Рабочая программа по «Музыке»
(на основании программы К. В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан)
для детей дошкольного возраста 2-7 лет

 

Содержание

Пояснительная записка.

Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического развития детей раздел «Музыка».

Взаимосвязь специалистов в реализации задач образовательной области «Музыка».

Коррекционная работа с группами компенсирующей направленности.

Связь с другими образовательными областями.

Прогнозируемый результат.

Материально- техническая база.

План-график праздничных мероприятий МБДОУ.

Планирование и организация учебного процесса по реализации образовательной области «Музыка».

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 2-3 лет.

* Возрастные особенности детей 2-3 лет.

*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 2 до 3 лет.

* Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.

- Раздел «Слушание».

- Раздел «Пение».

- Раздел «Музыкально- ритмические движения».

- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 3-4лет.

* Возрастные особенности детей 3-4 лет.

*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 3 до 4 лет.

*Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.

- Раздел «Слушание».

- Раздел «Пение».

- Раздел «Музыкально- ритмические движения».

- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».

- Раздел «Творчество».

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 4-5 лет.

* Возрастные особенности детей 4-5 лет.

*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 4 до 5 лет.

* Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.

- Раздел «Слушание».

- Раздел «Пение».

- Раздел «Музыкально- ритмические движения».

- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».

- Раздел «Творчество».

8.Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 5-6 лет.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 5 до 6 лет.

Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.

- Раздел «Слушание».

- Раздел «Пение».

- Раздел «Музыкально- ритмические движения».

- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».

- Раздел «Творчество».

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет.

* Возрастные особенности детей 6-7 лет.

*Содержание работы по музыкальному воспитанию детей от 6 до 7 лет.

*Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности.

- Раздел «Слушание».

- Раздел «Пение».

- Раздел «Музыкально- ритмические движения».

- Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».

- Раздел «Творчество».

Планируемые результаты освоения детьми программы.

Мониторинг для определения развития музыкальных способностей детей.

Средства обеспечения образовательного процесса.

Список литературы.

Приложение.

Перспективно – тематическое планирование по всем возрастным группам.

Диагностические материалы для определения уровня развития музыкальных способностей.

 

1. Пояснительная записка.

«Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев.)

Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, процесс активизации музыкально - эстетического воспитания и развитие их творческих способностей. Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, к восприятию прекрасного, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию музыки и характерные особенности музыкального образа.

Рабочая программа по реализации раздела «Музыка» разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко. И программы «Малыш» Петровой В.А.

Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по разделу «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по программе «Детство» Т. Н. Бабаевой и В. Логиновой и

Н.А. Ноткиной, с направлениями работы дошкольного образовательного учреждения. Особенностью данного курса является включение регионального компонента, активизация репродуктивного компонента музыкального мышления через творчество.

Программа разработана в соответствии с документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изменениями и дополнениями.);
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями.);
  • постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Основной образовательной программой ДОУ.
  • Программа «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко.
  • Программа «Малыш» В.А. Петровой.

Содержание раздела «Музыка» направленно на достижение цели развития музыкальности детей.

Цель программы в соответствии общей образовательной программы: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Цель программы в соответствии с Гармонией - создание благоприятных условий для полноценного всестороннего развития ребенка, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Развитие творческих и актерских способностей ребенка, развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие музыкальности детей, развитие способности эмоционально воспринимать музыку достигается путем решения следующих задач.

Развитие музыкально – художественной деятельности

Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка и на этой основе формирование его эстетической культуры. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, наблюдения.

Приобщение к музыкальному искусству

Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, развитие музыкально-творческих способностей, развитие творческой активности через театральную деятельность.

Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

1. Развивать коммуникативные способности.

2. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

3. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

4. Заложить основы гармонического развития: развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.

5. Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.

6. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Настоящая программа разработана с учетом принципов построения программы:

1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.

4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.

5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).

7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.

8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.

9. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.

10. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

2. Основные цели и задачи образовательной области «Музыка» реализуются в основных видах музыкальной деятельности.

Раздел «Слушание»

Задачи (общие):

- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса

Раздел «Пение»

Задачи (общие):

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Задачи (общие):

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Задачи (общие):

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи (общие):

- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

3. Основное назначение рабочей программы:

Предоставить детям систему увлекательных занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».

Способствовать:

- Формированию музыкальных знаний, умений, навыков;

- Накоплению впечатлений;

- Спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

- Импровизации;

- Формированию умения понять образовательную задачу.

В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.

Музыкальные занятия состоят из 3 частей.

1. Вводная часть

Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально- ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть

Слушание

Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека.

Пение и подпевание

Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).

Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально - дидактических игр.

3. Заключительная часть

Пляска, хоровод, игра. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин -2.4.1.3049-13.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Комментарии  

#2 Антонова Елена Влад 17.11.2014 20:42
Я очень рада, что вам понравилось и пригодилось
Цитировать
#1 Леночка 14.11.2014 21:19
Огромное спасибо Антоновой Е.В.(к сожалению не знаю полного имени)за объемную работу по разработке Рабочей программы по "Музыке"!!!Тепе рь хоть наглядно понятно как её составлять.Это помогло мне и коллегам в оформлении документации.Ещ е раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Цитировать


Новые публикации

Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича»

Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича» Цель: внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность каждого воспитателя. Задачи: Познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами...

Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников

Система работы с родителями, как фактор развития познавательной активности дошкольников Сегодня народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» Лексическая тема: «Профессии». Познавательная область: Социализация. Познание. Ручной труд. Музыка. Виды детской деятельности: Предметная деятельность; общение с взрослым и совместные...

Читайте также

Конспект занятия «День защитников отечества»

Конспект занятия «День защитников отечества»   1 часть занятия проводилась в музыкальном зале воспитателем. 2 часть занятия – изобразительная деятельность.   Тема занятия: «Портреты выдающихся защитников Отечества» Цель:...

Формирование речи и логического мышления детей раннего возраста при помощи…

Формирование речи и логического мышления детей раннего возраста при помощи авторского пособия «Карточки-выручалочки»   Развитие речи в раннем детстве тесно связано с...

«Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений…

«Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (творческая работа из...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Коррекционные технологии. Цветотерапия, как инновационный и эффективный метод в работе с дошкольниками по…

Как вы думаете: «От чего зависит эмоциональное и физическое благополучие ребенка?». Конечно, оно зависит от того, кто и что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Работая на протяжении многих лет с детьми, имеющими ОНР...

Проект ранняя профориентация "Вперед к будущей профессии!"

Паспорт проекта   Название раздела Содержание раздела Наименование Проекта Практико-ориентированный Актуальное направление Ранняя профориентация Вид Проекта Долгосрочный с 2018г. по 2020г. Заказчики Проекта Педагогический совет МАДОУ «Детский сад «Ромашка»; родители МАДОУ «Детский сад «Ромашка» Разработчик Проекта Воспитатель Мухамбетова Наталья Витальевна...

Физкультминутки

Физкультминутки математического содержания Количество и счет   Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев на...

Конспект физкультурного занятия

МБДОУ Д/С №262 Г. Челябинска Воспитатель: Зайцева А.М.   Конспект физкультурного занятия в средней группе «Веселый паровозик». Цель:  формирование желания заниматься физической культурой Программные задачи: 1 . Упражнять детей ходьбе в колонне по одному 2 . Воспитывать умение согласовывать свои...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство