Рабочая программа факультатива «Карапуз»
для детей 2-3 лет
Паспорт программы
Наименование программы |
Факультатив «Карапуз» |
Дата принятия решения о разработке программы |
2012 учебный год |
Заказчик программы |
Администрация МАДОУ № 2 |
Цель программы |
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
|
Задачи программы |
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. 2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. 3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния. 4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. |
Важнейшие целевые показатели программы |
У детей сформируется мотивация, эмоциональная готовность к поступлению в детский сад, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. |
Исполнители программы |
Воспитатели, психолог МАДОУ № 2 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада. 2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста. 3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ |
Организация контроля за реализацией программы |
Контроль за выполнением программы осуществляет заказчик администрации МАДОУ № 2 |
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Разработка рабочей программы «Карапуз» обусловлена:
1. Нормативно- правовой базой:
- постановлением Правительства РФ от 12.09.08г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
- приказом Минобрнауки России №655 от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- проектом Закона «Об образовании»;
2. Социальным заказом родителей
Настоящая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.
Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 72 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).
Длительность каждого занятия 25-30 минут.
В программе выделяются два раздела:
1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.
2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В каникулярное время дети приглашаются в группу на развлечения.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы : Оздоровительные:
- Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками,
используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Образовательные:
- вызвать у детей радость от общения с окружающими;
- побуждать детей к самостоятельной деятельности;
- формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
- формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
- расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
- обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.
Воспитательные:
- Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
- Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
- Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
- обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
- Развивать любознательность;
- обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.
Для родителей:
- оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
- формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Условия реализации программы:
1. Систематическое проведение образовательной деятельности. Для этого имеется наглядно-методическое обеспечение:
Содержание образовательного процесса в адаптационной группе определяется программой: От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в группах раннего возраста для детей с 1 года до 3 лет; Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М.И.Лисиной.
Допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей раннего возраста:
Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха».
2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностноориентированное развитие ребенка.
3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
4. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.
5. Методические рекомендации по каждому направлению.
6. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности воспитанников в МАДОУ № 2 «Сказка».
В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности
детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество
дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие компьютерные игры, интерактивная доска, проектор и т.д.
7. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Практическая реализация
Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
Продуктивная деятельность (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)
Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература
Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
Примерная схема организации образовательной деятельности:
1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1-2 мин.);
2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3-5 мин.);
3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности (1-3 мин.);
4. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.);
5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради, сопровождаемая объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5-7 мин.);
6. Физминутка, динамическая пауза и т. д. (3-5 мин.);
7. Повторение и развивающие задания (5 мин.);
8. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали (2-3 мин.).
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.
Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Формы сотрудничества педагогов, специалистов ГКП с семьями воспитанников:
- совместные праздники и развлечения;
- открытый просмотр занятий
- родительские собрания;
- наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки – передвижки, выставки детских работ; буклеты и т. п.;
- день открытых дверей (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в ГКП);
- консультации, семинары – практикумы, тренинги;
- совместные игровые сеансы родителей и детей.
- размещение информации на сайте и т.д.
Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Подведение итоговых результатов освоения программы:
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Особенности развития и воспитания детей 2-3 лет.
В этом возрасте учитывается масса тела ребенка и рост. Крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается работоспособность ее, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче формируются навыки общения друг с другом. Дети могут на короткое время удерживаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако, они по - прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.
В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя роли. Появляются первые проявления их изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Деятельность детей становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых
заданий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы: память, внимание, мышление. Формируются новые потребности и интересы детей.
- Так, в плане двигательной деятельности возрастают целенаправленность движений: собирают кубики для строительства, влезает на стул, чтобы что-то достать. Появляется способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания. Совершенствуются и сами основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
- У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе занятий6 слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, постройках задуманное. Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, формируется умение по своей инициативе выражать свои положительные и отрицательные отношения к сверстнику, выполняют по просьбе взрослых простые обязанности.
- В эмоциональном плане на поведение детей 2-3 лет влияют их жизненный опыт и возрастные особенности. Так с приобретаемым жизненным опытом и навыками становятся устойчивее и разнообразнее эстетические эмоции. Наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Богаче становятся и формы выражения эмоций: мимика, жесты и интонации. Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Появляются самостоятельные суждения, содержащие нравственную оценку. Благодаря развивающемуся умению договариваться о совместных действиях в игре развивается и закрепляется доброжелательность в общении друг с другом, т.к действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности и в ней
отсутствует подчинение второстепенных мотивов. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы.
- Речь для детей 2-3 лет становится важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого обо всем. Это является основой дальнейшего развития диалогической речи. Происходит расширение словаря, понимаемой и активной речи, воспитывается звуковая культура речи, совершенствуется грамматический строй, развивается звуковая речь (монолог, диалог). В процессе познавательной деятельности формируется инициативная речь. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта.
Увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям. Активный словарь детей к концу третьего года жизни возрастает до 1500 слов. Также интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
- Сенсорное развитие у 2-3 летних детей характеризуется ускоренным темпом. В этом возрасте сенсорное развитие является основной линией развития и в то же время все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Наполненный ребенком сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. На третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне- снег идет, оранжевый круг – светит солнце и т.д. с помощью цвета он обобщает характерные признаки широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность в этом возрасте в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры, звуков, соотношение частей. Сенсорное развитие в большей степени происходит в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту. В процессе практических действий с предметами и наблюдений ребенок учится соотносить свойства и положение в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях, что пытается изобразить доступными для него средствами (строительные наборы, мозаики и т.д.). Появляется стремление более четко следовать образцу, заданному взрослым. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребенок начинает узнавать предметы по наиболее характерным признакам и свойствам. Так, к 3 летнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка.
- Мышление в раннем возрасте носит наглядно – действенный характер, но постепенно формируется наглядно – образное. Свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а остаются в глубине сознания. У детей 2-3 лет анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с предметами. Ребенок овладевает обобщениями по существенным признакам, что является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетенций этого возраста, которая выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления (замещения) и осмысленной предметной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что младший дошкольный возраст (2-3 года) характеризуется свей структурой и динамикой, и включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым, между сверстниками, определенную последовательность видов деятельности, основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности.
В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, природой, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.
Календарно-тематической план встреч с детьми и их родителями в семейном адаптационном клубе «Карапуз»
Месяц |
Встречи |
Ответственные |
Кол-во часов |
Сентябрь |
1. Обработка информации о контингенте воспитанников в возрасте от 1,5 до 3лет, не посещающих МАДОУ. 2. Телефонный опрос родителей, желающих посещать адаптационный клуб. 3. Встреча с родителями «Давайте познакомимся»: - сбор необходимой документации; - беседа с родителями об особенностях развития воспитанников. 4. Анкета-знакомство «Портрет семьи». 5. Анкета-опрос. 6. Знакомство родителей с предметно-развивающей средой в группе раннего развития 7. Тренинг «Знакомство». 8. Тренинг. |
Ст. воспитатель
Воспитатель
Психолог |
3
3
1
1
1 1 1
1 1 |
Октябрь |
1. Знакомство с детьми. 2. Познание окружающего мира (экскурсия по детскому саду). 3. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. 4. Контактная педагогика (использование технологии М.Н. Поповой «Навстречу друг другу»). 5. Музыка с мамой (С. и Е. Железновых). 6. Строительная игра «Дорожки узкие и широкие». 7. Подвижная игра «Котятки». 8. Музыкальное развлечение «Золотая осень». |
Ст. воспитатель Воспитатель
Инструктор по физ.воспитанию Муз.руководитель
Воспитатель Муз.руководитеь |
1 1
1
1
1 1 1 1 |
Ноябрь |
1. Нетрадиционное рисование (пальчиками).
2. Игры с дидактическими игрушками. 3. Пальчиковые игры «Сорока-сорока», «Пальчики пляшут». 4. Музыка с мамой (С. и Е. Железновых) 5. Подвижные игры в спортивном зале. 6. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. 7. Чтение художественной литературы (чтение потешки «Ладушки, ладушки»). 8. Познание окружающего мира (зимний сад). |
Педагог дополнительного образ-я Воспитатель
Муз.руководитель Инструктор по физ.воспитанию
Воспитатель
Эколог |
1
1 1 1
1 1
1
1 |
Декабрь |
1. Чтение художественной литературы (чтение А. Барто «Снег»). 2. Пальчиковые игры «Тук-тук – я стучу», «Колобок». 3. Строительные игры «Построим башню». 4. Музыкально-ритмическое развлечение «Новогодняя сказка». 5. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. 6. Дидактическая игра «Собери бусы для куклы». 7. Подвижные игры в спортивном зале.
8. Лепка. |
Воспитатель
Муз.руководитель
Воспитатель
Инструктор по физ.воспитанию Педагог доп. обр. |
1
1
1 1
1
1 1
1 |
Январь |
1. Дидактическая игра «Большие и маленькие». 2. Игры воспитанников за дидактическим столом «Что катится?». 3. Нетрадиционное рисование (ладошками).
4. Подвижные игры с мячом в спортивном зале «Послушный мячик». 5. Чтение художественной литературы (чтение потешки «Водичка, водичка…»). 6. Познание окружающего мира (живой уголок). |
Воспитатель
Педагог дополнительного образ-я Инструктор по физическому воспитанию Воспитатель
Эколог |
1
1 1
1
1
1 |
Февраль |
1. Тестопластика «Это я» (отпечаток ладошки на тесте). 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 3. Музыкально-ритмические занятия. 4. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. 5. Строительная игра «Построй гараж». 6. Игры воспитанников за дидактическим столом «Помоги фигуркам попасть в домик». 7. Театрализованная игра «Теремок». 8. Подвижные игры в спортивном зале. |
Педагог дополнительного образ-я Воспитатель Муз.руководитель Воспитатель
Инструктор по физическому воспитанию |
1
1 1 1 1
1
1 1 |
Март
|
1. Развлечение в музыкальном зале «Мама-солнышко мое». 2. Рисование «Лучики солнца».
3. Экспериментирование (игры с песком и водой) – «Что как плавает?». 4. Игры в сухом бассейне «Стираем платочки», «Пальчики разбежались». 5. Подвижная игра «Кошечка пришла в гости». 6. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. 7. Познание окружающего мира (прогулка по территории МАДОУ). 8. Музыкально-ритмические занятия. |
Муз.руководитель
Педагог дополнительного образ-я Воспитатель
Муз.руководитель |
1
1
1
1
1 1
1
|
Апрель
|
1. Инсценеровка русской народной сказки «Курочка ряба». 2. Музыкальная игра «Вышла курочка гулять». 3. Развивающие игры «Помоги жирафу». 4. Чтение художественной литературы (чтение А. Бродского «Солнечные зайчики»). 5. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы. 6. Дидактическая игра с мозаикой «Курочка и цыплята». 7. Познание окружающего мира Дидактическая игра «Поручение». 8. Нетрадиционное рисование (пальчиками и ладошками). |
Воспитатель
Муз.руководитель
Воспитатель
Педагог дополнительного образ-я |
1
1
1
1
1 1 1
1 |
Май
|
1. Контактная педагогика «На физкультуру - вместе с мамой» 2. Развивающие игры «Найди такой же», «Найди палочки». 3. Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы 4. Анкетирование родителей по адаптации воспитанников в МАДОУ. 5. Мониторинг воспитанников. 6. Чаепитие 7. Обсуждение с родителями итогов посещения семейного клуба «Карапуз». 8. Изучение пакета документов, необходимых для поступления в МАДОУ. |
Инструктор по физ. воспитанию Ст. мед. сестра Воспитатель
Ст. воспитатель
|
1
1
1
1
3 1 1
1 |
Итого |
72 |
Содержание деятельности семейного адаптационного клуба «Карапуз»
Деятельность семейного адаптационного клуба «Карапуз» строится на основе контактной педагогики (использование технологии М.Н. Поповой«Навстречу друг другу»). Цель: уменьшение негативного последствия адаптационного синдрома, создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье.
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Каждое занятие сочетает в себе различные виды деятельности, которые свойственны детям в дошкольном возрасте.
В содержание деятельности семейного адаптационного клуба входят:
Занятия, направленные на познание окружающего мира – 4 часа.
«Экскурсия по детскому саду», «Экскурсия в зимний сад», «Экскурсия в живой уголок», «Экскурсия по территории (участки для прогулок) детского сада».
Цель: обогащение представлений об окружающем мире, развитие наблюдательности и любознательности.
Занятия, направленные на сенсорное развитие – 10 часов. Работа по сенсорному развитию включает:
1. Развивающие игры (3 часа).
«Помоги жирафу». Цель: развитие тактильно-двигательной координации движения, умения соотносить фигуры с контуром.
«Найди такой же». Цель: развитие внимания.
«Найди палочки». Цель: обучение детей умению выбирать заданный предмет из 4-х предложенных.
2. Сенсорные игры (3 часа).
«Большие и маленькие». Цель: развитие умения дифференцировать большие и маленькие предметы.
«Собери бусы для куклы». Цель: развитие умения нанизывать бусины одного признака (цвет, величина, форма).
«Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия.
3. Дидактические игры (игры за дидактическим столом) (4 часа).
«Что катится?». Цель: ознакомление с формой предмета и его особенностями.
«Помоги фигуркам попасть в домик». Цель: развитие восприятия формы, размера предмета.
«Курочка и цыплята» (мозаика). Цель: фиксирование внимания на том, что цвет является признаком разных предметов.
Игры с песком и водой .
«Что как плавает?». Цель: ознакомление детей со свойствами различных материалов.
Занятия, направленные на развитие продуктивной деятельности – 10 часов.
1. Изобразительная деятельность - 7 часов. Нетрадиционное рисование (рисование ладошками, пальчиками), лепка и тестопластика.
Цель: вызывание у воспитанников интереса и желания рисовать, развитие ручной моторики.
2. Строительные игры (3 часа).
«Дорожки широкие и узкие», «Построй башню», «Построй гараж».
Цель: развитие мелкой моторики, развитие восприятия, мышления, воображения.
Занятия, направленные на развитие двигательной деятельности - 13 часов. Двигательная деятельность включает:
1. Подвижные игры (6 часов).
Подвижные игры в спортивном зале планирует инструктор по физической
культуре (4 часа).
Подвижные игры в группе «Котята», «Кошечка пришла в гости».
Цель: развитие координации движений, развитие внимания, обучение пони-
манию инструкции взрослого, обогащение эмоциональной сферы.
2. Пальчиковые игры (2 часа).
«Сорока-сорока», «Пальчики пляшут», Тук-тук – я стучу», «Колобок».
Цель: развитие мускулатуры и моторики рук.
3. Игры в сухом бассейне (1 час).
«Стираем платочки», «Пальчики разбежались».
Цель: развивать моторику обеих рук.
Занятия на развитие коммуникативной деятельности – 13 часов.
1. Чтение художественной литературы (4 часа).
Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка…».
Чтение стихотворений: А.Барто «Снег», А.Бродского «Солнечные зайчики».
Цель: обучение воспитанников воспроизводить игровые движения согласно тексту потешек, стихов.
2. Театрализованные игры (2 часа).
Театр «Теремок», «Инсценирование сказки «Курочка ряба».
Цель: привитие интереса к сказкам, обучение воспитанников воспроизводить игровые движения и произносить звукоподражательные слова. Обогащение и активизация словаря, развитие диалогической речи, слухового внимания у воспитанников.
3. Занятия, направленные на развитие самостоятельной деятельности воспитанников в развивающем пространстве группы (7 часов).
Самостоятельная деятельность воспитанников дает возможность свободного общения со взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность воспитанников в развивающем пространстве группы подразумевает игру в различных микроцентрах (уголках) группы: спортивный, ряженье и др. Данные микроцентры дают возможность воспитанникам реализовать собственный выбор игр (процессуальные действия, а затем и сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу», «Накроем стол к чаю» и т.д.), а также действия с игровыми двигательными модулями (игры с техническими игрушками: машины, мягкие игрушки, детали конструктора).
Занятия, направленные на развитие элементов трудовой деятельности – 1 час.
«Поручения».
Цель: развитие понимания речи, умения выполнять определенные трудовые действия.
Встречи с родителями – 15 часов.
Мониторинг адаптации воспитанников в МАДОУ – 3 часа.
План работы консультационного пункта для родителей при клубе "Карапуз"
Месяц |
Тема |
Октябрь |
1. Особенности развития детей раннего возраста. 2. Чему мы можем научить ребенка? 3. Компьютерная презентация «Питание-залог здоровья». |
Ноябрь |
1. Для чего нужен режим дня? Папка-передвижка «Значение режима дня для воспитания ребенка». 2. Какой должна быть жизнь ребенка, не посещающего детский сад. 3. Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний». 4. Устный журнал «Система оздоровления и закаливания в семье». |
Декабрь |
1. Рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста. 2. Роль игры в процессе воспитания. 3. Информация «Игры и развлечения с малышом». Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома». |
Январь |
1. Признаки психоэмоционального напряжения детей раннего возраста (психолог). 2. Кризис 3-х лет. 3. Консультация «Общение родителей и детей». |
Февраль |
1. Влияние развития моторики на развитие речи. Буклет «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста». 2. Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов? |
Март |
1. Критерии готовности ребенка к поступлению в МАДОУ (психолог). 2. Как помочь ребенку адаптироваться к условиям МАДОУ. |
Апрель |
1. Адаптация к детскому саду. 2. Готов ли ваш ребенок к детскому саду. |
Планируемые результаты
К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.
Параметры оценки адаптации детей к ДОУ
Параметры |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Поведение |
Сильные, уравновешенные, подвижные |
Сильные, возбудимые |
Сильные, уравновешенные, инертные
|
Слабые |
Настроение |
Бодрое, контактное |
Бодрое, не уравновешенное, очень эмоциональное |
Спокойное, уравновешенное, не контактное, не эмоциональное |
Слабые |
Предел работоспо-собности |
Соответствует норме и возрасту |
Быстро наступает утомление |
Соответствует возрастной норме |
Низкий |
Признаки утомления |
Небольшая возбудимость нервной системы |
Нарушение координации движений |
Замедленная ответная реакция |
Явно выраженные признаки утомления |
Поведение на занятии
|
Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает |
Не сосредоточен, не активен |
Малоактивен, реакция замедленная
|
Не сосредоточен, пассивен |
По степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:
1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;
2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;
3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;
4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.
Диагностика детей раннего возраста группы кратковременного пребывания «Цветовой гнозис»
Критерии |
2 года |
2,5 – 3 года |
Не владеет |
Сличение |
|
|
|
Выбор названия |
|
|
|
Самостоятельное название |
|
|
|
Форма
Критерии |
2 года |
2,5 – 3 года |
Не владеет |
Сличение |
|
|
|
Выбор названия |
|
|
|
Самостоятельное название |
|
|
|
Предметный гнозис
Называет 4 – 5 картинок в 2 года |
Называет многие из групп 2,5 года |
Все предметы, свойства, качества 3 года |
Не владеет |
Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)
Выбор из 2-х картинок в 2 года |
Выбор из 4 картинок в 3 года |
Не владеет |
|
|
|
Конструктивный праксис
Возраст детей |
Действия |
Разрезная картинка из 2-х фрагментов |
Разрезная картинка из 3-х фрагментов |
Не владеет |
2 - 2,5 года |
Совершает целенаправленные действия |
|
|
|
|
Соединяет части без анализа полученного целого |
|
|
|
|
Прикладывание с разворотами |
|
|
|
|
Зрительное соотношение частей без прикладывания |
|
|
|
3 года |
Совершает целенаправленные действия |
|
|
|
|
Соединяет части без анализа полученного целого |
|
|
|
|
Прикладывание с разворотами |
|
|
|
|
Зрительное соотношение частей без прикладывания |
|
|
|
Конструирование по подражанию
(указывается количество детей всего, обследуемых и % по каждому критерию)
Показатели |
2 – 2,5 года |
3 года |
Не владеет |
Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений |
|
|
|
Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения |
|
|
|
Сопоставление и исправление ошибок |
|
|
|
Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений |
|
|
|
Самостоятельный анализ образца и воспроизведение |
|
|
|
Пространственный гнозис
Параметры |
2 – 2,5 года |
3 года |
Не владеет |
Понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 – 2 заданиях, легко исправляется
|
|
|
|
Выполняет все задания
|
|
|
|
Диагностика способов действий
Складывание пирамидки
|
Нормативы |
Пирамидка из 4 колец с колпачком |
Пирамидка из 6 колец с колпачком |
Не владеет |
2 – 2,5 года |
Собирает пирамидку без учета величины |
|
|
|
3 – года |
Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением |
|
|
|
Разбор и складывание матрешки
|
|
Двусоставная |
3 и 4-х составная |
Не владеет |
2,5 года |
Неспецифические манипулятивные действия |
|
|
|
|
Простое манипулирование предметом |
|
|
|
|
Силовая проба |
|
|
|
|
Целенаправленная проба |
|
|
|
|
Примеривание |
|
|
|
|
Зрительное соотношение |
|
|
|
3 года |
Неспецифические манипулятивные действия |
|
|
|
|
Простое манипулирование предметом |
|
|
|
|
Силовая проба |
|
|
|
|
Целенаправленная проба |
|
|
|
|
Примеривание |
|
|
|
|
Зрительное соотношение |
|
|
|
О пределение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
Оценка |
Эмоциональное состояние ребенка |
Социальные контакты ребенка |
Сон ребенка |
Аппетит ребенка |
+3 |
Весел, жизнерадостен, подвижен, спокоен |
Много друзей, охотно играет с детьми |
Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро |
Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием. |
+2 |
Улыбается, настроение хорошее, спокоен |
Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми |
Сон спокойный |
Нормальный аппетит |
+1 |
Иногда задумчив, замкнут |
Безразличен к играм, отстранен, замкнут |
Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго |
Аппетит выборочный, но насыщенный |
-1 |
Легкая плаксивость, хныканье |
Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру |
Засыпает с хныканьем, тревожен во сне |
Отвергает некоторые блюда, капризничает |
-2 |
Плачет за компанию, плач приступообразный |
Проявляет тревогу, бросает начатые игры |
Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне |
Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго неохотно |
-3 |
Сильный плач, подавленное настроение |
Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть |
Отсутствие сна, плач |
Отвращение к еде, кормление мучительно |
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- охотное общение с другими детьми;
- спокойный сон;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние
Библиография:
1. Вераксы Н.Еи др. .// Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.
2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю//. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
3. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
4. Заводчикова .. О. Г. // "Адаптация ребенка в ДОУ"//- М., 2007 г.
5. Картушина М.Ю.// Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет//. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
6. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А///. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений//. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
7. Крупенчук О.И. //Ладушки: Пальчиковые игры для малышей//. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
8. Кирюхина Н. В. // "Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ"// М., 2005
9. Крюкова С. В; Слободияк. Н. П. //"Давай жить дружно"// М., 2002 г.
10. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
11. Маханева М.Д., Рещикова С.В.// Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей//. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
12. Роньжина А. С. //"Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"// М., 2003 г.
13. Сотникова В. // Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/ М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
14. Семенака С. И. // "Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе" // -М., 2004 г.
15. Пошва Г.И.и др..//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
16. Школа семи гномов. Четвёртый год (12 книг для работы с детьми от трёх до четырёх лет).- Мозаика-Синтез, 2010;
17. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-
М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
Читайте также |
---|
В нашем садике родном, очень весело живем
В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...
Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза»
Новогодняя сказка «Помощницы деда мороза» Ведущий 1: В лесу на красивой зимней опушке Жили подружки, и все хохотушки. (Выбегают четыре хохотушки, танцуют.) Жили, дружили...
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...