Рабочая программа по реализации образовательной области «Коммуникация»
для детей старшего дошкольного возраста

 

Образовательная область «Коммуникация»

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по образовательной области «Коммуникация» направлена на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Содержание образовательной области раскрывает систему работы по:

  • развитию свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, ЗКР (произносительной стороны); связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;
  • обучению грамоте;
  • практическому овладение нормами речи.

 

Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г. и методического комплекта к программе: Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред.: А.Г.Гогоберидзе,- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.

 

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в процессе интеграции образовательных областей, с учетом решения программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, но и при проведении режимных моментов в адекватных возрасту детей формах и при взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В основу проектирования образовательного процесса учреждения положен сюжетно-событийный принцип, программа построена на реализации проектов, где организация образовательного процесса осуществляется на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических мероприятий. Комплексно-тематическое планирование основывается на «Календаре жизни ДОУ», где распределяется тематика на учебный год с указанием временных интервалов, планируются темы для учреждения и для каждой возрастной группы с учетом итоговых мероприятий, событий (Приложение).

Педагогическими принципами реализации содержания комплексно-тематического плана образовательной деятельности в учреждении являются:

  • принцип спирали: на каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей;
  • принцип сотворчества детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения социо-культурных традиций и создание единого коллектива "дети – родители – сотрудники учреждения";
  • принцип формирования целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;
  • принцип опоры на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения;
  • принцип интеграции – целостный системный подход в воспитании детей через объединение (взаимопроникновение) различных видов детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и всех средств эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда);
  • принцип природосообразности, заключающийся в организации педагогического процесса в соответствии с законами природы: её ритмами, циклами;
  • принцип культуросообразности, где особая роль отводится значимым событиям и явлениям (исторические, общественные и общекультурные);
  • принцип наглядности;
  • принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду и затем в школе.

 

1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»

(2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

 

II младшая группа

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку»); отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут? Какого цвета твое платье?»), узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о лю­бимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой.

Вступать в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях («Давай строить гараж», «Давай катать машинки»), о ролях («Я буду варить суп. Приходите обедать»),

С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при об­щении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

Связная речь. Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сооб­щать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; зада­вать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.)

Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам — маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по кар­тинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, приро­де, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассмат­ривать картинки.

Грамматически правильная речь. Дети осваивают умения поль­зоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; пра­вильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка — котенок, ко­тята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), определения («Пойду гулять с новой куклой»), обстоятельства («Кукла быстро, оделась на прогулку)»; осваивать способ словооб­разования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» — крякает, кошка «мяу-мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить слож­ные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союз­ными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть».

Звуковая культура речи. Дети учатся правильно произно­сить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие со­гласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); развитие правильного речевого дыхания, слухового вни­мания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слы­шать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — а-а-а, песенка ветра — у-у-у, ко­локольчика — з-з-з, жука — ж-ж-ж, мотора — р-р-р, насоса — с-с-с).

Словарь. Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одева­ния, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, акку­ратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и т.п.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, до­машних и некоторых диких животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, птицы, животные, звери и т.п.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здрав­ствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), зна­комство (как тебя зовут, меня зовут..., давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена — Леночка, Ваня — Ванечка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверс­тника.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель организует частое индивидуальное общение с ре­бенком на основе совместной деятельности с игрушками и пред­метами: вносит и обыгрывает новые игрушки, создает игровые си­туации («Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Построим гараж для машины», «Приготовим чай для кукол», «Куклы переезжают», «У куклы день рождения» и т.п.).

При выполнении культурно-гигиенических процедур воспита­тель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол — предметов посуды, при умывании — предметов гигиены, при подготовке к прогулке — предметов мебели, при одевании на прогулку и при подготовке ко сну — предметов одежды.

На прогулке, в группе педагог стимулирует детей к правильно­му и четкому называнию предмета, его частей, признаков, дейст­вий с ним. При этом стремится к четким грамматически про­стым формулировкам без лишних слов и дополнительных объяс­нений.

Воспитатель организует игры-драматизации по хорошо знако­мым произведениям «Колобок», «Теремок», «Репка», стимулирует детей воспроизводить несложные ролевые диалоги.

В творческих играх вопросами и включением в игру стимули­рует детей правильно называть себя в игровой роли («Я — мама»); называть игровые действия («Буду кормить дочку, варю кашу. До­стану тарелочку, ложку. Поела дочка. Помою посуду, чтоб чистая была»); отвечать на вопросы об игре («Куда ты везешь груз?», «Что будешь строить из кубиков?», «Может быть, ты построишь дорогу и сделаешь мост?» «Какие еще машины будут ездить по мосту?»).

Воспитатель организует совместное с ребенком составление рас­сказа на тему, предложенную ребенком, с одновременным элемен­тарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В подобной ситуации ребенок чувствует себя равноправным парт­нером: он может в любой момент включиться в рассказывание и рисование. Другие дети по желанию могут стать наблюдателями или соучастниками деятельности: давать советы, предлагать свои варианты события.

Педагог стимулирует совместное со взрослым построение выска­зывания из 2—3 предложений о событиях из жизни ребенка, об объ­ектах живой и неживой природы.

Воспитатель привлекает детей к комментированию (сопровожде­нию речью) своих действий в предметной деятельности («Возьму боль­шой кубик. Будет стульчик. А коробка — стол. Сядь кукла. Будем пить сок»). Педагог стимулирует детей к проговариванию последующих действий — к речевому планированию. Для этого включается в обще­ние с ребенком и предлагает рассказать, что будет делать дальше («Что еще захочет делать кукла? С кем она пойдет гулять?»).

Воспитатель беседует с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, близких людях, героях мультфильмов, домашних животных.

Педагог создает условия для развернутого речевого обращения ре­бенка к взрослому или сверстнику («Объясни Наташе, как ты хочешь играть с мячом»).

Воспитатель внимательно выслушивает детей, деятельно реагирует на их просьбы, упражняет в составлении самостоятельных высказыва­ний с опорой на события из личной или коллективной жизни.

Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу, предлагая каждое утро здороваться со всеми детьми и индивидуально: «Поздо­ровайся с Сережей», «Скажи „доброе утро" Свете», «Назови ласково Федю, чтобы он перестал плакать. Пожалей его».

Воспитатель организует игры на развитие речевого дыхания («Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и другие), на развитие фонематического слуха («Кто позвал?» «Что звучит?»). Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения педагог ежедневно проводит упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребенка из серии «Веселый язычок», ис­пользует игры с пальчиками на основе фольклорных произведений.

Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являют­ся игры на звукоподражание («Кто как кричит», «Отгадай, кто в до­мике живет» и т. п.).

В образовательных ситуациях педагог привлекает детей к ока­занию помощи игровым персонажам в решении их «проблемы» (помочь мишке выбрать корзинку нужной величины, чтобы вошли все найденные им грибы; помочь кукле подобрать одежду по раз­меру; помочь зайчику выбрать теплую шапочку).

Во всех видах деятельности детей воспитатель комментирует про­цесс деятельности ребенка, обобщает в речи полученный результат, стимулируя высказывания детей.

 

Средняя группа

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Воспитатель создает условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отве­чать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о собы­тиях, приглашать к деятельности. Дети учатся участвовать в коллек­тивном разговоре, поддерживать общую беседу, говорить по очереди, не перебивая собеседника. Передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей (девочка испугалась, мама удивилась) и животных (кошка сердится, она не поймала мышку; обезьяна радуется — у нее есть вкусный банан).

В процессе общения дошкольники учатся адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника (выразить сочувствие, по­мочь, пожалеть).

Дошкольники упражняются в использовании средств интонацион­ной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи) дня привлечения и сохранения внимания сверстника в процессе речевого общения. Учатся использовать в речи слова участия, эмоци­онального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми.

