Сайт для воспитателей детских садов



Рабочая программа по математике для старшей группы образовательная область «Познание»

2 НОД в неделю ( 74 НОД в год)

Пояснительная записка

Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста.

Основой для разработки рабочей программы по Формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск на 2010-2011 – 2014-2015г.г.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,-  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666, СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Учебно-методический комплекс:

  • Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» составлена в соответствии с Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях, авторской программой Т. Н. Дороновой «Радуга».
  • методические рекомендации по программе «Радуга» «математика и логика для дошкольников» Е.В.Соловьевой.
  • - «Моя математика» Е.В.Соловьева. пособие для детей старшего дошкольного возраста.
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два- ступенька» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два- ступенька» учебная тетрадь. М.: Баласс, 2004-2011
  • Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений»
  • З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987

Количество непосредственно образовательной деятельности общее - 74, в неделю - 2. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться в первой и во второй половине дня.

Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:

• закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки;

• представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда;

• закреплять представления о параметрах величины и относительности признаков; способствовать овладению способами сравнения предметов по величине путем непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определения результатов измерения (Физическая культура, Социализация, Коммуникация);

• Проводить классификацию и сериацию по выделенному признаку; конкретизировать понимание отношения: часть – целое, равенство – неравенство (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

• Расширять представление о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах; проводить классификацию по заданному признаку (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

• Развивать элементарные пространственные представления, способствовать пониманию относительности пространственных характеристик; совершенствовать определение положения собственного тела относительно других предметов, описания маршрутов движения (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

• Расширять представления о времени, относительности временных характеристик (Социализация, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы).

• Расширить знания детей об особенностях природы севера.

• Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях.

• Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи.

• Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы).

Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.

Приоритетное интеллектуальное направление работы будет реализовываться и как полное, и как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.
 

Интеграция содержания образовательной области

- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства -

Формы работы с детьми

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Исследовательская деятельность

Экспериментирование

Развивающие игры

Наблюдение

Проблемные ситуации

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

50 мин.

а также в рамках реализации других образовательных модулей (в пределах примерного времени,   с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определенных для каждого конкретного образовательного модуля).


Основные требования к уровню подготовки воспитанников старших групп.

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении.

2. Любознательный, активный

Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

3. Эмоционально отзывчивый

Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

4. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению.

Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет

собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов .Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.

5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к

участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении.

6. Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в

исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию

(например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить

интеллектуальные задачи.

 

7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия.

Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире.

 

8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

Способен использовать элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти

заданного правила или образца, умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Сенсорная культура:

  • использовать перцептивные (обследовательские) действия и сенсорные эталоны;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине и другим свойствам из нескольких разновидностей;
  • обобщать предметы по выделенным признакам.

Формирование элементарных математических представлений:

  • оперировать числами и цифрами в пределах 10;
  • использовать счётные навыки;
  • устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;
  • понимать закономерности построения числового ряда;
  • сравнивать предметы по величине путём непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определять результаты измерения;
  • классифицировать предметы по выделенному признаку;
  • устанавливать отношения: часть–целое, равенство–неравенство;
  • различать геометрические фигуры, их особенности и общие свойства;
  • классифицировать предметы по заданному признаку;
  • определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения;
  • использовать временные ориентировки, определять относительность временных характеристик.

 

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.

 

Тематическое планирование по Формированию элементарных математических представлений

 

Тема (раздел)

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том числе:

практической непосредственно образовательной деятельности

Сентябрь

Диагностика

2

 

Повторение свойства предмета

2

 

Повторение геометрические фигуры

1

1

 

Сходство - различие

1

 

Свойство предметов

1

Октябрь

Сравнение по размеру

1

 

Сравнение по количеству

1

 

Образование и употребление обобщающих понятий

1

 

 

Закрепление представлений о равенстве и неравенстве групп предметов.

1

 

 

Закрепление представлений о свойствах

 

1

 

Обозначение свойств предметов (символы)

1

 

 

Сравнение множеств, равно и не равно, больше и меньше

1

 

 

Повторение (больше- меньше)

1

 

 

Сравнение количества( экспериментирование)

 

1

ноябрь

План (карта путешествий)

1

 

 

Сравнение дискретных количеств (предметы которые можно пересчитать

2

 

 

Измерение

 

1

 

Единицы измерения

1

 

 

Измерение длины(практическое)

 

1

 

Объем. сравнение по объему

 

1

 

Измерение объема

 

1

 

Сложение

1

 

декабрь

Сложение . Закрепление пройденного

1

 

 

Пространственные отношения: на, над, под

 

1

 

Сложение. Пространственные отношения: слева, справа

 

1

 

Сложение. Взаимосвязь целого и части

1

 

 

Вычитание

1

 

 

Смысл действия вычитания. Пространственные отношения: между, посередине

 

1

 

«Один-много»

1

 

 

Ориентация во времени. Сутки

1

 

январь

Количество и счет. Число 1 и цифра1

2

 

 

Внутри, снаружи. классификация : пересечение

 

1

 

Количество и счет.число2 и цифра 2. Пара

1

 

 

Пара, состав числа2.Знаки +, -.

