Рабочая программа по познавательному развитию для старшей группы
образовательная область «Познание»
2 НОД в неделю (74 НОД в год) 2012 - 2013 уч. г.
Пояснительная записка
Содержание данной области Программы направлено на формирование представлений, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Основой для разработки рабочей программы по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста стали:
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Снегурочка» муниципального образования город Ноябрьск на 2010-2011 – 2014-2015г.г.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,
-СанПиН 2.4.1.2660 – 10
Учебно-методический комплекс:
- Т.Н.Доронова «Радуга»
- Гризик Т. Познаю мир. – М., 1997
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.
- А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: «Творческий центр «Сфера» 2004
- О.В. Дыбина «Что было до…» М., 1999
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
- Скоролупова О.А. «Тематическое планировании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» ООО издательство «Скрипторий2003» 2007 1, 2 часть
- Вахрушев А.А. «Здравствуй мир!»
- Фисенко М.А. «ОБЖ средняя и старшая группа»
Количество непосредственно образовательной деятельности общее - 74, в неделю - 2. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни составляет не более 25 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться в первой половине дня.
Содержание образовательной области «Познание» раздела «Познавательное развитие» направлено на:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- Расширить знания детей об особенностях природы севера. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи.
- Знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние.
- Узнавать и называть растения лесотундры:
- кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина);
- деревья (ель, сосна, береза, осина); травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица);
- ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика);
- грибы (боровик, подберезовик, мухомор).
- Узнавать и называть животных, обитающих на Ямале: 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица).
- Знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи).
- Подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы).
- Знать животных и растения Ямала, занесенные в Красную книгу.
- Называть коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы).
- Формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысел. Знать природные богатства Севера: нефть, газ.
- Иметь представление о труде людей нашего города.
Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах, а также в практических видах деятельности.
Приоритетное интеллектуальное направление работы будет реализовываться и как полное, и как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.
Интеграция содержания образовательной области
- «Коммуникация» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)
- «Чтение художественной литературы» - решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира
- «Здоровье» - расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни
- «Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире
- «Труд» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности
- «Безопасность» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы
- «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства -
Формы работы с детьми
Задачи и содержание работы |
Формы работы |
Формы организации детей |
Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность |
|||
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности |
Сюжетно-ролевые игры Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Развивающие игры Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ |
Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная |
50 мин. 2 раза в неделю по 25 мин. |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников подготовительных групп.
Интегративные качества |
Динамика формирования интегративных качеств |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками |
Познание Имеет представления о необходимости движений и регулярных занятиях физкультурой, оценивает их влияние на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. Имеет начальные представления о необходимости сохранения здоровья, занятиях спортом, правильном питании и режиме. Понимает необходимость культурно-гигиенических навыков и культуры питания, основ безопасного поведения на улицах города, в природе и помещении.
|
2. Любознательный, активный |
Познавательная активность расширяется и наполняется новым содержанием. Появляется интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений. Социализация Интересуется информацией о половых различиях людей, их социальных ролях, структуре семьи и общества, государстве, в котором живёт. Проявляет активность в получении подобной информации. Задаёт вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со сверстниками и взрослыми деятельность. Коммуникация и Познание Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и т. д.), обследовательские действия (погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать и т. д.). Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. |
3. Эмоционально отзывчивый |
Эмоционально откликается на непосредственно наблюдаемые эмоциональные состояния людей, проявляет сочувствие друзьям. Социализация Испытывает гордость за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей, людей, живущих в России. Эмоционально включается в дела семьи и детского сада. Познание Испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность. Сохраняет позитивный настрой на всём протяжении познавательной деятельности. Испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания (положительные и отрицательные). |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
В общении внимательно (не перебивая) слушает рассказы друзей и взрослых и эмоционально сопереживает им. Для разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности. Социализация Достигает успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении. Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и т. д.). Коммуникация и Познание Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению. Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов .Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми. |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
|
Осознаёт общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые. Социализация Имеет достаточный диапазон представлений о моральных нормах и правилах поведения (три-четыре). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание, используя в речи не только слова плохой — хороший, добрый — злой, но и более дифференцированную морально-оценочную лексику (справедливый — несправедливый, смелый — трусливый, вежливый — невежливый, грубый и др.). Обнаруживает знания о большинстве нравственных чувств и эмоций (любовь,ответственность, гордость, стыд). В большинстве случаев осознаёт социально положительную оценку нравственныхкачеств, действий, проявлений, поступков, обнаруживает позитивное отношение к требованиям выполнения моральныхнорм и правил поведения. Приводит некоторые примеры (два-три) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и т. п. Соблюдает основные нормы и правила поведения в обществе, устанавливая положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми. Принимает участие в выполнении некоторых семейных обязанностей и в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль, принять участие в украшении новогодней ёлки, вместе с папой подготовить подарок маме и т. д.). Понимает обязанности членов семьи в соответствии с гендерной ролью. Выполняет некоторые поручения и просьбы взрослых и детей в детском саду (дежурства, поручения типа «Отнеси книгу, пожалуйста», просьбы типа «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается!» и т. д.). В практике общения и взаимоотношений совершает нравственно направленные действия по просьбе взрослых или, в некоторых случаях, самостоятельно в ситуации эмоциональной значимости. В большинстве случаев совершает в воображаемом плане положительный нравственный выбор. Способен (в отдельных случаях) к реальному нравственному выбору (например, отказаться от приятного, но шумного занятия или игры, с тем чтобы не мешать отдыхать заболевшей маме). Безопасность Проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации. Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрёстков, при перемещении в лифте, автомобиле), правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоёмы, не оставлять мусор в лесу, парке, пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом). Познание Начинает оценивать широту кругозора окружающих. Испытывает потребность в новых знаниях о мире. Стремится к участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всём её протяжении. |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения.
|
Интеллектуальные задачи решает с использованием наглядно-образных средств. При решении личностных задач ориентируется на возможные последствия своих действий для других людей. Социализация Самостоятельно воспроизводит и творчески интерпретирует образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов) в играх, повседневной жизни. Организует игры, самостоятельно предлагая несколько сюжетов на выбор («Если не хочешь играть в магазин, давай играть в дочки-матери»). Договаривается с другими детьми о последовательности некоторых совместных действий. Вариативно использует соответствующие игре игрушки, атрибуты, предметы (например, если не хватает куклы для роли бабушки в игре в дочки-матери, повязывает платочек на грибок и говорит «Это — бабушка» и т. п.). Умеет распределять их между детьми в соответствии с социальными ролями. Делится и обменивается ими при необходимости с другими детьми. Развивает сюжет на основе имеющихся знаний. Согласовывает свои действия с действиями партнёров по игре в подавляющем большинстве случаев. В театрализованных и режиссёрских играх разыгрывает содержание по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, ситуациям из жизни. Понимает и передаёт эмоциональное состояние героев, используя некоторые (два-три) средства выразительности (интонация, мимика, жест, движение и др.). Организует детей для театрализованной игры. С удовольствием выступает перед детьми, воспитателями, родителями. Безопасность Требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации. Познание Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине), классифицирует предметы. Проявляет попытку ставить интеллектуальные задачи. |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
|
Здоровье и Физическая культура Имеет представления о некоторых внешних и внутренних особенностях строения человека, его основных движениях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках. Социализация Положительно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и некоторых перспектив развития («Сейчас я хожу в старшую группу, а потом пойду в подготовительную»). Определяет гендерные отношения и взаимосвязи (как между детьми, так и между взрослыми). Знает состав семьи, некоторые родственные связи и зависимости внутри её («Для мамы я сын, а для бабушки — внук», принимает участие в выполнении некоторых семейных обязанностей (например, кормить рыбок) и в семейных традициях (подготовка к дням рождения членов семьи и т. д.). Знает свой адрес, название государства, его символы (флаг, герб). Имеет представления о некоторых странах (Украина, Белоруссия, Германия и др.), их населении и природе планеты. Безопасность Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде, о некоторых способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, некоторых способах оказания помощи и самопомощи. Владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях. Имеет представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления — гроза, наводнение, сильный ветер), некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары), правилах безопасного для окружающего мира природы поведения. Коммуникация Способен по вопросам взрослого рассказать о своей внешности, своих положительных качествах, умениях. Рассуждает о перспективе развития своей социальной роли: будущей профессии, взрослой жизни; рассказывает о членах своей семьи, их профессиях, взаимоотношениях в семье. В процессе общения использует в речи название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), название трудовых действий людей разных профессий, определяет качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Имеет представление о названии своей страны, города, населенного пункта, о главных символах государства (герб, флаг). Проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них со взрослыми и сверстниками. Познание Имеет представления о предметах, явлениях, событиях, лежащих за пределами непосредственного восприятия. Проявляет возрастающий интерес к социальным понятиям и языку символов. Имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире. |
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. |
Способен воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа её выполнения. Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым. Безопасность Действует по инструкции взрослого в стандартных опасных ситуациях. Познание Способен использовать элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти заданного правила или образца, умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования. |
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками
|
Здоровье — определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих, называть и показывать, что именно болит (какая часть тела, орган); — различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их; — соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх в спортивном зале; —выбирать одежду и обувь, соответствующие погоде. Познание Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: — использовать в различных видах деятельности углублённые представления о предметах ближайшего окружения и о предметах, явлениях, выходящих за пределы непосредственного восприятия; — устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на имеющиеся представления; — высказываться об индивидуальных познавательных предпочтениях, демонстрировать познавательные интересы. |
Тематическое планирование по рисованию
|
Тема (раздел) |
Количество непосредственно образовательной деятельности |
В том числе: практической непосредственно образовательной деятельности |
Диагностика |
1 |
|
|
Диагностика |
1 |
|
|
Целевая прогулка к светофору «Правила и безопасность дорожного движения». |
|
1 |
|
Радость послушания. |
1 |
|
|
Земной шар на столе. |
1 |
|
|
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов. |
|
1 |
|
День воспитателя и всех дошкольных работников |
|
1 |
|
Портреты Земли. Откуда пошло название нашей Родины (Русь). |
1 |
|
|
Знаки вокруг нас. |
1 |
|
|
Права и обязанности ребенка. |
1 |
|
|
(Всемирный день животных) Царство животных. |
1 |
|
|
Путешествие к жителям тундры. |
|
1 |
|
Международный день врача. Если хочешь быть здоров |
|
1 |
|
Пожароопасные предметы. |
1 |
|
|
Путешествие растений. |
1 |
|
|
Беседа «Чудесное яблоко». |
1 |
|
|
Помощник в путешествии «Глобус и карта» |
1 |
|
|
Моя родина – Россия. (день народного единства) |
1 |
|
|
Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице). |
|
1 |
|
Кто и как считает и измеряет время. |
1 |
|
|
Занятие – экспериментирование «Свойства воды». |
|
1 |
|
Капустница |
|
1 |
|
Как появился календарь. |
1 |
|
|
День матери |
|
1 |
|
«Зоопарк» |
1 |
|
|
Осень. Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Огонь – друг или враг? |
1 |
|
|
«Идет волшебница зима..» |
1 |
|
|
«Моя семья» |
1 |
|
|
«Могу, хочу, должен». |
1 |
|
|
Часы. |
1 |
|
|
Пусть елка новогодняя нам радость принесет. |
1 |
|
|
Удивительное место на земле – Африка (1 занятие). |
1 |
|
|
«Все работы хороши, выбирай на вкус». |
1 |
|
|
(Русский народный праздник Рождество) Пришла Коляда отворяй ворота. |
|
1 |
|
Удивительное место на земле – Африка (2 занятие). Африка – страна вечного солнца. |
1 |
|
|
«Жизнь птиц зимой». |
1 |
|
|
«Солнечная система». |
1 |
|
|
«Для чего человеку нос?» гигиена дыхательной системы. |
1 |
|
|
КВН «Мы – друзья природы». |
1 |
|
|
Родина. Любовь к отечеству. Интегрированное занятие. |
1 |
|
|
(День доброты) Доброе братство дороже богатства. |
1 |
|
|
«Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко». |
1 |
|
|
(Международный день родного языка) Откуда Азбука пошла. |
1 |
|
|
Что мы знаем об Африке. Итоговое занятие викторина «Поле чудес». |
1 |
|
|
Удивительное в камне. |
1 |
|
|
День защитника Отечества |
1 |
|
|
Встречи с интересными людьми. «Профессия – портной». |
1 |
|
|
Зима. |
1 |
|
|
Мамы разные нужны, мамы разные важны. |
1 |
|
|
Что из чего и для чего «Сравнительные свойства железа и дерева». |
|
1 |
|
Домашние животные. |
1 |
|
|
(Всемирный день воды и водных ресурсов) Царица – водица часть 1. |
1 |
|
|
Дикие животные |
1 |
|
|
Царица – водица часть 2. |
|
1 |
|
«Как увидеть воздух». |
|
1 |
|
Уши разные нужны, уши разные важны |
1 |
|
|
Пожарный герой – он с огнем вступает в бой. |
1 |
|
|
Праздник «Сороки» |
|
1 |
|
Путешествие в прошлое карандаша |
1 |
|
|
(День космонавтики) Покорение космоса. |
1 |
|
|
Люди мечтают |
1 |
|
|
Мудрое слово |
1 |
|
|
Царство растений |
1 |
|
|
Культурные растения. |
1 |
|
|
Гиганты прошлого. |
1 |
|
|
9 мая Защитники отечества |
1 |
|
|
Дикие растения. |
1 |
|
|
Занятие – викторина. Правила безопасности. (итоговые занятия) |
|
1 |
|
Весна красна (итоговое) |
1 |
|
|
Дети планеты Земля |
1 |
|
|
Удивительное о животных |
1 |
|
|
Диагностика |
1 |
|
|
Диагностика |
1 |
|
|
Итого: 74 |
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области
Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Художественное творчество» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в октябре и апреле каждого учебного года.
Перечень литературы и средств обучения
Для педагогов:
- Т.Н.Доронова. «Радуга» – М.: Просвещение, 1996.
- Гризик Т. Познавательное развитие детей 5-6 лет. – М., 1997
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.
- А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: «Творческий центр «Сфера» 2004
- О.В. Дыбина «Что было до…» М., 1999
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Для воспитанников:
- «Познаю мир» Гризик Т.И. развивающая книга для детей 5-6 лет М.: Просвещение 2009
- художественная,
- атласы, энциклопедии для дошкольников
- электронные средства обучения,
- интернет-ресурсы.
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
Технические средства обучения
- Магнитофон;
- CD и аудио материал
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по познавательному развитию, а именно:
- На формирование целостной картины мира;
- На расширение кругозора детей;
- На расширение представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека)
- На развитие умения устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении;
Наглядно – образный материал
- Уголок области «Познание» (уголок экспериментирования);
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с…
Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической...
Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»
Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»
Ата-аналар белән эш планы
2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...