку с изображением животного).
- Как определить, что это живое существо?
· Игра « Покорми животное»: приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или их изображения); предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.
Растения
- Узнают и называют ли по картинкам и живым объектам растения (комнатные, в цветнике) – 2 – 3 вида, деревья (1-2 вида)?
- Знают ли их части? (лист, стебель, цветок)
- Осознают ли необходимость поливки растений?
- Относят ли растения к живым существам?
Методика диагностики
- Беседа по картинкам и использование комнатных растений (подобрать изображения травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев).
- Что это? (как называется растение)?
- Что будет, если растения не поливать?
- Живое ли растение?
- Как определить, что растение живое?
- Игра «Путаница»: приготовить карточки с изображением частей растения; предложить ребенку сложить их в нужном порядке. Затем перепутать расположение частей и задать вопросы:
- можно ли так сложить части растения;
- почему нельзя;
- назови, что это (указать на ту или иную часть растения).
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (о способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
- Иметь представления о растениях и животных.
Тематический план работы
Сентябрь |
1. Диагностика экологических знаний. 2. Диагностика экологических знаний. 3. Прогулка: этот незнакомый мир. 4. Чудо – дерево. |
Октябрь |
5. Золотая осень. Подвижная игра «Мы осенние листочки». 6. Рассматриваем цветы в вазе. 7. Куда залетела пчелка? Подвижная игра «Пчелка и цветы». 8. Гостинцы от бабушки: знакомство с помидором и огурцом. |
Ноябрь |
9. В гостях у комнатных растений. 10. Что такое вода: знакомство с капелькой. 11. Кому нужен дождик: Капелька в гостях у огромной тучки. 12. Гостинцы от бабушки: знакомство с картофелем и свеклой. |
Декабрь |
13. В гостях у белочки. 14. Гостинцы от бабушки: знакомство с фруктами. 15. Как узнать ель (елку). 16. Сравнение живой и игрушечной елки. |
Январь |
17. Гости с неба: знакомство со снежинками. 18. Кто под кусточком живет: знакомство с зайцем. 19. Здравствуй, птичка – невеличка! 20. Эта рыжая лиса и красива и хитра. |
Февраль |
21. Знакомство с рыбкой. Кто живет в аквариуме? 22. Рыбка живая – ее надо кормить, она плавает. 23. Что есть у рыбки? 24. Что делает рыбка ртом и глазами? |
Март |
25. Разноцветная вода. 26. На птичьем дворе: Знакомство с курицей, петухом их детками. 27. На деревенском дворе: знакомство с кошкой и собакой. 28. На деревенском дворе: знакомство с коровой. |
Апрель |
29. Айболит проверяет здоровье детей. 30. Знакомство с лошадью и жеребенком. 31. У кого какая мама: котята, щенята, цыплята, жеребята. Дидактическая игра «Чьи детки?» 32. Растения нашего участка: знакомство с березкой. |
Май |
33. Носит одуванчик желтый сарафанчик. 34. Собаки, кошки, мыши. Сравнение игра. 35. Насекомые весной: знакомство с бабочкой, жуком. 36. Диагностика экологических знаний. |
Литература.
- Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», 1993.
- Программа Рыжовой Н.А. « Наш дом - Природа» , 1998.
- Ашиков В.И. и Ашикова С.Г. «Семицветик» - программа экологического воспитания для детей 3-7 лет.
- Потапова Т.В. и др. «Надежда» - программа подготовки детей дошкольного возраста к изучению основ экологии; 1998г
- Тюмасева З.И. «Дорога в страну чудес» часть 1. Дошкольное образование.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Читайте также |
---|
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...
Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»
Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...