Образовательная программа «Наши руки не для скуки»
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа «Наши руки не для скуки» имеет художественно – эстетическую направленность. Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа подходи для детей 6-7 лет.
Цель программы:
- Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
- Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (лоскутная пластика, макраме, вязание, вышивание, работа с бисером).
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Обучить технологиями разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовых ценностях и их дальнейшем обогащении;
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости, культуры общения);
- Способность развитию внутренней свободы ребенка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества;
- Развивать моторику рук, глазомер.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно – прикладного искусства, народных промыслах. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминают детям, а правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часто дидактического материала изготовлена самими педагогами:- индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;-альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами.
Основные составляющие занятий.
Воспита тельный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходяздороваться с педагогом и ребятами, учатся, как можно чаще употреблять «волшебные» слова - «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагоги побуждают ребенка быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с другом. Хорошей традицией в подготовительных группах стало поздравление кружковцев с днем рождения.
Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место для каждого ребенок организуется педагогом и ребенком. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе. Педагоги приучает детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых ребятишек отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.
Повторение пройденного материала. В подготовительных группах имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.
Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:
- инструктаж: а) вводный - проводится перед началом практической работы; б) текущий - проводится во время практической работы; в) заключительный;
- практическая работа (80 °/о урочного времени);
- физкультминутки у дошкольников,
- подведение итогов - коллективный анализ изделий в целом и оценку проделанной работы в общем;
- приведение в порядок рабочего места.
Направления воспитательной работы с детьми.
Воспитательный процесс в студии осуществляется как на учебных занятиях, так и во время специально организованных мероприятий.
Трудовое воспитание.
Основная идея воспитательного процесса – «Воспитание в труде и трудом», так как в процессе труда решаются сразу несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности; серьезному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; самостоятельности и трудолюбию; экономному отношению к материалам. Совместный коллективный труд позволяет раскрыть в ребенке индивидуальные личностные качества, а вместе с тем привить навыки общения и поведения.
Эстетическое воспитание.
«Воспитание красотой». Эстетическая среда, доброжелательность во взаимоотношениях, атмосфера творчества и фантазии привлекают детей, как центра положительных эмоций. В красоте работать приятно. Важно и то, что дети учатся создавать красоту вокруг себя своими руками, преобразуя свой мир и мир своих близких самостоятельно. Тем самым у них появляется уверенность в своих силах, потребность улучшать качество жизни.
Патриотическое воспитание.
Большое место в образовательной программе отводится региональному этническому компоненту. Знакомство с народными промыслами, народным костюмом, народной символикой и орнаментом, традиционными народными праздниками. Оно дает детям чувство гордости за мудрость и талантливость своих предков.
Нравственное воспитание.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Форты подведения итогов.
Критерии оценки:- оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;- оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ других ребят;- оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;- оценивается свободное владение техническими приемами; - оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;- оценивается умение проводить самоанализ и самокритику, - оценивается степень участия в коллективных формах работы.
Формы контроля.
В той или иной мере используем все виды контроля:
- устный контроль;
- практический контроль;
- наблюдение.
Кроме того, оформляются временные тематические выставки (по направлениям, к праздникам, юбилейные и др.), выставки подготовительных групп, каждые три месяца - выставки коллективной группы, заключительная отчетная выставка в конце года.
Оценочные формы детских работ:
- оценка педагога;
- Оценка ребятишек;
- самооценка своей работы;
- участие в конкурсах.
Стимулы: похвала, поддержка; работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом .
В результате обучения ребенок должен знать:
- виды декоративно-прикладного творчества (художественные вышивки, вязание, ткачество, макраме, бисеронизание, лоскутное шитье и др.);
- историю ремесел и рукоделий;
- художественные народные промыслы России и родного края;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея, кисти для красок, иголки, вязальный крючок, пяльца и т.д.), приемы и правила пользования ими;
- названия и назначения материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, веревки, природный материал и т.д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
- приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет).
Полную версию программы можноскачать здесь.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Удочка»
Дидактическая игра «Удочка» Уважаемые коллеги, предлагаем вам вариант самодельной игры "Удочка" которую мы сделали самостоятельно, вложив в её изготовление тепло своих рук...
Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…
Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова…
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р`] в середине слова. Тема: звук [Р`] Цель: автоматизация звука [Р`] в середине слова Задачи: Коррекционно...