Рабочая программа для детей 5-6 лет
(на основе программы «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной)
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории № 118 Кировского района города Ростова-на-Дону, и реализуется в специфических формах для детей данной возрастной группы 5-6 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13, Областного закона Ростовской области « Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04.№ 184 ЗС, основной образовательной программы ДОУ, а также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. ведущими целямикоторой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- создание условий для осуществления квалифицированной коррекции недостатков речевого и психического развития детей;
- развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;
- создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: предшкольная подготовка, формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие и воспитание интереса к англоязычной культуре;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Основными принципами, заложенными в рабочей программе являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В программе учитываются особенности развития детей старшего дошкольного возраста:
- активизация ростового процесса, улучшение координации и устойчивости равновесия;
- изменение высшей нервной деятельности- эмоциональные реакции становятся более стабильными;
- формирование социальных представлений морального плана – дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле;
- расширение интеллектуальных возможностей - выделение существенных признаков в предметах и явлениях;
- расширение общего кругозора – интересы детей выходят за рамки окружения детского сада и семьи;
- возрастание возможности памяти – намеренное запоминание;
- устойчивость внимания – повышается острота зрения, развивается фонематический слух;
- совершенствование речи – появляется связная, монологическая речь;
- развитие продуктивного воображения – способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, волшебников и т.п.
- возрастающая потребность в общении со сверстниками – развивается система межличностных отношений;
- определение игровых интересов и предпочтения мальчиков и девочек – дети становятся избирательны в общении;
- активное проявление интереса к сотрудничеству – дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели;
- интерес к общению со взрослыми – детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями.
Данная рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:
№ п/п |
Направления развития ребёнка |
1-я половина дня |
2-я половина дня |
1. |
Физическое развитие и оздоровление |
|
|
2. |
Познавательно-речевое развитие |
|
|
3. |
Социально-личностное развитие |
|
|
4. |
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.
Наименование |
Неделя |
Год |
математика |
1/20 мин. |
30 занятий |
развитие речи |
1/20 мин. |
30 занятий |
грамота |
1/20 мин. |
30 занятий |
художественную литературу |
1/20 мин. |
30 занятий |
рисование |
1/25 мин. |
30 занятий |
экологию |
1/20 мин. |
30 занятий |
физкультуру |
2/50мин. |
60 занятий |
музыку |
2/50мин. |
60 занятий |
Конструирование |
0,5/20 мин |
15 занятий |
ручной труд |
0,5/20мин |
15 занятий |
лепка |
0,5/20мин |
15 занятий |
аппликация |
0,5/20 мин |
15 занятий |
Итого |
6,05 мин. |
420 занятий |
Программа «Детство», на основе которой разработана данная рабочая программа центрирована на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребёнка. Её реализация достигается путём приобщения ребёнка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Целостность и единство разделов программы определяется связью её трех магистральных линий – развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.
Таким образом, рабочая программа содержит перспективно- тематические планы по инвариантной части и вариативной части.
Инвариантная часть программы представлена перспективно-тематическим планированием по развитию речи, грамоте, художественной литературе, математике, конструированию, ручному труду, лепке, аппликации, рисованию, экологии.
Вариативная часть программы содержит тематическое планирование: по правилам дорожного движения, экспериментальной деятельности, социально-нравственному воспитанию, окружающему миру, основам безопасности жизнедеятельности.
В рабочей программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В нынешнем учебном году данная возрастная группа является группой комбинированного вида, так как имеются дети логопаты с нарушением речевого развития, с которыми проводят занятия учителя-логопеды. Учитель-логопед проводит коррекционно-логопедические занятия ежедневно в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными (максимум 12 детей) и подгрупповыми (2-4 ребенка детей). Кроме того проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной от заикания речи.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей группы осуществляется в следующих направлениях:
1) коррекционно-воспитательное;
2) общеобразовательное.
Воспитатель проводит ежедневные занятия со всеми детьми группы. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
Логопед и воспитатель, каждый на своих занятиях, решают следующие коррекционно-логопедические задачи:
1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
2) обучение детей выполнению правил игры (формирование механизмов произвольной регуляции);
3) обучение детей элементам логопедической ритмики;
4) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
Рабочая программа исключает прямое дублирование воспитателем занятий учителя-логопеда.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов.
Для обеспечения равных возможностей и полноценной реализации рабочей программы, данная возрастная группа имеет следующее материально-техническое обеспечение группы:
- сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Поликлиника»; Магазин»; «Парикмахерская»; «Путешествие»; «Школа»;
- дидактические игры: по ППД, ОБЖ, по математике, по развитию речи, по основам обучения первоначальной грамоте;
- картотека презентаций: по воспитанию патриотизма, экологической культуре, грамоте;
- картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик – направленных на физическое развитие формирование здорового образа жизни, мелкой и крупной моторике,
- картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитее ловкости и внимательности ребенка, развитее вестибулярного аппарата, на развитие опорно-двигательного аппарата;
- картотека экспериментов на развитие любознательности ребенка,
- картотека игр по конструированию: Мозаика, Пазлы, Магнитная доска, учебные пособия в соответствии с возрастом- направление на развитие мелкой моторики, логического мышления, воображения.
- кукольный театр- «Золотая рыбка», «Три поросенка», «Серый волк и семеро козлят» и т.д. - направленный на развитие творческих способностей;
- музыкальные инструменты – инструментальные, духовые, струнные, ударные;
- магнитофон, синтезатор.
В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.
Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они высшее предыдущих).
Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию и физической культуре проводятся специалистами.
Развитие речи
В данном разделе основное внимание направлено на решение задач всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.
Воспитание звуковой культуры речи
Задачи:
1. дальнейшее совершенствование речевого слуха;
2. закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Словарная работа
Задачи:
1. обогащение, уточнение, активизация словаря
2. развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.
Формирование грамматического строя речи
Задачи:
1. согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода);
2. образование трудных форм глагола в повелительном наклонении;
3. научить образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;
4. уделять внимание синтаксической стороне речи (построению сложных предложений разных типов).
Развитие связной речи
Задачи:
1. учить связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения;
2. учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины;
3. учить сочинять рассказы на темы из их личного опыта (описательные, повествовательные, смешанные);
4. формирование навыков контроля за собственной речью путем ее прослушивания в магнитофонной записи.
Методы:
- ознакомление детей с художественной литературой;
- игры-рассказы и упражнения на правильное произнесение звуков (громкость, темп речи, четкость и ясность);
- чтение наизусть стихотворений, потешек, считалок (читать весело, грустно, торжественно);
- беседы, разговоры с детьми;
- прогулки, наблюдения, экскурсии, ознакомление с окружающим миром;
- решение проблемных речевых задач в играх;
- просмотр иллюстраций, книг;
- звуковые викторины, досуги, дидактические, настольные игры.
Планируемые результаты:
- ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми;
- инициативен и самостоятелен в придумывании сказок;
- проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками;
- имеет богатый словарный запас, речь чистая, грамматически правильная; владеет средствами звукового анализа слов, определяет качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный), место звука в слове.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Сценарий тематического мероприятия для детей 6-7 лет на тему: «4…
Сценарий тематического мероприятия для детей 6-7 лет на тему: «4 ноября - День народного единства» Цель: знакомство с праздником День народного единства...
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...
Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый…
Досуг для детей и родителей «Как на Руси отмечали Новый год» (Cлайд 1) Ведущий 1: Мы начинаем свой рассказ, И вот специально, лишь для...