Рабочая программа по разделу:
«Формирование элементарных математических представлений»
в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального(коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с умеренной и лёгкой умственной отсталостью.
Актуальность.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Возрастные и индивидуальные особенности детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью 5 – 6 лет.
В старшей группе воспитываются дети от 5 до 6 лет, имеющие нарушения интеллекта и статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. У данной категории детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). Снижена зрительная память. Грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться "поисковой", результативной пробой. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет детям осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но и, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Особенности мышления сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для детей характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания. Детям свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными. Сложность развития пространственных представлений у детей проявляется прежде всего в том, что они, ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, недостаточно владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, что тормозит формирование других видов пространственной ориентировки. Дети испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления - справа и слева от другого объекта. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу. У детей наблюдается недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза. Поэтому целью рабочей программы является формирование у детей старшей группы умения считать, сравнивать группы предметов поколичеству, выполнять элементарные арифметические действия необходимые ребенку в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности.Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- Формирование количественные представления с учетом ведущих видов деятельности;
- Формирование мыслительной деятельности. Обучение умению анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения
- Развитие наглядно-образное мышление
- Расширение активного словаря детей и формирование планирующей функции речи.
- Обучению выполнению различных операции с множествами
- Формирование простейших измерительных навыков.
Принципы для коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы.
Принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Педагог должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.Решая проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции. При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. В детском учреждении для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии педагог последовательно, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью детей, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется. В детском учреждении для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, при использовании принципа наглядности,обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи педагога, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих детей. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность. Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей. При обучении всех категорий детей с отклонениями в интеллектуальном развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода, который реализуется на всех этапах работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии. Принцип индивидуального подхода к детям - один из основных принципов коррекционной педагогики. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы педагог должен опираться на такие показатели: характер переключения умственных процессов, уровень знаний и умений, работоспособность, уровень самостоятельности и активности, отношение к обучению,характер познавательных интересов, уровень волевого развития.
Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным. У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии задачи следует делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.
Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Таким образом, главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.
Условия, необходимые для реализации программы.
В моей группе созданы необходимые условия для реализации рабочей программы по формированию элементарных математических представлений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением по реализации программы являются занятия. Занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми 5 – 6 лет проводятся учителем-дефектологом 2 раза в неделю, 8 занятий в неделю, 66- в год. Занятия по ФЭМП проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-дефектолога в первой половине дня продолжительностью 20 - 22 минуты. В процессе обучения проводятся различные формы дкфектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Кабинет оснащён необходимым оборудованием и пособиями:предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими мне решать задачи ФЭМП.Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении одного года обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к занятиям математикой, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями. Каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском доме. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. Руководство познавательной деятельностью детей на занятиях состоит: в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой; в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей использую разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.В коррекционно – развивающей работе с детьми использую современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно – ориентированные, развивающее обучение, информационно – коммуникативные. Эффективность освоения детьми содержания рабочей программы определяется во время диагностического обследования (1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая). Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.2балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания. 3балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.4балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания. 5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
II. Проектирование образовательного процесса.
Режим дня воспитанников в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2015 учебный год
Режимные моменты |
3 год обучения |
Подъем, утренний туалет |
7.30 |
Утренняя гимнастика |
7.50 – 8.05 |
Игры |
8.05 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 – 8.50 |
Подгрупповые занятия |
9.00 – 10.50 |
Прогулка, индивидуальные занятия |
10.50 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну |
12.30 – 13.10 |
Дневной сон |
13.10 – 15.00 |
Подъем, водные процедуры |
15.00 – 15.25 |
Полдник |
15.25 – 15.40 |
Занятия с воспитателем |
15.45 – 16.10 |
Игры, самостоятельная деятельность |
16.10 – 16.45 |
Прогулка |
16.50 – 18.50 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.50 – 19.20 |
Свободная деятельность детей |
19.20 – 20.15 |
Подготовка ко сну |
20.15 – 20.30 |
Ночной сон |
20.30 |
Расписание непосредственно – образовательной деятельности детей от 5 до 6 лет (старшая группа) 2014 – 2015 учебный год.
Дни недели |
I половина дня 1 подгруппа – 09.00 - 09.22(09.30) 2 подгруппа - 09.40 - 10.02(10.10) |
II половина дня
15.45 – 16.05 (16.10) |
|
Понедельник |
Развитие речи |
Конструирование Музыкальное |
Физкультурное |
Вторник |
ФЭМП |
Чтение художественной литературы |
Труд / ОБЖ |
Среда |
Обучение игре |
Лепка/ Аппликация |
|
Четверг |
ФЭМП |
Физкультурное |
Музыкальное |
Пятница |
Социальное развитие |
Рисование |
|
Суббота |
Физкультурное (на улице) |
10.20 – 10.50 |
Непосредственно образовательная деятельность.
Возрастная группа |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность занятий |
1-я половина дня |
||
1-я половина дня |
2-я половина дня |
Начало занятий |
Окончание занятий |
||
Старшая группа |
15 |
22 минуты |
20 минут |
9.00 |
10.00 |
График организации коррекционно-образовательного процесса.
Сроки |
Содержание работы |
1-12 сентября |
Диагностика психического развития детей. документации дефектологического кабинета |
15сентября – 15 мая |
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми |
Мониторинговая диагностика психического развития детей |
|
18 мая – 29 мая |
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. |
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой» Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной...
Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»
Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»
Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей…
Кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения для развития координационных способностей у детей с нарушением речи Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка...