Рабочая программа факультатива «Карапуз»
для детей 2-3 лет

Паспорт программы

 

Наименование программы

Факультатив «Карапуз»

Дата принятия решения о разработке программы

2012 учебный год

Заказчик программы

Администрация МАДОУ № 2

Цель программы

Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 

Задачи программы

1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.

4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Важнейшие целевые показатели программы

У детей сформируется мотивация, эмоциональная готовность к поступлению в детский сад, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

Исполнители программы

Воспитатели,

психолог МАДОУ № 2

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.

2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ

Организация контроля за реализацией программы

Контроль за выполнением программы осуществляет заказчик администрации МАДОУ № 2

 

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Разработка рабочей программы «Карапуз» обусловлена:

1. Нормативно- правовой базой:

  • постановлением Правительства РФ от 12.09.08г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
  • приказом Минобрнауки России №655 от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • проектом Закона «Об образовании»;

2. Социальным заказом родителей

Настоящая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.

Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 72 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).

Длительность каждого занятия 25-30 минут.

В программе выделяются два раздела:

1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.

2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

В каникулярное время дети приглашаются в группу на развлечения.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы : Оздоровительные:

  • Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками,

используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Образовательные:

  • вызвать у детей радость от общения с окружающими;
  • побуждать детей к самостоятельной деятельности;
  • формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
  • формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
  • расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
  • обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

  • Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
  • Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
  • обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
  • Развивать любознательность;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.

Для родителей:

  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 

Условия реализации программы:

1. Систематическое проведение образовательной деятельности. Для этого имеется наглядно-методическое обеспечение:

Содержание образовательного процесса в адаптационной группе определяется программой: От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в группах раннего возраста для детей с 1 года до 3 лет; Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.

Допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста:

Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха».

2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностноориентированное развитие ребенка.

3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.

4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.

5. Методические рекомендации по каждому направлению.

6. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности воспитанников в МАДОУ № 2 «Сказка».

В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности

детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество

дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие компьютерные игры, интерактивная доска, проектор и т.д.

7. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

 

Практическая реализация

Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.

 

Характеристика форм работы с детьми:

Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

Продуктивная деятельность  (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);

Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)

Коммуникативная деятельность   (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература

Элементы трудовой деятельности  (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

 

Примерная схема организации образовательной деятельности:

1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1-2 мин.);

2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3-5 мин.);

3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности (1-3 мин.);

4. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.);

5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради, сопровождаемая объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5-7 мин.);

6. Физминутка, динамическая пауза и т. д. (3-5 мин.);

7. Повторение и развивающие задания (5 мин.);

8. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали (2-3 мин.).

Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.

Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.

Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

 

Формы сотрудничества педагогов, специалистов ГКП с семьями воспитанников:

  • совместные праздники и развлечения;
  • открытый просмотр занятий
  • родительские собрания;
  • наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
  • день открытых дверей (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в ГКП);
  • консультации, семинары – практикумы, тренинги;
  • совместные игровые сеансы родителей и детей.
  • размещение информации на сайте и т.д.

 

Ожидаемый результат

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

 

Подведение итоговых результатов освоения программы:

1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;

3. Собеседование с родителями;

4. Анкетирование.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

 

Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет.

В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.

В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых

заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.

  • Так, в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
  • У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий6 слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
  • В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней

отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.

  • Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта.

Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

  • Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
  • Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенций этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.

Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.

В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.

 

Календарно-тематической план встреч с детьми и их родителями в семейном адаптационном клубе «Карапуз»

 

Месяц

Встречи

Ответственные

Кол-во часов

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

1. Обработка информации о контингенте воспитанников в возрасте от 1,5 до 3лет, не посещающих МАДОУ.

2. Телефонный опрос родителей, желающих посещать адаптационный клуб.

3. Встреча с родителями «Давайте познакомимся»:

- сбор необходимой документации;

- беседа с родителями об особенностях развития воспитанников.

4. Анкета-знакомство «Портрет семьи».

5. Анкета-опрос.

6. Знакомство родителей с предметно-развивающей средой в группе раннего развития

7. Тренинг «Знакомство».

8. Тренинг.

Ст. воспитатель

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

Психолог

3

 

 

3

 

1

 

1

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

Октябрь

1. Знакомство с детьми.

2. Познание окружающего мира (экскурсия по детскому саду).

3. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

4. Контактная педагогика (использование технологии М.Н. Поповой «Навстречу друг другу»).

5. Музыка с мамой (С. и Е. Железновых).

6. Строительная игра «Дорожки узкие и широкие».

7. Подвижная игра «Котятки».

8. Музыкальное развлечение «Золотая осень».

Ст. воспитатель

Воспитатель

 

 

 

Инструктор по физ.воспитанию

Муз.руководитель

 

Воспитатель

Муз.руководитеь

1

1

 

1

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

1. Нетрадиционное рисование (пальчиками).

 

2. Игры с дидактическими игрушками.

3. Пальчиковые игры «Сорока-сорока», «Пальчики пляшут».

4. Музыка с мамой (С. и Е. Железновых)

5. Подвижные игры в спортивном зале.

6. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

7. Чтение художественной литературы (чтение потешки «Ладушки, ладушки»).

8. Познание окружающего мира

(зимний сад).

Педагог дополнительного образ-я

Воспитатель

 

 

Муз.руководитель

Инструктор по физ.воспитанию

 

Воспитатель

 

Эколог

1

 

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1. Чтение художественной литературы (чтение А. Барто «Снег»).

2. Пальчиковые игры «Тук-тук – я стучу», «Колобок».

3. Строительные игры «Построим башню».

4. Музыкально-ритмическое развлечение «Новогодняя сказка».

5. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

6. Дидактическая игра «Собери бусы для куклы».

7. Подвижные игры в спортивном зале.

 

8. Лепка.

Воспитатель

 

 

 

 

Муз.руководитель

 

Воспитатель

 

 

Инструктор по физ.воспитанию

Педагог доп. обр.

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

Январь

1. Дидактическая игра «Большие и маленькие».

2. Игры воспитанников за дидактическим столом «Что катится?».

3. Нетрадиционное рисование (ладошками).

 

4. Подвижные игры с мячом в спортивном зале «Послушный мячик».

5. Чтение художественной литературы (чтение потешки «Водичка, водичка…»).

6. Познание окружающего мира (живой уголок).

Воспитатель

 

 

Педагог дополнительного образ-я

Инструктор по физическому воспитанию

Воспитатель

 

Эколог

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

1. Тестопластика «Это я» (отпечаток ладошки на тесте).

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Музыкально-ритмические занятия.

4. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

5. Строительная игра «Построй гараж».

6. Игры воспитанников за дидактическим столом «Помоги фигуркам попасть в домик».

7. Театрализованная игра «Теремок».

8. Подвижные игры в спортивном зале.

Педагог дополнительного образ-я

Воспитатель

Муз.руководитель

Воспитатель

 

 

 

 

 

Инструктор по физическому воспитанию

1

 

1

1

1

1

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

1. Развлечение в музыкальном зале «Мама-солнышко мое».

2. Рисование «Лучики солнца».

 

 

3. Экспериментирование (игры с песком и водой) – «Что как плавает?».

4. Игры в сухом бассейне «Стираем платочки», «Пальчики разбежались».

5. Подвижная игра «Кошечка пришла в гости».

6. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

7. Познание окружающего мира (прогулка по территории МАДОУ).

8. Музыкально-ритмические занятия.

Муз.руководитель

 

Педагог дополнительного образ-я

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муз.руководитель

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

1. Инсценеровка русской народной сказки «Курочка ряба».

2. Музыкальная игра «Вышла курочка гулять».

3. Развивающие игры «Помоги жирафу».

4. Чтение художественной литературы (чтение А. Бродского «Солнечные зайчики»).

5. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы.

6. Дидактическая игра с мозаикой «Курочка и цыплята».

7. Познание окружающего мира

Дидактическая игра «Поручение».

8. Нетрадиционное рисование (пальчиками и ладошками).

Воспитатель

 

Муз.руководитель

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образ-я

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

1

1

 

1

 

 

 

Май

 

1. Контактная педагогика

«На физкультуру - вместе с мамой»

2. Развивающие игры «Найди такой же», «Найди палочки».

3. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы

4. Анкетирование родителей по адаптации воспитанников в МАДОУ.

5. Мониторинг воспитанников.

6. Чаепитие

7. Обсуждение с родителями итогов посещения семейного клуба «Карапуз».

8. Изучение пакета документов, необходимых для поступления в МАДОУ.

Инструктор по физ. воспитанию

Ст. мед. сестра

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. воспитатель

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

3

1

1

 

1

Итого

72

 

Содержание деятельности семейного адаптационного клуба «Карапуз»

Деятельность семейного адаптационного клуба «Карапуз» строится на основе контактной педагогики (использование технологии М.Н. Поповой«Навстречу друг другу»). Цель: уменьшение негативного последствия адаптационного синдрома, создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье.

Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.

Каждое занятие сочетает в себе различные виды деятельности, которые свойственны детям в дошкольном возрасте.

В содержание деятельности семейного адаптационного клуба входят:

Занятия, направленные на познание окружающего мира – 4 часа.

«Экскурсия по детскому саду», «Экскурсия в зимний сад», «Экскурсия в живой уголок», «Экскурсия по территории (участки для прогулок) детского сада».

Цель: обогащение представлений об окружающем мире, развитие наблюдательности и любознательности.

Занятия, направленные на сенсорное развитие – 10 часов. Работа по сенсорному развитию включает:

1. Развивающие игры (3 часа).

«Помоги жирафу». Цель: развитие тактильно-двигательной координации движения, умения соотносить фигуры с контуром.

«Найди такой же». Цель: развитие внимания.

«Найди палочки». Цель: обучение детей умению выбирать заданный предмет из 4-х предложенных.

2. Сенсорные игры (3 часа).

«Большие и маленькие». Цель: развитие умения дифференцировать большие и маленькие предметы.

«Собери бусы для куклы». Цель: развитие умения нанизывать бусины одного признака (цвет, величина, форма).

«Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Дидактические игры (игры за дидактическим столом) (4 часа).

«Что катится?». Цель: ознакомление с формой предмета и его особенностями.

«Помоги фигуркам попасть в домик». Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.

«Курочка и цыплята» (мозаика). Цель: фиксирование внимания на том, что цвет является признаком разных предметов.

Игры с песком и водой .

«Что как плавает?». Цель: ознакомление детей со свойствами различных материалов.

Занятия, направленные на развитие продуктивной деятельности – 10 часов.

1. Изобразительная деятельность - 7 часов. Нетрадиционное рисование (рисование ладошками, пальчиками), лепка и тестопластика.

Цель: вызывание у воспитанников интереса и желания рисовать, развитие ручной моторики.

2. Строительные игры (3 часа).

«Дорожки широкие и узкие», «Построй башню», «Построй гараж».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие восприятия, мышления, воображения.

Занятия, направленные на развитие двигательной деятельности - 13 часов. Двигательная деятельность включает:

1. Подвижные игры (6 часов).

Подвижные игры в спортивном зале планирует инструктор по физической

культуре (4 часа).

Подвижные игры в группе «Котята», «Кошечка пришла в гости».

Цель: развитие координации движений, развитие внимания, обучение пони-

манию инструкции взрослого, обогащение эмоциональной сферы.

2. Пальчиковые игры (2 часа).

«Сорока-сорока», «Пальчики пляшут», Тук-тук – я стучу», «Колобок».

Цель: развитие мускулатуры и моторики рук.

3. Игры в сухом бассейне (1 час).

«Стираем платочки», «Пальчики разбежались».

Цель: развивать моторику обеих рук.

Занятия на развитие коммуникативной деятельности  – 13 часов.

1. Чтение художественной литературы (4 часа).

Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка…».

Чтение стихотворений: А.Барто «Снег», А.Бродского «Солнечные зайчики».

Цель: обучение воспитанников воспроизводить игровые движения согласно тексту потешек, стихов.

2. Театрализованные игры (2 часа).

Театр «Теремок», «Инсценирование сказки «Курочка ряба».

Цель: привитие интереса к сказкам, обучение воспитанников воспроизводить игровые движения и произносить звукоподражательные слова. Обогащение и активизация словаря, развитие диалогической речи, слухового внимания у воспитанников.

3. Занятия, направленные на развитие самостоятельной деятельности воспитанников в развивающем пространстве группы (7 часов).

Самостоятельная деятельность воспитанников дает возможность свободного общения со взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы подразумевает игру в различных микроцентрах (уголках) группы: спортивный, ряженье и др. Данные микроцентры дают возможность воспитанникам реализовать собственный выбор игр (процессуальные действия, а затем и сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу», «Накроем стол к чаю» и т.д.), а также действия с игровыми двигательными модулями (игры с техническими игрушками: машины, мягкие игрушки, детали конструктора).

Занятия, направленные на развитие элементов трудовой деятельности  – 1 час.

«Поручения».

Цель: развитие понимания речи, умения выполнять определенные трудовые действия.

Встречи с родителями – 15 часов.

Мониторинг адаптации воспитанников в МАДОУ – 3 часа.

 

План работы консультационного пункта для родителей при клубе "Карапуз"

 

Месяц

Тема

Октябрь

1. Особенности развития детей раннего возраста.

2. Чему мы можем научить ребенка?

3. Компьютерная презентация «Питание-залог здоровья».

Ноябрь

1. Для чего нужен режим дня? Папка-передвижка «Значение режима дня для воспитания ребенка».

2. Какой должна быть жизнь ребенка, не посещающего детский сад.

3. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний».

4. Устный журнал «Система оздоровления и закаливания в семье».

Декабрь

1. Рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста.

2. Роль игры в процессе воспитания.

3. Информация «Игры и развлечения с малышом». Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома».

Январь

1. Признаки психоэмоционального напряжения детей раннего возраста (психолог).

2. Кризис 3-х лет.

3. Консультация «Общение родителей и детей».

Февраль

1. Влияние развития моторики на развитие речи. Буклет «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста».

2. Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов?

Март

1. Критерии готовности ребенка к поступлению в МАДОУ (психолог).

2. Как помочь ребенку адаптироваться к условиям МАДОУ.

Апрель

1. Адаптация к детскому саду.

2. Готов ли ваш ребенок к детскому саду.

 

Планируемые результаты

К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.

 

Параметры оценки адаптации детей к ДОУ

 

Параметры

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Поведение

Сильные, уравновешенные, подвижные

Сильные, возбудимые

Сильные, уравновешенные, инертные

 

Слабые

Настроение

Бодрое, контактное

Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное

Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное

Слабые

Предел

работоспо-собности

Соответствует норме и возрасту

Быстро наступает утомление

Соответствует возрастной норме

Низкий

Признаки утомления

Небольшая возбудимость нервной системы

Нарушение координации движений

Замедленная ответная реакция

Явно выраженные признаки утомления

Поведение на занятии

 

Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает

Не сосредоточен, не активен

Малоактивен, реакция замедленная

 

Не сосредоточен, пассивен

 

По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:

1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;

2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;

3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;

4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.

 

Диагностика детей раннего возраста группы кратковременного пребывания «Цветовой гнозис»

 

Критерии

2 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

 

 

 

Выбор названия

 

 

 

Самостоятельное название

 

 

 

 

Форма

Критерии

2 года

2,5 – 3 года

Не владеет

Сличение

 

 

 

Выбор названия

 

 

 

Самостоятельное название

 

 

 

 

Предметный гнозис

Называет 4 – 5 картинок

в 2 года

Называет многие из групп

2,5 года

Все предметы, свойства, качества

3 года

Не владеет

 

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Выбор из 2-х картинок в 2 года

Выбор из 4 картинок в 3 года

Не владеет

 

 

 

 

Конструктивный праксис

 

Возраст

детей

 

