Бисероплетение
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Методическое обеспечение

3. Тематический план

4. Содержание программного материала

5. Условия реализации программы

6. Прогнозируемые результаты

7. Библиография

8. Приложение

 

Пояснительная записка.

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».

М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т.д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость творчества».

Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.

 

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Программа в объеме 30 занятий, из них – 10 занятий отводится на теоретический курс, 20 занятий – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

- подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска…);

- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

- аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к

себе, вперед, вверх), убирать иглу в игольницу;

- правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

 

Тематический план работы

 

п/п

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма

отчета

всего

теория

практика

 

1.

 

Экскурс в историю.

 

4

 

3

 

1

 

1.1

История бисера

1

1

 

 

1.2

Организация рабочего места

1

1

 

 

1.3

Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе.

1

0,5

0,5

 

1.4

Оборудование рабочего места.

1

0,5

0,5

 

 

2.

 

Изготовление простейших цепочек.

 

11

 

4

 

7

 

2.1

Знакомство со схемами.

2

1

1

 

2.2

Низание цепочки «в одну нить».

2

 

2

 

2.3

Зайчик.

3

1

2

 

2.4

Рябиновая веточка.

2

1

1

Выставка

2.5

 

Игла. Нити. Проволока. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе.

2

1

1

 

 

3.

 

Украшения из бисера и стекляруса.

 

15

 

5

 

10

 

3.1

Брошь "Бабочка"

1

0,5

0,5

 

3.2

Браслет «Божья коровка».

2

0,5

1,5

 

3.3

Браслет широкий

4

1

3

 

3.4

Брошь "Бабочка" (усложненный вариант)

2

1

1

 

3.5

Стрекоза

1

 

1

 

3.6

Снежинки

1

 

1

 

3.7

Рыбка

1

 

1

 

3.8

Аквариум

1

 

1

 

3.6

Организация выставки (в конце темы)

1

1

 

Выставка

3.7

Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.

1

1

 

 

 

 

ИТОГО:

 

30

 

12

 

18

 

 

Содержание программного материала

1. Экскурс в историю.

История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером.

2. Изготовление простейших цепочек.

Знакомство со схемами. Чтение схем.

Проволока. Техника безопасности при работе с проволокой.

Изготовление простейших низок. Низание цепочек «в одну нить».

Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой.

Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме.

Деревья нашего леса.

Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа.

Организация выставки работ в ДОУ на портале.

3. Украшения из бисера и стекляруса.

Стеклярус.

Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций.

Изготовление броши «Бабочка» (упрощенный вариант). Знакомство со схемой. Порядок сборки. Оформление броши.

Изготовление броши «Божья коровка».

Изготовление широкого браслета в подарок маме.

Изготовление броши «Бабочка» (усложненный вариант).

Изготовление «Стрекозы».

Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками.

Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций.

Изготовление панно «Аквариум» - коллективная работа.

По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ.

Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.

 

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

1. Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Наличие столов для работы.

3. Приобретение бисера различных цветов и оттенков.

4. Наличие нитей для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.

Кадровое обеспечение

1. Зам. зав по ВМРсоставляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.

2. Руководитель программы – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

3. Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости), ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.

 

Прогнозируемые результаты

В процессе реализации программы дети приобретут:

Знания

1. Практического владения общими принципами работы по рукоделию.

1. Расширят представления о культуре ханты и манси, их истории.

2. Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.

Навыки

1. Работы с бисером.

2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.

3. Работы и общения в коллективе.

Умения

1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.

2. Читать схемы.

3. Сочетать цвета.

Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,

воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

 

Библиография

1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.

2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.

3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.

4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.

5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт

Петербург 1999.

7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.

8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.

11. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.

12. Н.Л.Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.

13. Л.В.Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.

14. А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.

15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Подьяковой, В.Н.Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и…

Конспект квеста для детей старшего возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий «Кругосветное путешествие» Цель: Закрепить знания детей о природе, бережном...

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...