Сайт для воспитателей детских садов



Рабочая программа по математике для старшей группы образовательная область «Познание»

2 НОД в неделю ( 74 НОД в год)

Пояснительная записка

Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста.

Основой для разработки рабочей программы по Формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск на 2010-2011 – 2014-2015г.г.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,-  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666, СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Учебно-методический комплекс:

  • Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» составлена в соответствии с Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях, авторской программой Т. Н. Дороновой «Радуга».
  • методические рекомендации по программе «Радуга» «математика и логика для дошкольников» Е.В.Соловьевой.
  • - «Моя математика» Е.В.Соловьева. пособие для детей старшего дошкольного возраста.
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два- ступенька» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два- ступенька» учебная тетрадь. М.: Баласс, 2004-2011
  • Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений»
  • З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987

Количество непосредственно образовательной деятельности общее - 74, в неделю - 2. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться в первой и во второй половине дня.

Рабочая программа по Формированию элементарных математических представлений направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:

• закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки;

• представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда;

• закреплять представления о параметрах величины и относительности признаков; способствовать овладению способами сравнения предметов по величине путем непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определения результатов измерения (Физическая культура, Социализация, Коммуникация);

• Проводить классификацию и сериацию по выделенному признаку; конкретизировать понимание отношения: часть – целое, равенство – неравенство (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

• Расширять представление о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах; проводить классификацию по заданному признаку (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

• Развивать элементарные пространственные представления, способствовать пониманию относительности пространственных характеристик; совершенствовать определение положения собственного тела относительно других предметов, описания маршрутов движения (Физическая культура, Социализация, Труд, Коммуникация, Художественное творчество);

• Расширять представления о времени, относительности временных характеристик (Социализация, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы).

• Расширить знания детей об особенностях природы севера.

• Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях.

• Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи.

• Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы).

Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.

Приоритетное интеллектуальное направление работы будет реализовываться и как полное, и как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.
 

Интеграция содержания образовательной области

- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства -

Формы работы с детьми

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Исследовательская деятельность

Экспериментирование

Развивающие игры

Наблюдение

Проблемные ситуации

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

50 мин.

а также в рамках реализации других образовательных модулей (в пределах примерного времени,   с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определенных для каждого конкретного образовательного модуля).


Основные требования к уровню подготовки воспитанников старших групп.

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении.

2. Любознательный, активный

Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

3. Эмоционально отзывчивый

Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

4. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению.

Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет

собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов .Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.

5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к

участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении.

6. Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в

исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию

(например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить

интеллектуальные задачи.

 

7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия.

Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире.

 

8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

Способен использовать элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти

заданного правила или образца, умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Сенсорная культура:

  • использовать перцептивные (обследовательские) действия и сенсорные эталоны;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине и другим свойствам из нескольких разновидностей;
  • обобщать предметы по выделенным признакам.

Формирование элементарных математических представлений:

  • оперировать числами и цифрами в пределах 10;
  • использовать счётные навыки;
  • устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;
  • понимать закономерности построения числового ряда;
  • сравнивать предметы по величине путём непосредственного соизмерения, опосредованного измерения, определять результаты измерения;
  • классифицировать предметы по выделенному признаку;
  • устанавливать отношения: часть–целое, равенство–неравенство;
  • различать геометрические фигуры, их особенности и общие свойства;
  • классифицировать предметы по заданному признаку;
  • определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения;
  • использовать временные ориентировки, определять относительность временных характеристик.

 

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.

 

Тематическое планирование по Формированию элементарных математических представлений

 

Тема (раздел)

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том числе:

практической непосредственно образовательной деятельности

Сентябрь

Диагностика

2

 

Повторение свойства предмета

2

 

Повторение геометрические фигуры

1

1

 

Сходство - различие

1

 

Свойство предметов

1

Октябрь

Сравнение по размеру

1

 

Сравнение по количеству

1

 

Образование и употребление обобщающих понятий

1

 

 

Закрепление представлений о равенстве и неравенстве групп предметов.

1

 

 

Закрепление представлений о свойствах

 

1

 

Обозначение свойств предметов (символы)

1

 

 

Сравнение множеств, равно и не равно, больше и меньше

1

 

 

Повторение (больше- меньше)

1

 

 

Сравнение количества( экспериментирование)

 

1

ноябрь

План (карта путешествий)

1

 

 

Сравнение дискретных количеств (предметы которые можно пересчитать

2

 

 

Измерение

 

1

 

Единицы измерения

1

 

 

Измерение длины(практическое)

 

1

 

Объем. сравнение по объему

 

1

 

Измерение объема

 

1

 

Сложение

1

 

декабрь

Сложение . Закрепление пройденного

1

 

 

Пространственные отношения: на, над, под

 

1

 

Сложение. Пространственные отношения: слева, справа

 

1

 

Сложение. Взаимосвязь целого и части

1

 

 

Вычитание

1

 

 

Смысл действия вычитания. Пространственные отношения: между, посередине

 

1

 

«Один-много»

1

 

 

Ориентация во времени. Сутки

1

 

январь

Количество и счет. Число 1 и цифра1

2

 

 

Внутри, снаружи. классификация : пересечение

 

1

 

Количество и счет.число2 и цифра 2. Пара

1

 

 

Пара, состав числа2.Знаки +, -.

