Рабочая программа для детей 5-6 лет
(на основе программы «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной)
на 2014-2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории № 118 Кировского района города Ростова-на-Дону, и реализуется в специфических формах для детей данной возрастной группы 5-6 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13, Областного закона Ростовской области « Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04.№ 184 ЗС, основной образовательной программы ДОУ, а также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. ведущими целямикоторой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • создание условий для осуществления квалифицированной коррекции недостатков речевого и психического развития детей;
  • развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;
  • создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: предшкольная подготовка, формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие и воспитание интереса к англоязычной культуре;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основными принципами, заложенными в рабочей программе являются:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В программе учитываются особенности развития детей старшего дошкольного возраста:

- активизация ростового процесса, улучшение координации и устойчивости равновесия;

- изменение высшей нервной деятельности- эмоциональные реакции становятся более стабильными;

- формирование социальных представлений морального плана – дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле;

- расширение интеллектуальных возможностей - выделение существенных признаков в предметах и явлениях;

- расширение общего кругозора – интересы детей выходят за рамки окружения детского сада и семьи;

- возрастание возможности памяти – намеренное запоминание;

- устойчивость внимания – повышается острота зрения, развивается фонематический слух;

- совершенствование речи – появляется связная, монологическая речь;

- развитие продуктивного воображения – способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, волшебников и т.п.

- возрастающая потребность в общении со сверстниками – развивается система межличностных отношений;

- определение игровых интересов и предпочтения мальчиков и девочек – дети становятся избирательны в общении;

- активное проявление интереса к сотрудничеству – дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели;

- интерес к общению со взрослыми – детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями.

Данная рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:

 

№ п/п

Направления развития ребёнка

1-я половина дня

2-я половина дня

1.

Физическое развитие и оздоровление

  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры
  • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
  • Физкультминутки в НОД
  • Физкультура в спортивном зале и на воздухе
  • Прогулка в двигательной активности
    • Гимнастика после сна
    • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
    • Физкультурные досуги, игры и развлечения
    • Самостоятельная двигательная деятельность
    • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)

2.

Познавательно-речевое развитие

  • НОД
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
  • Развивающие игры
  • Интеллектуальные досуги
  • Занятия по интересам
  • Индивидуальная работа

3.

Социально-личностное развитие

  • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к НОД
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе
  • Эстетика быта
  • Тематические досуги в игровой форме
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры

4.

Художественно-эстетическое развитие

  • Музыка
  • ИЗО деятельность в мастерской
  • КТД
  • Эстетика быта
  • Экскурсии
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

 

Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.

 

Наименование

Неделя

Год

математика

1/20 мин.

30 занятий

развитие речи

1/20 мин.

30 занятий

грамота

1/20 мин.

30 занятий

художественную литературу

1/20 мин.

30 занятий

рисование

1/25 мин.

30 занятий

экологию

1/20 мин.

30 занятий

физкультуру

2/50мин.

60 занятий

музыку

2/50мин.

60 занятий

Конструирование

0,5/20 мин

15 занятий

ручной труд

0,5/20мин

15 занятий

лепка

0,5/20мин

15 занятий

аппликация

0,5/20 мин

15 занятий

Итого

6,05 мин.

420 занятий

           

Программа «Детство», на основе которой разработана данная рабочая программа центрирована на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребёнка. Её реализация достигается путём приобщения ребёнка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Целостность и единство разделов программы определяется связью её трех магистральных линий – развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.

Таким образом, рабочая программа содержит перспективно- тематические планы по инвариантной части и вариативной части.

Инвариантная часть программы представлена перспективно-тематическим планированием по развитию речи, грамоте, художественной литературе, математике, конструированию, ручному труду, лепке, аппликации, рисованию, экологии.

Вариативная часть программы содержит тематическое планирование: по правилам дорожного движения, экспериментальной деятельности, социально-нравственному воспитанию, окружающему миру, основам безопасности жизнедеятельности.

В рабочей программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В нынешнем учебном году данная возрастная группа является группой комбинированного вида, так как имеются дети логопаты с нарушением речевого развития, с которыми проводят занятия учителя-логопеды. Учитель-логопед проводит коррекционно-логопедические занятия ежедневно в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4 ребенка детей). Кроме того проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной от заикания речи.

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей группы осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-воспитательное;

2) общеобразовательное.

Воспитатель проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

Логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи:

1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);

3) обучение детей элементам логопедической ритмики;

4) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

Рабочая программа исключает прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов.

Для обеспечения равных возможностей и полноценной реализации рабочей программы, данная возрастная группа имеет следующее материально-техническое обеспечение группы:

  • сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Поликлиника»; Магазин»; «Парикмахерская»; «Путешествие»; «Школа»;
  • дидактические игры: по ППД, ОБЖ, по математике, по развитию речи, по основам обучения первоначальной грамоте;
  • картотека презентаций: по воспитанию патриотизма, экологической культуре, грамоте;
  • картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик – направленных на физическое развитие формирование здорового образа жизни, мелкой и крупной моторике,
  • картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитее ловкости и внимательности ребенка, развитее вестибулярного аппарата, на развитие опорно-двигательного аппарата;
  • картотека экспериментов на развитие любознательности ребенка,
  • картотека игр по конструированию: Мозаика, Пазлы, Магнитная доска, учебные пособия в соответствии с возрастом- направление на развитие мелкой моторики, логического мышления, воображения.
  • кукольный театр- «Золотая рыбка», «Три поросенка», «Серый волк и семеро козлят» и т.д. - направленный на развитие творческих способностей;
  • музыкальные инструменты – инструментальные, духовые, струнные, ударные;
  • магнитофон, синтезатор.

В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.

Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они высшее предыдущих).

Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию и физической культуре проводятся специалистами.

 

Развитие речи

В данном разделе основное внимание направлено на решение задач всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.

Воспитание звуковой культуры речи

Задачи:

1. дальнейшее совершенствование речевого слуха;

2. закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Словарная работа

Задачи:

1. обогащение, уточнение, активизация словаря

2. развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.

Формирование грамматического строя речи

Задачи:

1. согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода);

2. образование трудных форм глагола в повелительном наклонении;

3. научить образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;

4. уделять внимание синтаксической стороне речи (построению сложных предложений разных типов).

Развитие связной речи

Задачи:

1. учить связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения;

2. учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины;

3. учить сочинять рассказы на темы из их личного опыта (описательные, повествовательные, смешанные);

4. формирование навыков контроля за собственной речью путем ее прослушивания в магнитофонной записи.

Методы:

- ознакомление детей с художественной литературой;

- игры-рассказы и упражнения на правильное произнесение звуков (громкость, темп речи, четкость и ясность);

- чтение наизусть стихотворений, потешек, считалок (читать весело, грустно, торжественно);

- беседы, разговоры с детьми;

- прогулки, наблюдения, экскурсии, ознакомление с окружающим миром;

- решение проблемных речевых задач в играх;

- просмотр иллюстраций, книг;

- звуковые викторины, досуги, дидактические, настольные игры.

Планируемые результаты:

- ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми;

- инициативен и самостоятелен в придумывании сказок;

- проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками;

- имеет богатый словарный запас, речь чистая, грамматически правильная; владеет средствами звукового анализа слов, определяет     качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный), место звука в слове.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий тематического мероприятия для детей 6-7 лет на тему: «4…

Сценарий тематического мероприятия для детей 6-7 лет на тему: «4 ноября - День народного единства» Цель: знакомство с праздником День народного единства...

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый…

Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый год» (Cлайд 1) Ведущий 1: Мы начинаем свой рассказ, И вот специально, лишь для...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...