Рабочая программа по разделу:
«Формирование элементарных математических представлений»
в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

I. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального(коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.

Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с умеренной и лёгкой умственной отсталостью.

 

Актуальность.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.


Возрастные и индивидуальные особенности детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью 5 – 6 лет.

В старшей группе воспитываются дети от 5 до 6 лет, имеющие нарушения интеллекта и статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. У данной категории детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). Снижена зрительная память. Грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться "поисковой", результативной пробой. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет детям осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но и, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Особенности мышления сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для детей характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания. Детям свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными. Сложность развития пространственных представлений у детей проявляется прежде всего в том, что они, ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, недостаточно владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, что тормозит формирование других видов пространственной ориентировки. Дети испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления - справа и слева от другого объекта. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу. У детей наблюдается недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза. Поэтому целью рабочей программы является формирование у детей старшей группы умения считать, сравнивать группы предметов поколичеству, выполнять элементарные арифметические действия необ­ходимые ребенку в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности.Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • Формирование количественные представления с учетом веду­щих видов деятельности;
  • Формирование мыслительной деятельности. Обучение умению анализировать, классифицировать, обобщать, рассуж­дать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения
  • Развитие наглядно-образное мышление
  • Расширение активного словаря детей и формиро­вание планирующей функции речи.
  • Обучению выполнению различных операции с мно­жествами
  • Формирование простейших измерительных навыков.

 

Принципы для коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы.

 

Принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Педагог должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.Решая проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции. При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. В детском учреждении для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии педагог последовательно, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью детей, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется. В детском учреждении для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, при использовании принципа наглядности,обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи педагога, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих детей. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность. Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей. При обучении всех категорий детей с отклонениями в интеллектуальном развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода, который реализуется на всех этапах работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии. Принцип индивидуального подхода к детям - один из основных принципов коррекционной педагогики. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы педагог должен опираться на такие показатели: характер переключения умственных процессов, уровень знаний и умений, работоспособность, уровень самостоятельности и активности, отношение к обучению,характер познавательных интересов, уровень волевого развития.

Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным. У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии задачи следует делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Таким образом, главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

 

Условия, необходимые для реализации программы.

В моей группе созданы необходимые условия для реализации рабочей программы по формированию элементарных математических представлений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением по реализации программы являются занятия. Занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми 5 – 6 лет проводятся учителем-дефектологом 2 раза в неделю, 8 занятий в неделю, 66- в год. Занятия по ФЭМП проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-дефектолога в первой половине дня продолжительностью 20 - 22 минуты. В процессе обучения проводятся различные формы дкфектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Кабинет оснащён необходимым оборудованием и пособиями:предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими мне решать задачи ФЭМП.Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении одного года обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к занятиям математикой, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями. Каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском доме. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит: в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой; в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей использую разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.В коррекционно – развивающей работе с детьми использую современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно – ориентированные, развивающее обучение, информационно – коммуникативные. Эффективность освоения детьми содержания рабочей программы определяется во время диагностического обследования (1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая). Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.2балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания. 3балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.4балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания. 5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

 

II. Проектирование образовательного процесса.

 

Режим дня воспитанников в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2015 учебный год

 

Режимные моменты

3 год обучения

Подъем, утренний туалет

7.30

Утренняя гимнастика

7.50 – 8.05

Игры

8.05 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

Подгрупповые занятия

9.00 – 10.50

Прогулка, индивидуальные занятия

10.50 – 12.30

Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну

12.30 – 13.10

Дневной сон

13.10 – 15.00

Подъем, водные процедуры

15.00 – 15.25

Полдник

15.25 – 15.40

Занятия с воспитателем

15.45 – 16.10

Игры, самостоятельная деятельность

16.10 – 16.45

Прогулка

16.50 – 18.50

Подготовка к ужину, ужин

18.50 – 19.20

Свободная деятельность детей

19.20 – 20.15

Подготовка ко сну

20.15 – 20.30

Ночной сон

20.30

 

Расписание непосредственно – образовательной деятельности детей от 5 до 6 лет (старшая группа) 2014 – 2015 учебный год.

 

Дни недели

I половина дня

1 подгруппа – 09.00 - 09.22(09.30)

2 подгруппа - 09.40 - 10.02(10.10)

II половина дня

 

15.45 – 16.05 (16.10)

Понедельник

Развитие речи

Конструирование

Музыкальное

Физкультурное

Вторник

ФЭМП

Чтение художественной литературы

Труд / ОБЖ

Среда

Обучение игре

Лепка/ Аппликация

 

Четверг

ФЭМП

Физкультурное

Музыкальное

Пятница

Социальное развитие

Рисование

 

Суббота

Физкультурное (на улице)

10.20 – 10.50

 

 

Непосредственно образовательная деятельность.

 

Возрастная группа

Количество занятий

в неделю

Продолжительность занятий

1-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Начало занятий

Окончание занятий

Старшая группа

15

22 минуты

20 минут

9.00

10.00

График организации коррекционно-образовательного процесса.
Сроки
Содержание работы
1-12 сентября
Диагностика психического развития детей. 
Заполнение дефектологических карт,
документации дефектологического кабинета
15сентября – 15 мая
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми
 
Мониторинговая диагностика психического развития детей
18 мая – 29 мая
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. 
Заполнение документации.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой» Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной...

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей…

Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей у детей с нарушением речи Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка...

Читайте также

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Хрестоматия «Куклы-обереги»

Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...