1

 

 

Точка. Линия. Прямая и кривая линия

1

 

 

Отрезок, луч

1

 

 

Количество и счет. Число и цифра 3.

1

 

февраль

Состав числа 3

1

 

 

Замкнутые и незамкнутые линии

1

 

 

Ломаная линия, многоугольник

1

 

 

Количество и счет. Число и цифра 4.

1

 

 

Угол

1

 

 

Числовой отрезок

1

1

 

Количество и счет.Число5, цифра5.

1

 

март

Состав числа 5. закрепление представлений об отрезке, угле, многоугольнике

1

 

 

Пространственные отношения: «впереди- сзади»

 

1

 

Столько же

 

1

 

Больше. Меньше.

Знаки ˂ и ˃

 

1

 

Раньше - позже

1

 

 

Количество и счет. Число 6, цифра 6. Состав числа 6.

1

 

 

Повторение

Знаки: меньше-больше.

 

1

 

Количество и счет. Цифра 7 и число 7.Состав числа 7.

1

 

апрель

Количество и счет. Состав числа 8.

2

 

 

Количество и счет. Число и цифра 9.

2

 

 

Количество и счет. Число 10

2

 

 

Измерение массы

 

1

 

Объем. Сравнение по объему.

 

1

май

Шар, куб. Параллелепипед.

1

 

 

Числа1-5. Повторение

1

 

 

Сравнение по размеру. Повторение.

1

 

 

Сложение . Вычитание. Повторение.

1

 

 

Игра-путешествие в страну Математики (итоговое)

1

 

 

Диагностика

2

1

ИТОГО 74

 

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.

 

Перечень литературы и средств обучения

Для педагогов:

  • Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» составлена в соответствии с Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях, авторской программой Т. Н. Дороновой «Радуга».
  • методические рекомендации по программе «Радуга» «математика и логика для дошкольников» Е.В.Соловьевой.
  • - «Моя математика» Е.В.Соловьева. пособие для детей старшего дошкольного возраста.
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз - ступенька, два- ступенька» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений» М.: ВАКО 2009
  • З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987

Для воспитанников:

  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два- ступенька» учебная тетрадь. М.: Баласс, 2004-2011

 

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Центр «Познания» в группе;

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио материал

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по Формированию элементарных математических представлений, а именно:

  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие формы;
  • На восприятие параметров величины;
  • На количество предметов;
  • На ориентировку в пространстве;
  • На развитие логического мышления;
  • На классификацию предметов по заданному признаку.

 

Наглядно – образный материал

  1. Наглядно - дидактический материал;
  2. Игровые атрибуты;
  3. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  4. Стихи, загадки;

Полную версию работы можно скачать здесь.





Новые публикации

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской»

Конспект занятия «Пуховое чудо земли Оренбургской» {pdf=download/files/presentation/file574.pdf|90%|700|native}

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Читайте также

План – конспект непосредственно образовательной деятельности на основе информаци…

План – конспект непосредственно образовательной деятельности на основе информационно–коммуникативной технологии на тему:«Богатыри земли русской» с детьми старшей группы   Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное...

Тематический план работы платной образовательной услуги по коррекции речи детей …

Тематический план работы платной образовательной услуги по коррекции речи детей дошкольного возраста 5-7 лет на 2012-2013 учебный год Сроки проведения Задачи...

«Дружно шагнём в мир музыки» методическая разработка из опыта работы о совместно…

«Дружно шагнём в мир музыки»методическая разработка из опыта работы о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей   Пояснительная...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

"Праздник семьи, любви и верности

«День семьи, любви и верности» Цель: популяризация семейных ценностей, народных традиций и укрепление социального института семьи. Задачи: - способствовать укреплению семейных ценностей; - содействовать формированию позитивного образа семьи; - способствовать развитию нравственных и духовных ценностей участников образовательного процесса. -...

"Летние приключения"

«Летние приключения»                          Досуг для детей старшего дошкольного возраста        Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе игры. Дать каждому ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе сверстников.  Задачи: Учить...

«Я – исследователь!» Проект «Зачем авто…

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам  передвигаться в  повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад...

Пути укрепления детского творчества

Каждый ребенок рождается с творческим потенциалом, но этот потенциал может быть подавлен, если родители не будут заботиться о развитии и стимулировании творчества. Творчество показывает уникальность человека. Творчество - это способность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство