Образовательная программа «Наши руки не для скуки»

Пояснительная записка.

Данная образовательная программа «Наши руки не для скуки» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа подходи для детей 6-7 лет.

Цель программы:

  • Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
  • Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (лоскутная пластика, макраме, вязание, вышивание, работа с бисером).

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Обучить технологиями разных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовых ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости, культуры общения);
  • Способность развитию внутренней свободы ребенка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно – прикладного искусства, народных промыслах. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.       В процессе работы с различными инструментами и приспо­соблениями педагоги постоянно напоминают детям, а правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, са­нитарии и техники безопасности.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часто дидактического материала изготовлена сами­ми педагогами:- индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;-альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами. 

Основные составляющие занятий.  

Воспита тельный момент (правила хорошего тона, эти­кет). Дети учатся быть вежливыми: приходяздороваться с педагогом и ребятами, учатся, как можно чаще упот­реблять «волшебные» слова - «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагоги побуждают ребенка быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с дру­гом. Хорошей традицией в подготовительных группах стало по­здравление кружковцев с днем рождения.

Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место для каждого ребенок орга­низуется педагогом и ребенком. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и при­способления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не ме­шали работе. Педагоги приучает детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых ребятишек отсутству­ют необходимые материалы или инструменты, то педагог выда­ет их из дополнительных запасов.

Повторение пройденного материала. В подго­товительных группах имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.

Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

  • инструктаж: а) вводный - проводится перед началом прак­тической работы; б) текущий - проводится во время практиче­ской работы; в) заключительный;
  • практическая работа (80 °/о урочного времени);
  • физкультминутки у дошкольников,
  • подведение итогов - коллективный анализ изде­лий в целом и оценку проделанной работы в общем;
  • приведение в порядок рабочего места.

Направления воспитательной работы с детьми.

Воспитательный процесс в студии осуществляется как на учебных занятиях, так и во время специально организованных мероприятий. 

Трудовое воспитание.

Основная идея воспитательного процесса – «Воспитание в труде и трудом», так как в процессе труда решаются сразу несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности; серьезному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; самостоятельности и трудолюбию; экономному отношению к материалам. Совместный коллективный труд позволяет раскрыть в ребенке индивидуальные личностные качества, а вместе с тем привить навыки общения и поведения. 

Эстетическое воспитание.

«Воспитание красотой». Эстетическая среда, доброжелательность во взаимоотношениях, атмосфера творчества и фантазии привлекают детей, как центра положительных эмоций. В красоте работать приятно. Важно и то, что дети учатся создавать красоту вокруг себя своими руками, преобразуя свой мир и мир своих близких самостоятельно. Тем самым у них появляется уверенность в своих силах, потребность улучшать качество жизни.  

Патриотическое воспитание.

Большое место в образовательной программе отводится региональному этническому компоненту. Знакомство с народными промыслами, народным костюмом, народной символикой и орнаментом, традиционными народными праздниками. Оно дает детям чувство гордости за мудрость и талантливость своих предков. 

Нравственное воспитание.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.  

Форты подведения итогов.

Критерии оценки:- оценивается идея, название работы, степень самостоятель­ности, качество исполнения, эстетический уровень;- оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ других ребят;- оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;- оценивается свободное владение техническими приемами; - оценивается устойчивость теоретических знаний по пред­метам обучения;- оценивается умение проводить самоанализ и самокритику, - оценивается степень участия в коллективных формах работы.

Формы контроля.

В той или иной мере используем все виды контроля:

  • устный контроль;
  • практический контроль;
  • наблюдение.

Кроме того, оформляются временные тематические выстав­ки (по направлениям, к праздникам, юбилейные и др.), выставки подготовительных групп, каждые три месяца - выставки коллективной группы, заключительная отчетная выставка в конце года.  

Оценочные формы детских работ:

  • оценка педагога;
  • Оценка ребятишек;
  • самооценка своей работы;
  • участие в конкурсах.

Стимулы: похвала, поддержка; работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом .

В результате обучения ребенок должен знать:

  • виды декоративно-прикладного творчества (художественные вышивки, вязание, ткачество, макраме, бисеронизание, лоскутное шитье и др.);
  • историю ремесел и рукоделий;
  • художественные народные промыслы России и родного края;
  • названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея, кисти для красок, иголки, вязальный крючок, пяльца и т.д.), приемы и правила пользования ими;
  • названия и назначения материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, веревки, природный материал и т.д.), их элементарные свойст­ва, использование, применение и доступные способы обработки;
  • правила организации рабочего места;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
  • приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет).

Полную версию программы можноскачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Удочка»

Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...

Читайте также

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...