Рабочая программа по конструированию для старшей группы
образовательная область «Познание»
1 НОД в неделю (37 НОД в год)
Пояснительная записка
Содержание данной области Программы направлено на формирование представлений, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Основой для разработки рабочей программы по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста стали:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск на 2010-2011 – 2014-2015г.г.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10
Учебно-методический комплекс:
- Т.Н.Доронова «Радуга»
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материла»
- Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
- Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»
Количество непосредственно образовательной деятельности общее - 37, в неделю - 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня.
Рабочая программа по «Конструированию» области «Познание» направлена на достижение целей по формированию представлений, их упорядочивания, осмысления существующих закономерностей, связей и зависимостей в окружающем мире, через решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- приобщение к изобразительному искусству
- создание условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; вводить нормы игровой деятельности (правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли); насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; вовлекать в игровую деятельность всех детей (Социализация);
- развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой (Художественное творчество);
- продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости) (Художественное творчество);
- продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
- продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением (Социализация, Труд, Безопасность);
- продолжать развивать наглядно-образное мышление: решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами ситуации с последующим анализом самой модели и возможными выводами на ее основе; развивать представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; развивать у детей умения обобщать, классифицировать один и тот же набор предметов (до 20 объектов) по разным основаниям;
- создавать условия для развития проектной деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Художественное творчество, Чтение).
Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.
Приоритетное интеллектуальное направление работы будет реализовываться и как полное, и как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.
Интеграция содержания образовательной области
- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)
- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира
- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни
- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире
- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности
- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы
- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
Формы работы с детьми
Задачи и содержание работы |
Формы работы |
Формы организации детей |
Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность |
|||
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности |
Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Развивающие игры Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ |
Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная |
50 мин. 2 раза в неделю по 25 мин. |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников старших групп.
Интегративные качества |
Динамика формирования интегративных качеств |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками |
Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении. |
2. Любознательный, активный |
Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. |
3. Эмоционально отзывчивый |
Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные). |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению. Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми. |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения |
Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении. |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения. |
Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить интеллектуальные задачи.
|
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе |
Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия. Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире.
|
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Начинает направлять своё внимание на знакомство с новым познавательным содержанием. Пытается использовать рекомендованные взрослым способами деятельности. Способен использовать имеющиеся представления при восприятии нового. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью. |
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Конструктивная деятельность: - выполнять ориентировочные и поисковые действия в конструировании из различных материалов; - учитывать особенности материала при конструировании; - выполнять конструирование по образцу из разных материалов. - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: - отражать имеющиеся представления о предметах и явлениях ближайшего непосредственного окружения в различных видах деятельности (игровой, продуктивной и пр.). |
Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в сентябре и мае каждого учебного года.
Тематическое планирование по конструированию
Тематическое планирование по обучению грамоте
|
Тема (раздел) |
Количество непосредственно образовательной деятельности |
В том числе: практической непосредственно образовательной деятельности |
Диагностика |
|
1 |
|
Диагностика |
|
1 |
|
«Птицы» (из природного материала) – |
1 |
|
|
«Детский сад»
|
1 |
|
|
«Грузовой автомобиль» |
|
1 |
|
«Магазин игрушек» (из бумаги и картона) |
1 |
|
|
Заяц хваста» (из природного материала) |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
Коробочка (из бумаги и картона) – |
1 |
|
|
«Гараж с двумя проездами» |
1 |
|
|
«Овощи и фрукты для магазина» |
1 |
|
|
«Домик» |
1 |
|
|
«Машины» |
1 |
|
|
«Построй мост» |
|
1 |
|
«Сказочный домик» из бумаги и картона |
1 |
|
|
«Разнообразные мосты» |
1 |
|
|
«Елочные игрушки» из бумаги и картона, |
1 |
|
|
Конструирование по замыслу |
1 |
|
|
«Высотное здание» |
1 |
|
|
«Вагон» |
1 |
|
|
«Стрекоза» (из растительного материала) |
1 |
|
|
«Улица» |
1 |
|
|
«Шапочка и лодочка» |
1 |
|
|
«Утки на озере» |
1 |
|
|
Корзиночка (из бумаги и картона) |
1 |
|
|
«Изготовление игрушек для игр с ветром» - |
1 |
|
|
«Зонтики для гномов» - учить детей делать объемную игрушку (зонтик). |
1 |
|
|
«Воздушный транспорт» |
1 |
|
|
Изготовление игрушки «Филин» на основе цилиндра. |
1 |
|
|
«Корабли» |
1 |
|
|
Изготовление игрушки «Петух». |
1 |
|
|
«Разные фонарики для гномов» |
1 |
|
|
«Вертолет» |
1 |
|
|
«Сумочки для подарков» |
1 |
|
|
Диагностика |
1 |
|
|
Диагностика |
1 |
|
|
ДИАГНОСТИКА |
1 |
|
|
|
|
33 |
4 |
ИТОГ:37 |
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области
Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Познание» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в октябре и апреле каждого учебного года.
Перечень литературы и средств обучения
Для педагогов:
- Т.Н.Доронова «Радуга»
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
- К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материла»
- Л.А. Ремезова «Учимся конструировать»
- Тарловская «Обучение детей конструированию и ручному труду»
Для воспитанников:
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
- Центр «Познания» в группе;
Технические средства обучения
- Магнитофон;
- CD и аудио материал
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по Формированию элементарных математических представлений, а именно:
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие формы;
- На восприятие параметров величины;
- На количество предметов;
- На ориентировку в пространстве;
- На развитие логического мышления;
- На классификацию предметов по заданному признаку.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Веселые линии»
Дидактическая игра «Веселые линии» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселые линии» предназначена для детей 3-4 лет. Данная игра предназначена для проведения...
Проект «Путешествие в историю русского быта»
Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...
Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»
Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...