Стремятся к самоутверждению в коллективе сверстников, прояв­ляют избирательность во взаимоотношениях и общении с ними: предпочтения в выборе партнеров по играм и общению.

Используют элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; в игровом общении ориентиру­ются на ролевые высказывания партнеров, поддерживают их.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

Связная речь. Дети осваивают умения диалогической речи: в раз­говорном общении пользуются (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного во­проса; замечают неточности и ошибки в своей речи и в речи това­рищей, доброжелательно исправляют их; формулируют вопросы по­искового характера (Почему? Зачем? Для чего?).

Осваивают умения монологической речи: составляют описатель­ные рассказы (5—6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта; самостоятельно пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям; сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составляют описательные загадки и загадки со сравнением, описательные загадки о предметах и объ­ектах живой и неживой природы; пользуются элементарными фор­мами объяснительной речи.

Словарь. Дошкольники осваивают и используют в речи новые слова. Названия предметов и материалов, из которых они изготов­лены (ткань, бумага, дерево, резина). Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых про­цессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и т.п.). Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества — цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т.п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и т.п.).

Слова, обозначающие видовые категории с указанием характер­ных признаков (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла).

Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и другие), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организ­мы — растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т.д.).

Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими: слова приветствия, благодарности, извинения, учас­тия, эмоционального сочувствия и другие.

Грамматически правильная речь. Дети осваивают умение свободно пользоваться в речи простыми предложениями (полными, распростра­ненными, с однородными членами). Для передачи временных, про­странственных, причинно-следственных связей используют сложно­подчиненные предложения. Правильно используют суффиксы и при­ставки при словообразовании и для выражения отношений между объектами. Учатся самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного офор­мления речевого высказывания.

Звуковая культура речи. Дети овладевают произношением наибо­лее трудных звуков — свистящих, шипящих, [л], [р]. К пяти годам дети чисто произносят все звуки, четко воспроизводят фонетический и морфологический рисунок слова.

Учатся говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы; эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники знают термины «слово», «звук», правильно понимают и учатся использовать их.

Знают, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими.

Учатся сравнивать слова по протяженности.

Учатся звуковому анализу слова: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по пред­ставлению); различать на слух гласные и согласные звуки.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети осваивают умение использовать в знакомых ситуациях общения вариативные формы приветствия («здравствуйте», «добрый день», «добрый вечер», «доброе утро», «привет»); прощания («до сви­дания», «до встречи», «до завтра» и т.д.); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой («разрешите пройти», «дайте, пожалуйста»), благодарностью («спасибо», «большое спасибо»), обидой, жалобой.

При обращении к сверстнику называть его имя, к взрослому — имя и отчество.

При обращении к незнакомым людям использовать вежливые формы: «скажите, пожалуйста», «будьте добры», «извините за беспо­койство».

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Для развития коммуникативных умений ребенка воспитатель со­здает условия для стимулирования его потребности в общении со сверстниками. Педагог дает поручение для выполнения его двумя- тремя детьми (собрать листья для осеннего букета; навести порядок в игровом уголке; сделать из конструктора гараж для машины). Сти­мулирует общение детей в процессе сюжетно-ролевых и дидактичес­ких игр (договориться о распределении ролей, определить, кто пер­вым будет ходить в игре и т.д.), организует коллективные обсужде­ния событий из жизни детей в детском саду (как украсить группу к празднику; почему не цветет комнатное растение, почему сегодня грустит Сережа; чем понравилась прочитанная книга). Особое зна­чение для развития общения в этом возрасте имеет организация поисковой деятельности. Для этого воспитатель вводит игровой пер­сонаж и создает проблемные образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения.

Для обучения детей составлению описательного рассказа воспи­татель организует игровые образовательные ситуации, стимулирую­щие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов («Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали»), а затем к описанию по схеме и по представлению («Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие).