Действия

Разрезная картинка

из 2-х

фрагментов

Разрезная картинка

из 3-х

фрагментов

Не владеет

2 - 2,5 года

Совершает целенаправленные действия

 

 

 

 

Соединяет части без анализа полученного целого

 

 

 

 

Прикладывание с разворотами

 

 

 

 

Зрительное соотношение частей без прикладывания

 

 

 

3 года

Совершает целенаправленные действия

 

 

 

 

Соединяет части без анализа

полученного

целого

 

 

 

 

Прикладывание с разворотами

 

 

 

 

Зрительное соотношение частей без прикладывания

 

 

 

 

Конструирование по подражанию

(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)

 

Показатели

2 – 2,5 года

3 года

Не владеет

 

Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений

 

 

 

 

Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения

 

 

 

 

Сопоставление и исправление ошибок

 

 

 

 

Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений

 

 

 

 

Самостоятельный анализ образца и воспроизведение

 

 

 

 

Пространственный гнозис

Параметры

2 – 2,5 года

3 года

Не владеет

 

Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется

 

 

 

 

 

Выполняет все задания

 

 

 

 

 

Диагностика способов действий

Складывание пирамидки

 

Нормативы

Пирамидка

из 4 колец с колпачком

Пирамидка

из 6 колец с колпачком

Не владеет

2 – 2,5 года

Собирает пирамидку без учета величины

 

 

 

3 – года

Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением

 

 

 

 

Разбор и складывание матрешки

 

 

Двусоставная

3 и 4-х

составная

Не владеет

2,5 года

Неспецифические манипулятивные действия

 

 

 

 

Простое манипулирование предметом

 

 

 

 

Силовая проба

 

 

 

 

Целенаправленная проба

 

 

 

 

Примеривание

 

 

 

 

Зрительное соотношение

 

 

 

3 года

Неспецифические манипулятивные действия

 

 

 

 

Простое манипулирование предметом

 

 

 

 

Силовая проба

 

 

 

 

Целенаправленная проба

 

 

 

 

Примеривание

 

 

 

 

Зрительное соотношение

 

 

 

 

О пределение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Оценка

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

+3

Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен

Много друзей, охотно играет с детьми

Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2

Улыбается, настроение хорошее, спокоен

Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми

Сон спокойный

Нормальный аппетит

+1

Иногда задумчив, замкнут

Безразличен к играм, отстранен, замкнут

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

Аппетит выборочный, но насыщенный

-1

Легкая плаксивость, хныканье

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Отвергает некоторые блюда, капризничает

-2

Плачет за компанию, плач приступообразный

Проявляет тревогу, бросает начатые игры

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно

-3

Сильный плач, подавленное настроение

Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Отсутствие сна, плач

Отвращение к еде, кормление мучительно

 

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит;
  • охотное общение с другими детьми;
  • спокойный сон;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние

 

Библиография:

1. Вераксы Н.Еи др. .// Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.

2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю//. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).

3. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.

4. Заводчикова .. О. Г. // "Адаптация ребенка в ДОУ"//- М., 2007 г.

5. Картушина М.Ю.// Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет//. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).

6. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А///. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений//. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.

7. Крупенчук О.И. //Ладушки: Пальчиковые игры для малышей//. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).

8. Кирюхина Н. В. // "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"// М., 2005

9. Крюкова С. В; Слободияк. Н. П. //"Давай жить дружно"// М., 2002 г.

10. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.

11. Маханева М.Д., Рещикова С.В.// Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей//. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).

12. Роньжина А. С. //"Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"// М., 2003 г.

13. Сотникова В. // Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/ М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

14. Семенака С. И. // "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе" // -М., 2004 г.

15. Пошва Г.И.и др..//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.

16. Школа семи гномов. Четвёртый год (12 книг для работы с детьми от трёх до четырёх лет).- Мозаика-Синтез, 2010;

17. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-

М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

В нашем садике родном, очень весело живем

В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...

Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза»

Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза» Ведущий 1: В лесу на красивой зимней опушке Жили подружки, и все хохотушки. (Выбегают четыре хохотушки, танцуют.) Жили, дружили...

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...