Рабочая программа по конструированию для старшей группы

образовательная область «Познание»

1 НОД в неделю (37 НОД в год)

Пояснительная записка

 Содержание данной области Программы направлено на формирование представлений, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

 Основой для разработки рабочей программы по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста стали:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск на 2010-2011 2014-2015г.г.

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,

- СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Учебно-методический комплекс:

  • Т.Н.Доронова «Радуга»
  • Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
  • К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материла»
  • Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
  • Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»

Количество непосредственно образовательной деятельности общее - 37, в неделю - 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня.

Рабочая программа по «Конструированию» области «Познание» направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
  • приобщение к изобразительному искусству
  • создание условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; вводить нормы игровой деятельности (правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; вовлекать в игровую деятельность всех детей (Социализация);
  • развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой (Художественное творчество);
  • продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости) (Художественное творчество);
  • продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
  • продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Социализация, Труд, Безопасность);
  • продолжать развивать наглядно-образное мышление: решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами ситуации с последующим анализом самой модели и возможными выводами на ее основе; развивать представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; развивать у детей умения обобщать, классифицировать один и тот же набор предметов (до 20 объектов) по разным основаниям;
  • создавать условия для развития проектной деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Художественное творчество, Чтение).

Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.

Приоритетное интеллектуальное направление работы будет реализовываться и как полное, и как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.

 

Интеграция содержания образовательной области

- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира

- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.

 

Формы работы с детьми

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Развивающие игры

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

50 мин.

2 раза в неделю по 25 мин.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

 

Основные требования к уровню подготовки воспитанников старших групп.

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении.

2. Любознательный,

активный

Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

3. Эмоционально

отзывчивый

Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные).

4. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению.

Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет

собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.

5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к

участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении.

6. Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в

исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию

(например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить

интеллектуальные задачи.

 

7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия.

Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире.

 

8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности

Начинает направлять своё внимание на знакомство с новым познавательным содержанием. Пытается использовать

рекомендованные взрослым способами деятельности. Способен использовать имеющиеся представления при восприятии нового. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Конструктивная деятельность:

- выполнять ориентировочные и поисковые действия в конструировании из различных материалов;

- учитывать особенности материала при конструировании;

- выполнять конструирование по образцу из разных материалов.

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

- отражать имеющиеся представления о предметах и явлениях ближайшего непосредственного окружения в различных видах деятельности (игровой, продуктивной и пр.).

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.

 

Тематическое планирование по конструированию

Тематическое планирование по обучению грамоте

 

Тема (раздел)

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том числе:

практической непосредственно образовательной деятельности

  1.  

Диагностика

 

1

  1.  

Диагностика

 

1

  1.  

«Птицы»

(из природного материала) –

1

 

  1.  

«Детский сад»

 

1

 

  1.  

«Грузовой автомобиль»

 

1

  1.  

«Магазин   игрушек»

(из бумаги и картона)

1

 

  1.  

Заяц хваста» (из природного материала)

1

 

  1.  

 

1

 

  1.  

Коробочка (из бумаги и картона) –

1

 

  1.  

«Гараж с двумя проездами»

1

 

  1.  

«Овощи и фрукты для магазина»

1

 

  1.  

«Домик»

1

 

  1.  

«Машины»

1

 

  1.  

«Построй мост»

 

1

  1.  

«Сказочный домик»

из бумаги и картона

1

 

  1.  

«Разнообразные мосты»

1

 

  1.  

«Елочные игрушки»

из бумаги и картона,

1

 

  1.  

Конструирование по замыслу

1

 

  1.  

«Высотное здание»

1

 

  1.  

«Вагон»

1

 

  1.  

«Стрекоза»

(из растительного материала)

1

 

  1.  

«Улица»

1

 

  1.  

«Шапочка и   лодочка»

1

 

  1.  

«Утки на озере»

1

 

  1.  

Корзиночка (из бумаги и картона)

1

 

  1.  

«Изготовление игрушек для игр с ветром» -

1

 

  1.  

«Зонтики для гномов» - учить детей делать объемную игрушку (зонтик).

1

 

  1.  

«Воздушный транспорт»

1

 

  1.  

Изготовление игрушки «Филин» на основе цилиндра.

1

 

  1.  

«Корабли»

1

 

  1.  

Изготовление игрушки «Петух».

1

 

  1.  

«Разные фонарики для гномов»

1

 

  1.  

«Вертолет»

1

 

  1.  

«Сумочки для подарков»

1

 

  1.  

Диагностика

1

 

  1.  

Диагностика

1

 

  1.  

ДИАГНОСТИКА

1

 

 

 

33

4

ИТОГ:37

 

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в октябре и апреле каждого учебного года.

 

Перечень литературы и средств обучения

Для педагогов:

  • Т.Н.Доронова «Радуга»
  • Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
  • К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материла»
  • Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
  • Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»

Для воспитанников:

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Центр «Познания» в группе;

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио материал

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по Формированию элементарных математических представлений, а именно:

  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие формы;
  • На восприятие параметров величины;
  • На количество предметов;
  • На ориентировку в пространстве;
  • На развитие логического мышления;
  • На классификацию предметов по заданному признаку.

Наглядно – образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции;
  2. Наглядно - дидактический материал;
  3. Игровые атрибуты;
  4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  5. Стихи, загадки;
  6. Открытки для рассматривания

 Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Веселые линии»

Дидактическая игра «Веселые линии» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселые линии» предназначена для детей 3-4 лет. Данная игра предназначена для проведения...

Проект «Путешествие в историю русского быта»

Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Читайте также

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста:…

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста: «Научим Буратино финансовой грамотности» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...