В процессе режимных моментов воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей. Например, перед мытьем рук воспитатель загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и каче­ства предметов. Затем педагог организует обследовательские дейст­вия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «мыльная пена», «скользкое», «гладкое», «душистое» и т.п., подби­рают синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выпрыг­нуло, выскочило, вывалилось), придумывают сравнения (выскольз­нуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

В процессе игровых ситуаций с персонажами настольного и паль­чикового театра, игрушками воспитатель помогает детям придумы­вать окончания и коллективно составлять повествовательные расска­зы о животных («Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка), сказочные истории о литературных героях и игрушках («Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие).

Для развития объяснительной речи воспитатель использует со­здание игровых проблемных ситуаций, элементарное эксперименти­рование, загадывание загадок игровому персонажу. Для детей сред­ней группы лучше использовать описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, воспитатель предлагает не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Введение игрового персонажа позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи Степашке, объясни ему, научи Степашку, докажи ему, что твоя отгадка правильная»).

Для подготовки детей к звуковому анализу слов педагог может использовать уже устоявшиеся в практике обучения грамоте приемы, когда звуки речи сравниваются с природными или бытовыми звуками и называются «песенками»: песенка ветра, змеи, жука, самолета, трактора, насоса, воды, комара, колокольчика и т.п. Для этого ис­пользуются игровые упражнения «Чья песенка?», «Что звучит?» (диф­ференциация изолированных звуков на слух). В дальнейшем, когда дети научатся различать слово и звук, воспитатель обращает их вни­мание на начальный звук слова, выделяя его голосом (например, слова, начинающиеся с гласного звука: аист, утка, игла), а затем использует упражнения на узнавание слов с заданным первым зву­ком, сочинение чистоговорок «Придумай окончание» (совместное сочинение чистоговорок: «За-за-за — убежала коза, зу-зу-зу — не догоним мы козу, зы-зы-зы — больше нет у нас козы, зе-зе-зе — надо хлеба дать козе, за-за-за — вот вернулась к нам коза»).

Педагог организует условия для освоения детьми наиболее слож­ной грамматической формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обучение правильно­му использованию этих форм может осуществляться в играх «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Магазин» («Надо привести в зоо­магазин побольше котят, щенков, мышат...»). Дети знакомятся с новым способом словообразования: «Почему цветок называется под­снежник? Под чем он растет? — под снегом»; «Что делает кошка на картинке? — кошка залезла на дерево, кошка слезла с дерева, за­бралась под стол, выбралась из-под стола, запрыгнула на шкаф, спрыгнула со шкафа» и т. п.

 

Старшая группа

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Связная речь. Дети овладевают следующими умениями. Самостоя­тельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литератур­ные произведения, правильно передавая идею и содержание, исполь­зуя прямую и косвенную речь, пересказывают произведение по ролям, по частям.

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях при­роды точно и правильно подбирают слова, характеризующие особен­ности предметов и объектов; используют прилагательные и наречия; с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описа­тельного рассказа.

Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. С помощью воспитателя учатся строить свой рассказ в соответствии с ло­гикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, вре­мени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание).

В повествовании отражают типичные особенности жанра сказки или рассказа.

Проявляют интерес к самостоятельному сочинению, создают раз­нообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели.

Учатся внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. Использовать эле­менты речи-доказательства и объяснительной речи при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.

Словарь. Дети осваивают и используют в речи новые слова.

Названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.

Личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. п.), его состояния и настроения, внутренние переживания.

Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представле­ния детей.

Слова, обозначающие оттенки цвета (розовый, бежевый, зелено­вато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта.

Дошкольники развивают умение самостоятельно использовать в деятельности и обозначать в речи обследовательские действия, необ­ходимые для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил на руке, понюхал и т. д.). Сравнивают предметы, находят су­щественные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принад­лежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрук­ты. Называют существенные признаки понятий; находят в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; используют их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Грамматически правильная речь. Дошкольники овладевают уме­ниями: использовать в речевой практике основные грамматические правила; учатся грамматически правильно использовать в речи слож­ные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множест­венное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть». Упражняются в образовывании слов, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), при­ставками (подснежник, подосиновик).