1

 

 

Точка. Линия. Прямая и кривая линия

1

 

 

Отрезок, луч

1

 

 

Количество и счет. Число и цифра 3.

1

 

февраль

Состав числа 3

1

 

 

Замкнутые и незамкнутые линии

1

 

 

Ломаная линия, многоугольник

1

 

 

Количество и счет. Число и цифра 4.

1

 

 

Угол

1

 

 

Числовой отрезок

1

1

 

Количество и счет.Число5, цифра5.

1

 

март

Состав числа 5. закрепление представлений об отрезке, угле, многоугольнике

1

 

 

Пространственные отношения: «впереди- сзади»

 

1

 

Столько же

 

1

 

Больше. Меньше.

Знаки ˂ и ˃

 

1

 

Раньше - позже

1

 

 

Количество и счет. Число 6, цифра 6. Состав числа 6.

1

 

 

Повторение

Знаки: меньше-больше.

 

1

 

Количество и счет. Цифра 7 и число 7.Состав числа 7.

1

 

апрель

Количество и счет. Состав числа 8.

2

 

 

Количество и счет. Число и цифра 9.

2

 

 

Количество и счет. Число 10

2

 

 

Измерение массы

 

1

 

Объем. Сравнение по объему.

 

1

май

Шар, куб. Параллелепипед.

1

 

 

Числа1-5. Повторение

1

 

 

Сравнение по размеру. Повторение.

1

 

 

Сложение . Вычитание. Повторение.

1

 

 

Игра-путешествие в страну Математики (итоговое)

1

 

 

Диагностика

2

1

ИТОГО 74

 

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.

 

Перечень литературы и средств обучения

Для педагогов:

  • Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» составлена в соответствии с Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях, авторской программой Т. Н. Дороновой «Радуга».
  • методические рекомендации по программе «Радуга» «математика и логика для дошкольников» Е.В.Соловьевой.
  • - «Моя математика» Е.В.Соловьева. пособие для детей старшего дошкольного возраста.
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз - ступенька, два- ступенька» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Игралочка» методические рекомендации, практический курс математики для дошкольников. М.: Баласс, 2004-2011
  • Т.А.Фалькович «Формирование математических представлений» М.: ВАКО 2009
  • З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника», М., Просвещение, 1987

Для воспитанников:

  • Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз- ступенька, два- ступенька» учебная тетрадь. М.: Баласс, 2004-2011

 

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Центр «Познания» в группе;

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио материал

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по Формированию элементарных математических представлений, а именно:

  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие формы;
  • На восприятие параметров величины;
  • На количество предметов;
  • На ориентировку в пространстве;
  • На развитие логического мышления;
  • На классификацию предметов по заданному признаку.

 

Наглядно – образный материал

  1. Наглядно - дидактический материал;
  2. Игровые атрибуты;
  3. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  4. Стихи, загадки;

Полную версию работы можно скачать здесь.





Новые публикации

Мастер-класс для педагогов: Развитие творческих способностей детей средствами ху…

Мастер-класс для педагогов: Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования из бумаги Творчество является важной составляющей развития личности ребенка дошкольного возраста...

Конспект тематического занятия для детей первой младшей группы. Тема занятия: «В…

Конспект тематического занятия для детей первой младшей группыТема занятия: «Варежки» Цель: Развитие и формирование певческих и двигательных навыков в музыкальной деятельности. Задачи: -...

Аппликация на тему: «Домик для скворца»

Аппликация на тему: «Домик для скворца» Задачи. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей: определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитан…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию«В лес за грибами» Подготовительная группа   Цель: знакомство с миром грибов, воспитывать бережное отношение к природе...

Консультация для родителей «Поиск эфективных форм и методов работы с дошкольник…

Консультация для родителей «Поиск эфективных форм и методов работы с дошкольниками в освоении социокультурных и природных пространств Кубани» Поиск эффективных форм и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Снежинка» для дет…

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Снежинка» для детей старшего дошкольного возраста   Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интегрируемые области: познавательное развитие, физическое развитие...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

В блогах

В гостях у Алдуни.

В гостях у Алдуни.  Цель: уточнение и закрепление  представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре. Задачи:                          Образовательные: способствовать  формированию представлений о культуре мордовского народа, флаге, гербе Мордовии, ...

Консультация для воспитателей: "Ра…

РАБОТА ДЛЯ РУК И ГОЛОВЫ Учиться, учиться и еще раз учиться - на протяжении всей истории человечества, именно это занятие было главным для детей. По крайней мере, так считали взрослые. И...

Конкурс "Мой город"

Мои родители супер!!!  

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство