Рабочая программа дополнительного образования по формированию экологического воспитания у детей младшего возраста «Экология для маленьких»

 

Пояснительная записка

Введение

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
  • в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
  • в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.

Предлагаемая программа входит в комплексную программу создания непрерывного экологического образования, написанная с учетом региональных условий и адаптирована в условиях работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении « Детский сад №103».

Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.

Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.

На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.

У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.

Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.

В группах занятия ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе – 1 час в неделю.

При разработке программы по экологическому воспитанию дошкольников использовали программы «Экологическое воспитание младших школьников» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, «Войди в природу другом» З.Ф. Аксенова.

Цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир; создание условий для формирования элементарных экологических представлений, развитие предпосылок экологической культуры и воспитанности познавательного интереса от общения с объектом природы и животного мира.

Задачи кружка «Экология для маленьких»

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Развивающие:

  • развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • формирование навыков рационального природоиспользования;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Материально-технические условия.

Материально-техническая база МБДОУ «Детский сад №103 «Журавушка» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Экологический уголок», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Диагностика

Для выявления уровня знаний детей использовалась диагностика по экологическому воспитанию.

Критерии оценок экологических знаний

0 – частичные знания, ошибочные представления;

1 – наличие знаний о некоторых сторонах изучаемых объектов; вычленение признаков рядоположения; отсутствие знаний об объективно существенных сторонах;

2 – нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов;

3 – установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов;

4 – системные знания; освоение закономерности распространяется на познание объектов окружающей действительности.

Животные

  1. Узнают и называют ли дети по картинкам домашних и диких животных (2-3вида), птиц(1-2 вида), бабочку, рыбку, лягушку?
  2. Знают ли части тела животных?
  3. Где живут животные?
  4. Чем питаются?
  5. По каким признакам их относят к живой природе?

Методика диагностики

  • Беседа по картинкам (приготовить изображения животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных – лягушка).
  1. Кто это? (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)
  2. Где живет?
  3. Что это? (показать ту или иную часть тела.)
  4. Живое ли это? (показать картинку с изображением животного).
  5. Как определить, что это живое существо?

· Игра « Покорми животное»: приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или их изображения); предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.

Растения

  1. Узнают и называют ли по картинкам и живым объектам растения (комнатные, в цветнике) – 2 – 3 вида, деревья (1-2 вида)?
  2. Знают ли их части? (лист, стебель, цветок)
  3. Осознают ли необходимость поливки растений?
  4. Относят ли растения к живым существам?

Методика диагностики

  • Беседа по картинкам и использование комнатных растений (подобрать изображения травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев).
  1. Что это? (как называется растение)?
  2. Что будет, если растения не поливать?
  3. Живое ли растение?
  4. Как определить, что растение живое?
  • Игра «Путаница»: приготовить карточки с изображением частей растения; предложить ребенку сложить их в нужном порядке. Затем перепутать расположение частей и задать вопросы:

- можно ли так сложить части растения;

- почему нельзя;

- назови, что это (указать на ту или иную часть растения).

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (о способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
  • Иметь представления о растениях и животных.

 

Тематический план работы

 

Сентябрь

1. Диагностика экологических знаний.

2. Диагностика экологических знаний.

3. Прогулка: этот незнакомый мир.

4. Чудо – дерево.

Октябрь

5. Золотая осень. Подвижная игра «Мы осенние листочки».

6. Рассматриваем цветы в вазе.

7. Куда залетела пчелка? Подвижная игра «Пчелка и цветы».

8. Гостинцы от бабушки: знакомство с помидором и огурцом.

Ноябрь

9. В гостях у комнатных растений.

10. Что такое вода: знакомство с капелькой.

11. Кому нужен дождик: Капелька в гостях у огромной тучки.

12. Гостинцы от бабушки: знакомство с картофелем и свеклой.

Декабрь

13. В гостях у белочки.

14. Гостинцы от бабушки: знакомство с фруктами.

15. Как узнать ель (елку).

16. Сравнение живой и игрушечной елки.

Январь

17. Гости с неба: знакомство со снежинками.

18. Кто под кусточком живет: знакомство с зайцем.

19. Здравствуй, птичка – невеличка!

20. Эта рыжая лиса и красива и хитра.

Февраль

21. Знакомство с рыбкой. Кто живет в аквариуме?

22. Рыбка живая – ее надо кормить, она плавает.

23. Что есть у рыбки?

24. Что делает рыбка ртом и глазами?

Март

25. Разноцветная вода.

26. На птичьем дворе: Знакомство с курицей, петухом их детками.

27. На деревенском дворе: знакомство с кошкой и собакой.

28. На деревенском дворе: знакомство с коровой.

Апрель

29. Айболит проверяет здоровье детей.

30. Знакомство с лошадью и жеребенком.

31. У кого какая мама: котята, щенята, цыплята, жеребята. Дидактическая игра «Чьи детки?»

32. Растения нашего участка: знакомство с березкой.

Май

33. Носит одуванчик желтый сарафанчик.

34. Собаки, кошки, мыши. Сравнение игра.

35. Насекомые весной: знакомство с бабочкой, жуком.

36. Диагностика экологических знаний.

 

Литература.

  1. Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников», 1993.
  2. Программа Рыжовой Н.А. « Наш дом - Природа» , 1998.
  3. Ашиков В.И. и Ашикова С.Г. «Семицветик» - программа экологического воспитания для детей 3-7 лет.
  4. Потапова Т.В. и др. «Надежда» - программа подготовки детей дошкольного возраста к изучению основ экологии; 1998г
  5. Тюмасева З.И. «Дорога в страну чудес» часть 1. Дошкольное образование.
  6. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Читайте также

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...