Звуковая культура речи. Дети учатся чисто и правильно произно­сить все звуки родного языка. Упражняются в правильном звукопро- изношении в процессе повседневного речевого общения и при звуко­вом анализе слов.

При чтении стихов, пересказе литературных произведений, в про­цессе общения учатся самостоятельно пользоваться средствами инто­национной выразительности: изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания.

Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники получают пред­ставление о существовании разных языков; знают термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуко­вой анализ слова», правильно понимают и используют их.

Умеют: делить на слоги двух- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова); составлять предложения с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети самостоятельно выполняют основные правила рече­вого этикета при приветствиях, прощаниях, обращениях с просьбой, знакомствах, при выражении благодарности.

Знакомятся с основными правилами этикета телефонного разгово­ра, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в обще­ственных местах (в театре, музее, кафе). Приучаются использовать эти правила.

Знают и учатся правильно использовать невербальные средства об­щения: мимику, жесты, позу, а также тактично обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки.

Участвуют в коллективных разговорах, стремясь использовать при­нятые нормы вежливого речевого общения: внимательно слушать со­беседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель стимулирует интерес ребенка к общению со сверстни­ками и взрослыми: создает ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. Для коллективного общения детей необходимо использовать детские проекты, темы которых могут быть разнообразными в соответствии с интересами детей, событиями в детском саду и группе.

Воспитатель создает условия для развития речевого творчества детей: использует коллективное сочинение загадок, сказок, рассказов, поэтических четверостиший. Организует игры-драматизации, спектак­ли настольного, пальчикового театра, создает условия для игры-фан­тазирования.

Педагог привлекает внимание ребенка к речи как особому объекту познания: использует игры на словотворчество («Придумай название сказочному предмету», «Придумай имя сказочному персонажу»), при­влекает детей к участию в словесных играх, обсуждает с детьми зна­чение новых непонятных слов.

Педагог продолжает поддерживать интерес дошкольников к лите­ратуре, стимулирует желание научиться читать.

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи воспитатель может использовать чистоговорки, стихи, загадки, скороговорки, упражняет детей произносить их шепотом, вполголоса, громко или медленно, умеренно быстро. Воспитатель проводит игровые упражнения с пик­тограммами, побуждая детей использовать вопросительную, восклица­тельную, повествовательную интонации.

Педагог организует игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, речевого дыхания и моторики артикуля­ционного аппарата.

Для освоения правил речевого этикета организует игровые образо­вательные ситуации («Незнайка знакомится с детьми», «Незнайка го­ворит по телефону», «Незнайка принимает гостей» и т. п.), в которых в условиях проблемной ситуации дети обсуждают ошибки и неудачи игрового персонажа и формулируют правила речевого этикета. Для развития умений детей подобные ситуации включаются в содержание сюжетно-ролевых игр, ребята рассматривают картинки с изображени­ем ситуаций приветствия, приема подарков, поведения в театре, вы­полняют ролевые этюды. В условиях совместной деятельности воспи­татель знакомит детей с литературными произведениями на тему эти­кета А. Барто «Шла вчера я по Садовой», М.Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро» и другими.

Для знакомства детей с невербальными средствами общения педагог организует игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали — пока­жем», «Отгадай животное»), беседует с детьми о том, как можно общать­ся без слов, рассказывает детям об искусстве пантомимы и предлагает игровые упражнения «Расскажи стихи руками», «Покажи движением», «Ласка», «Я радуюсь», «Отгадай по лицу», «Маски», «Зеркало».

 

Подготовительная группа

                                                                                                                                      

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Связная речь. Дети овладевают умениями пересказывать литератур­ные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и со­держание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; ис­пользовать разные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи: пересказ по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя. Учатся понимать и запоминать авторские средства выразитель­ности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников. В описательных рассказах по репродукциям художественных картин о явлениях природы учатся передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олице­творения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Составляют повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строят свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составляют рассказы-контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение. Учатся различать литера­турные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение), знать и соблюдать в повествовании основные характерные особеннос­ти жанра.

