Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Здоровье» для детей старшего дошкольного возраста

 

Рабочая программа по образовательной области «Здоровье» направлена на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

 

Перспективный план по образовательной области «Здоровье» (старшие дошкольники)

Основные задачи:

1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

2. воспитывать культурно-гигиенические навыки;

3. формировать начальные представления о здоровом образе жизни

 

 

месяц

Совместная

деятельность воспитателя с детьми

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

 

сентябрь

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Беседа о пользе для здоровья чистого и свежего воздуха, как полезно гулять в парке, лесу, отдыхать за городом.

Беседа «Почему необходимо регулярно проветривать помещение

Комплекс утренних гимнастик по плану

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой в течение года.

«Солнце, воздух и вода»

Занятие-развлечение

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.108

 

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

 

Физминутки (в течение года)

 

 

Прогулки, сюжетно-ролевые игры, двигательная активность детей

 

 

 

 

 

Личный пример (прогулки на свежем воздухе)

День здоровья

 

 

 

Закаливающие мероприятия (Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи Ходьба босиком Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой) полоскание рта после еды, горла травяным настоем

-поддерживать бодрое настроение через двигательную активность

-укреплять здоровье с помощью закаливающих процедур

дыхательная гимнастика

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

Хождение по дорожкам «Здоровья». (пуговичные, веревочные, пробковая, влажная солевая дорожка, индивидуальные коврики) (в течение года)

 

 

 

 

Закаливающие мероприятия, полоскание рта после еды, горла травяным настоем (в течение всего года)

 

 

 

 

 

октябрь

Беседа «Как движутся части тела», «Как укрепить свои кости и мышцы»

Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

Практикум «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки»         

Подвижные игры, эстафеты по инициативе детей

Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи. Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой

дыхательная гимнастика

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

 

Как движутся

части тела

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», страница 93

- ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные, спор­тивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке

Использовать подвижные игры на прогулке

 

ноябрь

Беседы о культуре поведения

Игра: «Оцени поступки»

Игры на социальную компетентность

 

Траволечение -

Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная)

 

полоскание морской солью

чесночные бусы,

Закаливающие процедуры, воздушные ванны (контрастные), сухое растирание кожи. Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой

Конфликты между детьми.

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.111

-научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

С/рол игры, другие виды деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности»

 

декабрь

Формировать полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию и бодрому настроению

Приучать детей каждый день делать утреннюю гимнастик под музыку, к прогулкам на свежем воздухе. Достаточно двигаться не стоять на месте

Обучение ходьбе на лыжах на санках

Закаливающие процедуры (Воздушные ванны (контрастные), сухое растирание кожи, мытьё лица, рук до плеча прохладной водой)

Траволечение -

Полоскание горла настоем трав (ромашка,

шалфей, чабрец, мята перечная)

Точечный массаж (самомассаж) – по схеме

полоскание морской солью

чесночные бусы,

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

Игры со снегом, катание на санках, получать радость от прогулок

 

январь

«Пускание мыльных пузырей»,

Игры на социальную компетентность.

Сеансы арт – терапии песочная терапия, изо – терапия, игровая терапия, сказкотерапия. Беседы (индивидуальные) «Расскажи о своем страхе»

Практикум «Релаксация»

Обучение ходьбе на лыжах

Создание доброжелательной атмосферы в группе, обстановки психологического комфорта

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

Траволечение -

Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная)

Закаливающие процедуры (Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи Ходьба босиком Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой)

Точечный массаж (самомассаж) – по схеме

полоскание морской солью

чесночные бусы,

 

Детские страхи

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.110

Научить детей справляться со своими страхам

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

Ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках. Приобщать детей к спортивным играм, развивать потребность в повышенной двигательной активности зимой на воздухе

 

Сотрудничество с родителями

 

февраль

Продолжать формировать

положительное

отношение к закаливанию

организма контрастным обливанием рук, влажным обтиранием;

воздушным ванным

Траволечение -

Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная)

Точечный массаж (самомассаж) – по схеме

чесночные бусы

Закаливающие процедуры (Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи. Ходьба босиком Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой)

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга» -

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

Спортивные игры и упражнения на воздухе

Укреплять через приобщение к элементам зимних видов спорта, играм и забавам на воздухе

 

 

Закаливание дома, беседа

Соревнование – состязание посвященное празднику 23 февраля «Мой папа самый сильный»

март

Богина Т.Л., Куркина И.Б., Сагайдачная Е.А. «Современные методы оздоровления дошкольников»,

Ежедневное проведение закаливающих процедур

полоскание морской солью

Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная)

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

Закаливающие процедуры (Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи Ходьба босиком Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой)

 

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

Закаливающие мероприятия

 

апрель

Продолжать проведение закаливающих процедур, формировать положительное отношение к закаливанию своего организма

Музыкотерапия (релаксационные упражнения под музыку)

Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная)

Закаливающие процедуры (Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи Ходьба босиком Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой)

 

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

Подготовка оборудования к закаливанию, после класть на место (индивидуальные коврики)

 

май

Приобщать к активному образу жизни.

Создавать условия для хорощего самочувствия и бодрого настроения

Полоскание горла настоем трав (ромашка, шалфей, чабрец, мята перечная)

Закаливающие процедуры (Воздушные ванны (контрастные), Сухое растирание кожи Ходьба босиком Мытьё лица, рук до плеча прохладной водой)

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Чупаха И.В. «Гимнастика мозга»

Игры по инициативе детей

 

 

2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки

сентябрь

Надо, надо умываться по утрам и вечерам (театр на фланелеграфе «Все зверята любят мыться»)

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Чтение: «Мальчик грязнуля»

Л. Толстой

«Федорино горе» К.И. Чуковский                  

 

 

«Личная гигиена»

Занятие-развлечение

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.98

- соблюдать правила личной гигиены.

- воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

 

 

 

Гигиенические навыки дидактическая игра «Мойдодыр»

Чистота тела (дидактическая игра «Купание куклы»)

С/рол игра «Семья»

Контроль дома над соблюдением кгн

октябрь

Чтение: «Вот какой рассеянный» С. Маршак

М. Зощенко «Глупая история»

Дидактическое упражнение «Застегни и расстегни»,

«Четыре времени года»

Беседа – практикум «Как заботиться о своей одежде»

Беседа – практикум «Наводим порядок в шкафу для одежды»

“Советы мастера портного” (гигиена одежды)

 

Одежда и здоровье

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.113

Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться».

 

 

 

 

Гигиенические процедуры в режимных моментах:

своевременное мытьё рук, умывание, полоскание рта после еды, и др.

Консультация: «Одежда ребёнка по сезону»

 

ноябрь

Ситуативный разговор, беседы, игры, рассматривание иллюстраций (с детской одеждой по погоде)

Ситуативный разговор, беседы, игры о выполнение правил личной гигиены (см выше)

Ситуативный разговор «Мой внешний вид» Обсуждение особенностей одежды для того или иного сезона

Воспитывать привычку быть опрятными

 

Обучающая игра «Оденем куклу на прогулку (подбирать соответствующую одежду)

 

Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены

 

Контроль над соблюдением кгн

декабрь

Соблюдать правила личной гигиены

Чтение потешек, стихов

 

 

Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены

Игры сюжетно-отобразительные

Контроль над соблюдением кгн

январь

С/р игра «Столовая», «Детский сад».

Плакат «Правила поведения за столом»

Практика

Продолжать обсуждение особенностей одежды для того или иного сезона

 

.

 

 

 

Предложить одеть куклу на прогулку

Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить Самостоятельно: сушка вещей после прогулки

Контроль над соблюдением кгн

февраль

Содействовать

самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены Вспомнить потешки, стихи

 

Напоминание о необходимости пользоваться носовым платком, мыть руки, полоскать рот после еды

 

Контроль над соблюдением кгн

март

Продолжать обсуждение особенностей одежды для того или иного сезона

Беседа: «Какие нужно знать доступные способы укрепления здоровья». «Как одеваться и обуваться, чтобы не промокнуть в слякоть»

Рассказы детей из личного опыта

 

Содействовать

самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены

Контроль над соблюдением кгн. Объяснение.

апрель

.май

Содействовать

самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены

 

 

 

 

Контроль над соблюдением правил личной гигиены

 

Личный пример

 

3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни

сентябрь

Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека, «Изучаем свой организм».

Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».

Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза».

«Как устроено тело человек»

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.84

-дать представление о своём теле, руках, какие они, что умеют делать.

 

 

 

Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

д/игра «Чтобы уши не болели» (несколько правил)

Беседы с детьми о здоровом образе жизни

октябрь

Дидактическая игра «Полезные продукты», «Что купить в магазине?»

Беседы «Твои любимые фрукты (овощи)?»;

«Какие фрукты (овощи) растут в нашей стране?»;

«Какие фрукты (овощи) растут в теплых странах?»

Практикумы: «Витаминный салат», «Витамины укрепляют организм».

Беседа: «Вредные чипсы и газированная вода»

«Витамины и здоровый организм»

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.102  

«Здоровая пища»

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.104  

- объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

- подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться (не есть много сладкого, употреблять фрукты и овощи, богатые витаминами), о пользе молочных продуктов

 

с/рол игра: «Семья»

«Приготовление обеда»

Консультация: «Обратите внимание на то, что любит есть ваш ребёнок»

ноябрь

Беседы «Хочу быть здоровым», «Как одеться по погоде, чтобы не заболеть?»

Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах»,

«Зачем беречь, голову, уши от холода»

Ситуации «Кукольные разговоры: разговоры о здоровье друг друга» (с использованием обыкновенных кукол и кукол бибабо)», «Избавляюсь от вредных привычек»,

«Здоровье и болезнь» с.97

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», - формирование представления о необходимости бережного отношения к своему здоровью, беречь голову и уши от холода

- научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

Рассматривание «Говорящие рисунки (обозначение ситуаций моделями)

Контроль над соблюдением кгн

декабрь

Беседы «Как мы дышим»,

«Прогулки на свежем воздухе», «Чей нюх острее».

Практикум «Дыхательная гимнастика»,

«Как мы дышим»

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.

- ознакомить детей с органами дыхания. 

 

Мы пользуемся носовым платкам

Прогулки, экскурсии

январь

«Легенды и мифы Древней Греции (зарождение Олимпийского движения)»,

«Наши земляки – олимпийцы».

Практикумы по теме «История развития спорта»: «Знакомство с современными видами спорта»,

«Малые Олимпийские игры» (зимние, летние)

Спорт

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.109  

- способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.

 

 

С/р игра «Стадион»

 

Подбор иллюстраций о спорте,

Личный пример

февраль

Продолжение, см выше

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека

 

Рассматривание иллюстрации, буклеты здоровья

Спортивное развлечение

март

Беседа: «Какие нужно знать доступные способы укрепления здоровья».

-знакомить с доступными правилами сохранения своего здоровья

 

Иллюстративно-дидактический материал по валеологии

Беседа о способах укрепления здоровья

апрель

Беседа «Можно ли детям поднимать тяжёлые вещи»

Рассказ, о том, как следует одеваться для длительных прогулок, пеших походов, занятий спортом.

Беседа о правилах просмотра телевизора Рассказ о способах лечения ушибов, ссадин, необходимости промывания ран, смазывания зелёнкой или йодом, наложение бинта, пластыря

-знакомство с доступными способами сохранения своего здоровья

-знакомство с доступными способами сохранения зрения и слуха

-знакомить с доступными способами оказания первой помощи, обращаться за помощью к медсестре

Приглашение медсестры, практика.

 

Рассматривание и выполнение заданий д/материала:

«Как сохранить зрение»

«Как сохранить слух»

«Первая помощь»

 

май

Беседа – практикум «Культура поведения во время еды».

Чтение: С. Махоткин «Завтрак»

Д. Грачев «Обед»

О. Григорьев «Варенье»

Ценности здорового образа жизни (индивидуальная работа с детьми)

Беседа о значении полноценного сна

«Режим дня»

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.106  

- формировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья,

-развивать у детей представления о полезности физической активности для организма.    

 

Рассматривание иллюстраций, плакатов

Личный пример

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички»

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички» Цель: воспитание желания беречь и охранять природу. Задачи: воспитывать любовь к птицам, расширять представления...

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей Ведущий: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас.Сегодня праздник нас...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...