Осваивают умение самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, модели­рование рассказа, сказки, загадки, придумывание диафильмов, расска­зы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗ.

В творческих рассказах используют личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности.

Внимательно выслушивают рассказы сверстников, помогают им в случае затруднений, замечают речевые и логические ошибки и добро­желательно и конструктивно исправляют их.

Учатся самостоятельно использовать в процессе общения со взрос­лыми и сверстниками формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выде­ление звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове. Ориентация на листе, выполнение графических диктантов. Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводки. Чтение простых слов. Отгадывание детских крос­свордов и ребусов.

Словарь. Дети овладевают умениями адекватно и точно выра­жать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации — деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пас­сажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.).

Учатся находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении за­гадок, сказок, стихов.

Звуковая культура речи. Проводится автоматизация сложных для произношения звуков в речи и коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Грамматически правильная речь. Ребенок овладевает умениями: об­разовывать сложные слова посредством слияния (кофемолка, кофе­варка, посудомоечная машина); замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, слож­ноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети овладевают умением использовать этикетные фор­мулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях при­ветствия («Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи!», «Как жаль расста­ваться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»).

Учатся находить уместные движения, позы, выражение лица в ситуациях общения с разными людьми; находить ответы и пра­вильно использовать правила этикета в новых ситуациях (кто здо­ровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и, здороваться, и прощаться через порог или другое пре­пятствие).

Упражняются в умении представить своего друга родителям, товарищам по игре (кого представляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину), познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; сделать комплименты другим и принять их. Дошкольники учатся следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприят­ности в семье); осваивают формулы речевого этикета в процессе спора.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Для становления основ коммуникативной компетентности ребенка воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более старшими и более младшими детьми, с хорошо и малознакомыми детьми и взрослыми. Опыт общения с разным контингентом людей дети могут обобщить в процессе создания альбомов и книг на темы «Как мы играли с малышами», «Как познакомиться с но­выми друзьями», «Как не поссориться на детской площадке» и т. п.

Для развития речевого творчества детей педагог организует «детское книгоиздательство»: дети сочиняют сказки, загадки, рассказы, иллю­стрируют их своими рисунками, а воспитатель записывает и помогает оформить книгу. В своих произведениях дети отражают свой личный и литературный опыт, свои знания о природе, социальном мире, отноше­ниях между людьми. В подготовительной группе может быть создана библиотека, часть которой составляют сочинения самих детей.

Для знакомства детей с правилами этикета воспитатель читает им художественные произведения и обсуждает с ними ситуации, возни­кающие в поведении детей. В процессе обсуждения, в игре-драмати­зации, в сюжетно-ролевой игре дошкольники учатся использовать правила этикета в практике взаимодействия. Педагогу необходимо по­говорить с родителями воспитанников и посоветовать им использовать жизненные ситуации для обучения ребенка этикетным правилам: ре­бенок привел домой друга и хочет познакомить его с родителями; на улице повстречались с мальчиком из группы, ребенок хочет предста­вить его маме. В условиях детского сада воспитатели создают ситуации для знакомства детей разных групп, организуют их совместную дея­тельность. Совместное решение проблемных ситуаций, игровых и бы­товых задач помогают детям освоить этикет ведения спора, умения избежать конфликта и ссоры. Для закрепления освоенных правил можно использовать дидактические игры, конкурсы и этюды.

Работа по звуковой культуре речи и развитию грамматически пра­вильной речи проводится в процессе индивидуального взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Читайте также

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства» Цель: Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об...

Проект «Шкатулка с секретами» (Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)

Проект «Шкатулка с секретами»(Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)  

Проектная работа «Русские народные сказки»

Проектная работа «Русские народные сказки»